Открытый урок учебной практики по профессии: 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир" Тема урока: "Эксплуатация весоизмерительного оборудования"
Открытый урок учебной практики по профессии: 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир" Тема урока: "Эксплуатация весоизмерительного оборудования"
ХОД УРОКА
№
Наименование этапа
Время
Деятельность мастера производственного обучения
Деятельность учащихся
1
Организа
ционный момент
2 мин
Приветствие
Дать настрой на урок.
Приветствуют мастера
Доклад бригадира:
о явке учащихся;
наличие спецодежды;
2
Вводный инструктаж
(формиро
вание ориентировочной основы действий)
38мин
2.1.Организация технического пространства:
Знакомит с условиями работы на уроке (приложение1), с правилами работы в микрогруппе.
Постановка проблемы:
Предлагается просмотреть видеосюжет с целью предложить способ решения проблемы и определить тему нашего урока.
После того как определена тема урока, переходим к определению целей предстоящей деятельности, предлагается заполнить таблицу «Могу-Хочу»
( приложение 2)
Предлагается обсудить результаты работы над таблицей и определить цели деятельности.
Итак, мы с вами определили, что нам необходимо научиться взвешивать товар в режиме «Тара», также мы будем продолжать развивать свои профессиональные компетенции, что бы быть востребованным на рынке труда.
2.2. Актуализация опорных знаний.
Проверка знаний по теме «Пользование
весоизмерительным оборудованием» с помощью тестового задания (приложение3)
Организуется работа по распределению вопросов для перекрёстного опроса
(приложение4), предлагает обучающимся задавать вопросы и отвечать на них.
Подвести итоги и перейти к сообщению нового материала
2.3. Сообщение нового материала:
Обращает внимание учащихся на экран, знакомит с оборудованием и инвентарём, которые будут применяться на уроке, видами тары.
Для разбора технологической документации предлагает обучающимся составить алгоритм действий по последовательности взвешивания товара в режиме «ТАРА» (приложение 5).
После составления алгоритма студентам, показывает слайд «Инструкционная карта»
(приложение 6).
2.4. Объяснение и показ приёмов последовательности выполнения работ:
-показывает способы организации рабочего места, правил безопасности.
-показывает, как подготовить весы к работе;
-показывает последовательность взвешивания товара на весах в режиме «ТАРА» в быстром и медленном темпе.
Рассматривает типичные ошибки, затруднения при выполнении работ.
2.5.Проверка усвоения материала:
-предлагает студентам пробное выполнение трудовых приёмов.
2.6.Выдача производственного задания.
Сообщает условие задания (приложение 7).
Распределяет по рабочим местам.
Смотрят видеосюжет и пытаются предложить различные выходы из сложившейся ситуации.
Предлагают тему предстоящей деятельности.
Заполняют таблицу
Озвучивают результаты работы по таблице.
Двое студентов работают с тестом;
Остальные обучающиеся вытягивают вопросы и определяют кому будут их задавать, отвечают на вопросы.
Слушают, смотрят слайды презентации
Составляют алгоритм действий.
Сравнивают с инструкционной картой и обсуждают ошибки при необходимости.
Наблюдают, внимательно
слушают, запоминают, осознают смысл предстоящей работы.
Один-два обучающихся пробуют взвесить товар в режиме «ТАРА»
Получают карточки –задания.
3
Текущий инструктаж
35 мин
Осуществляет обходы рабочих мест с целью проверки подготовки рабочих мест и начала работы, соблюдения технологии выполнения, соблюдения правил безопасности труда, качества выполнения работ.
Проводит текущую проверку и инструктирование по вопросам соблюдения технологических процессов выполнения работы по взвешиванию товаров в режиме «ТАРА».
Осуществляет межоперационный контроль по выполнению работ и предупреждения ошибок.
Оформление корзины, подсчёт стоимости покупок
Производит приём и оценку выполненных работ.
Предлагает заполнить столбик «Я научился» из таблицы «Могу-Хочу»
Уборка рабочих мест
Выполняют самостоятельные работы по взвешиванию товаров в режиме «ТАРА»
Выполняют работу по оформлению корзины покупок.
Производят подсчёт стоимости покупки.
Сдают работы.
Заполняют таблицу
Убирают рабочее место.
4
Заключительный инструктаж
15 мин
3.1. Устная рефлексия учащихся.
Предлагает рассказать о том, чему научились на уроке, что получилось, и какие трудности возникли в процессе деятельности.
Подводит итоги урока с анализом выполнения задания, соблюдения технологии и техники безопасности.
Проводит игру-анализ работы по расчёту стоимости покупки.
Сообщает оценки за урок.
Вручение сладких призов.
Выдаёт домашнее задание.
Выполняют самоанализ своей деятельности на уроке.
Пытаются определить, с какими знаменательными событиями связана цифры, выражающие стоимость покупки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебной практики (производственного обучения) мастера производственного обучения Паньковой И.М.
ТЕМА 1.3.ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕСОИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
УРОК №5. ВЗВЕШИВАНИЕ ТОВАРА В РЕЖИМЕ «ТАРА» ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛЬ УРОКА: Осознать, что овладение общими и профессиональными компетенциями позволит в будущем быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда. ЗАДАЧИ УРОКА: 1.Образовательная задача: - обобщить знания по теме «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕСОИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»; -научить взвешивать товары в режимы «Тара»; 2.Воспитательная задача: -воспитывать культуру труда; -воспитывать внимательность, бережное отношение к торговому оборудованию. 3. Развивающая задача: - развивать приемы монологической и диалогической речи; - развивать умение определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы; владение способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки; умение работать в команде; - выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, выделять цели и способы деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:
1.Весы электронные марок ВР-05МС и «Меркурий 313»-2 шт.; 2.Товарный материал в ассортименте; 3.Торговый инвентарь; 4.Карточки-задания на самостоятельную работу; 5.Тестовые задания-2 шт. 6.Инструкционная карта; 7.Корзины для оформления-3 шт. 8. Калькуляторы 9.Набор карточек для составления технологического процесса взвешивания товаров в режиме «ТАРА» 10. Фломастеры-3шт. 10.Презентация к уроку «Взвешивание в режиме «Тара» 11. Мультимедийное оборудование.
Взвешивание товаров в режиме «ТАРА»
ЦЕЛИ
ДЕЙСТВИЯ
СРЕДСТВА
СПОСОБНОСТИ
1
2
3
4
1. Осознать, что овладение общими и профессиональными компетенциями позволит будущему выпускнику быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда. 2. Научить учащихся взвешивать товары в режиме « ТАРА».
3. Обобщить знания по теме « Пользование весоизмеритель
ным оборудованием»
4.Развивать приемы монологической и диалогической речи;
Наполнить тару товаром и установить на грузовую платформу
ХОД УРОКА
№
Наименование этапа
Время
Деятельность мастера производственного обучения
Деятельность учащихся
1
Организа
ционный момент
2 мин
Приветствие
Дать настрой на урок.
Приветствуют мастера
Доклад бригадира: о явке учащихся; наличие спецодежды;
2
Вводный инструктаж
(формиро
вание ориентировочной основы действий)
38мин
2.1.Организация технического пространства:
Знакомит с условиями работы на уроке (приложение1), с правилами работы в микрогруппе. Постановка проблемы:
Предлагается просмотреть видеосюжет с целью предложить способ решения проблемы и определить тему нашего урока.
После того как определена тема урока, переходим к определению целей предстоящей деятельности, предлагается заполнить таблицу «Могу-Хочу»
( приложение 2)
Предлагается обсудить результаты работы над таблицей и определить цели деятельности. Итак, мы с вами определили, что нам необходимо научиться взвешивать товар в режиме «Тара», также мы будем продолжать развивать свои профессиональные компетенции, что бы быть востребованным на рынке труда.
2.2. Актуализация опорных знаний.
Проверка знаний по теме «Пользование
весоизмерительным оборудованием» с помощью тестового задания (приложение3)
Организуется работа по распределению вопросов для перекрёстного опроса
(приложение4), предлагает обучающимся задавать вопросы и отвечать на них.
Подвести итоги и перейти к сообщению нового материала
2.3. Сообщение нового материала: Обращает внимание учащихся на экран, знакомит с оборудованием и инвентарём, которые будут применяться на уроке, видами тары. Для разбора технологической документации предлагает обучающимся составить алгоритм действий по последовательности взвешивания товара в режиме «ТАРА» (приложение 5).
После составления алгоритма студентам, показывает слайд «Инструкционная карта»
(приложение 6) .
2.4. Объяснение и показ приёмов последовательности выполнения работ:
-показывает способы организации рабочего места, правил безопасности.
-показывает, как подготовить весы к работе;
-показывает последовательность взвешивания товара на весах в режиме «ТАРА» в быстром и медленном темпе.
Рассматривает типичные ошибки, затруднения при выполнении работ.
2.5.Проверка усвоения материала:
-предлагает студентам пробное выполнение трудовых приёмов.
2.6.Выдача производственного задания.
Сообщает условие задания (приложение 7).
Распределяет по рабочим местам.
Смотрят видеосюжет и пытаются предложить различные выходы из сложившейся ситуации.
Предлагают тему предстоящей деятельности.
Заполняют таблицу
Озвучивают результаты работы по таблице.
Двое студентов работают с тестом;
Остальные обучающиеся вытягивают вопросы и определяют кому будут их задавать, отвечают на вопросы.
Слушают, смотрят слайды презентации
Составляют алгоритм действий.
Сравнивают с инструкционной картой и обсуждают ошибки при необходимости.
Наблюдают, внимательно
слушают, запоминают, осознают смысл предстоящей работы.
Один-два обучающихся пробуют взвесить товар в режиме «ТАРА»
Получают карточки –задания.
3
Текущий инструктаж
35 мин
Осуществляет обходы рабочих мест с целью проверки подготовки рабочих мест и начала работы, соблюдения технологии выполнения, соблюдения правил безопасности труда, качества выполнения работ.
Проводит текущую проверку и инструктирование по вопросам соблюдения технологических процессов выполнения работы по взвешиванию товаров в режиме «ТАРА».
Осуществляет межоперационный контроль по выполнению работ и предупреждения ошибок.
Оформление корзины, подсчёт стоимости покупок
Производит приём и оценку выполненных работ. Предлагает заполнить столбик «Я научился» из таблицы «Могу-Хочу»
Уборка рабочих мест
Выполняют самостоятельные работы по взвешиванию товаров в режиме «ТАРА»
Выполняют работу по оформлению корзины покупок.
Производят подсчёт стоимости покупки.
Сдают работы. Заполняют таблицу
Убирают рабочее место.
4
Заключительный инструктаж
15 мин
3.1. Устная рефлексия учащихся.
Предлагает рассказать о том, чему научились на уроке, что получилось, и какие трудности возникли в процессе деятельности.
Подводит итоги урока с анализом выполнения задания, соблюдения технологии и техники безопасности.
Проводит игру-анализ работы по расчёту стоимости покупки.
Сообщает оценки за урок. Вручение сладких призов.
Выдаёт домашнее задание.
Выполняют самоанализ своей деятельности на уроке.
Пытаются определить, с какими знаменательными событиями связана цифры, выражающие стоимость покупки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Голубкина Т.С., Никифирова Н.С, Новикова А.М, Прокофьева С.А. Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технология: учебник для начального профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2.Ткачёва Г.В, Юркевич Г.М. Гурбо Н.М и др. Продавец, контроллёр-кассир. Практические основы профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.:Академкнига.2005.
3.Никифорова Н.С.Товароведение продовольственными товарами. Практикум: учебное пособие для начального профессионального образования.М.: Издательский центр « Академия».2009.
4.Парфентьева Т.С, Миронова Н.Б, Петухова А.А, Филиппова Н.М.Оборудование торговых предприятий. М.: Издательский центр « Академия».2000.
1.Соблюдение безопасных условий труда. 2.Подготовить весы к работе. 3.Взвесить пять покупок в режиме « Тара». 4. Подсчитать стоимость покупки. 5.Оформить покупательскую корзину.
Ассортиментный перечень:
Наименование товара
Количество в килограммах
Цена за килограмм
Стоимость покупки
Крупа « Пшено»
0,340
21-00
Крупа
« Геркулесовая»
0,450
18-80
Крупа «Рис»
0, 500
16-50
Крупа «Греча»
0,380
22-00
Крупа «Горох»
0,600
29-65
Итого
Приложение 7а
Карта – задание №2
Тема: Взвешивание товара в режиме «ТАРА»
Соблюдение безопасных условий труда.
Подготовить весы к работе.
Взвесить пять покупок в режиме «ТАРА»
Подсчитать стоимость покупок. 5.Оформить покупательскую корзину.
5. Подсчитайте стоимость товара и общую сумму на калькуляторе .
№
Вес, кг
Цена, руб
Сумма, руб
1
0, 360
37-50
2
2,750
75-00
3
4,8
93-25
4
25,9
64-50
5
56
39-00
Итого
Эталон правильных ответов тест №1 по теме № 1.3
Задание №1 – в, г, д, е.
Задание №2 - б
Задание №3. –а
Задание №4 – используется для включения и выключения весов
Задание № 5 – 4521-90.
Приложение 5
Карточка-задание
Задание: Составьте алгоритм последовательности действий при взвешивании товара в режиме «Тара»
№ п/п
Действия
Ввести с клавиатуры цену товара
Установить тару на грузоприемную платформу весов
Убрать тару с товаром с платформы, нажать клавишу «С» и «Т»
Нажать на кнопку «Т»
Наполнить тару товаром и установить на грузовую платформу
Самоанализ урока учебной практики в группе №12 по профессии «Продавец, контролер- кассир» мастером п/о Панькова И.М.
Профессия -«Продавец, контролер-кассир»
Курс – 2 (на базе с получением среднего (полного) общего образования)
Мастер производственного обучения –Панькова И.М.. (первая квалификационная категория)
Место проведения – ГБПОУ «Строгановский колледж» г. Очер
Дата проведения – 12.12.2014 г.
Тема программы № 06 «Эксплуатациия весоизмерительного оборудования» Ассортимент продовольственных товаров»
Время на тему – 18 часов
ПМ. 02 «Продажа продовольственных товаров»
Тема урока № 06.01 «ВЗВЕШИВАНИЕ ТОВАРА В РЕЖИМЕ «ТАРА» Время на урок – 6 часов
Цели урока: Осознать, что овладение общими и профессиональными компетенциями позволит в будущем быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда. Дидактическая цель урока:Научить учащихся взвешивать товары в режиме « ТАРА».
Задачи урока: 1.Образовательная задача: - обобщить знания по теме «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕСОИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»; -научить взвешивать товары в режимы «Тара»; 2.Воспитательная задача: -воспитывать культуру труда; -воспитывать внимательность, бережное отношение к торговому оборудованию. 3. Развивающая задача: - развивать приемы монологической и диалогической речи; - развивать умение определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы; владение способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки; умение работать в команде; - выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, выделять цели и способы деятельности.
Тип урока: Урок по выполнению комплексных работ
Вид урока: Урок-практикум с элементами деловой игры.
По списку количество обучающихся – 14 человек.
На уроке присутствовало - 7 человек (I подгруппа).
Во время урока я постаралась максимально использовать все возможности для развития личности обучающихся, их активного умственного роста, и глубокого и осмысленного закрепления знаний.
Урок состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Триединая цель урока - это заранее запрограммированный мною результат, который должен быть достигнут мною и обучающимися в конце урока.
Познавательный аспект –складывался из выполнения следующих требований:
1. осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, осознанность, оперативность;
2. формировать навыки – точные, безошибочные выполнения действий;
3. формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
4. формировать то, что обучающийся должен уметь в результате работы на уроке (подведение итогов урока).
Развивающий аспект –(наиболее трудный аспект) складывался из нескольких блоков:
1. развитие сенсорной сферы, точности;
2. развитие речи, то есть обогащение и усложнение словарного запаса (в данном случае обучающиеся опиралась на профессиональные термины);
3. развитие логического мышления («Решение торговых ситуаций»). Основной задачей этого блока является научить студентов
- уметь анализировать;
- выделять главное;
- сравнивать;
- обобщать и систематизировать;
- доказывать и опровергать;
- ставить и решать проблемы.
Воспитывающий аспект –во время урока студенты вступали взаимодействие с такими объектами, как:
- «Другие люди», т.е. отношение к другому человеку, которое проявляется через товарищество, доброту, деликатность, ответственность, дисциплинированность;
- «я», то есть отношение к себе: требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность, ответственность;
- «общество и коллектив» - проявлялось, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, радость и сопереживание за своих товарищей;
- «труд» - характеризуется такими качествами, как ответственное выполнение домашнего задания, подготовка и организация своего рабочего места, дисциплинированность, честность.
На уроке использовались межпредметные связи:
- товароведение продовольственных товаров (тема «Эксплуатациия весоизмерительного оборудования»);
- технология розничной торговли (тема «Продажа товаров»);
- оборудование (тема «Весы электронные»);
- санитария и гигиена (тема «Соблюдение правил при на весоизмерительном оборудовании»).
В процессе урока обучающиеся группы работали, как индивидуально, так и в малых группах (2 подгруппы «Защитники» и «Обвинители»). Это позволило им не только развить самостоятельность, но и умение работать в малых группах, что важно для работников торговли, которые работают в бригадах.
Вывод: цель урока достигнута, тема освоена всеми обучающимися, о чем свидетельствуют результаты:
оценку «5» получили – 4 человек;
оценку «4» получили – 3 человек.
Качество знаний составило 100%.
Мастер п/о И.М. Панькова
Отзыв об уроке учебной практике
Мастера производственного обучения – Панькова Ирина Михайловна;
по учебной практике – Продавец, контролёр-кассир.
Дата проведения занятия: 12 декабря 2014 г.
Группа: № 16.
Время, отведенное на занятие: 90 минут.
Тема урока: Взвешивание товара в режиме «тара»
Тип урока: Урок по выполнению комплексных работ.
Форма обучения: Урок-практикум с элементами деловой игры.
Форма деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель урока: Осознать, что овладение общими и профессиональными компетенциями позволит в будущем быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда. Дидактическая цель урока:Научить учащихся взвешивать товары в режиме « ТАРА».
Задачи урока: 1.Образовательная задача: - обобщить знания по теме «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕСОИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»; -научить взвешивать товары в режимы «Тара»; 2.Воспитательная задача: -воспитывать культуру труда; -воспитывать внимательность, бережное отношение к торговому оборудованию. 3. Развивающая задача: - развивать приемы монологической и диалогической речи; - развивать умение определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы; владение способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки; умение работать в команде; - выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, выделять цели и способы деятельности.
Методы обучения: словесные методы (рассказ, объяснение); наглядные методы (демонстрация, ТСО); практические методы.
Урок практикум с элементами деловой игрыс применением ИКТ. Структура и тип урока полностью соответствуют цели и задачам занятия. Учебный материал соответствует программе. Реализация основной дидактической цели достигнута. На уроке была обеспечена мотивация и принятие студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Методы, отобранные педагогом, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи. Преподаватель обладает глубокими знаниями по данной теме. Речь Ирины Михайловны – четкая и уверенная. Мастеру производственного обучения удалось вовлечь студентов в основные мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, систематизация). В устных вопросах и практических заданиях были использованы средства развития творческого мышления. Во время выполнения заданий проявились заинтересованность и активность студентов. Стиль общения педагога и студентов – доброжелательный, поддерживалась культура речи, наблюдался явный авторитет педагога. Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. Результаты рефлексии показали, что все студенты остались довольны проведенным занятием.