Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие «Аппликация «На болоте»»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Починковский Центр дополнительного образования»
Конспект открытого занятия
Объединения «Мир экологии» 1 года обучения
Тема: «Аппликация «На болоте»»
Подготовил:
педагог дополнительного образования
Кулик К.А.
Починки, 2023 г.
Открытое занятие объединения «Мир экологии» 1 год обучения
Тема: Тема: «Аппликация «На болоте»»
Дата проведения: 05.04.23 Цель: формирование у учащихся представления о болотах, их роли в экологических взаимосвязях, о необходимости охраны болот. Задачи: Обучающая: способствовать получению и обобщению знаний о болотах, их роли в природе и жизни человека, об уникальном растительном и животном мире этих территорий. Развивающая: способствовать формированию у обучающихся познавательного интереса к изучению роли болот в экосистемах планеты, способствовать развитию понимания необходимости охраны болот. Воспитывающая: способствовать развитию экологического мышления, бережного отношения к природе.
1 Организационный момент Педагог: Сегодня на занятии мы разберем с вами одну очень интересную и, в то же время, непростую тему. О чём пойдет речь, вы догадаетесь, прослушав небольшой рассказ и ответив на мой вопрос. «Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редкие кустарники. Когда-то на этом месте было небольшое озеро, которое не имело стока, берега его быстро поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки. Каждый год камыши и тростник разрастались, все больше выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения совсем захватили озеро и закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой растительных остатков почти до самого дна. Может быть, речушка лесная текла не спеша и постепенно в низинах зарастала травами или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так возникли на этих местах копилки воды …
Как называются эти копилки воды?» (Ответы детей).
Педагог: - Эти копилки воды называются болота. И речь на сегодняшнем занятии пойдет о болотах – особых типах пресноводных систем с избыточным увлажнением.
2 Игра «Ассоциации» Ребята, какие слова у вас ассоциируются со словом «болото». (Мухи, лягушки, стрекозы, лишайники, глина, болотные огни, жижа, пиявки, комары, грязь, мерзость, водяной, трясина, жабы, камыши, рогоз, ряска, мусор, леший).
3Беседа «Значение болот» Педагог: - Ребята, давайте с вами выясним, а что же такое «болото»? Какое можно дать ему определение? (Ответы детей) Педагог: - Болото – это территория с избыточным увлажнением, на которой сформировался определенный микроклимат, где растут растения влаголюбивые и животные. Сейчас мы подключим к работе наше воображение. Я зачитаю вам стихи разных авторов о болотах, а вы попробуете представить эти места.
Э.Багрицкий Мне хочется шагнуть через порог знакомый, В звероподобные кусты…. И все болотное, ночное, колдовское, Проклятое – все лезет на меня: Кустом морошки, вкусом зверобоя, Дымком ночлежного огня, Мглой зыбунов, где не расслышишь шага.
А.Блок Полюби эту вечность болот: Никогда не иссякнет их мощь. Этот злак, что сгорел – не умрет. Этот куст – без нетления – тощ. Эти ржавые кочки и пни, Знают отдыхающий плен. Неизменно пред вечны они, Ты пред вечностью полон измен.
Педагог: - И еще один отрывок из знаменитого произведения В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха». «И вдруг забегали где-то сзади синие болотные огни, и долетели оттуда звуки рогов и едва слышный стук копыт. А потом появились смутные тени всадников…» Педагог: - Какой образ болота складывается из этих произведений? (Ответы детей) Педагог: - Несомненно, перед глазами предстает трясина, камыш, комары, гниль, гиблое место, по телу пробегает дрожь. Кажется, что нечто зловещее затаилось в этих местах. При этом в фольклоре их представляют неким жутким местом, где водятся водяные и прочая нечисть. Распространены и легенды о том, что за человеческие грехи в болото уходили церкви и города, и что если подойти к топи поближе, можно даже услышать приглушённый звон колоколов затонувших храмов. Но некоторые писатели и поэты в своих произведениях восхваляют болота.
Беседа «Интересные факты о болотах» Педагог: - А какая максимальная глубина болота, как вы думаете? (Ответы детей) Педагог: - Максимальная глубина болота официально считается 5,71 м. В среднем наши болота по глубине колеблются от 1,5 до 3м. А какое болото самое большое в мире? (Ответы детей) Педагог: - Васюганское болото считается самым большим в мире. Расположено оно в России. Посмотрите на экран. Так выглядит Васюганское болото с высоты. Педагог: - А как вы думаете, где в России расположены самые старые болота? (Ответы детей) Педагог: - Самые древние болота Беларуси находятся в Полесье, их возраст составляет 11 тыс. лет. А самые молодые – в Витебской области. - Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного посоревноваться. Попробуйте назвать как можно больше синонимов к слову «болото». Учащиеся записывают, а потом называют синонимы: Трясина, топь, грязь, топкое место, торфяник, чащоба, и т.д.
Педагог: - Ребята, а сейчас мы выясним, как же образуются болота. Образование болот происходит по одному из трех механизмов: 1. Выхода неглубоко залегающих грунтовых вод. Это происходит так: из-под земли выходят грунтовые воды, а уклона поверхности нет, тогда вода скапливается в одном месте. 2. Зарастания озер. Этот процесс вам всем хорошо знаком. На озерах появляется растительность, характерная для болот. 3. Переувлажнения почвы. Это происходит в местах близкого залегания подземных вод. Вода, поступающая на поверхность почвы, не может просачиваться под землю, так как там есть своя вода, влага остается на поверхности, и постепенно начинает меняться тип почвы и характер растительности. Педагог: - Скажите, а может ли река стать болотом? (Ответы детей) Педагог: - Река, как и озеро, может заболачиваться. Наряду с появлением растительности, характерной для болот, зарастания берегов, происходит еще и пересыхание русла реки.
Педагог: На болоте кто живет? Громко квакая поет? Спят в кувшинках – Без подушки? Это видимо ( Лягушки) -Правильно, дети, это лягушка. -Дети, что вы знаете про лягушек? (Педагог обобщает ответы детей в короткий рассказ.)
Динамическая пауза «Две лягушки». На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись, И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет!
Техника безопасности при работе. Практическая часть. Рассматривание образца аппликации «Лягушки на болоте».
Самостоятельная работа детей. Педагог переключает внимание детей на практическую часть занятия, в ходе самостоятельной деятельности оказывает индивидуальную помощь, объясняет порядок выполнения работы.
Итог занятия. Экспресс – выставка детских работ «Лягушки на болоте». Педагог обращает внимание детей на результаты их практической деятельности, рассматривает работы вместе с детьми, учит анализировать, отмечает наиболее удачные работы.