Отчёт по самообразованию учителя русского языка и литературы Боевой Г. Т.
Отчёт по самообразованию учителя русского языка и литературы Боевой Г. Т.
В течение нескольких лет я работаю над темой «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы».
Большинство учёных, педагогов, методистов, изучая роль школы в обучении и воспитании подрастающего поколения, отмечают, что главную роль в этом процессе играет начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чём заключается эта роль? В свете новых требований - научить ребёнка учить себя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчёт по самообразованию учителя русского языка и литературы Боевой Г. Т.»
Отчёт по самообразованию учителя русского языка и литературы Боевой Г. Т.
В течение нескольких лет я работаю над темой «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы».
Большинство учёных, педагогов, методистов, изучая роль школы в обучении и воспитании подрастающего поколения, отмечают, что главную роль в этом процессе играет начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чём заключается эта роль? В свете новых требований - научить ребёнка учить себя. Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем? Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Эти и множество других вопросов говорят нам о несформированности универсальных учебных действий. Система универсальных учебных действий (УУД), на мой взгляд, - это фундамент всего образования.
УУД делятся на группы: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные. Для определения уровня сформированности УУД каждой группы можно использовать различные методики. Вот некоторые из них: ) - проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка» - методика «Кто я?» - рефлексивная самооценка учебной деятельности - шкала выраженности учебно-познавательного интереса - опросник мотивации - методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха - задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи ) Формирование УУД должно проходить в соответствии с программой. Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Вот некоторые из них: Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. На обобщающем уроке русского языка в 10 классе по теме «Имя существительное», прослушав стихотворение Т. Рика «Имя существительное» учащиеся ставят задачи: повторить изученное о роде, числе, склонении и падежах имени существительного, о несклоняемых, разносклоняемых. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать безударные окончания имён существительных. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом. . Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя. Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке: - возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; - на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе; -возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - возрастает сплочённость класса; - ученик более точно оценивает свои возможности; - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; -формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные учащиеся преодолевают страх. Для данных видов работы ребята выработали свои правила: 1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте. 2. Вы уважаете мнение каждого участника. 3. Шум может быть только рабочим. Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. 1. Работа над проектами. При работе над среднесрочным проектом «Что такое здоровый образ жизни?» учащиеся провели много исследований, сделали выводы, выступали с отчетами по группам..
2.Творческие задания на уроках. Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. При изучении использую такие виды заданий: 1. Пересказать. 2. Спеть. 3. Написать мини-сочинение. 4. Придумать загадку. 5. Сыграть мини-спектакль. 6. Составить тест. 7. Написать отзыв. Проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология проблемного диалога). Использую чаще всего при изучении новой темы. Например, на уроке литературы «Кто из сыновей Т. Бульбы – протагонист?», дети высказывают свои предположения.
На уроках литературы часто провожу по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. Я почувствовал (а) … Я увидел (а) … Я улыбнулся (ась) … Я вспомнил (а) … Мне стало грустно … Я бы продолжил (а) написанное так … Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … Это произведение напомнило мне случай из моей жизни … Будущее героев я представляю … Произведение вызвало у меня чувства… Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Современный ученик должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Схема работы над ошибками, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 1. Буквы О Ё в корне после шипящих и Ц. 2. Пропуск буквы. 3. Перенос слова. 4. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. 5. Ударение. 6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением; чередующиеся гласные в корне. 7. Большая буква в именах собственных и далее. При проверке, например, диктантов в тетради на полях я отмечаю ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. В конце урока обязательно проводится рефлексия: было трудно …, я понял …, у меня получилось …, меня удивило… и другие. Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя
Результаты работы над данной темой: 1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. Но этим умением не овладели ещё несколько человек. Им я даю подсказки: а) Сколько раз ты ответил правильно, где допустил ошибки, отметил ли на рабочем листе? б) При составлении плана работы, например, по теме «Склонение имени существительного»: что должны определить у имени существительного в первую очередь? Далее? 2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 3.Развивается умение работать в парах и группах: - учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; - стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 4. Учимся использовать знаково-символические средства. Учащиеся заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно. 5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности. Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из школы.