Просмотр содержимого документа
«Приёмы и методы, используемые в процессе обучения французскому языку»
Новикова И.Г.
Приёмы и методы, используемые в процессе обучения французскому языку:
Педагогический приём – это особым образом организованное общение субъектов образования на уроке.
Описание педагогического приема:
1. Формируемое УУД: формирование коммуникативной компетентности учащихся, ориентация в предложенной ситуации общения, выбор языковых средств, необходимых для решения коммуникативной задачи.
2. Название: приём «создание ситуаций общения».
3. Преимущества: позволяет эффективно организовать обобщение изученного материала, дает возможность проявить свои коммуникативные способности и индивидуальность; прием основан на тренировке ситуативного употребления языкового материала, позволяет в более полной форме реализовать проблемность и активность обучения.
4. Характеристика приема: прием овладения навыками и умениями, необходимыми для реализации ситуаций общения; предполагает разные типы межличностного и межролевого взаимодействия обучающихся; ролевая игра.
5. Прием используется в следующих обучающих ситуациях: для моделирования диалогов или полилогов взаимоопросного характера.
Пример применения педагогического приёма на урокефранцузского языка в 9-ом классе.
Тема: «Школа во Франции и в России».
Форма проведения урока: телемост по теме « Школа во Франции и школа в России: общее и различное».
1. Ознакомление учащихся с целями урока.
Вводная информация: задаётся тактика речевого поведения (фразы-клише), ключевых образцов (речевые конструкции), обязательных действий (ответы на вопросы, возражение/согласие с мнением собеседника и т.д.).
2.Ставится проблемная ситуация, предполагающая углубление темы: обсудить общее и различное в системе школьного образования нашей страны и Франции в рамках «телемоста», проходящего по интерактивной связи между школой в России и школой во Франции.
3.Организация «телемоста»: ситуация общения реализуется в форме полилога, в котором принимают участие все учащиеся, разделённые на 2 группы (русские и французские школьники). Один из наиболее сильных учащихся исполняет роль ведущего при поддержке учителя.
Учитель предупреждает, что в ходе ведения «телемоста» каждый из учеников получает 1 балл за каждое правильно сформулированное высказывание
(вопрос или ответ на вопрос). В таком случае ученики внимательно слушают не только ответ на свой вопрос, но и обращают внимание и даже кратко записывают ответы на вопросы других.
4.Начало телемоста. Некоторые из обсуждаемых вопросов:
Какие основные отличия между школами России и Франции вы можете назвать?
Совпадают ли системы оценок в нашей стране и во Франции?
Сколько времени проводят в школе русские и французские учащиеся?
Сопоставьте даты школьных каникул двух стран и т.д.
5.Подведение итогов телемоста, анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в ходе полилога.
6. Домашнее задание: рассказать по выбору о той системе образования, которая больше понравилась (французской или российской) и объяснить, почему.
Описание педагогического метода:
1. УУД - выбор наиболее эффективных способов решения коммуникативных задач в зависимости от конкретных условий.
2. Метод коммуникативного обучения.
3. Преимущества: главное направление этого метода – общение. Исходя из этого, особое внимание уделяется моделированию ситуаций общения на межролевой основе, а также формированию приёмов дискуссионного общения, что позволяет выработать у учащихся умение самовыражаться в процессе иноязычного общения.
4. Характеристика метода: позволяет ученикам применять свои языковые способности в различных ситуациях общения, что снимает психологический страх и напряжение, учащиеся постепенно начинают грамотно выражать свои мысли, преодолевать языковой барьер, ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
5. Работа над методом организуется по плану:
- учащимся даются речевые образцы по теме: фразы –клише, необходимая лексика по теме, типичные вопросы и т.д.
- данная лексика отрабатывается в различных тренировочных упражнениях по всем видам речевой деятельности
- предлагаются мини-диалоги по данной тематике для прослушивания и заучивания наизусть
- предлагаются задания на подстановку в готовые диалоги собственных реплик и синонимичных выражений
- предлагается задание на составление собственных диалогов, расширенных по объёму
- презентация диалогов проходит в форме ролевой игры, в которой её участники должны продемонстрировать свои языковые знания, владение социокультурной информацией и речевое поведение, уместное в данной ситуации общения.
При работе надформированием навыков устной речи можно использовать следующие эффективные методы:
1.Скетч - это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. Скетч, в отличии от ролевой игры, характеризуется меньшей сложностью и свободой речевого поведения персонажей. Пример: сделать покупки в продовольственном магазине, используя фразы-клише: «Мне нужно…»;
«Сколько это стоит?»; «Что-нибудь ещё?» и т.д.
2.Ролевая игра, которая позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Пример: «Вы в магазине готовой одежды во Франции и обращаетесь за помощью к продавцу, т.к. затрудняетесь сделать выбор». Диалог проходит в форме общения между покупателем и продавцом и включает в себя информацию о размерах одежды, фасоне, цвете, цене, возможности расплатиться чеком или наличными и т.д.
3.Круглый стол - представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Пример: обсудить проблему отношений подростков и родителей, основываясь на изученную лексику, отстоять свою точку зрения, привести аргументы.
Пример применения метода на уроке французского языка в 10-ом классе.
Тема: «Вы в Париже».
Форма проведения урока: ролевая игра
1.Учитель моделирует ситуацию « Вы заблудились во время прогулки, вам необходимо попасть в Лувр ( к Эйфелевой башне, на Монмартр) , попробуйте расспросить прохожих, как пройти туда, не забудьте быть вежливыми в ходе беседы».
2.Учащиеся делятся на пары, получают роли «турист – парижанин». Для составления диалога учащиеся пользуются картой Парижа, используют фразы по теме «Ориентация в городе», фразы-клише «скажите, пожалуйста…»; « как пройти…»; « не могли бы Вы мне помочь…» и др.
3.После составления диалогов учащиеся учат свои роли и озвучивают их. Вся группа слушает каждый диалог, старается выделить допущенные ошибки.
4. После выполнения задания учитель делает анализ, выделяет типичные ошибки, проводит коррекционную работу.
5. Домашнее задание: составить вопросы для диалога подобного типа с пропущенными ответами.