Просмотр содержимого документа
«Познавательно-игровая программа "Вода- чудо природы!"»
КУ "СРЦН "Гармония"
Познавательно-игровая программа
"Вода – чудо природы!"
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
Чебаненко. О. А.
Цели: расширение кругозора детей, обогащение словарного запаса;
развитие творческих способностей детей.
Слайд №1,2
Звучит веселая музыка. На экране демонстрируются картины зимней природы. Выходит Пеппи.
Пеппи (гадает на снежинке):Разыграть, не разыграть … Придумала! (Обращает внимание на зрителей) Сейчас вам все расскажу! Хотя нет, сначала нужно поздороваться. Здравствуйте!
(Зрители отвечают.)
Как-то не дружно, не жарко и не холодно!
Обычно мальчишки говорят: "Привет!" – и машут рукой.
А девчонки, они же всегда так с улыбкой, вежливо говорят: "Здравствуйте!" – и делают легкий реверанс. Попробуем еще разок!
Здравствуйте, мальчишки! (отвечают.) Вот уже лучше!
Здравствуйте, девчонки!(отвечают.) Умницы!
Здравствуйте, ребята! (отвечают.)Вот, совсем другое дело!
Кстати о деле… я забыла сказать, что к нам спешит-торопится моя подружка Капелька, магистр водных наук. Давайте ее разыграем! Она что-нибудь скажет, а мы будем делать наоборот. Она вам скажет : "Здрасьте", а вы? ("До свидания".)
Точно, вы меня понимаете с полуслова! Она спросит: А чего вы стоите? А вы сразу садитесь. Договорились? В таком случае с мест встаем и прихода Капельки ждем!
(Звучит легкая журчащая музыка.) Слышите? Она уже близко, будьте начеку!
Входит Капелька.
Капелька: Ой, наконец-то я вас нашла! Здравствуйте!
Дети: До свидания!
Капелька: Ничего не понимаю…А почему вы стоите?
Пеппи :Разыграли! Разыграли!
Капелька: Надо было сразу догадаться, что ты уже пришла и все перевернула вверх ногами!
Пеппи : Капелька, не обижайся, мы тебе с ребятами подарим одну большую и дружную улыбку.
Закройте глазки ладошками. Представьте, что за окном идет сильный-сильный снегопад, метет метель и даже не хочется выглядывать на улицу. Но мы – смелые ребята, и все преграды нам нипочем. Открываем занавески! (ладони раскрываем в разные стороны.) А там – у-у-у-у-у! (Удивленно, с недовольством.) И снова мы закроем окошки и представим, что метель успокоилась и наступила тишина. Вновь открываем …А на улице выглянуло солнышко и стало удивительно хорошо! (ребята разводят в стороны ладони.)Все кричим: "Здорово" и улыбаемся!
Не слышу! (ребята должны еще раз громко сказать: "Здорово!")
(обращается к Капельке). Вот, пожалуйста! (показывает на ребят) Где улыбки, там и хорошее настроение.
Капелька: (улыбается ребятам в ответ) Уговорили. (Обращается к Пеппи.) Ну, рассказывай, какое дело задумала? Какие чудеса еще в карманах припасла?
Пеппи : Ой, чего у меня только нет! Яблок нет, арбузов нет, да и карманов тоже нет. (Понижает голос.)Зато у меня есть секрет.
Капелька: Какой секрет?
Пеппи : Удивительный!(Показывает на экран.)
Слайд № 3.
Пеппи : Смотрите, ребята, какой калейдоскоп цвета. Как вы думаете, что это? (ответы детей.) оказывается это фотография воды.
Слайд № 4.
Капелька: Ты права! Фотограф Марк Моусон добавляет в воду краски разных цветов и плотностей и смешивает их. Получаются сложные и интересные фотографии.
Пеппи : Я своим секретом поделилась! Да и вы, наверное, уже догадались, чему посвящен праздник, на который я вас пригласила?
Слайд №5.
Пеппи : Правильно – Праздник воды! Вода – это вещество обыкновенное и хорошо известное всем.
Капелька: Не согласна. Это только кажется! Знаете ли вы, что состав обычной водопроводной воды не менее загадочен, чем происхождение марсианских каналов?
Пеппи : У нас возник спор! Вода - это чудо природы? Или знак лучше поменять на восклицательный?
Сайд ;№6.
Капелька: Как вы думаете, ребята?
Пеппи : Нет! Нет! Не будем торопиться с выводами.
Сегодня на празднике мы поиграем,
Ваши знания узнаем,
Новые интересные факты поведаем
И сами картины руками сделаем.
А потом попробуем обобщить:
Быть воде чудом природы или не быть.
Капелька:
Время нас не ждет!
Пора действий настает!
Я предлагаю открыть первую страничку нашего праздника, которая называется "Не разлей вода!"
Слайд № 7.
"Не разлей вода!" – так обычно говорят … (О верных друзьях.)
Правильно мыслите. Главным моим помощниками – друзьями я сегодня выбираю …(называет помощников.)
Как гласит народная мудрость, сила – в единстве! Когда вместе, - и дело спорится быстрее, да и просто веселее. Поэтому прошу всех, кроме моих помощников, быстрее встать и вокруг Капельки дружный хоровод образовать. Смелее! Быстрее! Друг другу помогаем!
Ай да вы! Все быстро выполнить смогли!
Капелька:
У меня для вас сюрприз! Когда я скажу:" Лови!", каждый из вас должен что-то обязательно поймать! Все понятно? Готовы? Раз, два, три – лови!(Капелька стоит в центре круга с ведром, прикрытым платочком. В ведре лежат шаблоны снежинок, капелек, облаков. Как только она произносит слово "лови", наклоняет ведро и высыпает на ребят картонные фигурки. Задача каждого ребенка – какую-нибудь из них поймать.)
Пеппи : Все ли поймали? Не прозевали? А что там у вас? (снежинки, капельки, облака.)
А что их объединяет? (это три разных состояния воды.)а у нас три готовых команды!
Прошу рассаживаться за свои столы! Мои помощники будут вам помогать!
Посмотрим, чья команда окажется дружнее и быстрее на празднике!
Слайд № 8.
Пеппи : Открываем вторую страничку – "Багаж знаний".
Капелька:
Вода рядом с нами каждый день. А что вы знаете о воде, мы сейчас и проверим.
Пеппи : Перед вами "Водопад вопросов".
игра "Водопад вопросов".
Команды по очереди называют номер вопросов. За номером может скрываться вопрос, за верный ответ на который игроки зарабатывают одну капельку. Еще может скрываться "жемчужина", которая сразу дарит команде одну капельку. Если команде выпадает "болото", то одна капелька у нее забирается.
Какая вода быстрее превратится в лед – холодная или горячая? (горячая)
Жемчужина (+ 1 капелька)
Из чего образуются ледники? (из снега)
Какие приспособления имеют животные для плавания? (ласты, плавники, перепонки)
Какой злак растет под слоем воды? (рис)
Болото (- 1 капелька)
Какие две рыбки, обитающие в разных сказках, исполняют желания поймавших их людей? (золотая рыбка, щука)
Кто без глаз, а слезами плачет? (туча, сосулька)
Кругом вода, а с питьем беда? (океан, море)
Как называется освобождение реки ото льда? (ледоход)
Как называется расстояние от истока до устья реки? (длина реки)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет, тут и упадет. (волна)
Жемчужина (+ 1 капелька)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (лед)
Детки сели на карниз
И растут все время вниз. (сосулька)
Болото (- 1 капелька)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.(болото)
Что такое морская капуста? (водоросли)
Жемчужина (+ 1 капелька)
Где в природе можно встретить воду?(река, родник, роса и т.д.)
Жемчужина (+ 1 капелька)
Какое животное способно выпить 150 литров воды сразу? (верблюд)
Болото (- 1 капелька)
Один льет, другой пьет,
Третий зеленеет, да растет. (дождь, земля, растения)
Утром бусы засверкали,
Все траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (названия морей)
Сколько на нашей планете океанов? (Четыре: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский)
Жемчужина (+ 1 капелька)
Пеппи : Молодцы, ребята, показали свои знания! А мы продолжаем идти вперед,
Вопрос нерешенный нас по-прежнему ждет.
Третью страничку мы открываем …
(с удивлением)
А названья ее. К сожалению, не знаем .
Слайд № 9.
Капелька:
Чтобы эту тайну разгадать,
Вам предложим мы в игру сыграть!
Слайд № 10.
Поверхность земли, занятая водой, в 2,5 раза больше поверхности суши.
Сегодня около 99% воды на Земле находится в форме льда или соленой воды.
Слайд № 11.
Все знают, что у воды есть три агрегатных состояния: жидкое, твердое и газообразное.
А в природе существуют около 1330 видов воды.
Какой только воды не бывает на свете!
(капелька называет слово, а дети подбирают ему пару из слов, выведенных на экране.)
Есть вода морская, а есть вода … (речная)
Мертвая и …(живая),
Чистая и …(грязная),
Ну, в общем, разная!
Сточная и …(проточная).
Озерная и …(ключевая),
Газированная и …(минеральная),
Питьевая и …(индустриальная),
Колодезная и …(водопроводная),
Дождевая и …(болотная).
А есть и вода веселая.
Соленая и …(пресная),
Привозная и …(местная),
Целебная и …(лечебная),
Волшебная и талая,
Большая и …(малая).
Пеппи: Мы встречаемся с водой повсюду: на земле, под землей, в воздухе – везде есть вода. С водой связаны удивительные явления природы и места. Предлагаю поразмышлять на эту тему.
Команды по очереди должны называть слова, которые ассоциируются с темой воды.
На игру дается одна минута. Если возникла пауза, ход переходит к другой команде. За каждый верный ответ команда зарабатывает по капельке.
Я утверждаю, что важна! И мы с ребятами сейчас попробуем это доказать.
На экране будут появляться иллюстрации, показывающие роль и значение воды для природы и человека. Команды, опираясь на иллюстрацию, должны быстро сформулировать свой ответ. Право ответа предоставляется команде, капитан которой первым поднял флажок.
Слайд № 13. Закаливание.
Слайд № 14. Без воды человек может умереть. Если человек теряет 2% воды от массы своего тела, то у него возникает сильная жажда. При потере 12 % человек не сможет восстановиться без помощи врача.
Слайд № 15. В быту (стираем, моем пол, посуду).
Слайд № 16. На производстве (например: для производства бумаги).
Слайд № 17. Вода нужна растениям. Без воды они не смогут расти и погибнут.
Слайд № 18. В отопительных системах.
Слайд № 19. Водные гигиенические процедуры.
Слайд № 20. Для приготовления пищи.
Слайд № 21. Животные, как и человек не могут жить без воды.
Слайд № 22. В искусстве (рисование акварелью, лепка из глины).
Слайд № 23. Участвует в формировании климата (круговорот воды в природе).
Слайд № 24. Среда обитания многих животных и растений (рыбы и водоросли).
Слайд № 25. Используется в сельском хозяйстве(искусственное орошение).
Пеппи: Удивительно! Вот обычная воды в стакане (показывает на стакан с водой), а, оказывается, она везде! Вы согласны со мной?
И как же нам третью страничку можно назвать?
("Многообразие воды в природе".)
Великолепно! Хвалю!
Слайд № 20, 30.
Капелька:
Третью страничку мы закрываем,
Четвертая – просто отдыхаем!
Пеппи: Игра "Грозовой дождь".
На улице сияло солнышко, небо было бездонно синим. Вдруг подул сильный ветер и принес тучу, которая закрыла солнышко. Стало небо серым, и упала первая капля. (хлопает в ладоши один раз. Дети повторяют на ней.) Потом еще вторая, третья, четвертая, пятая, - и пошел сильный-сильный ливень. Ливень стал потихоньку стихать. Упало пять капель, четыре, три, две, и последняя капля упала на землю. Тучка исчезла так же внезапно, как появилась. На небе снова выглянуло солнце!
Капелька:
Русский человек всегда жил с рекой "душа в душу". В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как "Волга-матушка", "Енисей-богатырь", "Ока-красавица".
Пеппи: А какое множество рек на земле! Да что на земле! У нас только в России устанешь перечислять! Вот как раз мы и подошли к пятой страничке – "Калейдоскоп рек".
Рек в России множество, а знаете ли вы названия местных рек? (Иртыш, Омка) Хорошо! Но их гораздо больше!
Слайд № 31.
Капелька: Общее количество рек в пределах области достигает 2353, из которых 272 реки длинной более 10 км и только десять рек (Иртыш, Омь, Тара, Уй, Оша, Большой Аев, Шиш, Туй, Ишим) имеют прояенность более 200 км. Из них пять рек: Иртыш, Ишим, Омь, Тара, Уй – относятся к Омской области только часть своего течения. Общая протяженность всех рек около 8 тыс. км.
Пеппи: Да, это познавательно! А как вы думаете, есть ли в нашей местности еще водные источники, кроме рек? А знаете ли вы их названия?
Капелька:Я буду рада вам помочь! Посмотрите на экран – фотографии все скажут сами за себя!
Слайд № 32, 33.
Система включает: • Шайтан-озеро • Урманное озеро • Данилово озеро • Линёво озеро • Потаённое озеро
На самом деле с этой небольшой деревней связано множество легенд, самой известной из которых конечно же является легенда о Пяти Озерах. Неподалеку от поселения расположились четыре (!) известных далеко за пределами сибирского региона озера: Данилово, Ленёво, Щучье и Урманное (Шайтан-озеро). Согласно местным поверьям есть еще и пятое – Потаенное озеро, которое подпускает к себе далеко не каждого.
Считается, что вода и грязи в озерах Данилово, Ленёво и Щучье обладают целебной силой, что и привлекает сюда отдыхающих со всей Сибири. Местные жители говорят об этих озерах, что в них «живая» вода. Урманное же озеро по мнению старожилов наполнено «мертвой» водой. Его еще называют Шайтан-Озеро, что в дословном переводе с тюркского означает Чертово Озеро.
Пеппи: Да! Удивительное рядом!
Капелька: А мы не обращаем внимания. Но как бы душа ни радовалась красоте воды – мусор не портит!
Слайд № 35.
А в водах Тихого океана есть даже целый остров мусора!
Слайд № 36-39.
В тех водах дрейфуют пластиковые бутылки и пакеты. Свалка не похожа на обычный остров, она напоминает суп – фрагменты пластика плавают в воде на глубине от одного до сотни метров. Вдобавок это нейтральные воды, и весь мусор, что здесь плавает, ничейный. Вы представляете, что сегодня площадь всех мусорных пятен превосходит даже территорию США!
Медленно разлагаясь, пластик наносит серьезный вред окружающей среде.
Пеппи: А какие еще экологические проблемы водных ресурсов вы могли бы назвать? Прошу команды по очереди предлагать свои ответы. (За правильный ответ члены жюри выдают по капельке.)
Экологические проблемы водных ресурсов:
- загрязнение бытовыми сточными водами;
- загрязнение промышленными стоками;
- бытовой мусор;
Загрязнение от водного транспорта;
- загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров;
- браконьерство;
- неразумная добыча полезных ископаемых (гравия, песка) и, как следствие, обмеление;
- сплав древесины;
- отвод воды для нужд города, сельского хозяйства.
Слайд № 40.
Капелька: 22 марта – Международный день водных ресурсов. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она все чаще требует защиты.
Период с 2005 –го по 2015 год объявлен Международным десятилетием действий "Вода для жизни".
Беспечности людей я удивляюсь!
То осушают реки, то наоборот,
Где сухо было, - человек водой зальет.
Не говоря уже о чистоте воды –
Воды хорошей уж исчезли и следы …
Пеппи:
Да что говорить! Загрязнили озера и реки,
А виною тому все они – человеки!
И мы тоже в ответе за чистоту и красоту!
Слайд № 41.
Капелька: И будет очень жаль, если красоту водной стихии мы сможем наблюдать только на фотографиях и произведениях искусства.
Слайд № 42-44.
Пеппи: Произведения искусства пленяют своей красотой. Я предлагаю вам попробовать передать красоту воды в картинах. Сейчас мне и понадобятся мои помощники. Они выберут по два игрока от каждой команды и подойдут к этим столам.
Слайд № 45.
Из "капелек" вы должны будете создать картину, название которой сейчас выберете. Пожалуйста! (Дети выбирают конверты, в которых находятся листочки с названиями будущих картин: "Радуга цветов", "На грибной полянке", "Танец бабочек","Зимняя заря", "Морское дно", "Горный водопад".)
Пожалуйста, можете начинать!
Работа в группах. Помощники рассказывают членам своей команды, как можно приклеивать "капельки", и команды приступают к работе.
Пеппи: А вы не волнуйтесь, мы тоже не останемся без работы, мы с вами отдохнем и пофантазируем!
Прошу всех выйти в центр зала. Мы поиграем в театр. Вы должны передвигаться по залу в быстром темпе, внимательно слушая и выполняя задания Капельки. Друг с другом обсуждать ничего нельзя. А члены жюри выберут самых артистичных и находчивых.
Капелька: Готовы?
Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке …Крапива больно стегает по голым ногам … Комары заели!
А все потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно!
И вдруг снежное поле, пронизывающий зимний ветер …И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться?! В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой … Но очень холодной, градусов восемь – девять от силы!
Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков … Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам … А вдали показался цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один … вдохнем аромат чудо- кожицы, возьмем в рот освежающую дольку! Как кисло, аж скулы свело! Бежим вперед! И перед нами берег моря, закат, идем по кромке воды …И так хорошо, словно мы дома! Больше ничего не хочется, только поаплодировать друг другу!
Пеппи: Спасибо нашим артистам! Усаживайтесь на свои места!
Кто же был самым артистичным? Члены жюри, ваше мнение! А я отдам свой голос ….А ты, Капелька, кого выбираешь?
Капелька: Дорогие художники, время истекло! И сейчас я попрошу ребят оценить вашу работу.
Каждому ребенку выдаются по две капельки. Дети должны отметить ими наиболее понравившиеся работы. Можно оценивать работы только команд-соперниц.
Пока ребята оценивают работы, звучит музыка.
Пеппи: Спасибо за ваш выбор! Чья-то копилочка пополнилась новыми капельками.
Наша игра подходит к концу, а мы так и не решили, какой же знак поставить в заголовке нашего мероприятия.
Слайд № 46.
Выскажите свое мнение! А жюри в это время подведет итоги игры.
Работа с залом.
Пеппи: Вода. Нет ничего более шумного и стремительного, чем бурлящие потоки горных рек и водопадов, более задумчивого и успокоительного, чем ритмичный звук волн, накатывающих на берег, и легкого колебания маленького ручейка.
А у нас на картине изображено море. Правда, оно пока бесцветное. Но мы с вами сейчас это исправим.
Слайд № 47.
Приклейте фигурки голубого цвета к этому рисунку, если у вас изменилось отношение к воде как источнику жизни. А если ваше отношение к водной стихии осталось прежним, выберите красную фигурку.
Вот и море готово! (Приклеивает у горизонта солнце). А вот и солнце! Оно уже почти село. Какими же будут блики от него?
Слайд № 48.
Кому понравился наш праздник, возьмите фигурку желтого цвета и приклейте к солнцу. Кому не понравился – выберите красный цвет.
Выступление жюри. Награждение.
Слайд № 49.
Пеппи: Эх, все хорошее когда-то заканчивается! И наш праздник подошел к своему завершению. Хочется всех поблагодарить за активное участие: участников игры, моих помощников, членов жюри!
Капелька: А я хочу пожелать, чтобы вы помнили и другим рассказали о том, что вода – это главное таинство, главное чудо планеты, это главный источник жизни на Земле!