Практические рекомендации родителям и учителям гиперактивного ребенка.
В домашней программе коррекции гиперактивных детей должен преобладать поведенческий аспект.
1. изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
-проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
-помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
-контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
-не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
-стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
-избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой- завышенных требований к ребенку;
-реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного);
-повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
-не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
-выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
-для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
-уделяйте ребенку достаточного внимания;
-проводите досуг всей семьей;
-не допускайте ссор в присутствии ребенка;
3. Организация режима дня и места для занятий:
-установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
-чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
-снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
-оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
-помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
-организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
-придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать банальную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
-не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
-составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
-воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
-не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
-постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
-не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
-не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
-помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
-объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что для ребенка с гиперактивностью наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
-лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
-запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
-прием «выключенного времени» (изоляция, угол, домашний арест досрочное отправление в постель);
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
-если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопиться в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
-если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только сам он;
-если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
-Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность могут сохраняться и во взрослой жизни.