kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектирование как новая форма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предъявляют высокие требования к сегодняшним студентам. Выпускники образовательных организаций должны не просто знать содержание изученных курсов, не только уметь применить полученные знания в профессиональной области, но и обеспечить свою успешную социализацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование как новая форма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК НОВАЯ ФОРМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Современные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предъявляют высокие требования к сегодняшним студентам. Выпускники образовательных организаций должны не просто знать содержание изученных курсов, не только уметь применить полученные знания в профессиональной области, но и обеспечить свою успешную социализацию.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту приоритетной целью профессионального образования становится формирование у студентов способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (ПК) и способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также, в определенной широкой области (ОК). Совокупность требований к личности студента, заключенных в ОК, говорит об усилении личностной направленности образовательного процесса. Это соответствует новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.

Внедрение   новых стандартов — это уникальная возможность для педагога-психолога по-другому посмотреть на собственную деятельность, выстроить ее в системном ключе, с упором на приоритетные направления, такие как проектирование, мониторинг.

Блок социально-психологического проектирования должен реализоваться, с моей точки зрения, по двум основным векторам:

  • создание развивающей социально-педагогической среды, обеспечивающей развитие универсальных учебных действий;

  • непосредственная психологическая работа с обучающимися по развитию универсальных учебных действий.

Изменение парадигмы образование: от цели «Усвоение знаний, умений и навыков» к цели «Развитие личности учащегося» приводит к возникновению понятия «Универсальные учебные действия». Виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, это как раз достижимо через использование технологии проектирования.

Регулятивные - умение организовывать свою деятельность (целеполагание, планирование, корректировка плана).

Личностные УУД - умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

Коммуникативные УУД - умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Познавательные УУД - умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире, умение сформулировать проблему и найти способ её решения.

Участие педагога должно быть деятельным, это значит, что педагог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию образовательного процесса в образовательном учреждении, создавать социально-психологические условия для развития и успешного обучения детей, оценивать результаты своего участия в происходящих событиях.

Проектирование является приоритетной технологией, которая способствует формированию УУД у студентов и оптимально позволит развивать приобретенное дальше, отвечает всем современным запросам к личности, но часто не учитываются ключевые риски реализации данной технологии.(8)

  1. Почему ученик перестаёт заниматься проектом? Мотивация может пропадать у ученика, потому что ему трудно выполнить этот вид деятельности. Определение склонности ученика к творческой, исследовательской или проектной деятельности.

  2. Кроме традиционных направлений психологического сопровождения, педагог должен уделять внимание разработке своей проектной деятельности, проработать теоретически тему, накапливать опыт взаимодействия с учащимися и с учителем-новатором, являясь полноправным членом коллектива.

  3. Научная, исследовательская работа с различными источниками информации требует хорошего запаса физического и психического здоровья, поэтому существуют психологические методы определения коэффициента продуктивности и сохранности здоровья и методы снятия напряжения.

  4. Имея опыт работы по психологической подготовке учащихся к ученическим конференциям. Подготовить ученика для выступления тоже половина успеха. Не каждый ребёнок, склонный к исследовательской деятельности обладает ораторскими способностями.

  5. Технология помогает установить причинно-следственные связи происходящего. Поиск ответа, разбираться в себе и в том информационном поле, в котором находятся.

  6. Продуктом проектной деятельности педагога и учащегося может быть решение конкретной психологической проблемы (психологические процессы, образовательная среда, отношения между участниками образовательного процесса и др.).

  7. Увеличение опыта педагога и студента, расширение их кругозора, совершенствование профессиональных умений, повышение профессиональной компетентности.

Проектирование, введенное в образовательный процесс, позволяет эффективно взаимодействовать с администрацией, педагогами, студентами в рамках образовательного процесса и внеучебной занятости, которая вызывает все больший интерес и в рамках ФГОС нового поколения.

Основные этапы работы педагога-психолога в рамках технологии проектирования:

  • 1-и этап - исследовательский: педагог раскрывает требования к созданию, реализации и защите творческих проектов; организуется группа «генераторов идей», которая предлагает различные идеи, и группа «экспертов», которая проводит экспертизу идей. На данном этапе осуществляется мини-исследование проблемы, над которой будут работать проектировщики. Тема проекта определяется теми проблемами и потребностями, которые актуальны для участников проекта.

  • 2-и этап - технологический: на основе анализа научной литературы по теме, проведенного исследования данной проблемы составляется программа, в которой будут определены направления, формы и методы работы, разработаны основные обязанности каждого участника проекта. На данном этапе важным является: осознание цели, задач проекта; выбор средств достижения цели; понимание возможных трудностей при реализации проекта; соотнесение собственных знаний, умений и возможностей с выдвинутой проблемой; осознание реальности проекта; понимание важности соблюдения этических принципов в ходе проектной деятельности.

  • 3-й этап - защита творческих проектов: презентация творческих проектов, обсуждение положительных и проблемных моментов в разработке и реализации творческого проекта, дальнейшие перспективы по использованию проектной деятельности.

Рассматривая возможные роли педагога-психолога в образовательном процессе то важно прийти к выводу, что именно работа в связке с учителями, администрацией для достижения результатов становится одним из приоритетов. Поэтому вектор действий педагога смещается. На первый план выходят такие направления деятельности, как участие в проектировании, в разработке параметров диагностики и проведении мониторинга, участие в проведении совместных обучающих и проектировочных мероприятий для педагогов, консультирование специалистов и др.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Селина Елена Александровна

Дата: 11.11.2018

Номер свидетельства: 484996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства