kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Ожившие картины» как способ повышения мотивации учащихся детской художественной школы к изучению истории искусства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Ожившие картины» как способ повышения мотивации учащихся детской художественной школы к изучению истории искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Ожившие картины» как способ повышения мотивации учащихся детской художественной школы к изучению истории искусства.»

Конкурс «Ожившие картины» как способ повышения мотивации учащихся детской художественной школы к изучению истории искусства.



Аннотация: В статье рассмотрена проблема недостаточной учебной мотивации у учащихся на уроках истории искусств детской художественной школе. Внимание уделяется игровым технологиям, как методу повышения интереса к предметной области «История искусств», на примере конкурса «Ожившие картины».



Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, история искусств, конкурс, дополнительное образование, креативное мышление.

Социально-экономические перемены, быстрые темпы развития высоких технологий влияют на характер деятельности и стратегию развития учреждений дополнительного образования, формируют новые приоритетные цели, связанные с развитием индивидуальных возможностей и творческого (креативного) мышления у обучающихся.

Возрастает потребность в образовании, которое обеспечивает человека знаниями и умениями, позволяющими «включиться» в общественные процессы, успешно адаптироваться к постоянным изменениям в мире.

«Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке» [4].

Современная система дополнительного образования реализует общеобразовательные и предпрофессиональные программы подготовки детей и подростков по различным творческим дисциплинам. Одним из самых популярных направлений является художественное дополнительное образование.

В масштабе одной личности учреждение дополнительного образования художественной направленности развивает творческий потенциал, воспитывают личность с креативным мышлением и, служит «социальным лифтом, позволяющим личности подняться на новый уровень функционирования». В масштабе страны учреждение дополнительного образования является источником социальной стабильности и повышения общего культурного уровня населения.

Таким образом, вопрос о недостаточной учебной мотивации в художественной школе становится в ряд актуальных задач.

Загруженность современного ребенка, рассредоточение его интеллектуального потенциала на широкий спектр целей, моральная усталость в «погоне» за ежедневными успехами снижает учебную мотивацию обучающего. Все силы современного ребенка уходят на освоение общеобразовательной школьной программы, а на занятия в учреждениях дополнительного образования время и энергия детей расходуются по остаточному принципу.

Вспоминаются слова В.А. Сухомлинского «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Понятие «мотивация» является достаточно изученным на уровне педагогике и психологии.

''Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности''[5,-с.200].

Ведущие ученые считают, что результаты деятельности на 20-30% зависит от интеллекта, а на 70-80% от мотивов. Следовательно, учебная мотивация является одним из решающих факторов эффективности учебного процесса.

''Учебная мотивация - частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность'' [3].

Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность учащегося имеет различные источники. В зависимости от возраста учащегося меняется вид учебной мотивации. Можно уверенно сказать, что мотивы у обучающегося младшего школьного возраста совсем не те, что у обучающегося старшего подросткового возраста. Но все же, можно выделить две основные группы мотивов общих для обучающихся различных возрастов. По мнению А.К. Марковой, к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Таким образом, разрабатывая «инструмент» для повышения учебной мотивации необходимо учитывать сложную систему мотивов обучающихся.

Условия повышения мотивации достаточно полно изучены и описаны в трудах по педагогике и психологии, существует богатый опыт практик и теоретических подходов. (Л.И. Божович, А.К. Маркова, А.Н. Леоньтьев, В.Г. Асеев) И все же вопрос по повышению мотивации никогда не будет закрыт, методы и практики будут меняться, стремясь идти в ногу со временем и с новыми тенденциями.

В специальной литературе проблему недостаточной мотивации предлагают решать различными формами и методами образовательного процесса. Так, дидактические игры и внеклассные мероприятия наиболее часто предлагаемые формы.

В психолого-педагогических исследованиях (И.Г.Абрамова, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, М.В.Кларин, Д.Б.Эльконин и др.) игровая форма урока и использование различных элементов игры на уроке способствуют развитию учебно-познавательной деятельности детей, повышают внимание, мобилизуют усилия, направленные на решение проблем, позволяют ребёнку ощутить чувство успеха и поверить в собственные силы.

Давно известно, что игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

''Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании'' [2,-с.140-146]

В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка... Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

С каждым днем обращение к игре как методу повышения познавательного интереса и повышения учебной мотивации становится популярнее. В учебном процессе игра широко используется в работе как с детьми дошкольного возраста, так и в работе младшими школьниками и подростками. Более того, не осталось ни одного образовательного учреждения, где бы с успехом ни использовалась игра в обучающих целях: детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, высшие учебные заведения, учреждения профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации.

Конкурсы, как одна из форм игры, являются действенным механизмом развития познавательного интереса и творческих способностей детей. Конкурсы способствуют развитию детского художественного творчества, повышению уровня художественно-эстетического воспитания учащихся, возможности демонстрации учащимися своих творческих результатов.

Собственный опыт проведения общешкольного конкурса «Ожившие картины» подтвердил успешность игры, как метода повышения мотивации в художественной школе.

Конкур длился месяц. Участие в нем принимали все классы, участники не делились на возрастные категории.

Цель конкурса состояла в повышении учебной мотивации у обучающихся в предметной области «Истории искусств». Для достижения цели были выделены главные задачи:

  • вовлечение обучающихся в конкурсную деятельность, способствующую изучению исторического и культурного наследия;

  • расширение и актуализация знаний, учащихся в области истории искусств;

  • вовлечение родителей в творческий процесс в работе с ребенком;

  • создания общешкольного положительного эмоционального фона.

Выбор работ для конкурса был ограничен лишь рамками академического искусства. Ученики самостоятельно отбирали материал, изучали эпохи, работы и понравившихся художников. Для выбора работ каждому прошлось отсмотреть сотни работ, прочитать не мало историй созданий картин и автобиографий художников. Участвовать можно было как самостоятельно, так и с привлечением одноклассников, друзей, учителей. Акцент делался на совместную работу с родителями и на полную творческую свободу.

Можно уверено сказать, что в период проведения конкурса и в период подготовки к нему возрос интерес к истории искусств. Об это свидетельствует улучшение посещаемости, активность учащихся на уроках, вопросы на уроках и вне урока, запрос на консультации. В школе появился эффект «бурления», обсуждались картины, костюмы, детали. Появился живой интерес к истории искусств.

Подводя итог за два года можно уверенно сказать, что конкурс «Ожившие картины» стал настоящим праздником для художественной школы, объединив общими интересами детей, родителей и учителей.

Участие в конкурсах вызывает у обучающихся положительную мотивацию к дальнейшему изучению истории искусств. Благодаря вовлеченности обучающийся в конкурс создалась благоприятная психолого-педагогическая атмосфера на уроках, возрос познавательный интерес и учебная мотивация к предмету.























Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.-464с.

  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопр. психологии. 1966. N 1. С. 62-76.

  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Издательство «Логос», 2004. — 384с.

  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726- http://m.government.ru/docs/17883/ (дата обращения 1.09.2019)

  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.

  6. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

  7. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

  8. Тарановский, Ф. В. Энциклопедия права: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по юридической специальностям. Санкт-Петербург: МВД России. С.-Петерб. ун-т: Университет, 2001. 552, [1] с.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Жарский Андрей Феликсович

Дата: 04.11.2024

Номер свидетельства: 658943


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства