kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическое эссе:"Организация методической и воспитательной работы детской школы искусств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наши дни детская школа искусств представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей.Но для школы искусств уже несколько лет сущетсвует большая проблема, каким образом заинтересовать детей искусством, чтобы они хотели учиться?Попробуем разобраться, что оказывает влияние на формирование негативной мотивации ребенка к обучению в музыкальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое эссе:"Организация методической и воспитательной работы детской школы искусств" »

Организация методической и воспитательной работы 

Детской школы искусств


Таланты создавать нельзя,

но можно и нужно создавать среду

для их проявления и роста.

Г. Г. Нейгауз



Существующая ныне система художественного образования сложилась в нашей стране достаточно давно и базируется на признанных в мире традициях музыкальной культуры.

Процессы инновации не прошли мимо этого социального института. В наши дни детская школа искусств представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей.

Но для школы искусств уже несколько лет существует большая проблема, каким образом заинтересовать детей искусством, чтобы они хотели учиться? С каждым годом все меньше и меньше желающих профессионально учиться музыке, живописи, не все дети доучиваются в школе до конца, только около 40% учащихся. Сейчас демографическая ситуация значительно улучшилась, что привело к увеличению численности учащихся в учреждениях образования, но, по законам демографии через некоторое время мы опять попадем в волну падения рождаемости.

Попробуем разобраться, что оказывает влияние на формирование негативной мотивации ребенка к обучению в музыкальной школе.

Можно выделить несколько причин, почему это происходит, например:

·  родители очень хотели, чтобы он обучался музыке, и отдали его в школу против его воли;

·  у ребенка нет музыкальных способностей, ничего не получается, пропадает интерес к учебе;

·  неинтересный для ребенка, неправильно выстроенный учебный процесс и т. д.

Много зависит от качества преподносимой преподавателем информации на занятии. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и творческой изобретательностью. Любая педагогика определяется ответами на 4 вопроса:

·  Кого учить?

·  Для чего учить?

·  Чему учить?

·  Как учить?

Ответы на эти вопросы складываются в модель выпускника, то есть в тот набор компетенций, которые мы хотим передать нашим ученикам за время обучения в школе.

Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постепенный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Поиск индивидуальных приёмов обучения, правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него - всё это определяет тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса.

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога школы искусств более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии, эстетики. Занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Настало время, когда вопрос о качестве методической работы педагога, эффективности его музыкально-воспитательной деятельности становятся первостепенными.

Мы обсудим вопросы организации методической и воспитательной работы в ДШИ. Эти направления деятельности школ искусств обладают своей особой спецификой. Кроме того, они существуют в неразрывном единстве друг с другом и с процессом учебной деятельности.

Методическая работа занимает важное место в деятельности ДШИ. Она направлена на повышение профессионального уровня преподавателей, на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и творческого развития обучающихся. Для этого в школе необходима функциональная методическая служба, должны быть определены основные направления и формы работы по повышению квалификации и наращиванию кадрового потенциала.

Одно из важнейших направлений работы – повышение квалификации педагогических кадров, которое успешно осуществляется в разнообразных формах. Это:

·  курсовая переподготовка и курсы повышения квалификации;

·  аттестация;

·  составление портфолио. «Портфолио как инструмент формирования ключевых компетенций, комплексной оценки деятельности преподавателя».

·  подготовка собственного концертного выступления, а также концерты учащихся;

·  психолого-педагогические и методические семинары;

·  мастер-классы;

·  конкурсы и фестивали педагогического мастерства;

·  конкурсы и фестивали для учащихся;

·  обобщение педагогического опыта: разработка методических рекомендаций, пособий, тестовых и контрольных материалов;

·  открытые уроки;

·  методические сообщения;

·  взаимопосещение уроков;

·  консультации;

Разнообразие форм и методов позволяет каждому преподавателю принять участие в методической работе и повышении своего педагогического уровня.

Необходимым условием профессиональной деятельности педагогов школы является самообразование, так как образование, полученное с опорой на свой профессиональный и личностный опыт, является наиболее эффективной формой повышения квалификации. Каждый педагог определяет актуальную для себя тему по самообразованию, разрабатывает индивидуальный маршрут изучения темы и в течение года работает над ней, с обобщенными результатами он знакомит своих коллег на заседаниях методической секции.

Инновационная деятельность направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала коллектива в целом.

В школе это:

·  корректировка и разработка новых локальных актов,

·  совершенствование адаптированных учебных программ,

·  применение в учебном процессе инновационных методов и форм обучения: интегрированные уроки, экзамен-конкурс, экзамен - театрализованное представление (альтернативные формы проведения промежуточной аттестации обучающихся),

·  проведение внеклассных воспитательных мероприятий с привлечением новейших информационных средств обучения: создание видеофильмов, слайд-шоу, реализация программы курса психологической подготовки «Преодоление сценического волнения», использование в работе преподавателей Интернет-ресурсов, информационных технологий, разработка и совершенствование сайта школы.

Должна быть организована методическая работа с молодыми специалистами. Они должны при необходимости получать помощь и консультации по интересующим вопросам методики преподавания, педагогике, психологии, что способствует повышению их профессиональной и методической компетенции.

Приоритет просветительской, воспитательной функции в ДШИ неоспорим и обусловлен как особенностями образовательного процесса, так и основными задачами данной сферы.

В качестве основной цели воспитательной системы ДШИ выступает разностороннее развитие личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, формирование у него потребности к постоянному самосовершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в условиях социальных перемен.

Цель конкретизируется в задачах:

·  способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

·  создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению детьми и подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;

·  способствовать формированию основ культуры общения;

·  способствовать сплочению творческого коллектива.

Детская школа искусств как воспитательное учреждение имеет свои особенности. Это вторая школа, в которой обучается ребенок. И некоторые преподаватели наших школ считают, что воспитание - это дело общеобразовательной школы, а задача их - научить ребёнка рисовать или играть на каком-либо инструменте, полюбить искусство. И часто такие суждения не высказываются вслух, но практически проводятся в жизнь.

В самом деле, общеобразовательная школа имеет чёткие деления на классы, поэтому организовать такой коллектив легче, чем в детской музыкальной школе, где ребёнок является членом нескольких коллективов (специальность, хор, оркестр, теоретические дисциплины…). Какой коллектив является определяющим? Тем более что время общения в этих коллективах сравнительно (с общеобразовательными школами) мало. Также только в Детской музыкальной школе предусматривается обучение в индивидуальном классе. В связи с этим роль обучающего педагога увеличивается многократно, только педагог как разносторонне развитая личность, способен сделать и ученика такой же личностью. В индивидуальном классе педагог получает широкие возможности индивидуального подхода к каждому ученику и в учебной, и в воспитательной работе.

Детские музыкальные школы помимо своих основных задач - обучения детей музыке, несут и музыкально-просветительские функции. А учащиеся приобретают навыки не только исполнительской деятельности, но и музыкально-пропагандистской. Важно воспитывать в учениках чувства и мысли о том, что они учатся музыке не только для себя, но их искусство нужно другим. Такая постановка музыкально–просветительской работы в детской музыкальной школе естественно плодотворно влияет на формирование самосознания учащихся. Особое значение в музыкальной школе приобретает согласованное взаимодействие различных детских коллективов между собой, которое невозможно без единства педагогических требований коллектива преподавателей школы.

В деле созидания единого педагогического коллектива, объединённого единством требований, понимающим свои воспитательные задачи, решающее слово принадлежит директору школы и его заместителю по учебной работе. Они формируют стиль работы школы, создают и бережно хранят традиции, выработанные годами совместной работы.

Огромную роль в формировании нравственных качеств учащегося детской музыкальной школы играет преподаватель по специальности. Необходимо подчеркнуть, что наиболее интересных результатов воспитательной работы добивается только тот педагог, тот коллектив, который сознательно и последовательно овладевает теорией педагогики с учётом специфических особенностей музыкальной школы как воспитательного учреждения. Организует практическую работу в соответствии с теми принципами, которые лежат в основе современной системы воспитания. Нет ничего важнее для художественного воспитания учащихся, чем общение с педагогом, обладающим высокой культурой, тонкой музыкальностью и хорошо владеющим инструментом.

Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего, учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем, а не просто заниматься с учениками технической зубрёжкой. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии; он должен быть одновременно и теоретиком, и историком музыки, а также учителем хора, сольфеджио и игры на инструменте.

Демонстрируя ученику образцы ярких трактовок произведения в целом и в деталях, важно заботиться и о предоставлении инициативы самому ученику. Это требует максимального использования наряду с интеллектом ученика, эмоциональной сферы и слуха. Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство. Важнейшим направлением в комплексном воспитании юного музыканта является совершенствование критерия оценки результатов работы, исходя из развития личности ребёнка в целом. Педагог также должен быть в курсе всех современных проблем психологии и педагогики, умело применяя свои знания и в работе с учениками и в моменты оценивания результатов работы.

Взаимодействие семьи и школы

Воспитательная система школы не будет эффективно развиваться без взаимодействия с семьями школьников. Оно может выражаться в самых разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности.

Цель работы с родителями: объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

Задачи:

·  познавательная - формировать представление родителей о содержании работы школы, направленной на личностно-ориентированное развитие ребенка;

·  воспитательная - создавать условия для участия родителей в составлении индивидуальных программ (дополнительное образование, индивидуальная помощь, консультирование родителей и т. д.);

·  развивающая - знакомить родителей с результатами диагностики ребенка на разных возрастных этапах, перспективой его дальнейшего обучения и воспитания;

·  социальная - оптимизировать работу с родителями с помощью разнообразных методов и приемов, продолжить традиции взаимоотношений "школа искусств - семья";

·  здоровьесберегающая - обучить родителей конкретным приемам и методам оздоровления, развития ребенка в разных видах деятельности.

  Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет и педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Формы связи семьи и школы

1.  Коллективная: общешкольное собрание; вечер открытых дверей; вечер вопросов и ответов; выставки творческих работ

2.  Групповая: родительский комитет; дифференцированная работа с мамами и папами; групповое собрание, беседа; работа по оформлению класса; совместное проведение внеклассных мероприятий

3.  Индивидуальная: консультации; посещение, беседа на дому; педагогические поручения.

Во время беседы-консультации в школе появляются, дополнительные возможности для рекомендации психолого-педагогической литературы с демонстрацией некоторых публикаций, анализа данных документации. Индивидуальные консультации педагога - это одна из важнейших форм взаимодействия преподавателя или администрации с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т. д.).

Из групповых форм наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании.

Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагога на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Каждое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, участии родителей.

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток (краткие выводы по обсуждаемой теме).

Родительский вечер – это праздник общения родителей. Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания. В течение учебного года внутри класса преподавателя обычно проводятся различные детские мероприятия класса .Они способствуют сближению детей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

Формы учебного взаимодействия с семьей.

Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю.

Урок-соревнование детей и родителей:

Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.

Открытый урок для родителей - эта форма позволяет родителям увидеть, как строит преподаватель процесс обучения, как адаптируется ребенок к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты. Родители замечают, на что нужно обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать от сверстников.

День открытых дверей - это праздник школы, где демонстрируются только положительные достижения преподавателей и детей. “День открытых дверей” предлагается проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки, которые отражают результаты работы. В заключение можно показать для родителей творческий отчет-концерт по отделениям. Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и в концертной деятельности.

Формы внешкольного сотрудничества «семья – ребенок - школа» разнообразны и напрямую связаны с интересами педагога, увлечениями родителей и детей. Активные формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет учителю решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и помощников. Доброжелательная атмосфера между детьми и родителями на школьных мероприятиях– это мощный стимул для творческой работы преподавателя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Одной из главных задач педагога - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновей, праздник близнецов, выставки семейных творческих работ. Могут проводиться совместные творческие встречи, где рассказывают о семейных традициях, увлечениях.

Творческие встречи. Очень интересными, полезными и радостными являются встречи с интересными людьми: артистами, певцами, исполнителями, композиторами. К каждой встрече нужно готовиться заранее. Родители и дети готовят самые интересующие их вопросы о творчестве, о жизни музыканта, который должен быть на встрече. Гость в свою очередь готовит небольшой рассказ о своей жизни, как он стал музыкантом. Исполняет свои произведения (если он композитор), а если исполнитель, то показывает свой репертуар. Обычно в конце встречи организуют небольшое чаепитие. Основной целью этих мероприятий является объединение усилий педагога и родителей в воспитании детей, создать благоприятные условия родителям для повышения их уровня знаний и аспектов воспитания культурно-нравственной личности, сплочение коллектива преподавателей, родителей, детей.

В школе можно оформить “Уголок для родителей”, из которого они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.

Они приходят к нам учиться, вот такие! Среди них холодные, бесчувственные. Поэтому в наше время они нуждаются во внимании и любви многократно больше, чем в витаминах и калориях. А что получают?

Когда со стороны ребенка, ученика идет протест: не хочу, не буду, неинтересно, не пойду, это SOS живого существа: РЕБЕНОК хочет стать ЧЕЛОВЕКОМ. Это вопли его организма, всех его систем обеспечения, которые он словами объяснить не может, потому что его поведение - это переданные генами жесткие приказы его далеких предков, охраняющие его от всего вредного и бесполезного.

И если мы понимаем свою воспитательную роль, то НАША ЗАДАЧА - переориентировать ученика на: ХОЧУ, БУДУ, МОГУ, ИНТЕРЕСНО.

Есть только один вид приказа и сотни способов установить простые человеческие отношения с ребенком, учеником. И ПЕРВЫМ должен начать ВЗРОСЛЫЙ, воспитатель, педагог, потому что он - знающий, понимающий, потому что только он может создать потребность в учении, в знаниях. Есть сотни способов противодействовать приказному тону и только один, который вызовет желание учиться, следовать совету - это УВАЖЕНИЕ РЕБЕНКА, УЧЕНИКА.

·  Я, взрослый, считаюсь с твоим мнением, стараюсь тебя понять.

·  Я, ученик, слушаю, стараюсь выполнить предложенное, заданное.

·  МНЕ, педагогу, интересно, что ты думаешь, и я стараюсь сделать так, чтобы тебе, ученику, был интересен мой предмет.

·  Я, педагог, верю в значение музыки для воспитания в тебе понимания окружающего мира, его звукового разнообразия, интонационной роли в общении, понимаю, что любовь к музыке обогатит тебя нравственно, поэтому я стараюсь укрепить в тебе желание, потребность в общении с ней, профессию ты выберешь сам.

·  Я, педагог, помогаю тебе обрести смысл жизни в духовных потребностях.

Развитие воспитательной системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится по настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценность и действительную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. И как результат этих совместных усилий – низкий отсев контингента школы.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Байбикова Лилия Ряшитовна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189364


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства