kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемные вопросы усыновления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие дети лишаются семьи вследствие несчастного случая или семейных драм, приводящих к временной или постоянной разлуке с родителями и другими членами семьи. В некоторых случаях дети вынуждены бежать из дома из-за насилия или отсутствия заботы о них в семье. В ряде стран такие дети могут оказаться на улице и подвергнуться эксплуатации или физическому насилию. В более развитом обществе сироты и брошенные дети, как правило, находят защиту у государства — в детских учреждениях или в приемных семьях. В государствах, именующих себя социальными, наилучшей формой устройства детей считается их усыновление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемные вопросы усыновления»

Проблемные вопросы усыновления иностранными гражданами детей из Республики Казахстан


Батталов Адильхан Бейсенович, преподаватель юридических дисциплин, Павлодарский гуманитарный колледж



Многие дети лишаются семьи вследствие несчастного случая или семейных драм, приводящих к временной или постоянной разлуке с родителями и другими членами семьи. В некоторых случаях дети вынуждены бежать из дома из-за насилия или отсутствия заботы о них в семье. В ряде стран такие дети могут оказаться на улице и подвергнуться эксплуатации или физическому насилию. В более развитом обществе сироты и брошенные дети, как правило, находят защиту у государства — в детских учреждениях или в приемных семьях. В государствах, именующих себя социальными, наилучшей формой устройства детей считается их усыновление.

Усыновление, в особенности международное, - тема непростая и деликатная. Условия содержания в детских домах и интернатных учреждениях, как известно, оставляют желать лучшего. Международное усыновление для детей, оставшихся без попечения родителей, нередко оказывается единственным шансом получить право на достойную жизнь.

Национальное законодательство допускает усыновление казахстанских детей иностранными гражданами. Однако при решении вопросов усыновления (удочерения) преимущества предоставляются казахстанским гражданам, и только в случаях, когда детей невозможно передать им, предусматривается международное усыновление. [1]

Правом приглашения и оказания визовой поддержки иностранцам, претендующим на усыновление детей – граждан Казахстана, обладают Министерство образования и науки Республики Казахстан и областные управления образования. В настоящее время визовая поддержка для данной категории иностранных граждан осуществляется только через Департамент консульской службы в городе Астане на основании приглашений вышеуказанных ведомств.

Контроль за детьми, переданными на усыновление иностранным гражданам, осуществляется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Казахстан за рубежом.

Усыновление ребенка — серьезный и ответственный шаг. Стать настоящими родителями для ребенка, обеспечить его комфортное развитие в семье непросто.

Как известно, вопросы усыновления являются наиболее актуальными и требующими постоянного внимания, в особенности вопросы усыновления иностранцами.

В целях совершенствования законодательства в данной сфере, в принятом в декабре 2011 года Кодексе «О браке (супружестве) и семье» предусмотрена специальная глава, посвященная  усыновлению (удочерению) ребенка.

Этой главой Кодекса регламентируется порядок усыновления, устанавливаются требования к усыновителям, определяется круг лиц, которые не могут усыновить ребенка и другое.

Исходя из интересов ребенка, установлено, что граждане желающие усыновить ребенка должны иметь соответствующие жилищные условия, удовлетворительное здоровье, постоянный доход, достаточный для содержания ребенка, обеспечения его полноценного развития и обучения. Усыновители не должны иметь судимость. Конечно же самым главным из всех условий является обязательное общение с ребенком, когда при непосредственном контакте с малышом устанавливаются определенные взаимоотношения.

Одним из важных новшеств является введение в Кодекс нормы по усыновлению и расширению круга лиц, которые не могут быть усыновителями. Так, добавлены категории граждан, которые являются людьми нетрадиционной ориентации, одинокие мужчины, люди с психическими заболеваниями.

Ориентируя законодательство на стимулирование казахстанского усыновления Кодексом установлено, что приоритет усыновления в первую очередь принадлежит родственникам ребенка, после гражданам Республики Казахстан и только при невозможности устроить ребенка в семью в Казахстане ребенок может быть передан на усыновление иностранцам. [2]

Приоритетность казахстанского усыновления прослеживается и в других особенных для граждан Казахстана  нормах. Ранее для того, чтобы усыновить ребенка, нужно было ждать шесть месяцев. Срок исчислялся с даты постановки ребенка на централизованный учет. Теперь эти сроки сокращены до трех месяцев.

Учитывая, что некоторые дети, которых желают усыновить нуждаются в лечении, а также другие жизненные ситуации казахстанский усыновитель вправе, до завершения процедуры усыновления взять ребенка под опеку. Таким образом, не дожидаясь принятия судебного решения и завершения всех необходимых для официального оформления усыновления процедур граждане Казахстана могут забрать ребенка в семью. Полагаем, что эта норма является благоприятной как для будущих родителей, так и для самого ребенка. В условиях привычной домашней обстановки контакт с ребенком налаживается намного быстрее.

Говоря о необходимости общения с ребенком отмечается, что законом установлен срок общения. В случае усыновления гражданами Республики Казахстан общение усыновителей и ребенка должно быть не менее двух недель. В случае же когда усыновителем являются иностранцы, то время их общения должно составлять не менее четырех недель.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся привелегии при усыновлении казахстанцами, имеются факты усыновления детей иностранцами.

Для систематизации и усиления контроля при международном усыновлении Казахстаном ратифицирована Конвенция о защите детей и сотрудничестве при иностранном усыновлении.

Названная Конвенция подписана в Гааге в целях создания гарантий того, чтобы иностранное усыновление осуществлялось в наилучших интересах ребёнка и при соблюдении его основных прав, признанных международным правом. Закон о ратификации Конвенции Казахстаном был подписан Главой государства 12 марта 2010 года.

С ратификацией этой Конвенции в национальном законодательстве  предусмотрен ряд поправок. К примеру, если ранее иностранцы через своего представителя, ответственность которого не предусмотрена законодательством могли оформлять документы на усыновление, то в соответствии с нормами Кодекса эту деятельность на территории РК в настоящее время организуют агентства по усыновлению.

Прежде чем иностранным агентствам начать свою деятельность по поиску усыновителей, и оформлению процедуры усыновления им необходимо пройти процедуру аккредитации.

Решение об аккредитации агентств принимается уполномоченным органом в сфере защиты прав и интересов детей по согласованию с другими заинтересованными государственными органами.

Только после проведения всех процедур и получения решения об аккредитации Казахстан официально признает их правомочия на осуществление своей деятельности.

На сегодняшний день в Казахстане осуществляют деятельность по усыновлению более 30 иностранных агентств. [3]

Аккредитованные в Казахстане агентства берут на себя ответственность по контролю за усыновленными детьми на территории иностранных государств, своевременном предоставлении отчетов после усыновления или удочерения. В первые три года два раза в год и в последующие до совершеннолетия - один раз в год.

По имеющимся статистическим данным, всего в 2014 году усыновлено 3 110 ребенка, из них казахстанцами усыновлено 3 009 детей, иностранцами - 101. [4]

Органы юстиции регистрируют факт усыновления ребенка только на основании судебных решений. Именно в суде дается оценка кандидатам на усыновление и принимается решение о том, смогут ли они обеспечить необходимое физическое и духовное развитие ребенка, его обучение и содержание.

После регистрации усыновления детям выдается новый документ о его рождении, где указываются новые установочные данные и сведения о родителях.

Следует отметить, что Кодексом предусматриваются нормы о том, что тайна усыновления находится под защитой государства и должностные лица, осведомленные о факте усыновления обязаны сохранять эту тайну.

В дальнейшем, планируется и далее продолжить работы в данном направлении. В рамках таких работ, рассматриваются вопросы социальной помощи усыновителям и многое другое, что позволит обеспечить реализацию основной цели – каждый ребенок должен расти в семь

Кроме того, общеизвестно, что иностранные граждане в основном усыновляют детей с тяжелыми формами различных заболеваний, являющимися неизлечимыми у нас в стране. Однако при обследовании таких детей за рубежом оказывалось, что некоторые дети либо абсолютно здоровы, либо страдают незначительными недугами. В этой связи необходимо более тщательно проводить обследования детей и принимать меры по их квалифицированному лечению.

При усыновлении детей старшего возраста требуется проведение с ними языковых курсов либо других мероприятий по изучению языка, поскольку, оказываясь в чужой семье и не зная языка, дети сталкиваются с языковым барьером и не могут быстро интегрироваться в общество.

В соответствии с Законом «О гражданстве Республики Казахстан» ребенок, являющийся гражданином Республики Казахстан, усыновленный иностранцами, сохраняет гражданство Республики Казахстан до своего совершеннолетия. Данная норма закона во многих случаях входит в конфликт с законодательной практикой иностранных государств. Так, например, ребенок, усыновленный гражданином США, автоматически приобретает гражданство этой страны, и контролировать ребенка другого государства весьма сложно. [2]

Таким образом, необходимо упорядочить и ужесточить контроль за процессом усыновления и за дальнейшей судьбой усыновленных детей. Деятельность международных посреднических организаций по усыновлению должна быть максимально прозрачна, об их работе необходимо регулярно информировать общественность.

Универсальное человеческое стремление защитить самых маленьких и беззащитных не вызывает сомнений, предметом обсуждения и споров в нашем обществе становится лишь вопрос о том, как этого достичь. Какие варианты устройства ни предлагало бы государство обездоленным детям, общеизвестен и доказан тот факт, что обычно дети, выросшие без семьи, не столь социализированы и успешны по сравнению с теми, кто рос в семьях.

Наиболее оптимальным и эффективным способом регулирования данного вопроса является обеспечение каждого ребенка естественной семейной средой, приоритет в котором отдается заботе о его воспитании и развитии вне зависимости от того, гражданином какой страны является усыновитель.

Литература

1. Нечаева А.М. Усыновление детей иностранцами в Российской империи. А.М. Нечаева. Российская юстиция. 2002. № 10. С. 63-65.

2. Дюжева О.А. Проблемы законодательства о международном усыновлении. О.А. Дюжева. Государство и право. 1995. № 6. С. 40-47.

3. О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2000 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2008 г.). Информационная система «Параграф».

4. Залунина Н.Б. Международное усыновление: законодательство и практика его применения. Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). Отв. ред. А.М. Нечаева. М., 2004. С. 133.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемные вопросы усыновления

Автор: Батталов Адильхан Бейсенович

Дата: 06.02.2018

Номер свидетельства: 455114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства