База реализации проекта:МОУ « Школа № 18 г. Тореза»
Обоснование выбора направления проекта
Курс нашего государства на создание профессиональной армии предусматривает уменьшение количества юношей, которые будут призваны в армию для прохождения срочной военной службы в мирное время, и одновременно увеличение числа выпускников образовательных учреждений, которые по достижении определенного возраста без прохождения военной службы будут поставлены на воинский учет военнообязанных и назначены для комплектования воинских частей в военное время с учетом допризывной подготовки.
В связи с этим значительно возрастает роль военной подготовки в стенах учебного заведения, непосредственно дает юноше знания и умения, связанные с его будущей военной деятельностью.
Приобретенные в учебных заведениях воинские знания и навыки определят уровень способности выполнения конституционной обязанности гражданином по защите Отечества. Сегодня учебные заведения является единственным центром по подготовке всех без исключения юношей к защите Отечества. В этой ситуации чрезвычайно возрастает роль предмета «Начальная военная подготовка» как составной части военно-патриотического воспитания, направленного на подготовку юношей в теоретическом, практическом, физическом и психологическом плане к будущей военной деятельности.
Учитывая эти обстоятельства в каждом учебном заведении планируется военно-патриотическое воспитание молодежи как отдельный раздел годового плана работы.
Цель проекта:
Создание необходимого инновационного потенциала для военно-патриотического воспитания учащейся молодежи.
Приоритетные задачи:
формирование чувства патриотизма, любви к своему народу, его истории, культурных и исторических ценностей;
воспитание гражданских чувств и сознания, уважения к Конституции и другим законам государства, социальной активности и ответственности за порученные государственные и общественные дела;
формирование способностей к анализу внешнего и внутриполитического положения, умение на этой основе самостоятельно адекватно оценивать события, происходящие в государстве и мире, свою роль и место в этих событиях;
создание комплекса мероприятий по воспитанию патриотических чувств и сознания граждан;
формирование стремления к овладению военными знаниями, соответствующего уровня физической подготовки и выносливости;
повышение престижа военной службы, формирование и развитие мотивации, направленной на подготовку к защите Родины и службе в Вооруженных Силах;
создание системы военно-патриотического воспитания.
Ожидаемые результаты:
создание органичной образовательно-воспитательной среды для всех участников образовательно-воспитательного процесса;
воспитание и обучение здоровых физически, психически, адекватно оценивающих свое место и предназначение в жизни выпускников.
Сроки проекта: Сентябрь 2018 - май 2019 г.
Реализация проекта
№
Деятельность
Срок
Исполнители
Учебная работа
1.
Повышение эффективности уроков по предмету «Начальная военная подготовка» как основной формы военно-патриотического воспитания обучающихся.
постоянно
Преподаватель НВП
2.
Обеспечить повышение интереса обучающихся к предмету «Начальная военная подготовка»
постоянно
Преподаватель НВП
3.
Оказание помощи учителям
1-4 классов по вопросам военно-патриотического воспитания
постоянно
Преподпватель НВП
4.
Организовать проведение учебно-полевых занятий с юношами 10-11 кл.
май
Администрация, преподаватель НВП
Внеклассная работа
1.
Провести спортивно-оздоровительный праздник «День здоровья»
сентябрь
Учителя ф-ры, педагог-орг,
кл.руководители
2.
Организовать мероприятия, посвященные Дню освобождения Донбасса.
сентябрь
Кл.руководители, педагог-орг.
3.
Принять участие в городской военно-спортивной игре «Зарница».
март
Учителя ф-ры, педагог-орг.
4.
Смотр песни и строя, посвязщенный
Дню Защитника Отечества «Я будущий защитник Отечества»
февраль
Преподаватель НВП, педагог-орг., кл.руководители
5.
Организовать вахту памяти, посвященную Дню Победы в Великой Отечественной войне.
май
Кл.руководители педагог-орг.
6.
Принять участие в акции «Бессмертный полк»
май
Педагогический коллектив
7.
Привлекать родителей к участию во внеклассной и внешкольной работе по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.
постоянно
Педагогический коллектив
8.
Рекомендовать родителям знакомить детей с семейными боевыми и трудовыми традициями, проводить беседы о героических подвигах наших отцов и дедов.
постоянно
Педагогический коллектив
9.
Уделять внимание физической подготовке и закаливанию детей.
постоянно
Родители
Военно-патриотическое воспитание осуществляется по следующим направлениям:
государственное- базируется на обеспечении государством системы военно-патриотического воспитания;
социальное - основывается на изучении норм морали, их соблюдении, ориентированное на осознание приоритета общечеловеческих ценностей и интересов, воспитания уважительного отношения к культуре, истории, языку, обычаям и традициямродного края;
военное - предусматривает изучение военной истории Отчизны, основных образцов техники и вооружения Вооруженных Сил, приобретение начальных навыков пользования ими, повышение физической закалки в интересах подготовки к защите Отечества;
психолого-педагогическое - основывается на изучении психологических особенностей молодежи, их учете в процессе подготовки юношей к военной службе, проведении методической работы по обобщению и распространению передового опыта военно-патриотического воспитания, совершенствовании форм и направлений этой деятельности;
правовое - предусматривает формирование глубоких правовых знаний, привитие высокой правовой культуры.
убеждение - формирование уверенности в общественной полезности деятельности по подготовке к защите Отечества;
стимулирование - реализуется в различных формах поощрения и соревнования;
личный пример - деятельность воспитателя, который должен быть образцом для молодежи, должен обеспечивать педагогические требования, умение давать поручения и проверять его выполнение;
самоподготовка - процесс активного формирования и самосовершенствования молодого человека, воспитания чувства патриотизма, которое реализуется путем самостоятельного обучения и самоконтроля.
Военно-патриотическое воспитание осуществляется в форме лекций, бесед, рассказов, экскурсий в музеи военных частей, встреч с ветеранами войны, труда и военной службы, походов по местам боевой славы, поисковой работы, участия в работе клубов и кружков военно-патриотического направления.
Одной из основных форм военно-патриотического воспитания является военно-шефская работа, которая заключается в установлении и поддержании связей военных частей, высших военных учебных заведений с органами государственной власти, органами местного самоуправления, трудовыми коллективами, гражданскими учебными заведениями, общественными организациями с целью проведения совместных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, воспитание у нее гражданских чувств и качеств.
Формами военно-шефской работы являются:
приглашение представителей подшефных коллективов в качестве наблюдателей при проведении тактических учений, организация тематических вечеров, встреч с личным составом воинских частей, семьями военнослужащих;
привлечение молодежи к участию в составлении мемориальных комплексов, памятников, братских могил, других захоронений защитников Отечества;
оказание помощи местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в создании учебно-материальной базы учебных заведений, необходимой для проведения допризывной подготовки;
организация соревнований по военно-прикладным видам спорта;
проведение стрельб из автомата (малокалиберной винтовки) боевыми патронами.
Организация взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, руководителей учебных заведений, предприятий, учреждений с органами военного управления, соединениями, воинскими частями, военными учебными заведениями, организациями и учреждениями по вопросам военно-патриотического воспитания осуществляется на основании договоров о сотрудничестве, которые заключаются, как правило, на год и предусматривают правовые основы совместной работы и порядок взаимодействия сторон, их взаимные обязательства. Как приложение к договору может быть разработан план совместной работы на год, который утверждается должностными лицами, подписывающими договор.
Совместные мероприятия планируются с учетом интересов сторон и распределения полномочий и ответственности.
Военно-патриотическое воспитание осуществляется прежде всего в процессе обучения, где у учащихся закладывается фундамент глубоких знаний, формируются мировоззрение, национальное самосознание.
Уже в младших классах ученики осознают такие понятия, как «Родина», «подвиг», «патриот», учатся уважать землю отцов, изучают свою родословную.
Трудно переоценить значение предметов гуманитарного цикла в морально-политической и психологической подготовке будущих защитников Родины.
Уроки истории Отечества вооружают обучающихся знаниями законов общественного развития, помогают усвоить основные сведения о войне и армии. Школьники изучают героические боевые и трудовые традиции своего народа и его Вооруженных Сил.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за свою Родину, свой народ.
На уроках математики, физики, химии, биологии ученики получают основы знаний, без которых невозможно овладеть современной военной техникой и оружием, средствами защиты от оружия массового поражения. В процессе изучения этих предметов обучающиеся знакомятся с влиянием научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.
Большую роль в физической подготовке юношей к военной службе играют уроки физкультуры. На занятиях по физической культуре формируются качества, которые необходимы солдату: высокая работоспособность, выносливость, четкая координация и точность движений.
Во время занятий по начальной военной подготовке учащиеся знакомятся со спецификой военного труда, готовятся к исполнению обязанностей солдата, узнают об особенностях службы в Вооруженных Силах, воспитывают в себе качества, необходимые будущему воину. Программа допризывной подготовки (НВП) позволяет во время изучения каждой темы использовать материалы из жизни воинов в мирное время и пропагандировать на уроках примеры героического прошлого своего народа, его Вооруженных Сил. На занятиях по огневой подготовке предоставляется возможность показать преимущества нашего стрелкового оружия. Изучение военной присяги позволяет раскрыть важные требования к морально-боевых качеств воинов, формирует чувство национальной гордости за Родину.
Военно-патриотическое воспитание учащихся осуществляет весь педагогический коллектив школы. Для согласованного и целенаправленного проведения этой работы первостепенное значение имеет конкретное распределение обязанностей между членами педагогического коллектива.
Примерное распределение обязанностей может быть таким.
Директор учебного заведения:
направляет деятельность педагогического коллектива и школьных организаций и руководит всей работой по военно-патриотическому воспитанию учащихся;
планирует основные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, организует и контролирует их выполнение;
организует и готовит обсуждение вопросов военно-патриотического воспитания на заседаниях педагогического совета, родительского комитета;
способствует материальному обеспечению проводимых мероприятий, организует максимальное использование шефской помощи предприятий и воинских частей в военно-патриотической работе;
организует методическую работу с лицами, занимающимися военно-патриотическим воспитанием.
Заместитель директора учебного заведения по воспитательной работе:
осуществляет мероприятия по военно-патриотическому воспитанию во внеурочное время;
контролирует и координирует деятельность классных руководителей и оказывает им помощь в организации военно-патриотической работы с обучающимися;
привлекает к военно-патриотической работе в учебном заведении шефскую военную часть, актив родителей и общественные организации;
поддерживает постоянный контакт с преподавателем предмета «Начальная военная подготовка» в организации военно-патриотической работы с обучающимися.
Классный руководитель:
планирует и организует работу по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в классе;
участвует в проведении общешкольных мероприятий;
обеспечивает активное участие учащихся класса в различных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию;
оказывает помощь преподавателю предмета «Начальная военная подготовка» в создании в классе необходимых условий для овладения военными знаниями и навыками;
способствует повышению военных знаний путем привлечения учащихся к участию в военно-технических кружках, конкурсах, тематических вечерах, олимпиадах и других мероприятиях, проводимых в школе с целью подготовки обучающихся к военной деятельности.
Учитель:
использует учебный материал из своего предмета во внеклассной работе по военно-патриотическому воспитанию;
руководит работой кружка по предмету, максимально используя кружковые занятия для проведения военно-патриотического воспитания;
помогает организовать читательские конференции, вечера, смотры, конкурсы, выставки, встречи, просмотры кинофильмов и т. д. на военно-патриотические темы.
В каждой школе конкретное распределение обязанностей между членами педагогического коллектива определяется с учетом интересов, возможностей, знаний отдельных учителей.
В современных условиях наряду с ростом воспитательной функции школы повышается роль семьи в воспитании детей, усиливается значение общественного воспитания.
Школа является центром воспитательной работы в микрорайоне и широко использует помощь общественности и родителей в работе по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.
Работас родительским активом проводится по следующим направлениям:
разъяснение родителям задач военно-патриотического воспитания обучающихся;
ознакомление родителей с основными методами военно-патриотического воспитания детей;
привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной работе (помощь в проведении походов, экскурсий, военных игр, руководство кружками, беседы с учениками) на патриотические темы, различные формы совместной поисковой и творческой деятельности.
Различные профессиональные знания и умения родителей, их увлечения при умелом педагогическом руководстве со стороны учителей помогут обогатить внеклассную военно-патриотическую работу с учениками.
Родителям рекомендуетсятакие формы и методы военно-патриотического воспитания учащихся в семье:
ознакомление детей с семейными боевыми и трудовыми традициями;
беседы о героических подвигах нашего народа;
чтения и обсуждения с детьми книг на военно-патриотическую тематику;
совместный просмотр героико-патриотических фильмов, телевизионных передач;
поощрение детей за участие в уходе за могилами воинов и оказание помощи инвалидам войны;
развитие интереса к военной профессии и службе в Вооруженных Силах;
физическая подготовка и закаливание детей.
Опыт работы передовых школ показывает, что военно-патриотическое воспитание обучающихся в духе постоянной готовности к защите своего Отечества необходимо проводить систематически, целенаправленно и настойчиво.