«Совершенствование качества образования, обновление содержаний и педтехнологий в рамках национального проекта "Образование"»
Тема самообразования
«Формирование навыков самообслуживания у младших школьников»
Год работы над темой
Первый год (этап) работы над темой самообразования
Цель
Формирование основ здорового образа жизни, развитие у детей потребности в чистоте и правильном уходе за собой, своими вещами и окружающих.
Задачи
Обучающие:
научить детей быть здоровыми душой и телом;
стимулирование у детей освоить навыки правильного ухода за собой, своими вещами, книгами, принадлежностями;
способствовать бережному отношению воспитанников к личным вещам одноклассников, школьному имуществу.
Развивающие:
способствовать формированию у детей младшего школьного возраста навыков личной гигиены;
оказание помощи в адаптации к условиям проживания в школе-интернате, правилам проживания в общежитии;
стимулирование развития взаимопомощи и взаимообучения в навыках самообслуживания среди воспитанников (параллельное развитие коммуникации среди первоклассников, для ускорения адаптации к условиям проживания в школе-интернате).
Воспитательные:
помощь в повышении навыков личной гигиены;
развитие минимального уровня самостоятельности и ответственности, через назначение дежурных и ответственных, в классной комнате и спальнях воспитанников.
Деятельность по реализации темы
1 год работы над темой
Изучил источники информации по теме:
Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры. Избранные психологические труды. http://yanko.lib.ru/books/psycho/vygotsky%3Dps_pzv_cheloveka%3Dann.htm
Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. https://bookap.info/genpsy/vygotskiy_etyudy_po_istorii_povedeniya_obezyana_primitiv_rebenok/bypage/1
Иванова, В.В. Энциклопедия этикета и антиэтикета. https://www.labirint.ru/books/56/
Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах.
«Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания» https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2012/01/05/sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-i-mladshego
«Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников» https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7308/
Познакомился с опытом работы педагога (Ф.И.О.)
Ветлугина В.П. (Дефектолог). «Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников»;
Сараплекова И.В. (Учитель начальных классов). «Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста (рабочая программа внеурочной деятельности)».
Посетил открытые занятия, семинары, мастер-класссы, вебинары по теме:
«Учебная самостоятельность младших школьников». Волкова А. 17.09.2020 г. https://www.youtube.com/watch?v=f3_7XsjzLCU
«Особенности коммуникации детей младшего школьного возраста». Пугачева Л. 13.10.2020 г. https://www.youtube.com/watch?v=FQsaNA5rehs
«Онлайн-инструменты для формирования реальных навыков здорового образа жизни». Макеева А. 5.11.2020 г. https://www.youtube.com/watch?v=DIfoq5cpIyk
2 год работы над темой
Прошел обучение на курсах повышения квалификации по теме:
Подготовил методическую разработку, дидактический материал по теме:
Разработал и провел открытый урок, мероприятие по теме:
3 год работы над темой
Подготовил статью для публикации по теме:
Выступал с докладом, сообщением по теме:
Обобщил педагогический опыт:
ВЫВОД (РЕФЛЕКСИЯ, АНАЛИЗ)
В начале учебного года были поставлены задачи:
• научить детей быть здоровыми душой и телом;
• стимулирование у детей освоить навыки правильного ухода за собой, своими вещами, книгами, принадлежностями;
• способствовать бережному отношению воспитанников к личным вещам одноклассников, школьному имуществу;
• способствовать формированию у детей младшего школьного возраста навыков личной гигиены;
• оказание помощи в адаптации к условиям проживания в школе-интернате, правилам проживания в общежитии;
• стимулирование развития взаимопомощи и взаимообучения в навыках самообслуживания среди воспитанников (параллельное развитие коммуникации среди первоклассников, для ускорения адаптации к условиям проживания в школе-интернате);
• помощь в повышении навыков личной гигиены;
• развитие минимального уровня самостоятельности и ответственности, через назначение дежурных и ответственных, в классной комнате и спальнях воспитанников.
Для их решения проводились беседы, занятия, конкурсы-игры, показы-объяснения. Также использовался ручной труд, где с детьми мы учились ремонтировать лечить книги «Книжка заболела», делали поделки, аппликации, композиции, в конце занятия дети приучались прибирать своё рабочее место, приводить его в порядок. Воспитывается усидчивость, ответственность, добросовестное отношение к делу, творческий подход.
Формируя трудовые умения и навыки по самообслуживанию, у детей появляется желание трудиться самостоятельно. На личном примере я показываю и объясняю: как красиво и правильно надо заправлять кровать, прибирать в шкаф свои личные вещи, прибирать своё рабочее место после урока. Детям даются небольшие трудовые поручения: вынести мусор, протереть подоконники, назначаются дежурные по классу, по столовой, где дети поочередно проводят уборку на столах после окончания трапез.
Также проводятся конкурсы на то, кто лучше и быстрее приберёт свои вещи, красивее заправит кровать, уберёт игрушки, вытрет со шкафов пыль.
При назначении дежурного, дети готовят к уроку класс: выносят мусор, протирают доску, раздают школьные принадлежности к урокам, в течение дня дежурный следит за порядком в классе. Применение игровых ситуаций способствует преодолению трудностей у некоторых детей, которые испытывают затруднения при выполнении некоторых поручений.
При оказании мною помощи и поддержки, на примере-показе дети быстро выполняют задания без особых затруднений. Очень важно заинтересовать ребёнка в данной деятельности, что способствует успешному разрешению этой задачи. Для этого я каждый день провожу практические занятия, где дети наглядно учатся правильно выполнять то или иное задание, поручение.
Также воспитанники познакомились с профессиями взрослых, многое узнали о пользе труда взрослого. Проводились беседы с показом «Уход за одеждой и обувью: Каждой вещи своё место», где школьники научились прибирать свои вещи в шкаф самостоятельно, на место прибирать свои школьные принадлежности.
Постоянный контроль - важный элемент при выполнении самообслуживающего труда, заданий, поручений. В конце учебного года будет проводиться итоговый контроль в виде наблюдения, где дети самостоятельно будут выполнять в течение всего времени: усвоенные навыки труда, умение ответственно, добросовестно выполнять данное поручение, умение оказывать услуги, умение работать в группе, качественно выполнять трудовые поручения, дежурства.
В начале учебного года воспитанники 1 класса были плохо адаптированы к условиям в школе-интернате, были на низком уровне, но впоследствии, общими усилиями стали проявлять интерес к труду, школьной жизни. Первоклассники проявляют интерес, вырабатывают правильное отношение к трудовой дисциплине, учатся правильно выполнять трудовые навыки в самообслуживании, личной гигиене, что способствует у них правильному отношению к этому виду деятельности. Очень важно развивать у детей заинтересованность в самообслуживании, взаимопомощи при трудностях в самообслуживании, а также в труде в целом.