kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Природоведение. 5 класс". Рабочая программа с приложением "Оборудование для практических работ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал к учебнику А. А. Плешакова и Н. И. Сонина может пригодиться в связи с переходом на ФГОС во внеурочной деятельности. Материалы четырнадцати программных работ могут быть использованы для уроков ОБЖ, исследовательских проектов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Природоведение. 5 класс". Рабочая программа с приложением "Оборудование для практических работ"»

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена на основе документов:

  1. Государственный стандарт общего образования по биологии.


  1. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 -11 классы / сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)

Никаких изменений в авторскую программу не внесено.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов, предусмотрено 14 практических работ.

Для преподавания используется учебно – методический комплект:


1. Учебник: А.А. Плешаков, Н. И. Сонин «Естествознание. Введение в естественно – научные предметы», Москва, Дрофа, 2013.


2. Рабочая тетрадь к учебнику «Естествознание. Введение в естественно – научные предметы», Москва, Дрофа, 2013.


3. «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя»/ В. З. Резникова и др., Просвещение, 1997


  1. «Биология в вопросах и ответах: книга для учителя», Е. Н. Демьянков, Просвещение, 1996

  2. Журналы «Биология в школе», 1988 – 2014 г.г. с электронными приложениями № 3/ 2012, № 8/ 2012, № 1/2013, №2/ 2013, №1/ 2014



Изучение природоведения в 5 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по биологии (с.3 , предисловие - «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы/ сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)

В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь (с. 10 - 12) «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы/ сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)

Уровень знаний учащихся должен соответствовать базовому.

Учебно – тематический план:

темы

п/п

Тема

Количество часов

1

Тема 1 «Изучение природы»

3

2

Тема 2 «Вселенная»

14

3

Тема 3 «Земля»

18

4

Тема 4 «Жизнь на Земле»

14

5

Тема 5 «Человек на Земле»

16


Резервное время

8

ИТОГО

65 + 5 резерв



1.

2.

3.

Контроль знаний по естествознанию в 5 классе:


п/п

Тема

Вид контроля

1

Тема 1 «Изучение природы»

Тесты А1 –В2

с.14- 15 рабочей тетради

2

Тема 2 «Вселенная»

Тесты А1- В2

с. 32 - 33 рабочей тетради

3

Тема 3 «Земля»

Тесты А1- В2

с. 56 - 57 рабочей тетради

4

Тема 4 «Жизнь на Земле»

Тесты А1- В2

с. 80 - 81 рабочей тетради

5

Тема 5 «Человек на Земле»

Тесты А1- В2

с. 102 – 103 рабочей тетради

6

Итоговый контроль

Письменная проверочная работа












5 класс, 2 часа в неделю, всего 70 часов;

по А. А. Плешакову, Н. И. Сонину «Естествознание. Введение в естественно- научные предметы»».

(Программы для общеобразовательных учрежде-

ний к комплекту учебников , созданных под руко -

водством Н. И. Сонина. Биология. 5 -11 классы /

сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)


уро-ка

п/п

уро-ка

В ТЕМЕ

Тема урока


Дата по плану


Дата

по

факту

Практические работы,

повторение



Тема 1 «Изучение природы»

(3 ч)




1.

1.


Науки о природе.

с .6-14




Практическая работа № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

2

2

Методы изучения природы.

с. 15- 20



Практическая работа № 2

«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»



3

3

Великие естествоиспытатели.

с. 21 - 22



Практическая работа № 3

«Великие естествоиспытатели»




Тема 2 «Вселенная»

(14 ч)




4

1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

с. 23- 27




5

2

Два великих грека – Аристотель и Клавдий Птолемей.

с. 27-28





6

3

От Коперника до наших дней. Ученые, перевернувшие мир.

с. 29- 30, с. 33




7

4

От Коперника до наших дней.

Современная модель Вселенной.

с. 31, с. 33




8

5

Соседи Солнца. Меркурий и Венера. с. 34




9

6

Соседи Солнца. Земля. Луна. Марс. с. 35- 38




10

7

Планеты – гиганты и маленький Плутон. Юпитер и Сатурн.

с. 39- 40




11

8

Планеты – гиганты и маленький Плутон. Уран и Нептун. Плутон.

с. 40- 42




12

9

Астероиды. Кометы.

с. 43-45




13

10

Метеоры. Метеориты.

с. 45-47




14

11

Мир звезд. Солнце как ближайшая к нам Звезда.

с. 48- 50




15

12

Мир звезд. Многообразие звезд.

с. 50-51




16

13

Практическая работа № 4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба»



Практическая работа № 4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба»

17

14

Вселенная. Повторение.

с. 52

с. 23 – 52 - повторить




Повторение.



Тема 3 «Земля»

(18 ч)




18

1

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

с. 54- 56




19

2

Как возникла Земля. Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

с. 57 -59




20

3

Что у Земли внутри.

с. 60-63




21

4

Вещества и явления в окружающем мире. Вещества.

с. 64- 67




22

5

Практическая работа № 5 «Описание и сравнение признаков 2 -3 веществ»




Практическая работа № 5 «Описание и сравнение признаков 2 -3 веществ»


23

6

Вещества и явления в окружающем мире. Многообразие явлений природы.

с. 67 -71




24

7

Практическая работа № 6 «Наблюдение признаков химических реакций»



Практическая работа № 6 «Наблюдение признаков химических реакций»

25

8

Практическая работа № 7 «Исследование физических явлений»



Практическая работа № 7 «Исследование физических явлений»

26

9

Землетрясения и вулканы.

с. 72 -77




27

10

Суша. Евразия. Африка. Северная и Южная Америки.

с. 78 - 80




28

11

Суша. Австралия. Антарктида. Острова.

с. 80- 84




29

12

Воздушная одежда Земли. Атмосфера.

с.85 -86




30

13

Воздушная одежда Земли. Погода и климат. с.86 – 90





31

14

Практическая работа № 8 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»



Практическая работа № 8 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

32

15

Вода на Земле. Воды суши и атмосферы.

с. 91 - 93




33

16

Вода на Земле. Ледники, айсберги и подземные воды.

с.93 - 96




34

17

Неповторимая планета.

с. 97 -99




35

18

Земля. Повторение.

с. 100

с. 53 -99 - повторить



Повторение.



Тема 4 «Жизнь на Земле»

(14 ч)




36

1

Как развивалась жизнь на Земле.

с.102 - 106




37

2

Живые клетки. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. с. 107




38

3

Живые клетки. Разнообразие клеток растительного и животного организмов.

с. 108 -112




39

4

Три среды обитания. Наземно – воздушная среда.

с. 118- 119, с. 120




40

5

Три среды обитания. Водная среда. с. 118- 119, с. 121




41

6

Три среды обитания. Почвенная среда. с. 118 – 119, с. 121



Практическая работа № 10

«Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян»


42

7

Практическая работа № 11 «Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания»



Практическая работа № 11 «Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания»

43

8

Жизнь на разных материках. Евразия и Африка.

с. 123 - 124




44

9

Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америки, Австралия и Антарктида.

с. 124 - 128




45

10

Природные зоны Земли.

с. 129 - 134




46

11

Практическая работа № 9 «Узнавание наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации»



Практическая работа № 9 «Узнавание наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации»

47

12

Жизнь в морях и океанах.

с. 135 - 138




48

13

Практическая работа № 12 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»



Практическая работа № 12 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»


49

14

Жизнь на Земле. Повторение.

с. 139 -140 ,

с. 101 – 138 - повторить






Тема 5 «Человек на Земле»

(16 ч)




50

1

Как человек появился на Земле.

Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки.

с. 142 - 144




51

2

Как человек появился на Земле.

Ближайшие предшественники людей.

с. 144 -148




52

3

Как человек открывал Землю.

Открытие Америки.

с. 149 - 150




53

4

Как человек открывал Землю.

Открытие Австралии и Антарктиды.

с. 150 -154




54

5

Как человек изменил Землю. Опасность ядохимикатов и радиоактивных отходов.

с. 155- 157




55

6

Как человек изменил Землю.

Озоновые дыры, кислотные дожди и парниковый эффект.

с. 157 -159




56

7

Жизнь под угрозой. Обеднение биологического разнообразия.

с. 160 -161




57

8

Жизнь под угрозой. Сохранение биологического разнообразия.

с. 161 -162




58

9

Не станет ли Земля пустыней? Причины опустынивания.

с.163 -164




59

10

Не станет ли Земля пустыней?

Предупреждение опустынивания.

с. 164 -165




60

11

Здоровье человека и безопасность жизни. Главные правила здорового образа жизни.

с. 166




61

12

Здоровье человека и безопасность жизни. Вредные привычки.

с. 167




62

13

Здоровье человека и безопасность жизни. Правила безопасности.

С. 167 - 172




63

14

Практическая работа № 13

«Измерение своего роста и массы тела»



Практическая работа № 13

«Измерение своего роста и массы тела»

64

15

Практическая работа № 14

«Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»



Практическая работа № 14

«Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

65

16

Человек на Земле. Повторение.

с. 173,

с. 141 – 172 -повторить




Повторение.

66

1

Резервное время




67

2

Резервное время




68

3

Резервное время




69

4

Резервное время




70

5

Резервное время








урока

п/п


Практические работы по природоведению, 5 класс


п/п

Тема

Оборудование

Дата

1

«Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Увеличительные приборы: ручная лупа, штативная лупа, микроскопы световые; лабораторное оборудование: колбы (плоскодонная, коническая, круглодонная), штативы для пробирок, штативы, лабораторные стаканы, стеклянные трубки и палочки, спиртовки, ступки и пестики, ложки для сжигания веществ; измерительные приборы: весы, термометры, линейки, рулетки, секундомеры, мензурки, мерные цилиндры, ареометры; таблица «Оптические приборы»


2

«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»



Материалы летних заданий (наблюдения за муравьями, ласточками, большим прудовиком, дождевыми червями, томатами и др.); пробирки, мел, соляная кислота, минеральная вода «Рапа», раствор нитрата серебра AgNO3 , раствор нитрата свинца Pb(NO3)2 , раствор иодида калия KJ, колба коническая и воронкак рис на с. 16 учебника, ареометр и фарфоровая кружка с водой.



3

«Великие естествоиспытатели»


Диск «Биология. Многообразие живых организмов». Мультимедийное приложение к учебнику 7 класса В. Б. Захарова, Н. И. Сонина/ «Дрофа» 2011, рабочая тетрадь (упр 1, упр 2 – с 11), ресурсы сети Интернет.


4

«Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба»

Подвижная карта звездного неба (из учебника астрономии Воронцова - Вельяминова),

рис. в учебнике на с.50-51, упр 5 – с. 28,

упр 5 – с. 31 рабочей тетради.


5

«Описание и сравнение признаков 2 -3 веществ»


Железо и сера, поваренная соль и медный купорос, йод и спирт этиловый, крахмал и целлюлоза, медь и алюминий, вода и глицерин, уксусная кислота и стеариновая кислота и др.



6

«Наблюдение признаков химических реакций»

Штатив, медная проволока, сухое горючее, железный гвоздь, CuSO4 р-р , CuSO4 обезв., NaOH р-р, Na2CO3 р –р, HCl, NH4 Cl р –р, H2 SO4 конц, H2O, пробирки, штативы для пробирок, лимонная кислота (р –р), питьевая сода (р –р).



7

«Исследование физических явлений»

Смесь серы и железа, магнит; сера молотая и вода в химических стаканах (для наблюдения флотации), изоамилацетат (для наблюдения испарения), йод кристаллический (для наблюдения возгонки).



8

«Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

Материалы летних заданий (фенологические наблюдения 1972 -73 гг), термометры, барометры, флюгер, гигрометр, тонометры.

«Погода и самочувствие человека. Метеопатия», с. 12 – 12 /Анищенко Л. Н., Зайцев Д. Н. Рекомендации к проведению семинарских занятий в рамках спецкурсов по экологии в общеобразовательной школе. –Брянск: Изд-во БГУ, 2003



9

«Узнавание наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации»

Гербарии: «Лекарственные растения», «Важнейшие культурные растения» «Сеяные травы травопольных севооборотов»; материалы летних заданий: коллекции раковин моллюсков, гербарии перьев, фотографии; таблицы: «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Наши зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Врановые птицы», «Птицы леса», «Птицы, кормящиеся в воздухе», «Парнокопытные», «Пушные звери».



10

«Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян»


Семена, плитки керамические для проращивания семян ППС


11

«Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания»

Дидактические карточки (№№ 4), растения кабинета, таблица «Корневые системы и условия их обитания», гербарий верблюжьей колючки.


12

«Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»


Таблица «Строение экосистемы», карта разрушительного воздействия на природу в дер. Ларневск, «Отчет об экологической разведке д. Ларневск . Апрель, 1994», экологический проект «Влияние тяжелых металлов на активность каталазы. 2003 -2004 гг), справочные материалы – с.104-105 рабочей тетради.



13

«Измерение своего роста и массы тела»

Весы, ростомер (линейка)


14

«Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

Жгут, закрутка, бинт, пинцет, салфетка, вкладыш из «Б в ш»: «Оказание первой помощи при кровотечениях», рис. на с. 258 учебника Сонина (8 кл.), карточка № 13.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Романова Елена Николаевна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 5-7 классы ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-muzyka-5-7-klassy-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "276551"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452760974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства