kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в условиях Дворца пионеров и школьников г. Курска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с ФГОС ДО одной из образовательных областей дошкольного образования является познавательная деятельность. В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. В дошкольном возрасте такая активная позиция предполагает саморазвитие личности именно в познавательной деятельности, в процессе которой ребенок вступает в общение и взаимодействие со сверстниками, происходит становление мировидения ребёнка, осуществляется его личностный рост. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Ребенок по своей природе является исследователем окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он

располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Посещая детские объединения дошкольного возраста во Дворце пионеров, дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Педагоги, поддерживая детский интерес, ведут их от знакомства к пониманию. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в условиях Дворца пионеров и школьников г. Курска"»



Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в условиях Дворца пионеров и школьников г. Курска

Стерликова Любовь Васильевна,

методист МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»



В соответствии с ФГОС ДО одной из образовательных областей дошкольного образования является познавательная деятельность. В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. В дошкольном возрасте такая активная позиция предполагает саморазвитие личности именно в познавательной деятельности, в процессе которой ребенок вступает в общение и взаимодействие со сверстниками, происходит становление мировидения ребёнка, осуществляется его личностный рост. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Ребенок по своей природе является исследователем окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он

располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Посещая детские объединения дошкольного возраста во Дворце пионеров, дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Педагоги, поддерживая детский интерес, ведут их от знакомства к пониманию.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. И это осуществляется на занятиях, проводимых в детских объединениях Дворца пионеров, которые направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Действуя с предметами, ребенок лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми мы отдаваем практическим методам обучения: экспериментам, проектам.

Педагогами Хариной А.Г., Панюковой Н.В., Долженковой Т.В., Гусаровой О.Н. разработаны проекты «Моя семья», «Путь к профессии». Педагоги мотивировали детей на самостоятельные исследования, учили применять имеющиеся знания, умения и навыки, ставить проблему, искать информацию и как результат выпуск продукции (портфолио).

В ходе познавательной деятельности ребенок не только познает объект, но и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Благодаря таким проектам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как?)

Все эти «Почему» педагоги не оставляют без ответа, при этом помогают ребенку найти на него ответ. В освоении любого материала детей дошкольного возраста стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Для организации любой деятельности с детьми необходимо прежде всего создание условий. Обратимся снова к ФГОС ДО: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами». К источникам организации исследовательской деятельности педагоги относят события, происходящие в настоящее время, явления природы, события из художественных произведений, ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения. При этом поощряя у ребенка любознательность, помогают ему, хвалят ребенка за его желание, активность, расспрашивают ребенка о его намерениях, о результатах. Все это учит ребенка высказывать свои мысли и правильно их формулировать.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

В образовательном процессе Дворца пионеров и школьников с детьми дошкольного возраста проводятся обучающие занятия по «Окружающему миру», «Занимательной физике». Технология познавательно-исследовательской деятельности на этих занятиях заключается в выборе занятий-исследований, которые могут заинтересовать детей. На этих занятиях педагоги дополнительного образования излагают систематизированные знания о той или иной сфере деятельности, задают вопросы, направленные на закрепление знаний, работаю с природным материалом, дети на таких занятиях проявляют собственную инициативу.

Для того чтобы поддержать заинтересованность ребенка на протяжении всего занятия педагогами выполняется ряд условий:

- создание проблемной ситуации

- проведение анализа ситуации вместе с детьми

- использование вариативности ответов

Мы видим, что, анализируя занятия-исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление и логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослых и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы…»

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, от этого зависит интеллектуальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Стерликова Любовь Васильевна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302181


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства