kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Нет табачному дыму! (на основе опыта работы по профилактике социально-негативных явлений (табакокурения) в английских школах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Нет - табачному дыму! ( из опыта работы в англоговорящих странах)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Нет табачному дыму! (на основе опыта работы по профилактике социально-негативных явлений (табакокурения) в английских школах».»

Описание Проекта и информация по критериям Конкурса

Наименование Проекта: «Нет табачному дыму! (на основе опыта работы по профилактике социально-негативных явлений (табакокурения) в английских школах».

  1. Введение:

Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ и воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения – одна из первоочередных задач нашего общества. На сегодняшний день в мире и стране особенно обострилась проблема борьбы с табакокурением. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит образовательным учреждениям, в том числе, учреждениям дополнительного образования.

Осуществляя педагогическую и воспитательную деятельность в качестве педагога дополнительного образования, провожу эффективную работу по воспитанию у обучающихся потребности здорового образа жизни – по профилактике такой вредной привычки, как табакокурение. У нас с воспитанниками возникла идея создания социального проекта по данной проблеме, существующей в мире подростков и их родителей. В связи с тем, что мы изучаем английский язык в системе дополнительного образования (клуб английского языка «Интерфабрика»), стали исследовать, как проходит деятельность борьбы с табакокурением в английских школах. На основе данной информации мы сформулировали цель и задачи нашего проекта:

Цель проекта: Профилактика курения среди обучающихся и формирование их стойкой негативной установки к употреблению никотина на основе осознания здоровья как ценности; снижение риска возникновения данной зависимости.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- Организация среди обучающихся мониторинга табакокурения для отслеживания эффективности мероприятий (анкетирование)

- Организация системы комплексных мероприятий по профилактике курения среди обучающихся и способствующих ориентации на здоровый образ жизни

- Расширение информированности подростков о факторе риска, создаваемого табакокурением

- Привлечение обучающихся к насыщенной, интересной, разнообразной жизни, в которой нет места курению

- Формирование умения сказать «нет» вредным привычкам

- Изучение опыта работы английских школ по профилактике табакокурения


Для реализации нашего проекта «Нет табачному дыму! (из опыта работы по профилактике социально-негативных явлений (табакокурения) в английских школах», прежде всего, мы провели следующий ряд лекций:


1.Вводная лекция: «Проблема планетарного значения»

Многочисленные исследования о характере, распределении, динамике и многих других аспектах социально-негативных явлений в мире, в частности, табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ-нфекции среди детей и подростков показали, что основные причины и факторы в состоянии и динамике социальных отклонений связаны с конкретными социально-экономическими и культурно-воспитательными характеристиками жизни населения, такими, как социальный состав населения, трудовая активность, политическая культура, экономические и социальные условия жизни, особенности психологии и ряд других данных. Наиболее важный вывод, к которому приходят специалисты, заключается в том, что главным источником преступности и иных социально-негативных явлений в 20-м веке выступают, как правило, общие издержки современной цивилизации.

В современных условиях многие социологи считают, что главной причиной роста нарушений социальных норм является научно-технический прогресс. Перенапряжение, страх, неуверенность, отчаяние и другие психологические особенности молодого поколения в современном мире, полном конфликтов и социальных неурядиц, неизбежно толкают на употребление алкоголя, никотина, наркотиков, а впоследствии и на преступление. Причем, преступления совершаются не только беднейшими слоями общества, но и так называемыми «сливками» общества. Буквально каждому из нас известны случаи, когда аморальные и антиобщественные поступки (в том числе и преступления) совершают подростки, которые живут как в трудных, так во вполне благополучных материальных условиях.

Поэтому, при всей значимости объективных социально-экономических условий жизни, очень важными для формирования нормативной установки являются социально-психологические факторы и система ценностной ориентации личности подростка. Именно они создают тот интеллектуальный и морально-психологический стержень личности, на котором затем будет основано либо правомерное, либо преступное или аморальное поведение. Это как раз тот стержень, который заставляет человека честно трудиться и служить своей семье, родине, обществу, понимая при этом несправедливость и нерешенность многих и многих проблем, а другому позволяет грабить, обогащаться, лгать, убивать морально и физически.

Факторы развития социально-негативных явлений:

- Возраст. Ни для кого не секрет, что имеются различия в психологии людей различного возраста. Они естественны, поскольку очевидны различия в поколениях; они преодолимы, так как имеется смена поколений, и молодые тоже стареют; но они же часто приводят к столкновению, когда не совпадают сами нормативные системы. Швейцарские ученые Casparis J. и Vaz E.W. (1979) провели анализ поведения подростков и молодежи. Они показали, что среди многих юношей и девушек распространены бессмысленная порча имущества, культурных ценностей, драки, азартные игры, коллективное пьянство, уличные хулиганства, употребление наркотиков.

- Культура. Она включает образование, общее культурное развитие и систему культурных ценностей молодежи. Различия в этих системах предопределяют приверженность личности тем или иным нормам, в первую очередь, эстетическим и этическим нормам, обычаям, традициям.

- Национальность. Этот фактор обусловливает выработку и сохранение консервативных обычаев, традиций и иных норм поведения, закрепленных в ходе исторического развития того или иного этноса. Они в основном касаются традиционных норм морали и эстетики – взаимоотношений полов, возрастов, запреты на вредные привычки и т.д.

- Регионы проживания. Этот фактор тесно связан с национальными особенностями, с образом жизни, ландшафтом, климатом и т.д.

- Социальные отклонения часто возникают в проблемных ситуациях молодежной среды. Это ситуации, которые требуют особого изучения и обязательных решений. Особо напряженная проблемная ситуация складывается при конфликтах, то есть при столкновении противоположных интересов конкретных людей или групп. Не случайно более 40% самоубийств порождается конфликтами и неурядицами.

В нормировании социального поведения подростка всегда учитывают, что могут быть искажены такие элементы психики человека, как восприятие ситуации, точность и быстрота реакции, адекватность принятия решений и т.д. Причем это элементы, которые не зависят от воли человека. В одних случаях психофизиологическое состояние человека позволяет ему «проявиться» адекватно и воздержаться от нарушений социальных норм. В других же случаях это же состояние толкает человека на совершение действий, не укладывающихся в регламент и норму. Это уже требует применения мер или социального, или медицинского характера. Социальные реакции (то есть социальные формы поведения) являются опосредованными и могут быть непосредственным проявлением нарушений биологической нормы и иметь опосредованные биологические причины. Любой поступок молодого человека, будь он нормальным или отклоняющимся, непременно связан с биологическими факторами. И не только в случаях с алкоголиками, наркоманами, самоубийцами, с лицами, имеющими физические и психические недостатки, но и с психически и физически зрелыми и здоровыми людьми.

Сегодня большое количество детей и подростков приобретает зависимость от психоактивных веществ (ПАВ): алкоголь, табакокурение, наркотики.

На основе вышеизложенных фактов надо серьезно задуматься. Ведь по данным Государственного Всероссийского научного центра психиатрии и наркологии среди подростков от 14 до 18 лет:

- спиртные напитки потребляют: 88% мальчиков, 93% девочек;

- употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни: 56% мальчиков, 20% девочек.

Причинами служат:

 Социально-экономическое неблагополучие семьи

 Неудовлетворенность жилищными условиями

 Безработные родители

 Отсутствие в семье единых норм поведения

 Семейные конфликты

 Генетическая предрасположенность к употреблению алкоголя

 Неудачи в учебе

 Общение с наркозависимыми лицами

 Социальное окружение сверстников

 Косвенная реклама наркотиков в Интернет, рок-музыке, видеофильмах


  1. Лекция: «Факты и цифры такого социально-негативного

явления как табакокурения в мировом масштабе»

Рассмотрим страшнозависимую проблему табакокурения. Ежедневно в мире от этой пагубной привычки умирает 8 000 человек; ежемесячно – 240 000 человек; ежегодно - 2,5 млн.

Отрицательные воздействия никотина:

Н – ненависть, недоумок

И – инсульт, инфаркт, исход

К - кража, карантин, кашель

О – одышка, отравление, ожог, опий

Т – тупица, табак

И – истерия, истощение, инвалидность

Н - негативизм

• Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг или 2-3 капли.

• Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

• Однако, если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

• Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит?» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

• В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер.

• Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.

• Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.

• Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

• Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.)

• Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

• Смертельная для человека доза никотина содержится в 20-25 сигаретах. Курильщики не умирают от такого или большего числа сигарет лишь потому, что выкуривание их растянуто во времени.

• По данным Роспотребнадзора, опубликованным в связи с Всемирным днем без табака, Россия - одна из самых курящих стран мира. Так, среди россиян в настоящее время курят 65 %мужчин и свыше 30% женщин. Наблюдается отчетливая тенденция к увеличению количества курящей молодежи, в старших классах курят 50 %мальчиков и 40 %девочек.

• По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по инициативе которой ежегодно 31 мая проводится Всемирный день без табака, в мире ежегодно умирает около 5 миллионов человек от причин, непосредственно связанных с табакокурением.

• Hа примере нескольких стран, в которых курение стало массовой привычкой уже давно, было доказано, что табак является причиной смертности от рака легкого в 90% всех случаев, от бронхита и эмфиземы в 75% и от болезни сердца в примерно 25% всех случаев.

• Более 90 % школьников 9-10 лет знают, что курить вредно и осуждают курение. Тем не менее, в подростковом возрасте многие из них начинают курить.

• Подростков мало волнует, что они могут умереть через 30-40 лет от инфаркта миокарда или рака легких (пищевода). Их гораздо эффективнее могут озадачить ближайшие, непосредственно их затрагивающие последствия курения — снижение спортивных успехов, снижение эффективности усвоения языка и т.д. При этом приоритеты для разных полов различны: например, для девочек более важен внешний вид, а для мальчиков — успехи в спорте, но и для мальчиков, и для девочек решающим может оказаться факт ухудшения здоровья вследствие курения.

Еще констатирующие факты о вреде курения:

 Из каждых 100 человек, умерших от рака, 90 курили.

 Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили.

 В мире ежегодно изготавливается 3570 000 000 000 сигарет.

 Каждая выкуренная сигарета уносит 6 минут жизни.

 Значительная часть вредных веществ содержится не в табаке, а в бумаге, из которой делают сигареты.

 Табачный дым в 4 раза более загрязнен токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобилей.


Распространение и постепенный запрет курения

XVII век. В России царь Михаил Фёдорович приказывает казнить всякого, у кого найден табак. Царь Алексей Михайлович издает следующий указ: «Каждого, у кого будет найден табак, мучить до тех пор, пока не выдаст имя человека, давшего оный». В 1613 г. Джон Рольф, муж индейской принцессы Покахонтас, отправляет первый корабль, гружёный вирджинским табаком, в Англию.

В 1650 г. употребление табака запрещено в Баварии, Саксонии, Цюрихе. Султан Оттоманской империи Мурад IV провозгласил смертную казнь за употребление табака. Людей обезглавливали, четвертовали, но всё было напрасно — страсть к курению только расцветала. В 1691 г. в Люнеберге, Германии, введена смертная казнь за курение табака.

В 1836 г. на Кубе существовало 306 сигарных фабрик, производивших 4 млн. 887 тыс. сигар в год. А общее количество работающих скрутчиков превышало 2000 человек.

В 1840 г. Куба производила уже 141 млн. 638 тыс. сигар в год. За прошедшие четыре года производство увеличилось более чем в 29 раз!

В 1921 г. сигареты запрещены в 14 штатах США. Девушек выгоняют из колледжа за курение.

В 1963 г. табакоторговля по всему миру приносит $8,08 миллиардов долларов, 3,3 млрд из которых идут на различные налоги. В 1968 г. американцы выкуривают 544 миллиарда сигарет в год.

Табакокурение оказывает негативное влияние на организм человека. Не все курильщики знают, что входит в состав сигареты. Следующие компоненты говорят многое о себе:

 Никотин

 Табачная смола

 Ядовитый газ – окись углерода

 Химические раздражители

 Канцерогены

Первой страной в мире, где на пачках сигарет появились картинки, стала Канада (декабрь 2000 года). Через полтора года к ней присоединилась Бразилия. Во многих странах запрещено называть сигареты “легкими” (light и mild). Также во многих странах указано содержание ряда вредных веществ (смолы, никотин, формальдегид, синильная кислота, угарный газ CO, бензол и т.д.)


3. Лекция «Запрет курения в Великобритании»

- В Англии с воскресенья вводится запрет на курение в общественных местах - пабах, ресторанах, клубах, школах, больницах, тюрьмах и в любых служебных помещениях, где работают люди.

- Нарушители закона будут подвергаться крупным денежным штрафам. Если человек курит в запрещенном месте, то ему грозит от 30 до 200 фунтов стерлингов, а допустивший курение руководитель компании или учреждения может быть оштрафован на сумму до 2 тысяч 500 фунтов.

- "Новый закон вводится для защиты сотрудников на рабочих местах и широкой публики от вредного воздействия пассивного курения", - говорится в сообщении Национальной службы здравоохранения Англии. По ее данным, вдыхая сигаретный дым, человек получает до 4 тысяч различных вредных веществ, 50 из которых способны вызвать рак.

- За несколько недель до начала действия запрета Национальная служба здравоохранения разослала во все учреждения и компании буклеты и наклейки "Не курить", которые необходимо укрепить на видных местах. Получило такой пакет и лондонское представительство РИА Новости. За невыполнение данной нормы руководителю того или иного учреждения грозит штраф от 150 до 1000 фунтов стерлингов.

- Работодатель может организовать специальную комнату для курения сотрудников, которая не должна сообщаться напрямую или через вентиляционные ходы с другими рабочими помещениями. Курение также будет разрешено на открытых террасах ресторанов и кафе. Театральным актерам также разрешат курить на сцене, если "это является неотъемлемой частью представления".


4.Лекция «Негативное влияние табакокурения для девочек»

Женское курение особенно опасно для девочек своими последствиями для потомства. Наверное, не нужно лишний раз напоминать о том, что основной функцией, целью любой женщины, прежде всего, является материнство. Пусть некоторыми это не осознается в полной мере или не осознается вообще. Но, думаю, каждая женщина когда-нибудь, да задумается об этом всерьез. Миллионы бесплодных женщин во всем мире проходят дорогостоящие курсы лечения, чтобы познать радость материнства, в то время, как здоровые женщины, не ценя того богатства, данного им природой, отравляют себя систематически, изо дня в день.

Наверное, курящие девушки и женщины не задумываются о следующем влиянии курения именно на будущих детей:

- Курящие молодые девушки отстают в физическом и половом развитии.

- В 2,5 раза чаще диагностируются воспалительные процессы в половых органах, значительно повышается риск возникновения эрозивных и опухолевых заболеваний.

- Затрудняется имплантация зародыша в стенку матки – ранний выкидыш.

- Плод подвергается воздействию токсинов табачного дыма, которые поступают с кровью в организм матери. Происходит накопление их в тканях и органах плода развивается табачная интоксикация. Это сказывается на физическом развитии плода и на психике и интеллекте будущего ребенка.

- Повышается риск поздних выкидышей.

- У 17% курящих матерей происходят ранние роды – недоношенные дети

- Всего 4 выкуренных за день сигареты на 6% и более повышают риск преждевременных родов, а при выкуривании более 5 сигарет – уже на 50%

- Наблюдается преждевременная отслойка плаценты в родах, что приводит к тяжелым кровотечениям, опасным для жизни плода и матери.

- Не заканчиваются беды малыша, рожденного курящей женщиной и после рождения. Курение сказывается на лактации, пагубно влияет не только на количество, но и на качество грудного молока.

- Получаемые ежедневно с грудным молоком и из воздуха токсины табачного дыма, отражаются на дальнейшем развитии ребенка, приводя к отставанию, как в физическом, так и в умственном отношении.

Девочки, имеющие никотиновую зависимость, живут двумя ложными мифами: «Курение помогает оставаться стройной» и «Курение – это модно». А что же в реальности? Вспомним, сколько полных людей курят и не худеют. А мода в реальности на курение во всем мире уже прошла. Во всех цивилизованных странах модно выглядеть спортивным, здоровым и бодрым.


5.Лекция «Пассивное курение»

Пассивное курение. Что это такое? Определение очень простое. Это «ближний» курящих, который попадает в их среду и как бы курит, а вернее травится вместе с ними. Ученые и специалисты Англии пришли к выводу, что пассивное курение является третьей основной причиной смертности после активного курения и злоупотребления алкоголя.

Сегодня названы последствия, к которым приводит пассивное курение:

А) Многие люди, не являющиеся курильщиками, в результате воздействия табачного дыма испытывают общий дискомфорт и болезненные раздражения. При изучении группы некурящих, подтверждено, что 7 из 10 опрошенных отмечали раздражение слизистой глаз, 3 из 10 жаловались на головные боли, и каждый четвертый отмечал появление кашля.

Б) Астма, эмфизема, бронхит, хронический синусит, аллергические реакции, сердечно-сосудистые заболевания, вот далеко не полный перечень болезней, протекание которых может значительно обостряться. Например, многие больные астмой отмечают, что если во вдыхаемом ими воздухе присутствует табачный дым, то у них возникает ощущение сдавливания в области груди и затрудненность дыхания. Наличие данных симптомов подтверждается врачами.

В) Продолжают появляться все новые доказательства того, что пассивное курение влияет на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Крупные исследования, проводившиеся учеными из Великобритании показали, что для некурящего человека, постоянно находившегося в окружении курильщиков, риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний составляет примерно 30%.

Г) Исследования показали побочный дым, содержащийся в табаке, как канцероген группы А, т.е. самую негативную группу воздействия на здоровье. Значит, риск возникновения рака легких у людей, подверженных пассивному курению на 25% выше, чем у тех, кто не имеет непосредственно контакт с курильщиками.

Д) Табачный дым представляет для ребенка большую опасность, чем для взрослых, т.к. ребенок поглощает больше никотина и его легкие, находящиеся в процессе формирования, более чем уязвимы перед внешними раздражителями. Дети курящих родителей имеют большую вероятность заболеваний респираторными инфекциями, так же пневмониями, бронхитами, особенно в течение первых лет жизни.

6. Лекция «Меры по профилактике

табакокурения в английских школах»

Вопрос об ограничении курения в определенных местах бесспорно заслуживает сейчас самого серьезного внимания. Речь идет о безусловном запрещении курения в зданиях школ, учебных заведений, медицинских учреждений и на предприятиях общественного питания (включая рестораны) и т. п.

Система образования в Великобритании имеет ряд особых признаков, среди которых надо выделить следующие:

- В частных школах Англии очень строгая дисциплина.

- Запрещено грубить учителям, покидать территорию школы без особого разрешения.

- За курение или употребление алкоголя учащихся наказывают очень строго, вплоть до исключения со школы.

Многие учебные заведения повсюду ищут наиболее эффективные формы антиникотиновой пропаганды. В ряде городов Англии созданы школьные "противокурительные" клубы, комплектуются агитавтомобили, обслуживающие школы. Основная программа "противокурительных" клубов - это "глубокое ознакомление" учащихся с пагубным действием табака на организм. Члены клуба подписывают карточку с обязательством не курить и всегда носят ее при себе. Изучение работы таких клубов показало, что их опыт заслуживает распространения.

Большую роль в борьбе с курением могут играть педагоги и медицинские работники. Упорно, изо дня в день, должны они разоблачать мнимую романтику увлечения "голубым змием", разъяснять непоправимый вред, наносимый здоровью, на конкретных примерах показывать несовместимость курения с занятиями спортом, с напряженным трудом.

Проблема подросткового курения становится острее год от года. Все больше подростков оказывается втянутым в курение со школьной скамьи. Но даже страшная статистика не способна заставить их отказаться от сигарет. Курят дети, подростки и студенты, мужчины и женщины. Причем большинство курильщиков составляют люди в возрасте от 20 до 29 лет, а дети приобщаются к сигарете уже... на начальной стадии обучения.

Установлено, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Данные подтверждают тот факт, что подростки более подвержены любым формам наркотической зависимости, в том числе и никотиновой. Зависимости в этом возрасте формируются значительно быстрее и наносят тяжелый, а зачастую непоправимый, вред еще растущему и формирующемуся организму. Для подростка расставание с вредной привычкой является большой проблемой не только психологического, но и физиологического характера. Бросить курить – это подвергнуть организм стрессу, который аналогичен тяжелому острому воспалительному процессу. По данным английских исследователей, у бросающих курить начинается депрессия, мышечные боли, повышение температуры, изменение аппетита и обострение всех хронических болезней. Преобладающее большинство детей и подростков, желающих бросить курить или задумывающихся о наличии этой проблемы, нуждаются в комплексной медицинской помощи.


  1. Реализация Проекта:

Идея реализации Проекта на территории г. Иркутска:

Данный проект имеет социальную значимую деятельность, т.е. направлен на профилактику и борьбу с таким социально-негативным явлением как курение подрастающего поколения. К сожалению, курение сегодня «молодеет».

В связи с этим мы определяем цель нашего проекта следующей:

Профилактика курения среди обучающихся и формирование их стойкой негативной установки к употреблению никотина на основе осознания здоровья как ценности; снижение риска возникновения данной зависимости.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучение опыта работы английских школ по профилактике табакокурения

- Организация среди обучающихся мониторинга табакокурения для отслеживания эффективности мероприятий (социальный опрос, анкетирование)

- Организация системы комплексных мероприятий по профилактике курения среди обучающихся и способствующих ориентации на здоровый образ жизни

- Расширение информированности подростков о факторе риска, создаваемого табакокурением

- Привлечение обучающихся к насыщенной, интересной, разнообразной жизни, в которой нет места курению

- Формирование умения сказать «Нет!» вредным привычкам




Работа с потенциальными участниками Проекта

и целевыми группами:

Основная часть проектных мероприятий реализовывается в Ленинском округе города Иркутска (Иркутск-2), в Доме детского творчества № 5.

Участниками проекта являются обучающиеся старшей группы № 5

(14-17 лет) клуба английского языка «Интерфабрика» МБУДО города Иркутска «Дом детского творчества № 5»

Руководитель:

Труфанова Ритта Анатольевна (педагог дополнительного образования, руководитель клуба английского языка «Интерфабрика» МБУДО города Иркутска «Дом детского творчества

№ 5»)

Объект исследования: обучающиеся ДДТ № 5 (58 человек)

Предмет исследования: отношение подростков к табакокурению


Данный проект важен и социально значим для следующей аудитории:


п/п

Целевые группы

социального проекта

Заинтересованные стороны

1.

обучающиеся ДДТ №5

14-17 лет

родители обучающихся

2.

другие подростки 14-17 лет данного микрорайона

педагоги и общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, учреждений дополнительного образования



социальные педагоги



спортивные секции



библиотеки



музеи



сетевые партнеры



инспекции по делам несовершеннолетних


Работа со средствами массовой информации:


Информация о ходе реализации Проекта, его итогах за истекший период распространялась следующим образом:

  1. Соавтор целевой социально-значимой программы «Дети вокруг нас» к программе развития МБОУ ДОД Дома детского творчества

№ 5 г. Иркутска «Город творчества- 2011-2016гг.» Программа продолжает свое развитие с корректировками до 2017г.

  1. Обобщение опыта на Областной ежегодной научно-практической конференции «Наркомания-реальная угроза безопасности России» по теме согласно данного проекта «Нет табачному дыму! (из опыта работы по профилактике социально-негативных явлений (табакокурения) в английских школах» с последующей публикацией в сборнике МФКС и МП Иркутской области, ОГКУ «Центр профилактики наркомании», ФГБОУ ВПО «БГУЭиП», г. Иркутск, 14.11.2012

3. Статья в газете Дома детского творчества № 5 «Творческий вестник»

№1, декабрь 2013г.

4. Призер (1 место) Всероссийского творческого конкурса

«Осеннее вдохновение» в номинации «Методические разработки»,

работа «Опыт работы по профилактике социально-негативных

явлений (табакокурения)», октябрь 2014г., Номер диплома КДРФ-

106699, Интернет-портал «Конкурсы-Детям. РФ», г. Москва


Деятельность по Проекту:


Стратегия и методы реализации нашего проекта, т.е. способ достижения целей и показателей проекта разделены на следующие этапы:

1. Теоретический уровень мероприятий:

- Изучение опыта работы английских школ по профилактике табакокурения;

- Анализ выявленных проблем по профилактике курения, определение положительных и отрицательных сторон в воспитательной и практической деятельности участников проекта. Осуществляется методами: сравнение, изучение, анализ, синтез, составление диаграмм, графиков.

2. Исследовательский уровень мероприятий:

- Выявление проблемы курения среди обучающихся Дома детского

творчества и их родителей, частота случаев, причины, отношение

подростков к проблеме. Осуществляется методами: социологический

опрос, анкетирование, наблюдение, беседа.

3. Практический уровень мероприятий:

Организация и проведение системы комплексных мероприятий по

профилактике курения: тематическая игра, занятие-сказка, ролевая

игра, воспитательное занятие, акции.






Описание поэтапного выполнения календарного плана:


Название мероприятия

Возраст охваченной аудитории

Описание

мероприятия

Результат мероприятия

Срок исполнен

ия

Сбор информации о профилактике табакокурения в английских школах

Обучающиеся клуба английского языка «Интерфабрика» 14-17 лет

(группа № 5)

Поисковая работа в Интернете

Осознание проблемы табакокурения во всем мире как страшное явление

Сентябрь

-октябрь 2012-2022гг.

Анализ выявленных проблем по профилактике курения

Обучающиеся клуба английского языка «Интерфабрика» 14-17 лет

(группа № 5)

Сравнение и изучение данной проблемы в разных странах, анализ и составление диаграммы

Определение положительных и отрицательных сторон в воспитательной и практической деятельности участников проекта

ноябрь-декабрь 2012-2022гг.

Выявление проблемы курения среди обучающихся Дома детского творчества и их родителей

Обучающиеся различных ДТО ДДТ № 5

в возрасте 14-17 лет


Определение частоты случаев, причины, отношение

подростков к проблеме на основе социологического

опроса, анкетирования, наблюдения, беседы

Осознание анкетируемыми наличия или отсутствия у себя проблемы табакокурения

январь-февраль 2012-2022гг.

Комплексное мероприятие по профилактике курения: «Театрализованная игра «Суд над сигаретой!»

Обучающиеся различных ДТО ДДТ № 5

в возрасте 12-14 лет

Группы, созданные ВИГом (временной инициативной группой участников проекта) заранее готовят спектакль, плакаты, поделки, памятки

Зрители наглядно представят вред табакокурения

январь 2012-2022гг.

Комплексное мероприятие по профилактике курения: Занятие-сказка «Как черные братья решили завоевать мир»

Обучающиеся различных ДТО ДДТ № 5

в возрасте 10-12 лет

ВИГ готовит инсценировки в сопровождении презентации, плакаты, таблицы, карточки

Расширение знаний подростков о вреде курения

февраль 2012-2022гг.

Комплексное мероприятие по профилактике курения: Ролевая игра «Умей сказать – НЕТ!»

Обучающиеся различных ДТО ДДТ № 5

в возрасте 12-15 лет

ВИГ проводит ролевые игры с Феей Здоровья и Феей Болезни

Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения

март 2012-2022гг.

Комплексное мероприятие по профилактике курения: Занятие-беседа на тему: «Курить или жить?»

Обучающиеся различных ДТО ДДТ № 5

в возрасте 14-17 лет

ВИГ готовит буклеты о вреде курения, факты из истории приобщения европейцев к курению, проведение опыта с резиновой куклой, цитаты из художествен. литературы на данную тему

Наглядное представление о вреде курения на основе физического опыта

апрель 2012-2022гг.

Комплексное мероприятие по профилактике курения: «Акция «Нет табачному дыму!»

Обучающиеся различных ДТО ДДТ № 5

в возрасте 14-17 лет

Обучающиеся с транспарантами, флагами, плакатами антикурительного содержания выстраиваются на митинг и педагог организовывает шествие по улицам

Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения

май-2012-2022гг.

Комплексное мероприятие по профилактике курения: Акция «Сигарета на конфету!»

Обучающиеся различных ДТО ДДТ № 5

в возрасте 14-17 лет

Агитбригада ВИГ-ы проводит в холле учреждения выступление в начале учебного года в сопровождении плакатов, презентации, фруктов и конфет

Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения

сентябрь 2012-2022гг.


Трудности в работе:

По итогам реализации нашего проекта «Нет табачному дыму!» мы выявили следующие проблемы:

1.Сроки планируемого мероприятия приходилось менять в связи с проблемами здоровья ведущих членов клуба. Решение: необходимо иметь определенный резерв членов Клуба, которые в необходимых случаях могли бы заменить.

2.Материально-техническое обеспечение:

- Слабое: В наличии компьютер старой модели; принтер, требующий смены картриджа

- Отсутствие:


№ п/п

Наименование МТО для полноценной реализации проекта

Количество

Планируемый вид использования

1

Литература

до 10 книг

Изучение данной проблемы в мире

2

Лозунги, плакаты, шары, ламповые гирлянды

2 комплекта

Оформление зала и площадок

3

Призы: литература, канцелярия, конфеты, фрукты

До 20 призов на каждое мероприятие

(6 мероприятий)

Награждение (стимул)

4

Издание печатной продукции: буклеты, брошюры, памятки, листовки, информационные сообщения

До 50 шт одного вида

Информирование обучающихся, родителей и педагогов о предстоящих мероприятиях, о важных фактах по проблеме табакокурения

5

Фото и видеоуслуги

До 20 фото и 1 видеозапись каждого мероприятия

(6 мероприятий)

Подтверждение проведенных мероприятий, для обобщения опыта работы, самоанализ на основе увиденного, для архива нашего клуба

6

Ноутбук

1

Для полной и результативной реализации проекта

7

Мультимедийное оборудование: переносной проектор с экраном

1

Для полной и результативной реализации проекта

8

Музыкальный центр

1

Для музыкального сопровождения мероприятий данного проекта



Взаимодействие, партнеры:

Социальное партнерство играет большую роль в совместной реализации нашего проекта, проявляет себя в нашем образовательном учреждении в обмене опытом. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников проекта, позволяет обучающимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

Работая над нашим проектом, мы применяем следующие формы сотрудничества:

- совместная организация и проведение массовых мероприятий;

- совместная исследовательская и диагностическая деятельность;

- консультации, круглые столы;

- приглашение специалистов на различные мероприятия


Социально-педагогическое партнёрство

1. Общеобразовательные школы, гимназия № 3, детский дом № 1, школа-интернат № 13:

- совместная организация и проведение массовых мероприятий;

- совместная исследовательская и диагностическая деятельность


2. Родители обучающихся:

- совместная организация и проведение массовых мероприятий;

- совместная исследовательская и диагностическая деятельность


3. МБУК «ЦБС» Библиотека № 5 г. Иркутска:

- тематические мероприятия

- лекции


4. Библиотеки НУК ДК им. Гагарина г. Иркутска:

- тематические мероприятия

- лекции


5.МБУДО города Иркутска «Дом детского творчества № 5»:

- Соавтор целевой социально-значимой программы «Дети вокруг нас» к программе развития МБОУ ДОД Дома детского творчества № 5 г. Иркутска «Город творчества- 2011-2016гг.» Программа продолжает свое развитие с корректировками до 2021г. под названием «Творчества волшебный мир», утверждена 24.11.2016г.

- Статья в газете Дома детского творчества № 5 «Творческий вестник» №1, декабрь 2013г.

6. МФКС и МП Иркутской области, ОГКУ «Центр профилактики наркомании», г. Иркутск:

- Обобщение опыта на Областной ежегодной научно-практической конференции «Наркомания-реальная угроза безопасности России» по теме согласно данного проекта «Нет табачному дыму! (из опыта работы по профилактике социально-негативных явлений (табакокурения) в английских школах» с последующей публикацией в сборнике, 14.11.2012г.

7. Интернет-портал «Конкурсы-Детям. РФ», г. Москва:

- Призер (1 место) Всероссийского творческого конкурса «Осеннее вдохновение» в номинации «Методические разработки», работа «Опыт работы по профилактике социально-негативных явлений (табакокурения)», октябрь 2014г., Номер диплома КДРФ-106699

8. Электронный образовательный журнал для педагогов «Образцовая школа», г. Тверь:

- Обобщение опыта в СМИ, №00003 Свидетельство о публикации в СМИ материала «Нет табачному дыму!!!», 03.03.2014г.


Гражданско-патриотическое


1. Краеведческий центр «Наследие» МБУК «ЦБС» Библиотека № 5 г. Иркутска:

- организация работы по проекту, исследовательская работа, экскурсия в музей центра

Физкультурно-оздоровительное

1. Спортивные секции МБУДО города Иркутска «Дом детского творчества № 5:

- Организация спортивных соревнований


Профилактическое

1. Инспекция по делам несовершеннолетних, 8 отдел полиции, Управление МВД России по г. Иркутску:

- беседы

- лекции



Результаты:


В процессе реализации проекта важное значение несут такие формы работы, как анкетирование и социальный опрос. Анализируя эти данные, мы сделали выводы:

1. Высокий процент некурящих подростков – 12-14 лет (76%)

2. Процент курящих подростков составили – 14-17 лет (24%), при этом количество курящих мальчиков превышает количество курящих девочек

3. Основная причина курения подростков – курят друзья

4. Часто причиной приобщения к вредной привычке является курение родителей

5. В семьях, где курят оба родителя или один из них, дети становятся пассивными курильщиками

Результаты исследования причин курения обучающихся

Возрастная группа


Процентное соотношение зависимости от причин курения


Подражание другим

Чувство новизны, интереса

Желание казаться взрослыми

Точная причина не известна

14-15 лет

50%

42%

5%

3%

15-16 лет

35%

30%

10%

24%

16-17 лет

25%

24%

15%

35%

Изучив опыт английских школ по профилактике табакокурения, мы в течение

2012-2016 гг. провели следующие мероприятия для обучающихся ДДТ № 5 (10-17 лет):

- Театрализованная игра "Суд над сигаретой» 12-14 лет

- Занятие-сказка «Как черные братья решили завоевать мир» 10-12 лет

- Ролевая игра «Умей сказать – НЕТ!» 12-15 лет

- Занятие-беседа на тему: Курить или жить? 14-17 лет

- Акция "Нет табачному дыму!" 14-17 лет

- Акция "Сигарета на конфету!" 14-17 лет

Вся осуществленная деятельность показала, что, конечно же, проблема табакокурения среди обучающихся существует. И, тем не менее, проводимые нами мероприятия дают положительный результат. Значит, проведение профилактики табакокурения возможно и даже необходимо.

Анализируя итоги реализации данного проекта, можно сделать вывод, что подростки в своем большинстве знают обстоятельства, которые мешают сверстникам и им бросить курить. Но эти обстоятельства увязываются с причинами физиологического и внешнего порядка, а не с личными особенностями самих молодых людей (слабоволием, неумением психологически грамотно решать личные проблемы и т.п.). Они в большинстве информированы и осознают социально-психологические и физиологические последствия курения.

Для более глубокого осознания проблемы необходимо знать социально-психологические предпосылки курения в подростковой среде. Популярность курения в подростковой среде во многом определяется распространенностью курения среди родителей и личным отношением подростков к курению.

Особую роль в распространении курения играют мотивация и привлекательность курения в молодежной среде. Можно выделить ряд мотивов начала курения среди подростков: слабость воли, личные проблемы, подражание, мода, из любопытства, желание приобрести друзей, выделиться и влияние сверстников, их авторитета, доказать свою взрослость и независимость.

Таким образом, табакокурение одна из самых актуальных проблем в среде обучающихся. Так как влияние сверстников на несформировавшееся сознание очень велико, то причин для беспокойства достаточно много.

Цель работы выполнена успешно, курящие подростки осознали сложность проблемы и решили бросить курить. У некурящих подростков укрепилось в сознании отрицательное влияние курения на психическое развитие.

На основе полученных исследований были разработаны рекомендации по снижению курения обучающихся и формированию у них установок на здоровый образ жизни:

- сделать акцент на формирование личностных характеристик, обеспечивающих неприятие курения;

- продолжить реализацию проекта в 2017-2018 уч.году;

- проводить меры по укреплению борьбы с курением и со стороны педагогов, и со стороны родителей;

- рекомендовать материалы педагогам общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, учреждений дополнительного образования.


Следовательно, данная работа должна быть продолжена, так как проблема табакокурения среди подрастающего поколения, к сожалению, имеет место каждый год. Поэтому мы надеемся, что начатый нами проект будет продолжен в последующие годы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Труфанова Ритта Анатольевна

Дата: 01.12.2022

Номер свидетельства: 618866


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства