kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические чтения позволяют обмениваться опытом с коллегами по внедрению современных педтехнологий в учебный процесс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии модульного обучения на уроках биологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Относовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области




Применение технологии модульного обучения на уроках биологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС

(Первые педагогические чтения

«Организация образовательного процесса в условиях реализации

ФГОС общего образования»)




Выполнила: Сюрина

Галина Анатольевна

учитель биологии

высшей

квалификационной

категории





2014

Вязьма

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Теоретические основы модульного обучения …………………….. 3

  2. Принципы модульной технологии обучения на уроках биологии

в 5 классе ………………………………………………………. 4 - 6

  1. Деятельность учителя при использовании модульной технологии .7

  2. Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии ……. 8

  3. Значение модульной технологии при реализации новых учебных стандартов второго поколения …………………………………… 9

  4. Приложение ……………………………………………………. 10 - 14

а). Модульная авторская программа по биологии в 5 классе

(программа Пономаревой И.Н.) …………………………………… 10

б). Технологическая карта модуля №11

«Природные сообщества» …………………………………….. 11 - 14

7. Использованная литература ……………………………………….. 15

















  1. Теоретические основы модульного обучения

В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как дина­мизм и вариативность.

Ведущее место при переводе общеобразовательной школы в новое качественное состояние отводится внедрению передовых педагогических теорий на технологическом уровне, существованию профессионально грамотных и компетентных педагогических коллективов.

Если использовать на уроках биологии технологию модульного обучения, то развитие познавательных процессов учащихся будет наиболее эффективным, а качество учебной деятельности высоким. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных практических целей. При этом функции педагога могут варьировать от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Модульное обучение направлено на решение основных задач развивающего обучения: развитие креативности, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, самостоятельности. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения заключаются в следующем: 1) содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах-модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвое­нию; 2) взаимодействие педагога и обучающегося в учебном про­цессе осуществляется на принципиально иной основе — с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготов­ленности к каждой педагогической встрече; 3) сама суть модульного обучения требует неизбежного со­блюдения паритетных субъект - субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе.











2.Принципы модульной технологии обучения на уроках биологии в 5 классе.

В 2013-14 учебном году я стала работать в 5 классе по программе Пономаревой И.Н., внедряя при этом новые стандарты. В рамках одного часа в неделю очень трудно справится с тем, чтобы учащиеся усвоили материал по предмету. Я убедила администрацию в том, что необходим второй час и получила его в качестве индивидуального. Применяя ранее модульную методику в старших классах, и осознав новую методику технологических карт урока по новым стандартам, я решила попробовать применить модульную технологию в 5 классе.

Прежде всего, что привело меня к этой методике? Наверное, убеждение в том, что педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение?

Прежде всего, необходимо разработать модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения биологии, рекомендую использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы:

1. Определение комплексной цели обучения и ее формулирование

2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.

3. Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

4. Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).

5. Написание модульной программы.

Другой элемент модульной технологии обучения - модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:

· формулировка темы урока;

· определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;

· разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);

· подбор необходимого фактического материала;

· определение способов учебной деятельности учащихся;

· отбор методов и форм преподавания и контроля;

· составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но я обязательно использую следующие:

· УЭ-0 - определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

· УЭ-1 - включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

· УЭ-2 и т.д. - отработка учебного материала.

· УЭ-п (где п - номер последнего учебного материала) - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая прописана в новых стандартах обучения. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.

Модульная технология строится на принципах  развивающего обучения. Сначала  ученик выполняет задания с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, постановка  ориентира и т.д.), и в это время  он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход  помогает созреванию функций психики ребенка, то есть то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам. Таким образом, первый цикл завершается. И  ученик переходит в зону актуального развития,  обучение  идет на новом уровне.




 

Лист учета контроля Ф.И. учащегося ______________________

______ баллов


Учебный элемент (УЭ)

Количество баллов по номерам заданий

Кол-во баллов

№1

№2

№3

№4

№5

Проверка изученного материала







Изучение нового материала







Закрепление







Итого







Оценка


















Критерии оценки


Кол-во правильных ответов

Уровень

Оценка и комментарии

19-20

очень высокий

5+

Так держать!

17-19

высокий

5

Но ошибки все-таки были.

14-16

средний

4

Ещё чуть-чуть и будет «5»

10-13

низкий

3

Будьте внимательны на уроке!

1-9

очень низкий

2

И о чём вы думаете на уроке.

0

нулевой

1

Без комментариев …











3.Деятельность учителя при использовании модульной технологии


Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. То есть, прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.

Учитель распечатывает технологические карты урока для каждого ученика.

Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в 5 классе эта форма работы на первых уроках используется частично, то есть с элементами модульной технологии. Кроме этого, важно хорошо изучить теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.



























4. Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии


  • Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.

  • Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.

  • Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.

  • Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.

  2. Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т. к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.

  3. Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.

  4. Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).

  5. Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.

  6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения.


















5. Значение модульной технологии при реализации новых учебных стандартов второго поколения

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

Проектирование учебной деятельностью - характерный признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики.

Модульный урок имеет свои особенности и готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа.

Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса.

Алгоритм составления модульного урока:

• Определение места модульного урока в теме.

• Формулировка темы урока.

• Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

• Подбор необходимого фактического материала.

• Отбор методов и форм преподавания и контроля.

• Определение способов учебной деятельности учащихся.

• Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Значение модульной технологии при реализации учебных программ в рамках нового стандарта считаю имеет важное значение:

  • На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект — субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.

  • Данная технология — стимул для повышения профессионального мастерства учителя.

  • Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении.

  • Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся












6.ПРИЛОЖЕНИЕ

а) МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА 5класс

Учебник Пономаревой И.Н.


№ п/п

Содержание

Количество уроков в модуле

Материал учебника

1.

Биология – наука о живом мире

1

§1

2.

Методы изучения живых организмов

3

§2-4

3.

Строение и функции живых организмов

3

§5-7

4.

Многообразие живых организмов

1

§8

5.

Бактерии

2

§9-10

6.

Многообразие растений

2

§11

7.

Многообразие животных

2

§12

8.

Грибы

2

§13-14

9.

Лишайники

1

§15

10.

Среды жизни планеты Земля

3

§17-19

11.

Природные сообщества

2

§20

12.

Жизнь организмов на материке

1

§21-22

13.

Жизнь организмов в морях и океанах

1

§23

14.

Человек на планете Земля

2

§24-25

15.

Охрана животного мира на планете

2

§26-27






















б) Технологическая карта урока к модулю №11

«Природные сообщества»


УЭ-0 - 2 минуты

Интегрирующая цель:

При изучении нового материала ты должен:

а) узнать, что такое природные сообщества и какие типы сообществ существуют;

б) научиться работать с наглядным материалом, выполнять задания учителя;

в) моделировать схемы сообществ и пищевые цепи в нем;

г) подсчитывать полученные тобой баллы и заносить их в лист контроля

УЭ-1 - 5 минут

Входной контроль.

Цель: повторить материал, который поможет войти в новую тему.

Задание №1.

Вспомни, из чего состоит природа и заполни схему:

ПРИРОДА


….. (живая) …… (неживая)






состоит из ……. состоит из …..

(организмов, особей) ( предметов)


Задание №2

Заполни схему:

ФАКТОРЫ


….. природы ….. природы





УЭ -2

Вхождение в тему – 5 минут

Задание №3:

Посмотри слайд. Запиши в своем опроснике ответ кто изображен на слайде.

Ответь: почему они имеют различную окраску своего тела.

Посмотри следующий слайд. Ты знаешь эту птицу?

Ответь: почему она выводит своих птенцов зимой?

Дополнительный вопрос: почему у этого дерева семена созревают в конце зимы?

Ответь: о чем говорят приведенные примеры из жизни живой природы?

Ответь:как бы ты назвал совместное проживание всех обитателей в одном определенном месте?

У тебя было 5 вопросов. Если ты ответил на все – поставь в своем листе контроля 5 баллов. Если ответил на 4 вопроса – поставь 4 балла, на три – три балла.

УЭ -3

Изучение нового материала – 5 минут

Цель: усвоить понятие природное сообщество

Задание №4: рассмотри слайд. Что на нем ты видишь? Каких представителей живой природы можешь назвать, обитающих в нем?

Можно ли данный пример назвать сообществом?

Задание №5: проверь справедливость твоего утверждения по учебнику (с.87)

В своем опроснике в задании №5 дай определение природному сообществу

УЭ -4

Изучение нового материала – 10 минут

Цель: усвоить какие особи входят в природное сообщество смешанного леса

Задание №6: со своим соседом по парте смоделируй природное сообщество нашей местности – смешанного леса

Задание №7: хорошо подумай, кто с кем лучше уживается:

а) животные с животными;

б) животные с растениями;

в) растения с растениями.

УЭ -5

Первичное закрепление понятия природное сообщество – 10 минут

Цель: познакомить учеников с другими природными сообществами

Показ видеоролика

Учащиеся отдыхают и смотрят

УЭ -6

Изучение нового материала -10 минут

Цель: уяснить главное условие существования природного сообщества

Задание №8: рассмотри рис.71 учебника на с. 85. Что означают красные стрелки на рисунке?

Задание №9: найди в учебнике (с.85) объяснение понятию «пищевая цепь»

Задание №10: составь пищевую цепь из тех представителей сообщества смешанного леса, с которыми ты уже работал.

УЭ -7

Изучение нового материала – 10 минут

Цель: уточнить и усвоить понятие «круговорот веществ в природе»

Задание №11: проанализируй рис.72 на с.86 учебника. Знакомы тебе эти понятия? Объясни их.

Задание №12: прочитай текст учебника на с. 85-86.

Всех представителей сообщества смешанного леса, которые есть у тебя на парте, разложи на три группы: а) производители,

б) потребители, в) разлагатели. Запиши эти три группы в свой листок.

Кого бы ты еще добавил в эти группы из отсутствующих представителей сообщества?

Задание №13: закончи предложение: Круговорот веществ в природе – это ….

УЭ -8

Закрепление изученного материала – 10 минут

Цель: проверить усвоение знаний о природном сообществе

Задание №14: посмотри на слайд . Прочитай считалку в своем задании. Ответь: можно ли это множество птиц назвать сообществом. Ответ поясни.

Задание №15: посмотри на слайд. Выпиши себе в задание №15 всех представителей этого сообщества

Задание №16: из выписанных представителей составь пищевую цепь и запиши ее в задание №16, при этом зеленым цветом подчеркни производителей, красным – потребителей, а черным – разрушителей.

УЭ -9

Подведение итогов – 5 минут

Цель: определить усвоение материала о природном сообществе и об условиях его существования.

Задание №17: посмотрите на слайд. Перед вами схема природного сообщества. Ответьте на вопрос: все ли вы можете объяснить из того, что видите на слайде?

Задание №18: посмотрите на следующий слайд. Можете ли вы ответить на вопрос: животные и растения какого природного сообщества представлены на слайде? Как по другому можно назвать это сообщество? (природная зона)

Это и будет наша следующая большая тема для изучения – природные зоны.

УЭ -10

Рефлексия – 5 минут

Цель: оценивание учащимися своей работы на уроке и работе своего соседа по парте.

Задание: подсчитайте каждый свои баллы за работу и выставьте себе отметку за урок.

Максимум – 78 баллов

«5» – 65-78 балла

«4» - 50-64 баллов

«3» - 30- 49 баллов

«2» - 10 – 29 баллов

Что понравилось, что нет?

Что вызвало трудности?

Смог бы ты объяснить этот материал младшему школьнику, другу, родителям?





































7. Список используемых источников


1. Буруева О.Ю. Модульное обучение: вопросы и ответы \ Биология в школе №9, 2001г.

2. Гаевая В.В. Модульное обучение. Биология 6-11 класс

3. Шамова Т. И. Модульное обучение: сущность, технологии \Биология в школе №5, 1994г.

4. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сюрина Галина Анатольевна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства