Просмотр содержимого документа
«Проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, относящихся к категории детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.»
Проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, относящихся к категории детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является приоритетной задачей государственной социальной политики. Особую уязвимость в этом контексте представляют обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающие среднее профессиональное образование. Оказавшись в новой образовательной среде после выпуска из детского дома или опекунской семьи, они сталкиваются с комплексом вызовов: необходимостью адаптации, построения самостоятельной жизни, формирования профессиональной идентичности, что на фоне дефицита социальных связей и опыта семейной социализации может провоцировать девиантные формы поведения. Деятельность социального педагога в профессиональном образовательном учреждении по созданию эффективной системы профилактики правонарушений для данной категории обучающихся становится критически важной.
Профилактика правонарушений в отношении несовершеннолетних сирот должна носить упреждающий, ранний характер, нацеленный на формирование личности и предотвращение антисоциальных изменений, которые еще не стали устойчивыми. Основными причинами, формирующими риск девиантного поведения, для этой группы, помимо общих факторов (негативное влияние окружения, безнадзорность, отсутствие занятости), являются последствия социального сиротства: разрыв семейных связей, травматический опыт, отсутствие устойчивых моделей социально одобряемого поведения, инфантилизм.
Социальный педагог работает с подростками и молодыми людьми в возрасте 16-18 лет и старше, что соответствует юношескому периоду развития, характеризующемуся активным становлением мировоззрения и профессиональным самоопределением. В работе с сиротами социальный педагог решает широкий спектр задач: от диагностики и сбора информации до информирования, обучения, содействия в решении социально-психологических проблем и контроля. Его роль заключается в создании атмосферы сотрудничества и партнерства, где выбор целей и средств остается за подростком, а педагог выступает направляющим и помогающим звеном. Ключевые направления работы:
Диагностическое и аналитическое (Выявление обучающихся «группы риска», изучение социальной ситуации развития, причин дезадаптации, мониторинг успеваемости и посещаемости.)
Индивидуальная профилактическая работа (Составление и реализация индивидуального плана работы с каждым обучающимся, состоящим на учете (внутреннем, в КДН и ЗП, ПДН). Ведение индивидуальной карты.)
Групповая профилактическая работа (Проведение тематических бесед, тренингов, дискуссий по правовому просвещению, формированию жизненных навыков, профилактике зависимостей.)
Социально-посредническое (Взаимодействие с органами опеки и попечительства, КДН и ЗП, центрами занятости, социальной защиты для решения вопросов жилья, пособий, трудоустройства.)
Организационно-методическое (Участие в работе Совета профилактики образовательной организации, подготовка документации, привлечение кураторов, мастеров производственного обучения к профилактической деятельности)
Особенностью работы с сиротами является необходимость компенсировать упущения семейного воспитания, которые являются основной причиной склонности к правонарушениям у подростков. Важно не только пресекать проступки, но и активно формировать систему ценностей, социальных компетенций и позитивных жизненных целей.
Эффективность профилактики напрямую зависит от учета особенностей характера ребенка, его воспитания и социальной истории. Индивидуальный план профилактической работы должен включать не только беседы, но и конкретные шаги по вовлечению обучающегося в социально полезную деятельность (социальное проектирование, кружки, секции, волонтерство, трудоустройство), оказанию психологической помощи, правовой поддержки.
Одним из элемента системы является Совет профилактики правонарушений в образовательном учреждении. На его заседаниях с приглашением всех заинтересованных сторон комплексно рассматриваются случаи девиаций, приниматься коллегиальные решения и осуществляться контроль за их исполнением.
Учитывая, что обучающиеся-сироты являются объектом внимания нескольких ведомств, социальный педагог выступает координатором взаимодействия между учреждением органами опеки, постинтернатного сопровождения, комиссией по делам несовершеннолетних и инспектором ПДН.
Организация профилактики правонарушений среди несовершеннолетних сирот требует от социального педагога не только глубокого знания нормативной базы и общих методик, но и особой чувствительности к специфике жизненной ситуации этой категории обучающихся. Успех работы определяется переходом от формальных бесед к системному индивидуальному сопровождению, основанному на доверии и партнерстве. Интеграция усилий социального педагога, психолога, куратора, мастеров производственного обучения и внешних ведомств в рамках единой профилактической среды образовательной организации создает необходимые условия для успешной социализации, профессионального становления и законопослушного поведения молодых людей, оставшихся без родительского попечения.