Просмотр содержимого документа
«"Особенности проявления депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков"»
ЧАСТЬ 1.
Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, т.к. ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства. У большинства страдающих депрессией плохое настроение доминирует в общем состоянии, однако это не всегда так. Именно у подростков можно достаточно часто встретить отсутствие субъективного переживания страдания даже при острых кризисных состояниях.
Для понимания подростковой депрессии важно окружение, в котором формируется личность, поскольку оно влияет на характер восприятия жизни, систему ценностей и собственный взгляд на мир.
Роль подростка в семье, семейная система ценностей, ожидания, шаблоны общения и решения проблем имеют принципиальное значение для формирования собственной ценности и способа восприятия мира. Депрессивная модель мира часто формируется на основе семейных ценностей.
Непонимание между родителями и детьми ведёт к депрессивности с обоих сторон, но в большей степени депрессивность проявляется на младшем поколении. Это объясняется тем, что родители – сформировавшиеся личности с устойчивой психикой, в отличие от ребёнка, в котором через край бьёт юношеский максимализм. Для юношей значимой является враждебность в отношении родителей к подростку. С депрессивностью юношей явно связана и директивность отца. Для девушек же наиболее существенной оказывается непоследовательность линий воспитания, проводимых матерью.
Что же такое депрессия? Утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние. Всё это можно назвать одним словом – депрессия.
Она определяется как аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. В этом состоянии человек испытывает мучительные переживания, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.
Депрессивный синдром у детей протекает так же, как и у взрослых. Превалирует обычно депрессивное состояние, либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Часто отмечаются физиологические изменения: потеря аппетита, изменение веса тела, усталость. У ребёнка изменяется потребность в сне: возникают бессонница либо сонливость. Также возможно изменение психомоторной активности. Ребёнок может жаловаться на трудности концентрации, испытывать чувство вины. Это иногда сочетается с навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками.
Другими критериями депрессии являются: социальная замкнутость, снижение успеваемости, изменения отношения к школе, агрессия, соматические жалобы, мания преследования. Депрессия у детей может маскироваться такими симптомами, как нарушение поведения, гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе, соматические симптомы. В предпубертатном возрасте тревога разлуки может появиться или усилиться во время основного депрессивного эпизода. Для подростков характерны беспокойства, негативизм, антисоциальное или агрессивное поведение. Подросток может стать угрюмым или избегать контактов в семье или других сферах жизни. Он может оказаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно в общении со сверстниками. Подросток в таком состоянии подвержен алкоголизму, токсикомании. Он перестаёт интересоваться своей внешностью и успеваемостью в школе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: именно депрессивное состояние подростка может повлечь за собой серьёзные, опасные и непоправимые последствия.
В рамках кризиса периода взросления подростки жалуются на депрессивное состояние, вызванное тем, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважения, не имеют собственного Я и пр.
Х.Ремшмидт выделяет следующие характеристики подросткового возраста, которые затрудняют диагностику и психотерапию. Это отсутствие мотивации к каким бы то ни было обследованиям своего здоровья; склонность отрицать наличие болезненных проявлений или недооценивать их; общее отрицательное отношение к официальным учреждениям, авторитетам, миру взрослых; сложные отношения подростков с родителями или другими референтными личностями, от которых исходит инициатива обследования, незаинтересованность в лечении и недоверие к тем, кто стремится им помочь.
Эти характеристики важно иметь в виду при работе с депрессивными состояниями у подростков, переживающих кризисы периода взросления.
Профилактика юношеских депрессий, по мнению И.С.Кона, заключается не в избегании конфликтных ситуаций- это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, не признанным и неполноценным.
Симптомы депрессии у детей и подростков:
Дисфория, или потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие.
Изменение аппетита и массы тела.
Потеря энергии.
Изменение продолжительности сна.
Чувство собственной никчемности или вины.
Мысли о смерти.
Суицидальные намерения или попытки.
Социальная замкнутость.
Снижение успеваемости или изменение отношения к школе.
Несвойственная ранее агрессивность.
Соматические жалобы.
Ожидание наказания.
Заметив признаки депрессии у подростка, самим родителям или педагогам-психологам необходимо усилить индивидуальную работу с ним. Должны насторожить словесные заявления подростка: «ненавижу жизнь», «всем будет лучше без меня», «мне нечего ждать от жизни», «они пожалеют о том, что они мне сделали», «не могу этого вынести», «я стал обузой для всех», «я покончу с собой», «никому я не нужен», «это выше моих сил».
Приведём некоторые методики диагностики, позволяющие уточнить наличную картину депрессивных состояний и возможных суицидальных намерений подростков.
Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров);