Просмотр содержимого документа
«Определение социальной позиции педагога»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
_____/_____/
«___»___20__г.
Сообщение на тему:
«Определение социальной позиции педагога»
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Веремеенко Анна
Преподаватель:
Аксенова В.С.
г. Ейск, 2020
Социальная позиция педагога базируется на системе взглядов, убеждений и ценностных ориентации, сформированных у выпускника общеобразовательной школы, намеревающегося посвятить себя учительской профессии. Одним из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности; является профессионально-ценностная ориентация. Она может быть охарактеризована как избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, формирующееся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет, какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая свои действия, не всегда может подробно объяснить их мотивы, почему он нередко поступает вопреки здравому смыслу и логике.
Социальная позиция педагога
Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций.
Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций. В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В "живом", реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру. Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций. Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений. Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии.Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций. Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.
Основная задача учителя является обучение учащихся умениям и навыкам, правилам и нормам. Учителю присуще в первую очередь профессиональное мастерство, любовь к детям. Добролюбов писал: «Много нужно для того, чтобы быть учителем. В умственном отношении от идеального наставника требуется ясность и твердость убеждения, чрезвычайно высокая всестороннее развитие. Натура учителя должна стоять гораздо выше натуры ребенка во всех отношениях». Учитель, является вторым человеком после родителей, который вкладывает основное различие между добром и злом. Формирование у учащихся моральных, эстетических принципов, а так же проявления доброты, честности, понимания, уважения, терпимости, справедливости, вежливости. Именно учитель развивает интерес к труду, интерес к самостоятельности в ходу обучения трудовым навыкам. Учитель формирует у детей желание самостоятельно выполнять все то, что им посильно . Социальная педагогика, в свою очередь, обращена именно к личности. Она отвечает за потребности, познания человека, способствуя проявления его как социальной единицы общества. Основные вопросы социальной педагогики являются: взаимоотношения и взаимодействия детей и взрослых, социальных групп, классов и общества, народов и наций, их единение и благополучие. Социальная педагогика в процессах воспитания и обучения изучает проблемы связанные с социализацией человека в обществе. Вхождением его в систему взаимоотношений и с его внутренними конфликтами. Социальная педагогика тесно связанна с психологией, философией, историей и педагогикой. Однако социальная педагогика отделилась от общей педагогике, но генетически связана с ней.