Никаких изменений в авторскую программу не внесено.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов, предусмотрено 14 практических работ.
1. Учебник: А.А. Плешаков, Н. И. Сонин «Естествознание. Введение в естественно – научные предметы», Москва, Дрофа, 2013.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Естествознание. Введение в естественно – научные предметы», Москва, Дрофа, 2013.
3. «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя»/ В. З. Резникова и др., Просвещение, 1997
Изучение природоведения в 5 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по биологии (с.3 , предисловие - «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы/ сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)
Уровень знаний учащихся должен соответствовать базовому.
№ уро-ка п/п | №уро-ка В ТЕМЕ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Практические работы, повторение |
| | Тема 1 «Изучение природы» (3 ч) | | | |
1. | 1. | Науки о природе. с .6-14 | | | Практическая работа № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» |
2 | 2 | Методы изучения природы. с. 15- 20 | | | Практическая работа № 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» |
3 | 3 | Великие естествоиспытатели. с. 21 - 22 | | | Практическая работа № 3 «Великие естествоиспытатели» |
| | Тема 2 «Вселенная» (14 ч) | | | |
4 | 1 | Как древние люди представляли себе Вселенную. с. 23- 27 | | | |
5 | 2 | Два великих грека – Аристотель и Клавдий Птолемей. с. 27-28 | | | |
6 | 3 | От Коперника до наших дней. Ученые, перевернувшие мир. с. 29- 30, с. 33 | | | |
7 | 4 | От Коперника до наших дней. Современная модель Вселенной. с. 31, с. 33 | | | |
8 | 5 | Соседи Солнца. Меркурий и Венера. с. 34 | | | |
9 | 6 | Соседи Солнца. Земля. Луна. Марс. с. 35- 38 | | | |
10 | 7 | Планеты – гиганты и маленький Плутон. Юпитер и Сатурн. с. 39- 40 | | | |
11 | 8 | Планеты – гиганты и маленький Плутон. Уран и Нептун. Плутон. с. 40- 42 | | | |
12 | 9 | Астероиды. Кометы. с. 43-45 | | | |
13 | 10 | Метеоры. Метеориты. с. 45-47 | | | |
14 | 11 | Мир звезд. Солнце как ближайшая к нам Звезда. с. 48- 50 | | | |
15 | 12 | Мир звезд. Многообразие звезд. с. 50-51 | | | |
16 | 13 | Практическая работа № 4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба» | | | Практическая работа № 4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба» |
17 | 14 | Вселенная. Повторение. с. 52 с. 23 – 52 - повторить | | | Повторение. |
| | Тема 3 «Земля» (18 ч) | | | |
18 | 1 | Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. с. 54- 56 | | | |
19 | 2 | Как возникла Земля. Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. с. 57 -59 | | | |
20 | 3 | Что у Земли внутри. с. 60-63 | | | |
21 | 4 | Вещества и явления в окружающем мире. Вещества. с. 64- 67 | | | |
22 | 5 | Практическая работа № 5 «Описание и сравнение признаков 2 -3 веществ» | | | Практическая работа № 5 «Описание и сравнение признаков 2 -3 веществ» |
23 | 6 | Вещества и явления в окружающем мире. Многообразие явлений природы. с. 67 -71 | | | |
24 | 7 | Практическая работа № 6 «Наблюдение признаков химических реакций» | | | Практическая работа № 6 «Наблюдение признаков химических реакций» |
25 | 8 | Практическая работа № 7 «Исследование физических явлений» | | | Практическая работа № 7 «Исследование физических явлений» |
26 | 9 | Землетрясения и вулканы. с. 72 -77 | | | |
27 | 10 | Суша. Евразия. Африка. Северная и Южная Америки. с. 78 - 80 | | | |
28 | 11 | Суша. Австралия. Антарктида. Острова. с. 80- 84 | | | |
29 | 12 | Воздушная одежда Земли. Атмосфера. с.85 -86 | | | |
30 | 13 | Воздушная одежда Земли. Погода и климат. с.86 – 90 | | | |
31 | 14 | Практическая работа № 8 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей» | | | Практическая работа № 8 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей» |
32 | 15 | Вода на Земле. Воды суши и атмосферы. с. 91 - 93 | | | |
33 | 16 | Вода на Земле. Ледники, айсберги и подземные воды. с.93 - 96 | | | |
34 | 17 | Неповторимая планета. с. 97 -99 | | | |
35 | 18 | Земля. Повторение. с. 100 с. 53 -99 - повторить | | | Повторение. |
| | Тема 4 «Жизнь на Земле» (14 ч) | | | |
36 | 1 | Как развивалась жизнь на Земле. с.102 - 106 | | | |
37 | 2 | Живые клетки. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. с. 107 | | | |
38 | 3 | Живые клетки. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. с. 108 -112 | | | |
39 | 4 | Три среды обитания. Наземно – воздушная среда. с. 118- 119, с. 120 | | | |
40 | 5 | Три среды обитания. Водная среда. с. 118- 119, с. 121 | | | |
41 | 6 | Три среды обитания. Почвенная среда. с. 118 – 119, с. 121 | | | Практическая работа № 10 «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян» |
42 | 7 | Практическая работа № 11 «Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания» | | | Практическая работа № 11 «Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания» |
43 | 8 | Жизнь на разных материках. Евразия и Африка. с. 123 - 124 | | | |
44 | 9 | Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америки, Австралия и Антарктида. с. 124 - 128 | | | |
45 | 10 | Природные зоны Земли. с. 129 - 134 | | | |
46 | 11 | Практическая работа № 9 «Узнавание наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации» | | | Практическая работа № 9 «Узнавание наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации» |
47 | 12 | Жизнь в морях и океанах. с. 135 - 138 | | | |
48 | 13 | Практическая работа № 12 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» | | | Практическая работа № 12 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» |
49 | 14 | Жизнь на Земле. Повторение. с. 139 -140 , с. 101 – 138 - повторить | | | |
| | Тема 5 «Человек на Земле» (16 ч) | | | |
50 | 1 | Как человек появился на Земле. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. с. 142 - 144 | | | |
51 | 2 | Как человек появился на Земле. Ближайшие предшественники людей. с. 144 -148 | | | |
52 | 3 | Как человек открывал Землю. Открытие Америки. с. 149 - 150 | | | |
53 | 4 | Как человек открывал Землю. Открытие Австралии и Антарктиды. с. 150 -154 | | | |
54 | 5 | Как человек изменил Землю. Опасность ядохимикатов и радиоактивных отходов. с. 155- 157 | | | |
55 | 6 | Как человек изменил Землю. Озоновые дыры, кислотные дожди и парниковый эффект. с. 157 -159 | | | |
56 | 7 | Жизнь под угрозой. Обеднение биологического разнообразия. с. 160 -161 | | | |
57 | 8 | Жизнь под угрозой. Сохранение биологического разнообразия. с. 161 -162 | | | |
58 | 9 | Не станет ли Земля пустыней? Причины опустынивания. с.163 -164 | | | |
59 | 10 | Не станет ли Земля пустыней? Предупреждение опустынивания. с. 164 -165 | | | |
60 | 11 | Здоровье человека и безопасность жизни. Главные правила здорового образа жизни. с. 166 | | | |
61 | 12 | Здоровье человека и безопасность жизни. Вредные привычки. с. 167 | | | |
62 | 13 | Здоровье человека и безопасность жизни. Правила безопасности. С. 167 - 172 | | | |
63 | 14 | Практическая работа № 13 «Измерение своего роста и массы тела» | | | Практическая работа № 13 «Измерение своего роста и массы тела» |
64 | 15 | Практическая работа № 14 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | | | Практическая работа № 14 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» |
65 | 16 | Человек на Земле. Повторение. с. 173, с. 141 – 172 -повторить | | | Повторение. |
66 | 1 | Резервное время | | | |
67 | 2 | Резервное время | | | |
68 | 3 | Резервное время | | | |
69 | 4 | Резервное время | | | |
70 | 5 | Резервное время | | | |
№ п/п | Тема | Оборудование | Дата |
1 | «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | Увеличительные приборы: ручная лупа, штативная лупа, микроскопы световые; лабораторное оборудование: колбы (плоскодонная, коническая, круглодонная), штативы для пробирок, штативы, лабораторные стаканы, стеклянные трубки и палочки, спиртовки, ступки и пестики, ложки для сжигания веществ; измерительные приборы: весы, термометры, линейки, рулетки, секундомеры, мензурки, мерные цилиндры, ареометры; таблица «Оптические приборы» | |
2 | «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | Материалы летних заданий (наблюдения за муравьями, ласточками, большим прудовиком, дождевыми червями, томатами и др.); пробирки, мел, соляная кислота, минеральная вода «Рапа», раствор нитрата серебра AgNO3 , раствор нитрата свинца Pb(NO3)2 , раствор иодида калия KJ, колба коническая и воронка – к рис на с. 16 учебника, ареометр и фарфоровая кружка с водой. | |
3 | «Великие естествоиспытатели» | Диск «Биология. Многообразие живых организмов». Мультимедийное приложение к учебнику 7 класса В. Б. Захарова, Н. И. Сонина/ «Дрофа» 2011, рабочая тетрадь (упр 1, упр 2 – с 11), ресурсы сети Интернет. | |
4 | «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба» | Подвижная карта звездного неба (из учебника астрономии Воронцова - Вельяминова), рис. в учебнике на с.50-51, упр 5 – с. 28, упр 5 – с. 31 рабочей тетради. | |
5 | «Описание и сравнение признаков 2 -3 веществ» | Железо и сера, поваренная соль и медный купорос, йод и спирт этиловый, крахмал и целлюлоза, медь и алюминий, вода и глицерин, уксусная кислота и стеариновая кислота и др. | |
6 | «Наблюдение признаков химических реакций» | Штатив, медная проволока, сухое горючее, железный гвоздь, CuSO4 р-р , CuSO4 обезв., NaOH р-р, Na2CO3 р –р, HCl, NH4 Cl р –р, H2 SO4 конц, H2O, пробирки, штативы для пробирок, лимонная кислота (р –р), питьевая сода (р –р). | |
7 | «Исследование физических явлений» | Смесь серы и железа, магнит; сера молотая и вода в химических стаканах (для наблюдения флотации), изоамилацетат (для наблюдения испарения), йод кристаллический (для наблюдения возгонки). | |
8 | «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей» | Материалы летних заданий (фенологические наблюдения 1972 -73 гг), термометры, барометры, флюгер, гигрометр, тонометры. «Погода и самочувствие человека. Метеопатия», с. 12 – 12 /Анищенко Л. Н., Зайцев Д. Н. Рекомендации к проведению семинарских занятий в рамках спецкурсов по экологии в общеобразовательной школе. –Брянск: Изд-во БГУ, 2003 | |
9 | «Узнавание наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации» | Гербарии: «Лекарственные растения», «Важнейшие культурные растения» «Сеяные травы травопольных севооборотов»; материалы летних заданий: коллекции раковин моллюсков, гербарии перьев, фотографии; таблицы: «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Наши зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Врановые птицы», «Птицы леса», «Птицы, кормящиеся в воздухе», «Парнокопытные», «Пушные звери». | |
10 | «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян» | Семена, плитки керамические для проращивания семян ППС | |
11 | «Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания» | Дидактические карточки (№№ 4), растения кабинета, таблица «Корневые системы и условия их обитания», гербарий верблюжьей колючки. | |
12 | «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» | Таблица «Строение экосистемы», карта разрушительного воздействия на природу в дер. Ларневск, «Отчет об экологической разведке д. Ларневск . Апрель, 1994», экологический проект «Влияние тяжелых металлов на активность каталазы. 2003 -2004 гг), справочные материалы – с.104-105 рабочей тетради. | |
13 | «Измерение своего роста и массы тела» | Весы, ростомер (линейка) | |
14 | «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | Жгут, закрутка, бинт, пинцет, салфетка, вкладыш из «Б в ш»: «Оказание первой помощи при кровотечениях», рис. на с. 258 учебника Сонина (8 кл.), карточка № 13. | |