kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ознакомительная программа по робототехнике "Роботёнок" для детей 5-6 лет (36 часов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомительная программа «Роботёнок» для детей 5-6 лет научно-технической направленности ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования и  мо­делирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направле­на на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ознакомительная программа по робототехнике "Роботёнок" для детей 5-6 лет (36 часов)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ознакомительная программа «Роботёнок» научно-технической направленности ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования и мо­делирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направле­на на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.


Актуальность.

Актуальность программы заключается в востребованности развития широкого кругозора дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Новизна.

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения. Авторское воплощение замысла и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности

Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

  1. Постановка технической задачи;

  2. Сбор и изучение нужной информации;

  3. Поиск конкретного решения задачи;

  4. Материальное осуществление творческого замысла.

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.


Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство, имеется целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование. Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систе­матизации знаний, умений и навыков .Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. Робототехника поощряет детей мыслить творчески, анализировать ситуацию. Во время «игры» процесс усвоения знаний идет быстрее.

       

Отличительные особенности программы.

В ознакомительной программе, изучая конструирование немеханических моделей, у дошкольников развивается элементарное конструкторское мышление и фантазия, поэтому отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагает творческое использование педагогом: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также возрастных особенностей и развития детей, выбрать определенный объем информации. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний. Выполнение практических работ требует кон­сультирования педагога и соблюдения правил тех­ники безопасности. Данная программа разработана для дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС ДО.

Адресат.

Программа предусматривает занятия с детьми 5-6 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься робототехникой, без специального отбора и не имеющих противопоказаний по здоровью.

Уровень программы - ознакомительный.

Программа курса рассчитана на начальный уровень подготовки – отсутствие навыков работы с LEGO – конструкторами.

Объём программы – 36 часов.

Цель программы: развитие пространственных представлений через LEGO- конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.



Задачи программы:

1.Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

2.Познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;

3.Используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;

4.Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;

5.Организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;

6.Формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;

7.Развитие навыков общения, коммуникативных способностей.



Содержание программы.

В учебном процессе предполагается использование образовательных конструкторов. Все образовательные наборы предназначены для групповой работы, что дает возможность обучающимся одновременно приобретать и навыки сотрудничества, и умение справляться с индивидуальным заданием, составляющим часть общей задачи. Конструкторы задуманы таким образом, чтобы постоянно привлекать и удерживать внимание учеников, повышая мотивацию к обучению. Дополнительные элементы, содержащиеся в каждом наборе конструктора, позволяют обучающимся создавать модели не только по схемам, имеющимся в наборах, но и по собственному замыслу. Все комплекты полностью соответствуют индивидуальным возможностям дошкольника и способствуют успешному обучению каждого ребенка любого уровня подготовки. Из деталей конструктора учащиеся строят уменьшенные аналоги различных сооружений.

Программа


Введение……………………………………………………...…2ч

Конструирование не механических моделей ………………..33ч

Конструирование и защита своего проекта…………...……....1ч

ИТОГО……………………………………………………....….36ч



Учебный план для


п/п

Темы и разделы


Количество часов

Групповые занятия

Формы аттестации/

контроля

всего

в том числе


теория

практика


1.

Вводное занятие.

2

1

1

Промежут.

2.

Моя улица

17

5

12

Промежут.

3.

Дворик

16

4

12

Промежут.

4.

Конструирование и защита своего проекта.

1

-

1

Итоговая



ИТОГО

36

10

26
















Глава 1. Введение в лего-конструирование (2 часов)

Тема 1. Мир Лего

Вводное занятие.

История создания конструктора Lego. Знакомство с конструктором ЛЕГО. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии.


Тема 2. Набор Lego Education.


Инструктаж по ТБ при работе с деталями. Правила сборки комплектов конструктора.


Практическая работа №1 «Фантастическое животное».

Из деталей, которые имеются в наборе, собирается сказочное или фантастическое животное. И ему дается имя.

Глава 2. Моя улица (17 часов)

Тема 1. Сборка прямой и сгибающейся змейки.

Что напоминают дорожки и тропинки?

Практическая работа № 2 «Игра в сороконожку»).

Используя детали конструктора, создаются виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе. Построение модели по образцу.


Тема 2. Строительство дорожек разной ширины.

Расширить знания детей об улицах: в городе много дорог и тропинок; дорога делится на две части - проезжую часть и тротуар.

Практическая работа № 3 «Куда бегут тропинки?»

Построение модели по образцу


Тема 3. Безопасная дорога.

Познакомить учащихся с элементами улиц и дорог. Повторить и закрепить знания о сигналах светофора регулировщика и закрепить изученные правила о переходе улиц и дорог.

Практическая работа № 4

«Светофор и правила перехода улицы»

Построение модели по образцу.


Тема 4. Вдоль дороги- Чудаки, Носят шляпы-огоньки.

Откуда в наш дом приходит электричество? Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества .


Практическая работа № 5 «Конструирование уличного фонаря»


Построение модели по образцу.


Тема 5. Строительство лесенки и мостов.

Виды мостов и лестниц. Строительство лестниц и мостов. Знаменитые мосты.

Практическая работа № 6 «Мост для пешеходов»


Построение модели по образцу.


Глава 3. Дворик (16 часов)


Тема 1. Постройка заборов из деталей прямоугольной формы и комбинированных заборов.

Рассмотреть различные виды изгородей от простейших до комбинированных.

Практическая работа №7 «Изгородь».


Построение модели по образцу.


Тема 2. Строительство колонн и крыш.

Различные виды колонн и крыш.

Практическая работа № 8 «Беседка»


Из всех возможных деталей конструктора собирается по усмотрению учащегося беседка. Построение модели по замыслу.

Тема 3. Детская площадка

Виды активного отдыха. Оборудование детской площадки. Техника безопасности на детской площадке.

Практическая работа № 9«Песочница и карусель».

Построение модели по образцу.


Тема4. Во дворе растет трава.

Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений.


Практическая работа № 10 «Газонокосилка»


Построение модели по образцу.


Глава 4. Конструирование и защита своего проекта (1час).

Практическая работа № 11 «Мой проект».

Защита своего проекта.





Перечень практических работ:

Работа №1 «Фантастическое животное».

Работа № 2 «Игра в сороконожку».

Работа № 3 «Куда бегут тропинки?».

Работа № 4 «Светофор и правила перехода улицы».


Работа № 5 «Конструирование уличного фонаря».


Работа № 6 «Мост для пешеходов».

Работа № 7 «Изгородь».

Работа № 8 «Беседка».

Работа № 9 «Песочница и карусель».

Работа № 10 «Газонокосилка»

Работа № 11 «Мой проект».
















































Календарный учебный график для 1, 2 группы (4 часа в неделю)

п/п

Дата

Темы занятия

Кол-во ча-сов

Время прове-дения заня-тия

Форма заня-тия

Формы контро-ля


план

факт

Место проведе-ния




1.

17.09.

(2ч.)


Вводное занятие.

Знакомство с конструктором ЛЕГО. Инструктаж по ТБ при работе с деталями. Правила сборки комплектов конструктора

Практическая работа № 1.

«Фантастическое животное»

2

2ч.по 30 мин

Ввод-ное заня-тие

Устный опрос

ДТ

2.



Моя улица

17





2.1.

18.09.

(1ч.)

20.09.

(1ч.)

24.09.

(1ч.)


Сборка прямой и сгибающейся змейки.

Практическая работа № 2.

«Игра в сороконожку»

3

3ч.по 30 мин

Груп-повая

Теку-щий

ДОУ3

ДОУ3

ДТ

2.2.

24.09. (1ч.)

25.09.

(1ч.)

27.09.

(1ч.)


Строительство дорожек разной ширины.

Практическая работа № 3.

«Куда бегут тропинки?»

3

3ч.по 30 мин

Урок-игра

Теку-щий

ДТ

ДОУ3

ДОУ3

2.3.

1.10.

(2ч.)

2.10.

(1ч.)

4.10. (1ч.)


Безопасная дорога

Практическая работа № 4

«Светофор и правила перехода улицы»

4

4ч.по 30 мин

Груп-повая

Теку-щий

ДТ

ДОУ3

ДОУ3

2.4.

8.10. (2ч.)

9.10.

(1ч.)


Вдоль дороги- Чудаки,
Носят шляпы-огоньки.

Практическая работа № 5 «Конструирование уличного фонаря»

3

3ч.по 30 мин

Урок-игра

Теку-щий

ДТ

ДОУ3


2.5.

11.10.

(1ч.)

15.10. (2ч.)

16.10.

(1ч.)


Строительство лесенки и мостов. Практическая работа № 6

«Мост для пешеходов»

4

4ч.по 30 мин

Ком-бинир.

Итого-вый

ДОУ3

ДТ

ДОУ3

3.



Дворик.

16





3.1.

18.10. (1ч.)

22.10. (2ч.)

23.10. (1ч.)


Постройка заборов из деталей прямоугольной формы и комбинированных заборов. Практическая работа № 7 «Изгородь».

4

4ч.по 30 мин

Груп-повая

Теку-щий

ДОУ3

ДТ

ДОУ3

3.2.

25.10. (1ч.)

29.10. (2ч.)

30.10. (1ч.)


Детская площадка

Практическая работа № 8

«Песочница и карусель».

4

4ч.по 30 мин

Урок-игра

Теку-щий

ДОУ3

ДТ

ДОУ3

3.3.

1.11. (1ч.)

5.11. (2ч.)

6.11. (1ч.)


Во дворе растет трава.

Практическая работа № 9
«Газонокосилка»

4

4ч.по 30 мин

Груп-повая

Теку-щий

ДОУ3

ДТ

ДОУ3

3.4.

8.11. (1ч.)

12.11. (2ч.)

13.11. (1ч.)


Строительство колонн и крыш.
Практическая работа № 10 «Беседка»

4

4ч.по 30 мин

Ком-бинир.

Итого-вый

ДОУ3

ДТ

ДОУ3

4.

15.11. (1ч.)


Конструирование и защита своего проекта.

1

1ч.по 30 мин

Защи-та проек-та

Итого-вый

ДОУ3















































Календарный учебный график для 3, 4 группы (3 часа в неделю)



п/п

Дата

Темы занятия

Кол-во ча-сов

Время прове-дения заня-тия

Форма заня-тия

Формы контро-ля


план

факт

Место проведе-ния




1.

17.09(2ч.)


Вводное занятие.

Знакомство с конструктором ЛЕГО. Инструктаж по ТБ при работе с деталями. Правила сборки комплектов конструктора

Практическая работа № 1.

«Фантастическое животное»

2

2ч.по 30 мин

Ввод-ное заня-тие

Устный опрос

ДТ

2.



Моя улица

17





2.1.

19.09 (1ч.)

24.10 (2ч.)


Сборка прямой и сгибающейся змейки.

Практическая работа № 2.

«Игра в сороконожку»

3

3ч.по 30 мин

Груп-повая

Теку-щий

ДОУ6

ДТ

2.2.

26.09 (1ч.)

1.10 (2ч.)


Строительство дорожек разной ширины.

Практическая работа № 3.

«Куда бегут тропинки?»

3

3ч.по 30 мин

Урок-игра

Теку-щий

ДОУ6

ДТ

2.3.

3.10 (1ч.)

8.10.(2ч.)

10.10 (1ч.)


Безопасная дорога

Практическая работа № 4

«Светофор и правила перехода улицы»

4

4ч.по 30 мин

Груп-повая

Теку-щий

ДОУ6

ДТ

ДОУ6

2.4.

15.10 (2ч.)

24.10 (1ч.)


Вдоль дороги- Чудаки,
Носят шляпы-огоньки.

Практическая работа № 5 «Конструирование уличного фонаря»

3

3ч.по 30 мин

Урок-игра

Теку-щий

ДТ

ДОУ6

2.5.

29.10 (2ч.)

31.10 (1ч.)

5.11 (1ч.)


Строительство лесенки и мостов. Практическая работа № 6

«Мост для пешеходов»

4

4ч.по 30 мин

Ком-бинир.

Итого-вый

ДТ

ДОУ6

ДТ

3.



Дворик.

16





3.1.

5.11 (1ч.)

7.11 (1ч.)

12.11 (2ч.)


Постройка заборов из деталей прямоугольной формы и комбинированных заборов. Практическая работа № 7 «Изгородь».

4

4ч.по 30 мин

Груп-повая

Теку-щий

ДТ

ДОУ6

ДТ

3.2.

14.11 (1ч.)

19.11 (2ч.)

21.11 (1ч.)


Детская площадка

Практическая работа № 8

«Песочница и карусель».

4

4ч.по 30 мин

Урок-игра

Теку-щий

ДОУ6

ДТ

ДОУ6

3.3.

26.11 (2ч.)

28.11 (1ч.)

3.12 (1ч.)


Во дворе растет трава.

Практическая работа № 9
«Газонокосилка»

4

4ч.по 30 мин

Груп-повая

Теку-щий

ДТ

ДОУ6

ДТ

3.4.

3.12 (1ч.)

5.12 (1ч.)

10.12 (2ч.)


Строительство колонн и крыш.
Практическая работа № 10 «Беседка»

4

4ч.по 30 мин

Ком-бинир.

Итого-вый

ДТ

ДОУ6

ДТ

4.

12.12 (1ч.)


Конструирование и защита своего проекта.

1

1ч.по 30 мин

Защи-та проек-та

Итого-вый

ДОУ6






































Условия реализации:

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться.

Материально-техническое обеспечение программы включает:

    1. LEGO – конструктор;

    2. Информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной

образовательной программе;

    1. Набор карточек и схем для каждого вида конструктора.


Реализация программы

Продолжительность занятий 30 минут.

Реализация программы происходит на основе принципов организации педагогического процесса:

-принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;

-принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

-принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности; Также, в рамках реализации программы необходимо учитывать такие принципы управления деятельностью воспитанников, как:

-принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

-принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.



Объём программы36 часов.

Количество занятий в неделю 1,2 группа – 4 часа;

3, 4 группа – 3 часа.

Количество часов в неделю и наполняемость групп программы соответствуют требованиям СанПиН.

Форма занятия:

  1. Вводное занятие.

  2. Групповая.

  3. Урок – игра.

  4. Комбинированная.



Формы контроля

• текущий;

• итоговый.

Текущий контроль проходит в виде опросов, просмотр проектов педагогом.

Итоговый контроль по темам проходит в виде выставки проектов.

Формы аттестации:

  1. Промежуточная;

  2. Итоговая.



Кадровое обеспечение

Программу составила педагог дополнительного образования Ковтышняя Валентина Николаевна. Образование высшее педагогическое. В 2004 году окончила Адыгейский Государственный Университет по специальности Математик. Преподаватель математики. Информатики и компьютерных наук. Педагогического стажа 14 лет.

Сведения о повышении квалификации: С 2.05.2017 по 20.05.2017 курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании» в объёме 108 часов.

Результирующий итог реализации программы ознакомительного уровня.

Учащиеся будут знать:

- правила безопасной работы с деталями конструктора;

- правила работы с ПК;

- правила и порядок чтения схемы сборки и наглядного изображения; - основные приемы конструирования;

- способы и приемы соединения деталей (комбинированные соединения, рациональную последовательность операций по сборке деталей).

Учащиеся будут уметь:

- читать графические изображения, создавать мысленный образ в процессе конструирования моделей;

- изображать свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, простейшего чертежа, схемы);

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (выбор материала, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт конструирования модели и других объектов и т.д.




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и приемы.


Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Список литературы

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

  3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

  4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

  5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.

  6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

 

Интернет – ресурсы:

  https://sites.google.com/site/nxtwallet/ http://www.elrob.org/elrob-2011 http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69 http://www.robo-sport.ru/ http://www.railab.ru/ http://www.tetrixrobotics.com/ http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm http://robotics.benedettelli.com/ http://www.battlebricks.com/ http://www.nxtprograms.com/projects.html http://roboforum.ru/ http://www.robocup2010.org/index.php http://myrobot.ru/index.php http://www.aburobocon2011.com/


























 





14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Ознакомительная программа по робототехнике "Роботёнок" для детей 5-6 лет (36 часов)

Автор: Ковтышняя Валентина Николаевна

Дата: 09.10.2017

Номер свидетельства: 431477


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства