Практико-ориентированный проект «Построение системы социализации личности в интернатной организации и детском доме»
Практико-ориентированный проект «Построение системы социализации личности в интернатной организации и детском доме»
Общество – сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом. В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение. Социализация –процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями,навыками,формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный проект «Построение системы социализации личности в интернатной организации и детском доме»»
Практико-ориентированный проект «Построение системы социализации личности в интернатной организации и
детском доме»
«Перед нашей страной поставлены масштабные задачи в различных сферах социально-экономического развития. Подготовка молодого поколения к решению этих является магистральной линией дальнейшего развития молодежной политики в нашей стране »…
Концепция государственной молодёжной политики Республики Казахстана
до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее»
Общество – сложный организм , в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом. В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм , ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить , чтобы они стали самостоятельными членами общества , активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение. Социализация –процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит. Он включает в себя передачу и овладение знаниями , умениями ,навыками ,формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. В социологической науке приятно выделять два основных типа социализации :
1. первичная- усвоение норм и ценностей ребенком;
2. вторичная- усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации- это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. В интернатнойорганизации и детском доме, как институте социального воспитания, педагогическим коллективом создаются необходимые условия, которые мотивируют вовлечение воспитанников в разнообразную творческую, интеллектуальную и спортивную жизнь, Воспитанник делает свой выбор из множества предложенных вариантов. За период проживания в государственном учреждении они накапливают в некоторой степени реальный личный жизненный опыт , необходимый для социальной и трудовой адаптации, но он недостаточен и порой неэффективен в связи с ограниченным кругом возможностей как в области воспитания , так и обучения. Дети порой обеднены в своём выборе, что сокращает возможность формировать социальные компетенции в той или инойобласти и тормозит развитие социализации воспитанников и их интеграцию в социум. В связи с эти можно обозначить проблему, которая заключается в отсутствии системы социализации личности в интернатном учреждении и детском доме, направленной на развитие у воспитанников социальных компетенций для успешной интеграции их в общество. Вместе с этим, учитывая тот факт, что в «Казахстан 2020: путь в будущее» большое внимание уделяется подготовке молодого поколения к решению поставленных перед государством задач, то одним из приоритетных способов повышения уровнясоциализированностимолодого поколения и в частности выпускниковинтернатных учреждений и детских домов необходимо считать построение системы работы, направленной на развитие у них социальных компетенций и их социализацию.Идея построения системы работы заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуется комплексный подход, т.е. усилия всех членов педагогического коллектива, а так же представителей социума. В результате включения воспитанников интернатных учреждений и детских домов в систему социализации они станут более адаптированными и успешными, потому что приобретут больший опыт социальной деятельности. Именно поэтому актуальность данного проекта заключается:
Актуальность проекта заключается в противоречии:
Воспитанник хочет интегрировать в социум, но у него ограничены возможности выхода в него и не сформированы на достаточном уровне социальные компетенции, в связи с этим он проявляет низкую социальную активность.
в необходимости :
Формирования и расширения у воспитанников интернатного учреждения и детского дома в социум компетенций;
В активном интегрировании воспитанников интернатного учреждения и детского дома в социум для повышения уровня их социализации и гражданского самосознания.
Для построения системы работы по социализации воспитанников необходимо провести анализ ситуации в учреждении и выявить сильные и слабые его стороны и определть его возможности и угрозы(SWOT-анализ):
Анализ ситуации в учреждения :
Сильные стороны :
Готовность педагогического коллектива к построению системы социализация;
Наличие опыта работы учреждения в области развития социальных компетенций через уже имеющиеся и целевые проекты ;
Наличие социальных партнёров.
Слабые стороны:
Низкий уровень социальной компетенции воспитанников;
Отсутствие системы работы по развитию социальных компетенций у воспитанников;
Бессистемное взаимодействие с социальными партнёрами.
Возможности
Построение системы взаимодействия с социальными партнёрами на договорной основе с целью расширения воспитательного пространства, направленного на повышение эффективности социализации ;
Организация комплексного подхода к развитию социализации воспитанников;
Повышение социальной активности и гражданского самосознания у воспитанников ;
Повышение конкурентоспособности учреждения.
Угрозы
При отсутствии системы работы – наличие низкого уровня адаптации и интеграции выпускников интернатного учреждения и детского дома в социуме;
Увеличение количества граждан асоциального поведения за счёт выпускников с низким уровнем социальных компетенций и низким уровнем социализации .
Цель проекта:создание системы работы по социализации личности через объединение воспитательного потенциала всех программ и проектов учреждения и сотрудничество с государственными и негосударственными учреждениями города (села).
Задачи:
создать творческую группу по разработке системы работы социализации воспитанников;
разработать диагностический инструментарий и провести диагностику для определения уровня социализации личности;
проанализировать содержание дополнительных программ и целевых проектов, имеющихся в учреждении , направленных на социализацию личности;
Провести маркетинговое исследование с целью привлечения потенциальных партнёров к системе работы;
Составить план организационных мероприятий , направленных на реализацию системной работы по социализации воспитанников;
Составить перспективный план работы вновь созданной системы работы, направленной на социализацию личности ;
Разработать модель выпускника интернатного учреждения и детского дома;
Описать практическую значимость проекта.
Ожидаемый результат :
Наличие системы работы по развитию социализации личности;
Привлечение новых социальных партнёров;
Создание единого информационно-смыслового пространства как у администрации учреждения, так и у социальных партнёров;
Повышение эффективности воспитательного процесса учреждения ;
Положительная динамика сформированностисоциальных компетенций воспитанников и уровня их социализации.
Участники проекта :
Директор учреждения ,ЗДВР,ЗДУР, методист, социальный педагог , воспитатели , воспитанники , потенциальные социальный партнёры. Этапы реализации проекта : (сентябрь)
Iэтап – подготовительный: создание творческой группы; анализ и коррекция имеющихся воспитательных программ и целевых проектов, направленных на социализацию личности, выявление возникших проблем в области социализации;
II этап –внедренческий (октябрь –январь ): проведение входной диагностики уровня социальных компетенций воспитанников и их социализированности ,проведение маркетингового исследования для определения круга социальных партнёров ; разработка модели социального партнёрства и создание условий для её функционирования , заключение необходимых договоров о сотрудничестве;
III этап-обобщающий (февраль-июнь): провести итоговую диагностику уровня социальных компетенций воспитанника и их социализированности; обобщить практическую значимость создания системы работы по социализации личности; описать результативность проекта , осветить положительные моменты опыта в СМИ.
План организационных мероприятий
№
п\п
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные
1
Создать творческую группу для разработки системы работы по социализации личности.
сентябрь
ЗДВР
2
Провести анализ и коррекцию имеющихся воспитательных программ и целевых проектов, направленных на специализацию воспитанников.
сентябрь
ЗДВР, психолог, социальный педагог, методист, авторы –составители имеющихся программ и проектов
3
Подобрать диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности социальных компетенций воспитанников и их уровня социализированности .
октябрь
психолог, методист, социальный педагог ,ЗДВР
4
Провести диагностику уровня социальных компетенций воспитанников и их социализированности
ноябрь
психолог, социальный педагог
5
Провести маркетинговое исследование по выявлению потенциальных партнёров, согласно результатами диагностики.
декабрь
методист ,ЗДВР
6
Провести совещание при директоре с целью ознакомления с результатами диагностики и согласования потенциальных партнёров.
декабрь
директор
7
Провести МО по теме «Создание системы работы по социализации воспитанников учреждения».
январь
методист ,ЗДВР
8
Провести круглый стол «Высокий уровень социализации личности-стабильность государства !» с приглашением потенциальных составления с ними планов совместных мероприятий.
январь
директор, ЗДВР
9
Провести промежуточный отчёт творческой группы о работе.
февраль, апрель, август
директор
10
Провести промежуточную и итоговую диагностику уровня социализированности воспитанников.
сентябрь
психолог, социальный педагог
11
Публичные отчет о реализации этапов проекта (педсовет)
сентябрь
методист
12
Осветить результативность системы работы учреждения по социализации личности в СМИ.
по итогами
реализации
проекта
методист
iОтчеты о реализации проекта:
Публичные отчеты инициативной группы о реализации проекта перед педагогическим коллективом, социальными партнёрами (промежуточный, итоговый);
Публикация открытого информационного доклада ;
Статьи в местных и областных периодических изданиях о деятельности образовательного учреждения;
Материалы на сайте учреждения, на сайте управления Павлодарской области ;
Разработка и издание методических рекомендаций по созданию системы работы по социализации личности в интернатном учреждении и детском доме.
Литература:
Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений : учебное пособие .М., Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.-176с.
Иванов, О.И. Социальное партнёрство : некоторые вопросы теории (Текст)\О.И. Иванов, Д.П. Гавра.-СПб.: ИСЭП РАН,1994.-145с.
Концепция государственной молодёжной политики Республики Казахстана до 2020года «Казахстан 2020: путь в будущее».
Корчагин, Е.А. Организация деятельности социального партнёрства в области профессионального образования: методические рекомендации \ Е.А. Казань: ИПП ПО РАО, 2006.-60с.
Социальное партнерство: Опыт, технологии, оценка эффективности \ Под общей ред.
Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. Учебно- методическое пособие. М.,Педагогическое общество России, 2007.-272с.
Материалы конференции и выставка АРЕС, 2009г.
Мокшанщев Р. Понятие «социализация» и ее сущность, Москва, 2012г.
Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома.\\ Дефектология, №5 ,2007.-стр.75-84.
Совершенствование социального партнерства –важнейший фактор устойчивого развития региона: Материалы Международной научно-практической конференции. –Курган,2006.
Глоссарий
Адаптация-одно из понятий биологии, обозначающее приспособление живого организма к окружающим условиям и их изменениям (реакций и саморегуляция организма на основе обратной связи). Процессы адаптации направлены на сохранение, выживание, устойчивость состояния (реакция и саморегуляция организма на основе обратной связи ).Процессы адаптации направлены на сохранение, выживание , устойчивость состояния (т.е. гомеостаз).
Адаптация социальная-процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого согласовывают требования и ожидания его участников; один из социально-согласование самооценок, притязаний , ожиданий личности с ее возможностями и с реальностью социальной среды, приводящее к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы (коллектива, профессионального сообщества, сверстников, одноклассников и пр., общества в целом). Результатом социально –психологической адаптации личности являются сформированные социальные и профессиональные качества деятельности, поведения , общения, приятые в обществе.
Благотворительность –добровольные безвозмездные и бескорыстные вложения труда или материально- финансовых ресурсов.
Быть компетентным – это значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроения и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельства.
Взаимодействие- связь явлений ; система отношений связи, взаимозависимости между людьми и общественными группами; взаимная поддержка и согласованность действий для основным признакам согласованной или совместной деятельности относится наличие:
Единой цели для участников ,включенных в деятельность ;
Общей мотивации деятельности ;
Объединения , совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей (простых, частных), понимаемых как образование единого целого;
Разделения единого процесса деятельности на отдельные, функционально связанные операции и их распределения между участниками ;
Согласования индивидуальных деятельностей участников, соблюдения строгой последовательности операций в соответствии с заранее определенной программой (управление);
Единого конечного совокупного результата;
Единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми.
Среди названных признаков общая цель совместной деятельности является центральным компонентом. Именно к цели как идеально представленному общему результату стремится общность индивидов.
Виды социального взаимодействия- благотворительность, сотрудничество, инвестиции, спонсорство, кооперация (сотрудничество), собственно партнёрство.
Институты социализации – устойчивые , исторически обусловленные формы организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие удобные, эффективные нормы , ценности и образцы поведения для исполнения тех или иных социальных ролей. Для организации социализации подрастающих поколений наиболее значимыми институтами являются семья и школа. К социальным институтам относятся : государство, политические партии, церковь, общественные объединения и союзы и пр. Основные элементы социального института : действия людей (включая их внутреннюю психическую деятельность), их позиции (положения , отношения) и знаковые средства. Институт действует лишь там, где развиты социальные нормы или системы представлений, необходимых для совместных согласованных действий и поведения , где действия участников стали типичными , индивидуально осмысленными и значимыми
Компетентный в широком смысле-это знающих ,осведомленный в какой-либо области; в узком смысле- обладающий правом авторитетного суждения как специалист высокого уровня в определенном круге вопросов.
Образовательное партнёрство – качественно –новый уровень отношений, взаимодействия по решению проблем развития образования и выработке единой образовательной политики.
Партнёрство –это объединение ресурсов, где каждый привносит в общее дело то , чем располагает : человеческие таланты, финансы, информацию и многое другое . Строится партнёрство на принципе взаимной дополнительности .(Синягина Н.Ю.,Косарецкая С.В. и др. Опыт организации и внедрения принципов социального партнёрства: Методические рекомендации . М..,2004;)
Партнёрство – конкретный тип специально-трудовых отношений (Ю. Валуева,П.А.Игнатьева);
Партнёрство –специфический вид общественных отношений между профессиональными группами, их общественными объединениями (Н.П.Витте,И.А.Столыпина);
Партнерство–система сотрудничества ,организованная на принципах равенства, добровольности , равноценности и дополнительности всех участников совместной деятельности в достижении общей цели и результатов.
Партнёрство-мировоззренческая основа согласования и защиты общих интересов (М.Г.Фляммер, Р.Р.Максудов);
Партнерское мышление- умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.
Система работы-
Социальное партнёрство в широком смысле- это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой является позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности.
Социальное партнерство- это сотрудничество школы, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата .
Социальное партнёрства – это не простое сотрудничество , где главный подход –выгода партнеров , в нем есть третья составляющая –социальная проблема, на решение которой и нацелено социальное партнерство.
Социальное партнёрство-налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами , действующими на общественной арене стране: государственными структурами , коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.
Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности.
Социальное партнерство-объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие участников хозяйственной деятельности (работодателей, работников и государства, их представителей) в процессе труда с целью достижения общих целей на основе компромисса по актуальным проблемам эконмической и социально-политической жизни общества в рамках договоров и соглашений .
Социальное партнёрство в образовании-мы понимаем как совместное участие различных сторон в выработке и реализации программ, интеллектуальных продуктов для обучения и воспитания детей.
Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон(лиц и \или организаций ) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных , финансовых, человеческих и др) и организационных усилий до достижения желаемого результата.
Социальное партнёрство в профессиональном образовании- это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями,государственными и местными органами власти, общественными организациями , нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнёрство в образовании–это путь его демократизации и обновления. Социальная компетенция (в рамках модели социальной компетенции)-это достаточный объем навыков , с помощью которых личность может адекватным образом выпольняеть задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни.
Социальная активность–реализуемая готовность к действиям – которая проявляется в сферах социальных отношений человека .
Социализация –естественный процесс становления индивида , личности в обществе. Она охватывает абсолютно все уровни становления и развития человека. Ее общем вектор-самоутверждение индивида в социуме, через освоение собственного «Я »среди других людей, в системе общественных связей, посредством развертывания механизмов социальной адаптации и интеграции .Нет становления личности вне ее самостоятельности , активности в саморазвитии.
Среда- окружающее человека природное и социальное пространство; зона непосредственной активности индивида, его развития и действие. Взаимодействие среды и личности отличается многомерностью и сложностью –нет жесткой детерминации , а есть смена взаимовлияния в определенных обстоятельствах.
Субъекты социального партнерства- социальные группы людей, социальные общности, являющиеся сторонами социально-трудовых отношений: наемные работники и их представители в лиц профсоюзов; работодатели , предприниматели, их объединения; государственные органы.
Уровни становления партнёрства :
информационный- взаимный обмен информацией , осознание необходимости подобной взаимосвязи , выяснение стратегии и тактики в совместной деятельности, определение основных направлений , формальное оформление договорённостей (например, договор о социальном партнёрстве)
Организационно-методический–согласование планов, мероприятий и сроков деятельности, определение сфер совместной деятельности, способов определения её результатов и назначение ответственных за неё;
Взаимодействия и сотрудничества–совместная деятельность, построенная на основе согласованной долгосрочной программы, перспективного плана работы. Именно на этом уровне происходит организация единого образовательного пространства, способного расширить возможности каждого из социальных партнёров .
Социализация личности. Типы социализации и её этапы.
Общество-сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязано и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом. В организме на место отживающих клеток приходят новые . Так и в обществе каждую секунду рождаются новый люди, которые пока ничего не знают ; ни правил, ни норм , ни законов, согласно которым живут их родители . Всему их нужно обучать , чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни , способными обучать новое поколения.
Социализация –процесс условия индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества , к которому он принадлежит. Он включает в себя передачу и овладения знаниями , умениями , навыками,формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. В социологической науке приятно выделять два основных типа социализации :
1. Первичная- усвоение норм и ценностей ребенком;
2.Вторичная- усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации- это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации .
Агенты первичной социализации–родители , братья сестры , бабушки , дедушки, другие родственники, друзья , учителя , лидеры молодежных группировок. Термин «первичная » относится ко всему , что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации- представители администрации школы , университета, предприятия , армии, милиции, церкви , сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная» описывает тех , кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека .
Первичные институты социализации- это семья, школа , группа сверстником и т.д.
Вторичные институты- это государство , его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т.д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий:
Стадия адаптации( рождение-подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.
Стадия интеграции , внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно , либо неблагополучно.
Трудовая стадия . На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта поколениям.
Стадия процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976гг.):
Стадия младенчества (от0 до 1,5 года) . На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает , дает ласку, заботу , результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери . Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка;
Стадия раннего детства (от 1,5до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенка начинает ходить , обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности , начинают стыдить за «мокрые штанишки»;
Стадия детства( от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говарит ,расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости , инициативы , которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности : волю, память , мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка , не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка , способствует закреплению пассивности , неуверенности , вины;
Стадия , связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи , и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности , передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями , он верит в свои силы , уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности ,неверия в свои силы, отчаяния , потере интереса к учебе;
Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими , необходимость найти свое профессиональное призвание, способности , умения- вот вопросы , которые встают перед подростком , и это уже есть требования общества к нему о самоопределении;
Стадия юности (от 21 до 25 лет ). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми , укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания , он смешивает свою идентичность с другими людьми , появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция , одиночество;
Стадия зрелости (от 25 до 55\60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей : они подтверждают , что ты им нужен . На этой стадии личность вкладывает себя хороший, любимый труд, заботу о детях , удовлетворена своей жизнью.
Стадия старости (55\60лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности , человека переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьяхо прожитых годах. Человек «принимает » себя и свою жизнь , осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость , отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно .
Программы , направленные на социализацию воспитанников детского дома и дома юношества :
№
п\п
Название программы
Цель программы
Ответственные
Детский дом
1
Программа «Азбука профессионального ориентирования»
Профессиональное ориентирование воспитанников детского дома и развитие устойчивой потребности в профессиональном самоопределении будущей профессии и её получении .
2
Программа социального сопровождения «Ключ к взрослению»
Поддержка детей с проблемами и оказание им помощи в адаптации в современном обществе
3
Школа правовой грамоты (ШПГ)
Создания условий для формирования в детском доме гражданско- правого воспитывающего пространства и оказании социально- правовой помощи в период социальной адаптации воспитанников.
4
Школа будущего семьянина (ШБС)
Обучение детей традиционному общению в системе семейных отношений и их социализация.
5
Агентство «Золотой ключик»
Создания условий для всестороннего развития и воспитания социально-активной личности, способной к самореализации в современном обществе.
Методика для изучения социализированности личности учащегося
Цель: выявить уровень социальнойадаптированности, активности , автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения:Учащимся предлагается прочитать(прослушать )20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4-всегда; 3- почти всегда; 2- иногда ; 1- очень редко;0- никогда.
Стараюсь слушается во всем своих учителей и родителей.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся –добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен , что я прав.
Считаю , что делать людям делать добро-это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
Общаясь с товарищами ,отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю .
Мне нравиться помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравится люди , то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои .
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказывать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу до конца.
Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставиться оценка.
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности вычитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности )- с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух , но меньше трех то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов , то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
«АНКЕТА ВЫПУСКНИКА»
ИНСТРУКЦИЯ :поставь в ответах слова «да», «нет»или набери наиболее приемный ответ.
Знаешь ли ты свои права, как выпускник детского дома (оставшихся без попечения родителей)?
Понимаешь ли ты смысл выражения «Твой социальный статус»?
Готов ли ты самостоятельно проживать в отдельной квартире ?
Если у тебя значимый взрослый, который готов оказать помощь в сложный жизненный момент?
Если тебе плохо , куда ты пойдёшь?
- к друзьям
- в детский дом
- к родственникам
- ни к кому не пойду
Знаешь ли ты основные государственные учреждения сферы обслуживания твоего микрорайона (поликлиника , почта, сберкасса, отделение милиции , жилищная контора и т.д)?
АНКЕТА
ИНСТРУКЦИЯ : тебе необходимо выбрать тот ответ, который по твоему мнению является правильным .
Права и обязанность по содержанию жилой площади:
Оплата за жилую площадь производить обязательно.
Оплату можно произвести в любое время в течение года.
Оплачивать жилую площадь необязательно.
Оплату необходима произвести до 10 числа ежемесячно.
Из чего будет складываться твой бюджет:
Пенсия умерших родителей.
Алименты с родителей , стипендия.
Заработная плата.
Материальная помощь .
Социальная помощь.
По каким параметрам ты выбрал профессию?
По материальным соображениям.
Престиж.
Комфортные условия труда.
Устойчивый доход.
Надёжность.
Выходной, праздничный день, как ты представляешь его проведения ?
Дома с друзьями.
За городом.
В гостях у друзей.
У родственников.
В детском доме.
Как будешь действовать в экстремальной ситуации (утрата документов, захлопнулась дверь, болезнь…):
Обратишься в милицию.
Позовёшь на помощь соседей.
Будешь действовать самостоятельно .
Сообщишь в жилконтору.
Пригласишь друзей.
Твоя семья . как ты её себе представляешь?
Брак зарегистрирую.
Гражданский брак.
Предпочитаю одиночество .
Буду жить у друзей.
Брак по расчёту.
Потенциальные социальные партнёры:
Органы государственно- общественного управления образованием,
Учреждения культуры, здравоохранения и внутренних дел,
Общественные организации,
Средства массовой информации
Социальные и культурные центры,
Советы ветеранов,
Учреждения дополнительного образования,
Комитеты территориального общественного самоуправления,
Предприятия различных форм собственности,
Высшие и средние специальные учебные заведения,
Администрация города, депутаты и проч.
Роли участников партнерства
Коммерческие организации – возможность финансирования,
Государственные структуры- использование властных рычагов,
Общественные объединения – формируют и организуют социальные инициативы граждан.
Механизм образовательного партнёрства
Обозначение проблемы учреждения.
Информационный поиск партнёров.
Переговорный процесс.
Разработка механизма взаимодействия .
Подписание договора.
Основные принципы социального партнёрства:
уважение и учет интересов участников соглашения;
заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях
соблюдение партнерами норм законодательства РК, других нормативных актов
наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей
равноправие и доверие сторон
невмешательство во внутренние дела друг друга
добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования
регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства
обязательность исполнения достигнутых договоренностей
систематичность контроля за выполнением приятных в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений
Ооветственность сторон за невыполнение по их вине приятных обязательств, соглашения , договоров.
Виды договоров с социальными партнёрами :
Для оптимизации сотрудничества следует различать следующие виды договоров
1. Долгосрочные договоры (3-5 лет).
2. Договоры о проведении конкретных мероприятий и акций. Данные заключаются в устной форме.
Условия , необходимые для реализации успешного социального партнёрства :
Развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений;
Эффективная система контроля , в том числе в области финансирования;
Сформированная стратегия организаций , предполагающая именно партнерские взаимоотношении.
Уровни становления партнёрства
Информационный - взаимный обмен информацией , осознание необходимости подобной взаимосвязи , выяснение стратегии и тактики в совместной деятельности , определение основных направлений , формальное оформление договор(нностей (напремер, договор о социальном партнёрстве);
Организационно- методический – согласование планов, мераприятий и сроков деятельности, определение сфер совместной деятельности, способов определения её результатов и назначение ответственных за неё ;
Взоимодействия и сотрудничество – совмесная деятельность, построенная на основе согласованной долгосрочной программы, перспеквного плана работы. Именно на этом уровне происходит организация единого образовательного пространства, способного расширеить возможности каждого из социальных партёров;
Оценки деятельности (достижения ожидаемых результатов) и построения преспектив дальнейшего развития сотрудничества.
Составляющие компоненты стратегии социального партёрства
Партнерское мышление- умение видеть лушее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.
Взаимное дополнение . В партёрских отношениях , что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то , что он делает лучше других.
Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетческого эффета – результата, который невозможно получить вне партнерства.
Руководство программой образотельного партнёрства
Общее руководство программой реализации образовательного партнёрства осуществляет координатор проекта- заместитель директора по научно – методической работе или заместитель директора по учебно- воспитательной работе
Главным результатои образовательного партёрства является разработка и реализация совместных проектов партнёров.