kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Примеры обучения детей с РАС навыкам, необходимым для участия в культурно-массовых мероприятиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра, часто приходится покидать кинотеатры, спектакли и т.д. практически в самом начале мероприятия: дети могут начать плакать, пытаются уйти, вставать, вокализировать и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Примеры обучения детей с РАС навыкам, необходимым для участия в культурно-массовых мероприятиях"»

Неотъемлемой частью досуга большинства детей является посещение, а порой и участие в культурно-массовых мероприятиях. Это может быть посещение кинотеатров, цирка, общественных организованных праздников и т.д. Умение ориентироваться в правилах поведениях на подобных мероприятиях является значимой жизненной компетенцией для ребенка. Дети с РАС в этом отношении испытывают определенные трудности. У них возникают сложности при ориентировке в пространстве (например, трудно понять, где находится вход, выход, туалет, собственное место). В ситуациях, когда необходимо соблюдать тишину, ребенок может выражать просьбу громким голосом. Довольно часто дети не спрашивают разрешения выйти или зайти, а увидев что-то интересное в помещении, целенаправленно идут к объекту. При посещении театра или концерта дети не всегда смотрят на сцену или экран, переключая внимание на другие объекты. Очень часто им трудно ждать свою очередь. Родителям приходится придумывать множество хитростей, чтобы увлечь ребенка, или идти на уступки. Дети не всегда следуют общепринятым правилам, таким как аплодисменты после представления, совместное исполнение песен на музыкальных вечерах, наблюдение за действиями других детей по общему заданию, выражение переживаний за собственных участников команды в общественных играх.

Одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются родители,

– неумение детей спокойно сидеть на общественных мероприятиях.

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра, часто приходится покидать кинотеатры, спектакли и т.д. практически в самом начале мероприятия: дети могут начать плакать, пытаются уйти, вставать, вокализировать и т.д.

Ниже описан пример обучения детей с РАС адекватному поведению на культурно-массовых мероприятиях.

Цель: формирование у детей умений:

 сидеть спокойно;  при необходимости разговаривать шепотом;

 просить разрешения, чтобы выйти /уйти;

 смотреть на игру/ действия других;

 ожидать своей очереди;

 аплодировать другим.

Пример: Работа проводилась с разновозрастной группой детей с РАС из 22-х человек:13 детей в возрасте 6–7-ми лет и 9 детей в возрасте 8–10-ти лет. Каждого ребенка сопровождал родитель. В группе были дети, способные обслуживать себя самостоятельно, с достаточно хорошо развитыми речевыми навыками и навыками понимания речи. Также были дети не способные к самообслуживанию, с выраженными речевыми нарушениями (отсутствовала собственная речь, имелись трудности понимания обращенной речи). Для детей устраивались праздники, конкурсы, просмотры фильмов (моделирование посещения кинотеатра) и др. На занятиях дети присутствовали вместе с родителями.

Для достижения поставленных задач были выбраны следующие методы:

 видеомоделирование;

 социальные истории;

 метод физической и вербальной подсказки;

Видеомоделирование подразумевало видеосъемку некоторых видов культурно-массовых мероприятий и правил поведения на них. В качестве объекта съемки выступали сами дети, предмет съемки – правильно выполненные правила поведения. В видеоролике были отражены такие навыки как:

 умение спокойно и тихо сидеть в зале на своем месте;

 совместное участие в мероприятии с другими детьми;

 наблюдение за действиями других участников;

 апплодирование другим.

В дальнейшем полученные материалы были смонтированы и объединены в один короткий видеофильм (4 минуты) и сопровождались титрами на основных кадрах.

Следующим этап работы – совместный просмотр детьми подготовленного видеоролика перед каждым мероприятием. Была составлена социальная история о правилах поведения на культурно-массовых мероприятиях.

«Иногда я хожу на разные праздники, посещаю кинотеатр, играю в игры с другими детьми. В таких местах бывает много людей. Я должен вести себя спокойно и тихо. Иногда мне приходится ждать своей очереди. Это очень важно. Когда я веду себя спокойно, то могу поиграть вместе с другими ребятами, послушать и попеть песни. Иногда я могу посмотреть, что делают и показывают другие дети. Чтобы посмотреть, я должен найти свой стул и сесть на него. Я сижу тихо и смотрю на ребят. Когда я сижу тихо, то все хорошо слышу и вижу. Я правильно делаю, потому что мама говорит, что я молодец. Когда мне нравится выступление, песня или танец, то я жду конца и хлопаю в ладоши. Если я хочу сказать что-то, то я говорю шепотом. Если мне надо выйти, то я прошу маму: «Мама, можно я выйду?». Когда я говорю тихо, то не мешаю никому. Играть и общаться с другими ребятами – это весело!».

Каждый родитель получал лист с текстом истории, которую он читал ребенку, учитывая особенности понимания им речи. Если ребенок затруднялся следовать правилам поведения на мероприятии, то ему подавалась физическая или вербальная подсказка. Закреплялись навыки с помощью системы поощрений. Так, при правильном выполнении инструкции, ребенку напрямую вручалось поощрение, либо выдавался жетон. Собранные жетоны он мог обменять на желаемое. Таким образом, в ряде случаев удалось достичь положительных результатов.

Пример: 7-летняя девочка Настя в ситуациях ожидания в очереди после нескольких минут убегала от мамы или падала на пол. Ей были предложены просмотр видеоролика и прослушивание социальной истории (в более коротком варианте), а также поощрения. В результате работы поведение девочки изменилось. Она научилась ожидать в очереди до 15-ти минут, находясь рядом с мамой.

Пример: Миша, 8-ми лет в ситуациях, когда необходимо было соблюдать тишину, мог громко говорить, комментировать происходящее, что отвлекало других детей. Ему был предложен просмотр видеоролика, а также прослушивание социальной истории, в которой делался акцент на тихое пребывание в аудитории во время мероприятия и на умение говорить шепотом. В качестве поощрения использовалась социальная похвала с определенными временными интервалами в процессе мероприятия. В результате работы мальчик научился более длительное время сидеть тихо и говорить шепотом. После проведенной работы у троих детей удалось развить умение сидеть спокойно и выслушивать задание, у двоих – при необходимости Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра разговаривать шепотом во время мероприятия. Двое детей достигли положительного результата в развитии умения следить за происходящим, за действиями других детей. У троих детей развился навык аплодировать другим. Наиболее острой проблемой, стоящей перед большинством родителей, было развитие умения ожидать свою очередь. У шестерых детей удалось достичь положительной динамики в развитии этого умения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пизюр Анастасия Юрьевна

Дата: 06.04.2021

Номер свидетельства: 577617


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства