kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы с одаренными детьми. Развитие образовательной и творческой деятельности обучающихся ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает вопросы развития одаренных детей в системе гимназического образования. Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Одаренные дети требуют к себе индивидуального и дифференцированного подхода, который определяется целями и задачами курса школьного предмета.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одаренными детьми. Развитие образовательной и творческой деятельности обучающихся ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»»

Организация работы с одаренными детьми. Развитие образовательной и творческой деятельности обучающихся

ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»

Данная статья раскрывает вопросы развития одаренных детей в системе гимназического образования. Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Одаренные дети требуют к себе индивидуального и дифференцированного подхода, который определяется целями и задачами курса школьного предмета.

Проблема развития одаренных детей очень актуальна в современном мире, что связано с пониманием роли интеллектуально и творчески одаренных детей в научно-техническом, экономическом и культурном развитии общества. Создание условий для проявлений и развития индивидуальных дарований детей и молодежи с предоставлением каждому обучающемуся возможности выбора формы обучения и формы деятельности в зависимости от его склонностей и способностей является одной из приоритетных задач Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.1 Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности требованиями, которые содержит задание, одаренные дети открывают новые способы решения проблем. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения.

Образовательный процесс ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» способствует индивидуальному развитию каждого обучающегося. Развитию навыков самоопределения в значительной степени способствует проектная деятельность участников образовательного процесса,  направленная на конечный результат путем наиболее рациональных действий, основанных на осмыслении возникающих противоречий, желаемых результатов и средств их достижения.

Одаренные дети требуют к себе индивидуального и дифференцированного подхода, который определяется целями и задачами курса школьного предмета. Разные формы работы с одаренными детьми обуславливают выбор занятий – от факультативов до олимпиад или научно-практических конференций.

Основная сложность при работе с такими детьми – это большая занятость учеников, которая не позволяет в полную силу вовлекать в научно-познавательный процесс. Стоит отметить, что учащиеся посещают не только один-два кружка/факультатива, но и вовлечены в разнообразную внешкольную деятельность (музыкальная/художественная школа, занятия танцами и т.д.). Однако четкая постановка цели и задач делает работу с талантливыми детьми плодотворной и интересной, позволяет не только ученикам демонстрировать свои умения и навыки, но и учителю, который выступает в роли помощника.

Гимназия имеет определенный опыт привития навыков исследовательской и  проектной работы, обеспечивает базовую и углубленную подготовку по приоритетным областям, имеет сложившуюся систему дополнительного образования и внеурочной деятельности, систему учета личных достижений. Гимназистки имеют результативные участия в открытом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке”, всероссийском конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА».

Система дополнительного образования существует в гимназии-интернате с момента ее основания. Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Учащиеся выбирают себе занятия по интересам. Осознавая важность изучения иностранных языков в современном мире, учащиеся отдают предпочтение таким занятиям как: «Учусь, играя. Английский без проблем», «Клуб любителей французского языка», неаудиторная занятость по английскому и французскому языку.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

С целью активации работы с одаренными детьми проводятся олимпиады, научно-практические конференции, интеллектуальные игры, спортивные состязания, различные конкурсы, выставки детского творчества. Ежегодно многие учащиеся проверяют свои интеллектуальные достижения на предметных олимпиадах.

Так, например, девочки успешено участвуют в конкурсе творческих работ по иностранному языку для школьников «Шире круг». В НИУ «БелГУ» проводится областной фонетический конкурс по французскому языку. На конкурсе бывают гости из Франции. Наши девочки каждый год принимают участие в конкурсе. Также Сайт www.busuu.com очень популярен среди учащихся нашего учреждения, поскольку предоставляет реальную возможность пообщаться с носителями языка.

Очень нравятся ребятам конкурсы стихотворных переводчиков. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников. Учащиеся осознают, что иногда в литературном переводе нельзя сохранить все подробности оригинала. А средствами родного языка нужно передать основной смысл переводимого стихотворения.

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования позволяет раскрыть их творческий потенциал. Художественно-литературный перевод стихотворений позволяет учащимся выразить свои чувства.

Существует тесная взаимосвязь между развитием речевого и музыкального слуха. Использование музыкальных текстов способствует развитию слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата.

В этом направлении мы начинаем работу с песенных упражнений, пропевания скороговорок, ведь именно они ориентированы на отработку артикуляторных особенностей гласных и согласных в структуре слов и на стыках слов, на формирование навыков интонационной выразительной речи. Так как одаренных учащихся отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.

В гимназии-интернате изучение иностранных языков не ограничивается рамками классной комнаты. Наш театр регулярно знакомит зрителей каждый театральный сезон с новыми пьесами и мюзиклами на французском языке. На суд зрителей уже были представлены такие спектакли, как “Le Сhat Botte”, "L’oiseau bleu” ,”La belle au bois dormant”.

Мы не используем готовые сценарии, а создаём их сами, на основе первоисточников. Девочки ищут необходимую информацию в Интернете, анализируют её. Театр - это то место, где каждый может попробовать себя в разных ролях, что способствует самоопределению и дальнейшей самореализации личности, тем самым создаются условия обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей.

В заключение хотелось бы сказать, что работа с одаренными детьми требует от учителя тщательной подготовки, заинтересованности этой деятельностью, готовности сотрудничать вместе с учеником, умения выслушать точку зрения, а иногда и умения тактично это мнение скорректировать.

Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (окружных, городских, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований (городской, всероссийский и международный уровни). Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.

Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий.




1 Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аксёнова Светлана Николаевна

Дата: 01.08.2019

Номер свидетельства: 517257

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства