kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение предпринимательскому мышлению и предпринимательским действиям на основе системы элементов бизнеса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение предпринимательскому делу носит мировоззренческий характер. Так как предпринимательские компетенции можно определять по-разному ( в зависимости от представлений о бизнесе и предпринимательстве), то и соответственно строить обучение можно с различных точек зрения. В рамках гипотезы, сформулированной в Ресурсной концепции бизнеса ТДК, например, предложена  система элементов бизнеса, на основании  которой могут быть определены необходимые действия предпринимателя, как профессионала.

Просмотр содержимого документа
«Обучение предпринимательскому мышлению и предпринимательским действиям на основе системы элементов бизнеса»

Обучение предпринимательскому мышлению и предпринимательским действиям на основе системы элементов бизнеса Паршина Надежда Васильевна – преподаватель ГАПОУ КО «ККСД»

Обучение предпринимательскому делу носит мировоззренческий характер. Так как предпринимательские компетенции можно определять по-разному ( в зависимости от представлений о бизнесе и предпринимательстве), то и соответственно строить обучение можно с различных точек зрения. В рамках гипотезы, сформулированной в Ресурсной концепции бизнеса ТДК, например, предложена система элементов бизнеса, на основании которой могут быть определены необходимые действия предпринимателя, как профессионала.

Система элементов представляет собой идеи, ресурсы, субъекты, процессы и схемы. Такой состав обусловлен континуумом человеческого существования. Философский словарь объясняет понятие «континуум» как идеализированную модель единого физического пространства - времени. Четыре оси континуума, определяющие экономическую сферу, определим как материю, информацию, энергию и время. Согласно теории относительности они равнозначны. Изменение параметров одной из этих составляющих меняет конфигурацию континуума. С точки зрения авторов, мерностью этих осей может выступать единичное, общее и всеобщее. Материя на разных уровнях ее воплощения в сочетании с информацией и энергией образует план, который скользит по оси времени. И они все вместе в каждый временной промежуток находятся в единстве, формируя конкретную конфигурацию континуума. Континуум можно представить и как поток, и как моментальное состояние мира.

Мышление предпринимателя зависит от понимания этих условий. Центральным процессом в континууме является расширение пространственно- временных границ. В этом процессе принимает участие каждый человек. При этом в зависимости от того, с каким ресурсом он вступает в экономическую деятельность, зависит его позиция в экономике.. Предложенная мерность осей позволяет понять , что различные толкования хозяйственной жизни обусловлены исследованием одного и того же на разных уровнях.

Для формирования предпринимательского мышления необходимо выявить различия в понятиях «бизнес» и «предпринимательство». Бизнес - форма занятости, деятельности. Понятие «бизнес» является достаточно широким, вбирающим в себя деловые отношения, сферу деятельности, определенные круги социума и т.д. Наиболее часто слово бизнес отражает собой деятельность, итоговой целью коей является получение прибыли.

Бизнес позволяет индивидам получить отсутствующий у них, но желаемый ресурс при помощи обмена имеющегося ресурса на то, что нужно. В качестве ресурсов, которыми может оперировать субъект, можно выделить:

  • время жизни, здоровье, тело, компетенции, способность к труду;

  • землю, полезные ископаемые, леса, вода;

  • финансы;

  • информацию

Явление обмена субъектов различными ресурсами образует - хозяйственный оборот. Он представляет собой замкнутый цикл, из отдельных актов обмена ресурсами разных персон, не связанных жестко между собой, что проявляет реализовать свободное волеизъявление участников. В некоторых случаях новые субъекты могут вытеснять ранее действовавших участников. На общем уровне бизнес существует в форме обмена, обмена нет - нет бизнеса. Бизнес представляет собой услугу по предоставлению ограниченного в данной ситуации ресурса.

Тип занятости индивида в хозяйственном обороте зависит от ресурса, которым он оперирует. В рамках «Ресурсной концепции бизнеса ТДК» выделены 8 типов бизнеса: самопредпринимательство, потребительский, предпринимательский, наемно-трудовой, государственный, социальный, международный, глобальный.

Предпринимательский бизнес - это более узкое понятие, чем понятие «бизнес». Предпринимательским называется бизнес, который основывается на частной собственности предпринимателя и направлен на производство, посредничество и получение прибыли. Предприниматель как человек, осуществляющий этот тип бизнеса, превращает любой ресурс в товар. Предпринимательство, как явление экономической жизни возникает вследствие появления разрывов в хозяйственном обороте между спросом и существующим предложением.

Первоначальный внутренний интерес предпринимателя – построение бизнеса, способного к созданию продуктов, устраняющих разрыв между спросом и предложением на рынке. Второстепенный это - устойчивая стабильность получения доходов и развитие. Первичный внешний интерес - получение дохода в форме прибыли, превышения дохода над расходами. Вторичный внешний интерес - завоевание имиджа. Предприниматель готов постоянно обслуживать рыночный спрос на любые товары. Постоянно их выпускать, получать доходы, иметь определенную репутацию, уважение общества за свою деятельность.

Важно сформировать представление, о том, что когда предприниматель, соединяет элементы бизнеса, создает себе рабочее место, которое на рынке проявляется как предпринимательская фирма в определенной организационно-правовой форме. Проявляя инициативу, в рамках предпринимательской фирмы, предприниматель соединяет всю систему элементов бизнеса, придумывает модель бизнеса Для этого он должен создать предпринимательский бизнес, превращающий любой ресурс в товар, удовлетворяющий рыночный спрос. Именно создание бизнеса является целью предпринимательской деятельности.

Проекцией предпринимательского мышления в материальной среде становятся действия предпринимателя, формирующие внутреннюю и внешнюю среду. К внутренней среде предпринимательства следует отнести: правильный выбор организационно-правовой формы предприятия; уровень оптимальности организационной его структуры (как производственной, так и общей); наличие необходимых финансов для успешной деятельности; уровень знаний персонала и стиль руководства менеджеров; социально-психологическую атмосферу организации, ее моральный климат; состояние маркетинговых исследований и глубокое знание рынка; уровень деловых взаимоотношений сотрудников и их поведения, и многое другое.

Внешняя среда предпринимательской организации представляет собой совокупность экономических, социальных, правовых и прочих условий, способствующих формированию и развитию предпринимательства.

Ликвидируя разрывы хозяйственного оборота, предприниматель превращает любой ресурс в товар, осуществляет коммерциализацию ресурса на общем уровне и перераспределение ресурсов на всеобщем уровне. Эти обстоятельства обусловливают компетенции, которыми необходимо обладать предпринимателю, который стремится оптимизировать свою деятельность и добиться эффективных результатов.

Наиболее значимыми предпринимательскими компетенциями представляются:

  • Упорство

  • Забота о высоком качестве работы

  • Обязательства в рамках контрактов

  • Ориентация на эффективность

  • Систематическое планирование

  • Решение проблем

  • Признание пределов своих возможностей

  • Убеждение

  • Настойчивость

  • Признание важности деловых взаимоотношений

Инициатива в предпринимательстве это проявление внутренних волевых качеств самого предпринимателя, стремление выйти за рамки уже существующей деятельности. Но при этом он должен быть готов к тому что никто не даст 100% гарантии на успешную реализацию задуманного.

Понимание тонкостей предпринимательской деятельности, как явления, в условиях с ограничением ресурсов, и умение применить предпринимательские компетенции позволяют субъекту создать фирму, сферу проявления своей силы воли. Предпринимательская фирма имеет свой интерьер и экстерьер. Интерьер включает процесс создания услуг, набора персона, производство продукта. Экстерьер включает в себя имидж, позицию на рынке, свою роль в сфере деятельности.

Предприниматель для создания необходимого продукта на рынке организует сам процесс, рабочие места, использует компетенции и навыки других людей , принимает во внимание роль общество и его потребности. Проекцией предпринимательского мышления в материальной среде - становятся соответствующие действия предпринимателя, формирующие внутреннюю и внешнюю среду. Внутренняя среда оформляется для легализации предпринимательской деятельности в определенной организационно-правовой форме. Внешняя среда требует действий, обеспечивающих проникновение на существующий рынок, закрепление на нем, дальнейшее развитие в условиях конкурентного противодействия, а в некоторых случаях и закрытия своего дела.

Необходимость формирования постоянных клиентов определяет всю логику предпринимательской деятельности во внешней и внутренней среде. Предприниматель постоянно сопоставляет эти сферы между собой. При этом внутренняя сила побуждает предпринимателя к расширению внутреннего пространства, превращению внешней среды в свою внутреннюю. Это явление происходит благодаря росту фирмы, ее развитию, масштабированию деятельности.

Предпринимательство существует только как один из типов бизнеса. Это особый вид эко­номической активности, направленной на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств, для обеспечения его самого и членов его семьи.

Ему присущи все характерные черты бизнеса на всех уровнях деятельности в специфической форме, обусловленные особенностями вовлечения новых ресурсов в хозяйственный оборот. Коммерциализация ресурсов требует поиска новых ресурсов, или возможности по-новому использовать имеющиеся ресурсы, или произвести новые ресурсы (даже если это просто переработка металлолома, это все равно новый ресурс в хозяйственном обороте). В связи с этим от предпринимателя требуются идеи, инициатива.

Идеи относительно коммерциализации ресурса предприниматель черпает из информационной составляющей жизни. Например, новогодние праздники демонстрируют коммерциализацию идеи Деда Мороза, смены года, ожидания нового потребителями. Предприниматели конверсируют знания как информационную составляющую ресурсов в хозяйственный оборот. Знания, воплощенные в инновации, участвуют в создании новых товаров, меняют жизнь общества, делают ее комфортнее.

Предприниматель проявляется как двигатель, от деятельности которого зависит, появятся ли новые необходимые продукты в различных сферах деятельности для потребителя.

Он активно участвует в преобразовании содержания жизни общества. Активная роль предпринимательства проявляется в двух направлениях:

  • во-первых, создавая новые ресурсы жизни общества, предприниматель создает свой бизнес как «дело». Что способствует появлению рабочих мест, и новых возможностей в хозяйственной жизни общества для развития инфраструктуры и возникновения возможностей для создания новых видов бизнеса;

  • во-вторых, существование предпринимательского бизнеса обусловливает существование потребительского бизнеса. Под потребительским бизнесом понимают действия потребителей и отношения с их участием на рынке и в сфере непосредственного потребления товаров, извлечения пользы из оказываемых им услуг и выполняемых по их заказу работ.

Потребители реализуют свои потребительские интересы путем самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами товаров, услуг, работ на основе самостоятельного поиска контрагентов на началах максимизации выгоды. Выгодой для потребителей является приобретение товаров, работ, услуг, наилучшим образом удовлетворяющих их потребности.

Предпринимательский бизнес не существует без потребительского бизнеса и наоборот. Вместе с тем он создает возможности для существования наемно-трудового и государственного бизнеса, является базой развития международного, социального и глобального бизнеса. Предпринимательский бизнес проявляет себя как особенная сила, оказывающая влияние на все условия жизни человеческого общества. Он насыщает рынок товарами и услугами, порождает и новые бизнесы, и новые виды деятельности, преобразует и структурирует общество, предоставляет широкие возможности для самореализации человека, индивидуума. В результате развития предпринимательского бизнеса повышается материальный и духовный потенциал общества. Предпринимательство создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого человека, формирует уважение к личности как таковой, становится образом жизни многих людей.

Предпринимательская деятельность создает новые способы организации труда в форме предпринимательских фирм, возникают новые представления в обществе, влияющие на поведение других субъектов бизнеса.

Относительная самостоятельность фирм объясняется, тем, что без человека, его воли, его действий они не функционируют. Но при наличии таковых у них возникают собственные интересы, они формируют общественные условия, новые потребности, создают возможности для проявления новых способностей не только создавших их субъектов, но и других членов общества.

Обучение предпринимательскому мышлению на основе построения системы элементов бизнеса позволяет визуализировать и структурировать внутреннюю и внешнюю сферы бизнеса для определения последовательности предпринимательских действий. Система элементов становится основанием для формирования логики и фокусирующим стержнем, вокруг которого выстраивается предпринимательская деятельность и проявляется совокупность необходимых для ее осуществления компетенций.

Список литературы

  • Коломиец Т.Д.Бизнес-планирование: учеб. пособие / Т. Д. Коломиец. - М.: Московский финансово- промышленный университет «Синергия», 2012.

  • Рубин Ю.Б. - 13-е изд., перераб. и доп. - Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014.

  • Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский. - М.: ИНФРА-М, 2006.

  • Коломиец Т. Д. Обучение предпринимательскому мышлению и предпринимательским действиям на основе системы элементов бизнеса // Сборник тезисов докладов. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. – с. 48


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Паршина Надежда Васильевна

Дата: 12.10.2020

Номер свидетельства: 559785

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства