kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Ориентирование на местности. Магнитный азимут. Движение по азимуту»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Ориентирование на местности. Магнитный азимут.

Цель и задачи:

1. Научить учащихся  определению сторон горизонта по компасу, по Солнцу и другими способами.

2. Научить учащихся движению по азимуту.

3. Воспитать у учащихся инициативы, находчивости, готовности к самостоятельным действиям в условиях ЧС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Ориентирование на местности. Магнитный азимут. Движение по азимуту»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
















КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


«Ориентирование на местности. Магнитный азимут.

Движение по азимуту»











Составил: Гайнуллин Дамир Данилович, педагог дополнительного образования, руководитель ВПО «Сокол»










Кувандык, 2020 г.

Тема: Ориентирование на местности. Магнитный азимут.

Цель и задачи:

1. Научить учащихся определению сторон горизонта по компасу, по Солнцу и другими способами.

2. Научить учащихся движению по азимуту.

3. Воспитать у учащихся инициативы, находчивости, готовности к самостоятельным действиям в условиях ЧС.

Материальное обеспечение: компасы Андрианова, планшеты с бумагой, карандаши, линейки, учебные карточки-задания, плакаты.

Метод: показ, тренировка.

Время: 40 минут.

Место: кабинет ВПО

Ход занятия

1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1 Рапорт дежурного.

2 Проверка готовности группы, наличие учащихся.

3 Доведение до учащихся цели занятия и темы.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Сущность и способы ориентирования

Рассмотрим сегодня тему с военной точки зрения.Для солдата большое значение в бою имеет умение разобраться в окружающей обстановке днем, ночью, в туман и не погоду, в лесу и в горах.Ориентироваться на местности можно различными способами: по местным предметам, по компасу, по небесным светилам и по карте.

Давайте вместе вспомним и рассмотрим эти способы.

По Солнцу. В 7 утра солнце бывает на востоке, направление тени указывает на запад. В 13 часов на юге, тени указывают на север, в 19 часов на западе, тени направлены на восток.

По Солнцу и часам. положить часы горизонтально и направить часовую стрелку на солнце. Угол, образуемый между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 нужно разделить пополам. Полученная прямая укажет приближенно направление на юг.

По Полярной звезде. Найти созвездие Большой Медведицы, затем отрезок прямой между двумя крайними звездами «ковша» мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз. Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится на севере.

По признакам местных предметовЭтот способ хотя и не имеет высокой точности, но может быть полезен во многих случаях, когда нет или нельзя применить компас, в пасмурную погоду и т. д.

а) кора деревьев с севера обычно грубее и темнее, чем с юга (особенно у березы)

б) после дождя стволы сосен чернеют с север

в) при жаре на южной стороне сосен и елей смола выделяется больше чем с севера

г) нельзя ориентироваться по кронам деревьев, так как их густота и развитие зависят не столько от солнца, сколько от господствующих в этой местности ветров

д) наличие на коре или камнях мха и лишайника с северной стороны

е) по подсолнуху, так как они поворачиваются за солнцем даже в пасмурную погоду

ж) при наличии снега – весной обычно он подтаивает сначала с юга. С северной стороны пней, камней, деревьев он остается дольше

з) южная сторона муравейника более пологая

и) кресты церквей своей плоскостью ориентированы север-юг, причем приподнятый конец креста направлен на север.

 По компасу. Работу компаса рассмотрим ниже.

Ориентирование на местности – это значит определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов, расположения своих войск и противника и точное выдерживание указанного или выбранного направления движения.

Ориентирами называются хорошо заметные местные предметы, они подразделяются:

на площадные;

на линейные;

на точечные.

Ориентиры выбираются по возможности равномерно по фронту и глубине, чтобы обеспечить быстрое и точное указанное местоположение цели. Выбранные ориентиры номеруются с право налево и по рубежам от себя в стороны противника. Каждому ориентиру дается условное наименование кроме номера.

Закрепление 1 учебного вопроса и переход к 2 учебному вопросу.


Магнитный азимут.

Кратко напоминаю устройство компаса и порядок работы с ним.

сориентировать компас (совместить острые стрелки с северным направлением здания): вращать визир до направления на цель, снять по указателю, который находится под мушкой, отчет магнитного азимута.

В лесу, без дорог, ночью или в тумане, когда нет ориентиров или их не видно, направление движения выдерживают по магнитному азимуту. Магнитным азимутом называется угол, образованный направлением северного конца магнитной стрелки компаса и направлением на местный предмет и точки своего стояния. Магнитные азимуты измеряются по ходу часовой стрелки в градусах. Они могут иметь величину от 0 до 360 градусов.

Опросив одного – двух учащихся, что такое магнитный азимут, объясняю порядок работы по определению азимута направления на местный предмет:

встать лицом к местному предмету и ориентировать компас

затем визирное приспособление: чтобы линия прорезь-мушка совпала с направлением на местный предмет

В этом положении отметка на лимбе против указателя покажет величину магнитного азимута на местный предмет.

Задание №1 по карточкам «Определение азимута»

Проверив и оценив задание №1 перехожу на 3 учебный вопрос.

Движение по азимуту.

Сущность движения по азимуту – умение найти и выдержать с помощью компаса указанное или намеченное направление и точно выйти в назначенный пункт. Способ движения по азимутам незаменим при движениях по незнакомой местности, в горах, в лесу, в пустыне, ночью и в других условиях ограниченной видимости. Эти умения необходимы в условиях боевых действий войск. По азимутам можно идти в разведку и возвращаться из нее, выдерживать направление наступления, совершать марш войск на различной местности.

Что надо для движения по азимутам?

изучить и уточнить маршрут движения

выбрать ориентиры вдоль него

определить магнитный азимут, и расстояние по каждому участку пути – от одного ориентира до другого

оформить данные, чтобы ими было удобно пользоваться в пути.

Расстояние измеряется в метрах или в пара шагах. Данные можно оформить в виде таблицы или схемы.

Количество ориентиров и выбор маршрута движения определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения.

Опросив двух-трех учащихся даю задание №2 «Движение по азимуту»


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ответы на возникшие вопросы, обобщение пройденного материала, подведение итогов.

Оценивание активных учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Ориентирование на местности. Магнитный азимут. Движение по азимуту»

Автор: Гайнуллин Дамир Данилович

Дата: 05.03.2020

Номер свидетельства: 541937


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства