kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение основным техническим элементам в секционной работе «Рукопашный бой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение основным техническим элементам в секционной работе «Рукопашный бой»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение основным техническим элементам в секционной работе «Рукопашный бой»»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»




Студент 3 курса,

специальность 49.02.01,

физическая культура

группа ФК-3А

АЛИУЛЛОВ Андрей

Дамирович





Обучение основным техническим элементам в секционной работе «Рукопашный бой»


Курсовая работа





Руководитель:

Комлева О.Ю.,

преподаватель

высшей квалификационной категории













Дзержинск - 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...

3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОПАШНОГО БОЯ………....

5

    1. История возникновения и развития рукопашного боя….…..

5

    1. Общая характеристика рукопашного боя……………….……

7

    1. Основные принципы обучения рукопашному бою………….

10

Выводы по 1 главе…………………………………………………………..

12

Глава 2. ОСОБЕННОСТИОБУЧЕНИЯ В СЕКЦИИ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ…………………………………………………..


13

2.1. Базовые технические элементы в рукопашном бою….…………

13

2.2. Методы обучения рукопашному бою……………………………

26

2.2. План проведения тренировочных занятий……………………….

30

Выводы по 2 главе……………………………………………………………

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

36
































ВВЕДЕНИЕ


Деятельность рукопашного боя, как и иных видов спорта регламентируется Федеральным законом 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Согласно данному федеральному закону, вид спорта - часть спорта, которая признана обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование. [1]

Актуальность темы исследования заключается в том, что в огромном разнообразии средств физического воспитания молодого поколения важное место занимают виды спорта, основанные на единоборстве спортсменов. Одним из популярных среди этих видов в последнее десятилетие стал рукопашный бой. Рукопашный бой является эффективным средством всестороннего физического развития, моральной и волевой подготовки детей и подростков. Он способствует привитию жизненно важных прикладных навыков, позволяющих обеспечить физическую подготовку молодежи.

Рукопашный бой – это один из наиболее сложных видов спортивного единоборства, поскольку в него входит технический арсенал почти всех видов единоборств, в которых разрешено использовать контролируемые удары, удержания, броски, удушающие и болевые приемы в зависимости от определенной динамической ситуации поединка.

Основные трудности, встречающиеся у тренеров, это вопрос выбора средств тренировки, которые способствуют повышению эффективности соревновательной деятельности спортсменов- рукопашников. Также есть необходимость научного обоснования порядка и последовательности исследования технических элементов самозащиты в рукопашном бою. Данная проблема осложнена тем, что среди специалистов по такому виду спорта как рукопашный бой, нет единого мнения о последовательности исследования основных технических элементов рукопашного боя, также нет единого подхода к исследованию разных видов техники (ударный, бросковый, ударно-бросковый).

Объект исследования–основные технические элемента в рукопашном бою.

Предмет исследования -процесс обучения основным техническим элементам в секционной работе «рукопашный бой».

Цель работы – изучить особенности обучения основным техническим элементам в секционной работе «рукопашный бой».

Задачами исследования являются:

  1. Изучить историю возникновения и развития рукопашного боя;

  2. Рассмотреть общую характеристику рукопашного боя;

  3. Изучить основные принципы обучения рукопашному бою;

  4. Изучить базовые технические элементы в рукопашном бою;

5. Проанализировать методику обучения в рукопашном бою;

5. Разработать план проведения тренировочных занятий.

Авторы, которые работали над темой исследования и изучали рукопашный бой являются Ашихин А.В., Данилов В.П., Кадочников А.А., Катанский С.А., Каштанов Ю.Е., Михайлова Т.В., Панова О.С., Полетика В.К., Романычев А.И., Хвастунов А.А. и др.

Гипотеза: предполагается, что рукопашный бой способствует всестороннему развитию физических качеств спортсменов, улучшению состояния здоровья, всестороннему гармоничному развитию и может являться эффективным средством физического развития рукопашников при соблюдении специальных организационно-методических и педагогических условий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования можно использовать в качестве учебного материала в обучении учащихся общеобразовательной школы, а также на занятиях внеурочной деятельности внеклассных мероприятиях, в секционной работе и в повседневной жизни.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОПАШНОГО БОЯ


    1. История возникновения и развития рукопашного боя


Рукопашный бой, как вид боевого единоборства существует довольно давно. Хвастунов А.А. считает, что существование некоторых приемов нападения и зашиты в рукопашном бою подтверждаются дошедшими издавна рисунками, рукописями, а также скульптурами и пр. [19, c. 24]

Боевые единоборства существовали в Египте, что подтверждается сотнями рисунком на одной из пирамид, на которой изображены бойцы в разных рукопашных поединках.

В Древней Греции физические упражнения подразделяли на следующие направления: орхестрика и полестрика. По мнению специалистов, полестрика относится по большому счету к военно-прикладной двигательной деятельности, поскольку в нее входят рукопашный вид спорта, включая панкратион, который сочетает в себе элементы бокса и борьбы. Боевые единоборства в разнообразном содержании существовали также и в Бразилии- капоэйра, в Испании — поединки на поясах, и других государствах.

Подробные описания в художественной и специальной литературе получили бои гладиаторов в Древнем Риме. По мнению Труль А.Р., во многих художественных фильмах представляются сюжеты, которые демонстрируют места тренировок и боевых поединков, а также процесс подготовки гладиаторов и их смертельные поединки, как одиночные, так и групповые, с использованием мечей, копий, трезубцев и иных видов холодного оружия.[16, c. 250]

К боевым искусствам также относятся рыцарские турниры времен средневековой Европы, так как их участниками демонстрировалось умение в стрельбе из лука, езде верхом, фехтовании и также в рукопашном бое. В народе были распространены рукопашные схватки с применением не только лишь приемов борьбы, но также и присутствовали удары ногами и руками.

К примеру, в XVII веке в Англии были сформированы три стиля рукопашного боя - «вестморленский», «куберлендский» и «девонширский», а на их основезатем возник и современный вид спорта — бокс.

Если говорить об истории становления рукопашного боя в России, то одно из первых упоминаний относится к 1240 году, когда шведы были полностью разбиты российскими войсками возле Невы. После этого, через два года русские войска одержали победу над немцами, и происходит это тоже лишь при помощи рукопашного боя. Невозможно не отметить и Куликовскую битву, произошедшую в 1380 году. В то время благодаря искусному рукопашному бою войска Мамая были полностью поражены. Правда, определенных правил рукопашного боя на тот момент не было, и воины основывались на умениях, которые передавались из поколения в поколение.

Определенные правила рукопашного боя в России появились лишь в 1647 году. Однако, в тоже время это были даже не отдельные правила, а специальный воинский устав, в котором отводилось место для описания основных приемов рукопашного боя. С того времени обязательно обучение приемам рукопашного боя было во времена Петра Первого и Александра Суворова.

Также по мнению Труль А.Р., высокий уровень владения приемами рукопашного боя проявляли бойцы Красной Армии в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Такая учеба проводилась на курсах воинского обучения «выстрел» и являлась главной частью ежедневной подготовки в регулярных войсках, в военных учебных заведениях. [16, c. 252]

Кардинально меняется тактика рукопашного боя уже в XX веке. В то время, рукопашный бой начали применять мелкие воинские подразделения, сталкиваемые с противниками лицом к лицу на поле боя. С того времени рукопашный бой стал основой для других направлений борьбы, таких как бокс, борьбы или фехтование. Но все же, рукопашный бой не теряет свои позиции наравне с другими видами спорта. В стране открываются специальные секции, в которые принимают молодых людей для обучения приемам рукопашного боя.

В СССР рукопашному бою обучали лишь тех людей, которые поступали на службу в КГБ, милицию или служили в армии. То есть для простых людей занятия рукопашным боем были не доступны.

В настоящее время рукопашный бой считается главным элементом учебного процесса для слушателей и курсантов учебных заведений МВД России. Важен объем такого прикладного вида боевой подготовки в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Он включен в программу обучения сотрудников негосударственных охранных учреждений и организаций с особыми уставными задачами. Как считает Кадочников А.А., основание для настолько широкого его использования - многоплановость учебно-тренировочного процесса подготовки: умение противодействовать без оружия вооруженному холодным оружием противнику; противодействие физически более сильному врагу или нескольким противникам одновременно; ведение боя с использованием бросков и болевых приемов, освобождение от захватов и удушений, обладание соответствующими психомоторными способностями и волевыми чертами характера.[6, c. 124]

Такое многообразие возможностей обеспечивается сосредоточением в содержании «рукопашного боя» современных средств, форм и методов, которые были взяты из всех имеющихся в мире видов боевых искусств.


    1. Общая характеристика рукопашного боя


Рукопашный бой — это боевые искусства, которые объединяют в себе ударную технику руками и ногами, технику борьбы, выполнения болевых и удушающих приемов. Рукопашный бой считается также относительно молодым видом спорта, возникший в результате объединения самых эффективных технико-тактических действий и методик подготовки из разнообразных видов единоборств. Как полагает Ашихин А.В., в основе методики рукопашного боя лежат критерии эффективности и надежности, результативности и стабильности технико-тактических действий, и также психологическая устойчивость борцов. [2, c. 10]

При анализе эффективности соревновательной деятельности по рукопашному бою и иным видам единоборств, где проводятся поединки в полный контакт было выявлено, что именно победителями и призерами соревнований становятся спортсмены, которые обладают в полной мере ударной техникой руками из бокса, ударной техникой ногами, и также бросками, подсечками, удушающими и болевыми приемами из иных видов единоборств.

В рукопашном бою группы начальной подготовки обычно сформировываются из юношей 12-14 лет и которые прошли медицинскую комиссию по месту жительства или учебы.

Данилов В.П. предлагает на этапе начальной подготовки юных спортсменов знакомить их с основным и нормами во время занятий спортом. При этом тренировочный процесс должен быть направлен на развитие основных физических качеств, но и также двигательных действий. На данном этапе следует воспитывать морально-волевые качества, сформировывать базовые навыки для того, чтобы овладеть сложным комплексом приемов рукопашного боя. Для групп начальной подготовки следует учесть также возрастные особенности юных спортсменов, тем самым обращать внимание на развитие физических качеств в самые благоприятные возрастные периоды. [4, c. 36]

Разминка с использованием акробатических упражнений, ориентированных на рукопашный бой, позволяет развить хорошую координацию двигательных действий, гибкость и ловкость. Вместе с тем, юноши на данном этапе подготовки должны изучать навыки самостраховки при падении и ориентироваться в пространстве. Следовательно, изучение приемов рукопашного боя на начальной стадии подготовки считается как правило, ознакомительными.

На начальной стадии подготовки должны применяться упражнения, которые развивают следующие физические качества – выносливость, сила и ловкость, а также быстрота реакции. Также следует использовать специальные упражнения, которые способы развивать физические качества, необходимые для освоения приемов рукопашного боя.

Правильность и эффективность применения приемов рукопашного боя – это следствие степени развития физических качеств. Упражнения, которые развивают быстроту, силу, скоростно-силовые качества, также и хорошо развивают двигательные навыки и действия. Двигательные навыки у начинающих рукопашников развиваются как правило на основе развития физических качеств, без которые нельзя освоить довольно сложный и энергоемкий вид единоборства как рукопашный бой. При точном и правильном выполнении техники физических упражнений формируются правильные двигательные навыки. Рукопашный бой считается видом боевой деятельности в ближнем бою для цели уничтожения или выведения из строя соперника с помощью применения оружия, подручных средств и борьбы без оружия. Как полагает Кадочников А.А., составные части рукопашного боя – это рукопашные схватки и единоборства с противником. [8, c. 49]

Рукопашный бой представляет собой раздел физического воспитания личности и изучает закономерности физического совершенствования спортсменов по средствам специфических средств, методов и форм. Рукопашный бой располагает огромным числом различных приемов, действий и тактикой их применения. Это дает возможность совершенствовать все основные системы и функции человека, физические и моральные качества.




1.3. Основные принципы обучения рукопашному бою


Формирование навыков эффективного рукопашного боя, а также иных умений, которые необходимы для выживания бойца, происходит в ходе обучения. Каштанов Ю.Е. выделяет основные принципы обучения рукопашному бою:

  1. Принцип сознательности и активности. Данный принцип в практике обучения рукопашному бою направлен на глубокое понимание значимости и необходимости овладения военно-прикладными навыками, личностную мотивацию для формирования умений вести рукопашную схватку в самых разнообразных ситуациях. Наиболее быстрому и прочному формированию двигательных навыков, развитию нужных физических и волевых качеств способствует глубокое понимание того, что в рукопашном бою побеждает тот, кто хорошо владеет техникой бой, а также умеет тактические грамотной вести бой в разной обстановке и условиях. Такая активность определена заинтересованностью спортсменов и уровнем их мотивации.

  2. Принцип наглядности. Данный принцип направлен на широкое применение зрительных ощущений, образов, восприятий, а также постоянную опору на свидетельства всех иных органов чувств, с помощью которых достигается непосредственный контакт с действительностью. В ходе обучения рукопашному бою принцип наглядности играет довольно значимую роль, так как при изучении любого упражнения или действия занимающийся созерцает, тем самым формируется представление об этом действии. Непосредственная наглядность в ходе обучения обеспечивается демонстрацией технического действия и является основой освоения и самого движения и понимания системы его построения. Поэтому, возникает необходимость образцового показа тренером изучаемого действия или упражнения.

  3. Принцип систематичности и последовательности обучения. Качество обучения напрямую зависит от строгого соблюдения конкретного порядка в прохождении учебного материала, обеспечения непрерывности и логической последовательности в преподнесении знаний и формировании двигательных навыков, воспитания физических и волевых качеств. Поэтому, когда изучается новый материал, то необходимо, чтобы занимающийся освоил данный материал и создавал тем самым возможность последовательного построения необходимой двигательной схемы в рамках стиля. Такое положение при обучении рукопашному бою имеет важное значение. Каждое новое упражнение или действие и движение осваивается и закладывается в общую двигательную схемы лишь в том случае, когда неукоснительно соблюдается принцип последовательности в процессе занятия и изучения темы. Тренер и также занимающийся должен понимать, что не следует браться за следующее, не усвоив при этом предыдущее.

  4. Принцип доступности. Данный принцип направлен на построение обучения и воспитания согласно возможностям занимающегося, с учетом его возраста, уровня подготовки, а также индивидуальных физических и духовных способностей. При этом основным требованием является проведение обучения так, чтобы обучающиеся могли осознанно освоить материал при определенном напряжении физических и умственных сил.

  5. Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков – это основа обеспечения готовности к ведению рукопашного боя. Данный принцип состоит в том, чтобы в ходе тренировки было обеспечено твердое усвоение и закрепление двигательных навыков, системы построения движений и устойчивость их применения в различной обстановке. Прочность навыка напрямую зависит от качества усвоения базовой программы обучения, базовых движений, системы построения движений, а также от систематической тренировки в разнообразных условиях и обстановке. [10, c. 31]


Выводы по 1 главе


Первые упоминания о рукопашном бое в России были в 1240 году, когда шведы были полностью разбиты нашими войсками возле Невы. После этого, через два года русские войска одержали победу над немцами, и происходит это тоже лишь при помощи рукопашного боя. Определенные правила рукопашного боя в России появились лишь в 1647 году. Однако, в тоже время это были даже не отдельные правила, а специальный воинский устав, в котором отводилось место для описания основных приемов рукопашного боя. Высокий уровень владения приемами рукопашного боя проявляли бойцы Красной Армии в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

В настоящее время рукопашный бой считается главным элементом учебного процесса для слушателей и курсантов учебных заведений МВД России. Важен объем такого прикладного вида боевой подготовки в Вооруженных Силах и органах внутренних дел.

Рукопашный бой — это боевые искусства, которые объединяют в себе ударную технику руками и ногами, технику борьбы, выполнения болевых и удушающих приемов. Рукопашный бой считается также относительно молодым видом спорта, возникший в результате объединения самых эффективных технико-тактических действий и методик подготовки из разнообразных видов единоборств. В основе методики рукопашного боя лежат критерии эффективности и надежности, результативности и стабильности технико-тактических действий, и также психологическая устойчивость борцов.

Формирование навыков эффективного рукопашного боя, а также иных умений, которые необходимы для выживания бойца, происходит в ходе обучения. К основным принципам обучения рукопашному бою относятся: сознательности и активности, наглядности, принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности, принцип прочности.

2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СЕКЦИИ ПО

РУКОПАШНОМУ БОЮ


2.1. Базовые технические элементы в рукопашном бою


Базовые элементы рукопашного боя – точка опоры, плечо и сила. Данные элементы проявляются через конструкцию сил, задействованных в контакте и в определенных ситуациях. Обязательное условие успешной боевой подготовки – усвоить и понять базовые элементы рукопашного боя. Нельзя начинать обучение рукопашному бою, не понимая и не владея базовыми движениями и понятиями.

Панова О.С. полагает, что глубокое понимание и безукоризненное владение данными базовыми элементами — это единственная возможность в довольно короткие сроки понять и освоить систему построения движений. Конечно, это подразумевает также четкое и последовательное следование методике обучения. [13, c. 257]

Базовые элементы рукопашного боя включают в себя понятие стойки и различных ее видов, способы перемещения в стойке, раздел акробатики, который требует отработки навыков падений, перекатов, кувырков, скольжений и уходов и прочие элементы. Помимо самих базовых элементов есть еще и существенное число подготовительных и «подводящих» упражнений, которые облегчают понимание движения и поэтапное формирование правильных двигательных навыков. Дополнительные упражнения крайне изменчивы и разнообразны, поскольку их главная задача — облегчение подготовки или исправление появляющихся в этом процессе нерациональных или неправильных двигательных навыков.

Базовая стойка — оптимально удобное положение тела, которое позволяет выполнить необходимые действия в рукопашном бою. Эта стойка является основной (учебной) (рис. 1а, б), а изготовки к бою с оружием или без него — производными от базовой стойки (рис. 1в).

При принятии базовой стойки ноги нужно поставить на ширине плеч для того, чтоб обеспечить оптимальный размер опорной площадки, ступки ног при этом должны быть параллельны. При положении легкого приседа (ноги слегка согнуть в коленях) обеспечивается по средствам накопления энергии упругой деформации в связках и мышцах, готовность к движению в любом направлении, в том числе к ударным действиям с оптимальными энергозатратами. Прямая спина и угол наклона таза (40-45°) необходима для того, чтобы равномерно распределить силу тяжести, и также вывести линию тяжести по центру опорной площадки. Плечи свободно опустить, голову слегка наклонить. При этом подбородок должен прикрывать горло (кадык), а для глаз обеспечить оптимальный угол обзора.

Руки при верхней рамке (рис. 1а) согнуть в локтевых суставах. Локти слегка прижать к телу, защищая тем самым печень и селезенку, а пальцы, являясь продолжением кистей рук и предплечий, расположить на уровне глаз. При нижней рамке (рис. 1 б) руки свободно расположить вдоль внутренней или внешней поверхности бедер. Данное расположение рук обеспечивает их наибольшую скорость и точность движений в оптимальном рабочем пространстве с оптимальными усилиями при встрече атак противника или нанесения ему различных ударов. [15, c. 161]

Рисунок 1. Базовая стойка


Перемещения в стойке – это безусловный фундамент действий в рукопашном бою, характер перемещений определяет «рисунок» боя, а уровень владения такими навыками (точность, скорость, устойчивость) во многом определяет успешность других, атакующих и защитных, действий.

Перемещения в рукопашном бою определяются ситуацией и могут быть весьма разнообразны. Основные из них это повороты (развороты к противнику, который находится сзади или сбоку, принятие положения тела под углом к атаке противника) и шаги. Шаги, в свою очередь, могут исполняться разнообразными способами: шаг, подшаг, отшаг, шаг с подшагом, подскок, отскок, прыжок и прочие.

Основным способом перемещения считается шаг за шагом. Данный элемент весьма непростой и ему следует уделять пристальное внимание, поскольку он действительно сложный и является ключевым в освоении системы построения движений. При правильном методическом подходе подобный элемент усваивается в довольно короткие сроки. [17, c. 145]

Исполняется такой элемент так:

– из базовой стойки или изготовки к бою (рис. 2а) следует приставить одну из ног пяткой к пятке другой ноги, в данном случае — правой к левой и развернуться бедрами по направлению выбранного движения (рис. 2 б). Таким образом, стойка под углом к атаке соперника, что, даже в случае пропуска удара, обеспечивает рикошет его ударных частей и рассеивание кинетической энергии удара по касательной;

– сделать шаг впереди стоящей ногой, в данном случае левой (рис. 2в). Этим движением сокращается дистанция с соперником, обеспечивая сложение скоростей двух тел в случае нанесения ударов по «провалившемуся» противнику.

Рисунок 2. Перемещения в стойке

Следует иметь в виду, что в зависимости от ситуации такой шаг можно и не делать если нет необходимости или просто не успел; подшагнуть (восстановить опорную площадку) или отшагнуть в вышеописанных случаях. Выполнение «шага с подшагом» позволяет встать под углом к направлению атаки противника и одновременно сократить дистанцию с ним, т. е. войти в контакт. При приобретении определенного навыка в поддержании своего устойчивого положения, в восстановлении равновесия, а также в управлении движением соперника от многих лишних движений можно отказаться и пользоваться только разворотом корпуса, скручиванием бедер с легким приседом и без него, движением одних только рук или ног и др. [20, c. 145]

Нижняя акробатика в рукопашном бою — это раздел, который включает в себя технику безопасных падений, перекатов, кувырков, переползаний, скольжений и многое другое. Данный комплекс действия применяется для того, чтобы уйти с линии атаки соперника, сократить дистанцию с ним, совершить маневр, обман, скрытый подход к сопернику, нанести удар, подобрать оружие и подручные средства их метания, а также обезопасить себя от возможных травм при разных падениях.

Падения могут осуществляться на грудь, на спину, набок (влево, вправо), на спину с разворотом. Эти элементы на начальной стадии обучения должны отрабатываться сначала из базовой стойки, а потом из любого положения, чтобы не сформировалось стойкой привычки в «привязке» к единственному исходному положению. Занимающихся, имеющих опыт спортивных самостраховок, следует настраивать даже на более тщательную работу, чем остальных. Это связано с тем, что данные падения используются в условиях, далеких от условий спортивного зала и «аппеляция» к закрепленной технике спортивных самостраховок может серьезно подвести в боевой ситуации. [18, c. 59]

При падении на грудь (рис. 3) следует из базовой стойки (рис. 3 а), опуская таз вниз (рис. 3 6), отбросить ноги назад и в стороны и приземлиться на согнутые в локтевых суставах и выставленные перед грудью руки. Локти развести в стороны (рис. 3 в). Контакт рук с поверхностью начинает осуществляться в следующей последовательности: кончики пальцев — пальцы — ладони — внутренние поверхности предплечий. За счет этого эффективно гасится энергия падения и осуществляется плавная и бесшумная амортизация.

Рисунок 3. Падение

При падении набок (влево, вправо) нужно из базовой стойки (рис. 4а) скрутиться в бедрах (рис. 4б) и, выбросив согнутые в коленях ноги в сторону (влево или вправо) (рис. 4в), приземлиться на руки, как при падении на грудь. Зачастую на начальном этапе обучения появляется тенденция у занимающихся к переразгибанию и закрепощению локтевого сустава, в особенности руки со стороны падения. Это может привести к травмам, поскольку выключается амортизирующая способность системы рычагов руки. На это нужно обращать внимание. При этом согнутые в коленях ноги должны составлять между собой угол = 90°, угол между бедром согнутой ноги и ее голенью тоже = 90°, что необходимо для предотвращения повреждений коленных суставов. Голову приподнять (рис. 4г).

Рисунок 4. Падение набок

При падении на спину из базовой стойки (рис. 5а) следует присесть, вытянуть любую ногу вперед (в зависимости оттого, в какую сторону совершается падение) и «сесть» на пятку опорной ноги разноименным этой ноге бедром (рис. 5б, 5в). В данном случае правым бедром на левую пятку. Правую руку потянуть за пяткой правой ноги, помогая округлять спину (рис. 5г). После этого перекатиться по односторонней широчайшей мышце (рис. 5д) и перевернуться на всю спину (рис. 5е), поджав под себя ступни ног. Этим поджиманием гасится энергия, которая забрасывает ноги вверх. Подбородок нужно прижать к груди. Руками в момент контакта с поверхностью не упираться.

Рисунок 5. Падение на спину из базовой стойки

Перекаты на начальном этапе обучения являются как подготовительными упражнениями к действиям с оружием, так и разминочными. Помимо этого, они вырабатывают у обучаемых такое качество, как ловкость. [14, c. 28]

Перекат на коленях выполняется из исходного положения «сидя на коленях» (рис. 6а). Для совершения движения, например, влево нужно выпрямить левую ногу и опуститься на правое бедро (рис. 6 б). После этого развернуться на левом бедре, согнуть левую ногу в колене и выпрямить правую ногу (рис. 6 в). Затем, потянуться за выпрямленной правой ногой и сесть на колени (рис. 6 г). Кисти рук во время движения должны находиться на коленях, а глава смотреть за окружающей обстановкой. Упражнение завершается в положении, когда обучающийся развернут силой относительно первоначального направления.

Рисунок 6. Перекат на коленях

Перекат лежа может осуществляться как из положения сидя на коленях, так и из базовой стойки. Из положения сидя на коленях (рис. 7а) нужно опуститься (при движении влево) на правый бок вслед за выпрямленной левой ногой (рис. 7б). После этого перевернуться на всю спину, оставив ноги согнутыми в коленях (рис. 7в). Для продолжения движения нужно, поворачиваясь на левый бок, подтянуть согнутую в колене левую ногу к груди, а правой рукой потянуться за выпрямляемой правой ногой (рис. 7г). После этого сесть на оба колена (рис. 7д).

Нужно помнить, что локти во время перекатов не должны соприкасаться с поверхностью, а тем более — ударяться о нее. Для этого их необходимо убирать в сгиб между бедром и корпусом. Таким же способом делается перекат в другую сторону. Выполнение переката из базовой стойки отличается лишь наличием фазы приседания.

Рисунок 7. Перекат лежа

Кувырки (вперед, назад) делаются из основной (базовой) стойки или с колена (рис. 8а). При выполнении кувырка вперед с выносом рук в разные стороны нужно сделать шаг вперед любой согнутой в колене ногой. Руки развести вперед и в разные стороны, а вторую ногу осуществить толчок (рис. 8б). Голову отклонить под плечо, противоположное тому, через которое осуществляется кувырок. Контакт с поверхностью начать с пальцев (кистей) рук, продолжать через предплечья, плечо (рис. 8в). Голова ни в коем случае не должна контактировать с поверхностью, и описанное отгибание под плечо уводит ее с траектории движения. [11, c. 87]

Руки провернуть по направлению движения в плечевых суставах, и основной контакт тела с поверхностью приходится на заднюю часть дельтовидной мышцы (рис. 8г). За счет скручивания бедер контакт с поверхностью продолжается по линии «опорное плечо (дельтовидная мышца) — разноименное бедро», т.е. идет по диагонали через спину. Толчковая нога на последней стадии является маховой (рис. 8д). За счет маха осуществляется выход из кувырка в стойку с поворотом по ходу вращения на левой (в данном случае) стопе (рис. 8е) или совершается другое действие (какое-либо падение, переход в другой кувырок и другие).

Рисунок 8. Кувырки


При выполнении кувырка вперед с выносом рук в одну сторону из базовой стойки (рис. 9а) нужно сделать шаг вперед, а руки вынести влево с проворачиванием в плечевых суставах в момент контакта с поверхностью, голову отклонить в том же направлении (рис. 9б, в).Основной контакт с поверхностью (в момент «приземления») начинается так же, как и в предыдущем кувырке, с задней части дельтовидной мышцы и продолжается по диагонали на противоположное бедро (рис. 9г, д).Выход из кувырка выполняется так же, как и в предыдущем случае: с разворотом по направлению вращения на левой (в данном случае) стопе (рис. 9е).

Рисунок 9. Кувырок вперед с выносом рук в одну сторону из базовой стойки


При выполнении кувырка назад из базовой стойки (рис. 10а) необходимо сделать глубокий присед и скрутиться бедрами в выбранном для кувырка направлении (рис. 10б). После этого выполнить падение на спину, перекатившись по ней по диагонали «вошедшее в контакт с поверхностью бедро — противоположное плечо» (рис. 10в). Руки при этом разбросить в разные стороны под утлом 90° к телу и проворачивать в момент совершения переворота через опорное плечо. Ноги, выполняя мах, забросить за голову (рис. 10г). Голову при этом отклонить в противоположную этому плечу сторону (рис. 10д). Выход из кувырка осуществляется в базовую стойку или в производную для совершения какого-либо действия (рис. 10е).

Рисунок 10. Кувырок назад из базовой стойки

Имеются разнообразные перемещения на нижнем уровне. Их нужно знать для того, чтобы быстро встать после падения, переместиться в более удобное положение или за укрытие, защититься или нанести удар противнику, метнуть в него нож или любое подручное средство, вести огонь в различных направлениях и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Подготовительное упражнение к движению «звезда»

Исходным положением является упор лежа лицом вниз (рис. 11а). Начиная упражнение, нужно правую ногу (в данном случае), согнув в коленном суставе, пронести под левой ногой (рис. 11б). Опираясь на правую руку и перебрасывая левую, развернуться всем телом через левое плечо и принять положение упора в поверхность руками и ногами, а спиной вниз (рис. 11в).После этого, продолжая движение, пронести согнутую левую ногу под правой (рис. 11г), развернуться к поверхности лицом и принять исходное положение (рис. 11д). Упражнение необходимо уверенно исполнять в обе стороны. [11, c. 96]

Рисунок 11. Подготовительное упражнение к движению «звезда»



Движение «звезда»

Из исходного положения «лежа на спине» (рис. 12а), при движении вправо, следует скрутиться в тазе и пронести согнутую в колене левую ногу под правой ногой, в то же время поворачиваясь на левый бок (рис. 12б). Продолжая движение, принять положение «лежа на животе» (рис. 12в). После этого, продолжая вращаться в выбранном направлении, повернуться на правый бок, протянув правую ногу под коленным сгибом левой (рис. 12г). Это следующее промежуточное положение. Конечная фаза — это разворот на спину (рис. 12д).

Рисунок 12. Движение «звезда»


Нужно добиваться выполнения этого упражнения плавным, слитным и единым движением, без пауз, рывков и замираний. Значительным требованием является правильная организация поля зрения во время движения. Глаза обучаемого должны обозревать все пространство вокруг, а оружие, находящееся в руках, желательно направлять в сторону обращенного взора. [11, c. 201]

Упражнение «падение способом скольжения»

Из положения «стоя» (рис. 13а) следует присесть, скрутиться в бедрах в выбранном направлении и, в зависимости от этого, вытянуть правую или левую ногу (в данном случае левую) под острым утлом к поверхности, на которую совершается падение (рис. 13б). После этого, продолжая приседать, целесообразно контакт ноги с поверхностью начать с подъема стопы, а рук — так, как при падении набок. Нога вращается и контактирует в следующей последовательности: «подъем стопы — внешняя сторона голени — передняя сторона бедра» (рис. 13в). В момент контакта бедра с поверхностью осуществляется переворот на живот и грудь, а руки, препятствуя жесткому удару о поверхность, продолжают движение тела отталкиванием по направлению набранной инерции (рис. 13г). Конечная фаза данного падения позволяет обучаемому после завершения скольжения совершать различные перевороты и другие движения, и действия в выбранном согласно обстановке направлении.

Рисунок 13. Упражнение «падение способом скольжения»


Приведенные упражнения тренируются без оружия и с оружием, с открытыми и завязанными глазами, как на гладкой поверхности, так и с преодолением препятствий, к примеру, на обычной общевойсковой полосе препятствий. [5, c. 51]




2.2. Методика обучения рукопашному бою


При изучении каждого приема тренер должен дать необходимые знания о данном приеме, обучить правильной технике и выработать прочность навыка в правильном и быстром выполнении этого приема в реальной обстановке.

Обучение каждому приему производится в приведенной последовательности: ознакомление; разучивание; тренировка.

Тренер называет и показывает прием в целом так, как он должен выполняться в реальной боевой обстановке. При объяснении техники выполнения, он должен показать удар замедленно, объясняя при этом положение рук, ног, туловища, указать направление усилий и согласованность действий всех частей тела, и также конечное положение после выполнения приема. Затем тренер должен указать на характерные ошибки при выполнении приема или действия, как их избежать, на что обратить особенное внимание при проведении приема. По мнению Гниломедова Р.А. показ приема должен вызвать у обучаемых чувство восхищения его выполнением, уверенность в его эффективности и желание выполнять прием так же, как он выполнен тренером. [3, c. 538]

Разучивание ударов следует проводить с особенной тщательностью, исправляя по ходу все ошибки, нужно, чтобы обучаемые после каждого проведенного приема или действия анализировали их и закрепляли удачные. Если прием в основном изучен и выполняется без грубых ошибок, можно приступить к тренировке.

При тренировке вырабатывается умение выполнять прием быстро, точно и в различной обстановке. В ходе многократного повторения прием или действие выполняется легко и уверенно, автоматически. Автоматизм в использовании специальных приемов имеет большое значение в рукопашной схватке, где требуется быстро оценить создавшуюся обстановку и немедленно провести необходимый прием.

Кадочников А.А. считает, что совершенствование специальных приемов рукопашного боя – длительный процесс. Он требует постоянного и постепенного усложнения условий, в которых используются те или иные приемы и действия. Это усложнение создается не только направленностью учебных занятий по рукопашному бою, но и отработкой приемов в комплексе с другими разделами боевой подготовки, в полевых условиях, максимально приближенных к рабочим условиям сотрудников служб безопасности. [7, c. 94]

Основной формой обучения является учебное занятие.

В подготовительной части занятия проводится общая и специальная разминка, которая включает общеразвивающие упражнения на месте и в движении, упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, укрепление ударных частей рук и ног (набивка), координации движений и равновесия.

На всех занятиях в подготовительную часть необходимо включить акробатические элементы: кувырки на полу с мягким покрытием в максимально быстром темпе, прыжки с разбега через различные препятствия.

По мере изучения приемов рукопашного боя подготовительная часть занятия должна приобретать более специальную направленность. Нужно включить выполнение ударов по снарядам, на месте и в движении, перебегая от одного ударного снаряда к другому. Выполнение ударов следует делать после акробатических упражнений. Подготовительную часть необходимо провести с большой плотностью, эмоционально, с нарастанием темпа.

В основной части занятия изучается техника выполнения приемов; проводится тренировка специальных приемов; выполняются упражнения для повышения уровня общей физической подготовленности.

В заключительной части выполняются специальные дыхательные упражнения; выполняются упражнения на расслабление и напряжение мышц; легкий бег и ходьба.[9]

Тренер, который проводит занятия по специальным приемам рукопашного боя, должен владеть методикой обучения, обладать практическими навыками, уметь технически правильно выполнять приемы, продумывать ход занятий, их организацию и материальное обеспечение, составлять план-конспект учебного занятия.

Рационально построенная система обучения рукопашному бою, наравне с применением принципов и методов обучения, обширно применяемых в разнообразных видах спорта, предполагает обязательное употребление некоторых специфических для этого вида боевой подготовки методов и средств.

По мнению Михайловой Т.В., наиболее рациональной является приведенная последовательность изучения и отработки приемов и их сочетаний:

– «в воздух» (т. е. в воображаемого противника);

– «в снаряд» (т. е. в любое тренировочное устройство или в специальные «лапы», надетые на руки партнера);

– «в партнера» (на месте и в движении в партнера, облаченного в защитную амуницию);

– повторно «в воздух», однако уже с ощущением реального сопротивления материала снаряда или защитного снаряжения партнера.

Изучение и отработка приемов могут производиться также в различных темпо силовых режимах, важнейшими из которых являются следующие:

– «на форму» – медленно, плавно, с минимальными мышечными усилиями;

– «на силу» – медленно, плавно, с возрастающим мышечным усилием, как бы проделывая упражнения изометрической гимнастики;

– «на скорость» – быстро, плавно;

– в режиме «боя» – с максимальной скоростью и концентрацией мышечных усилий, особенно в конце движения в момент соприкосновения с целью. [12, c. 377]

Связки должны рассматриваться и отрабатываться как сложные составные приемы с учетом вышеизложенных рекомендаций. При отработке связок, кроме того, необходимо вводить еще один темпосиловой режим – «слитно», в котором приемы, составляющие связку после того, как они разучены и исполнены раздельно, выполняются как один прием. Разумеется, таким образом можно отрабатывать связку во всех четырех вышеперечисленных режимах.

По мере того, как занимающийся овладевает связкой, он переходит к изучению и отработке новой связки, тогда как усвоенная связка в начале основной части занятия повторяется «в воздух» или «в снаряд» в режиме «боя» с небольшим (не более пяти) количеством повторений. В результате такого многократного повторения изученные связки прочно откладываются в «мышечной памяти», откуда они могут быть мгновенно извлечены в соответствующий момент тренировочной схватки или реального рукопашного боя.

Каждое тренировочное занятие должно планироваться и проводиться таким образом, чтобы, с одной стороны, оно обеспечивало выработку у занимающихся типовых навыков выполнения защитных и контратакующих действий с заданным (и уже отработанным) набором приемов, и, с другой стороны, приучало их приспосабливать эти навыки к действиям противника в лице конкретного партнера, поочередно играющего роль атакующего и защищающегося.

Характерной особенностью предлагаемой методики обучения рукопашному бою является также и то, что броски, болевые и удушающие приемы рассматриваются и изучаются как продолжение отдельного набора связок, начинающихся ударом или защитой с обязательным выполнением вслед за броском или болевым приемом завершающего («добивающего») удара рукой или ногой.

Третий этап обучения – отработка приема – начинается в строгом смысле этого слова с момента, когда прием в целом правильно выполняется в режиме «на форму» и инструктор начинает увеличивать скорость и силу его исполнения. [12, c. 378]

Периодически полезно проводить небольшие состязания на лучшее исполнение приема или связки в режиме «боя». Например, часть занимающихся (2-4-6 человек) выстраиваются в одну шеренгу и по команде инструктора начинают выполнять прием на месте, или перемещаясь на заданное количество шагов вперед или назад, с максимальной для каждого участника скоростью и силой, но не теряя при этом правильной формы приема и стойки.

Отработка приемов и связок в вышеперечисленных и некоторых других вариантах позволяет усвоить их до такой степени, что они могут быть практически применены в любых ситуациях необходимой обороны или вынужденного нападения.


2.3. План проведения тренировочных занятий


Цель тренировочного занятия по рукопашному бою – обучить технико-тактическим действиям в стойке и развить взрывную силу, координацию выносливости.

Задача тренировки по рукопашному бою - обучение ударов руками в стойке при движущемся противнике.

Часть занятия и время

Содержание занятия

Дозировка

Организационно-методические указания

Вводная часть (3 мин). Подготовительная часть (30 мин)

Построение группы, проверка присутствующих

Доведение целей и задач занятия.

Ходьба, упражнения в ходьбе:

- с высоким подниманием бедра

- на внешней и внутренней стороне стопы

- наклоны

- спортивная и ускоренная ходьба.


Бег, упражнения в беге:

- легкий бег

- приставными шагами левым и правым боком

- скрещиванием ног

- с захлестыванием голени

- кувырки с ускорениями

- легкий бег с переходом на ходьбу.

Ходьба в полуприседе левым и правым боком

Упражнение для восстановления дыхания и расслабление мышц.

Общеразвивающие упражнения на месте:

- для мышц шеи

- для мышц рук и плечевого пояса

- для мышц спины (повороты, наклоны)

- для мышц ног (шпагаты, махи, приседание, прыжки).

Упражнение для восстановления дыхания и расслабление мышц.

Акробатические упражнения:

- кувырки

- падения

- подъем разгибом

- гимнастическое колесо.

Специальные упражнения:

- поперечные броски рук вперед

-имитация нырка под руку с захватом туловища

- движения в захвате

- упражнение в положении упор головой в ковер

- упражнение в положении борцовского моста

- забегание на мосту

- перевороты на мосту

2 мин


5 мин


10 мин










3 мин














5 мин













5 мин






5 мин



Проверка состояния спортивной формы, самочувствия обучающихся. Ходьба и упражнения в ходьбе проводится по кругу, в колону по одному. Каждое упражнение выполняется после подачи команды от 8 до 12 раз.




Медленный бег с постепенным переходом на ходьбу.













И.п. руки на поясе, наклоны головой вперед

(назад), влево (вправо), круговые движения.

И.п.- руки перед собой вытянуты, сгибать пальцы

в кулак разгибать.

Вращение рук в локтях, плечах (вперед, назад). И.п.- пальцы в замок, руки перед грудью, выпады с поворотом туловище влево - вправо, при поворотах смотреть на сзади стоящую ногу.

И.п.- руки в месте перед собой, наклоны в перед, пальцами рук доставать к носкам ног, ноги в коленях не сгибать.

И. п. - руки на поясе, круговое движение туловищем вперед направо, вперед налево.

И.п. - руки на поясе, выполнить полушпагат, (влево, вправо), спина прямая.

Прыжки выполнить 6-8раз.

Основная часть занятия (60 минут)

Удар боксерской «двойкой», а затем боковой удар рукой в корпус с уходом с линии атаки.

Ознакомление.

Разучивание






10 мин

30 мин

Тренер называет действие, образцово показывает, объясняет технику выполнения, показывает еще раз по частям с попутным объяснением техники выполнения.

В правосторонней стойке выполняет прямой удар левой рукой по голове «джеб», затем правой рукой «кросс», после чего делает скрут туловища вправо, вворачивая левую ногу внутрь, пропуская прямой удар от соперника и выполняет боковой удар в корпус.

Разучивание проводится в парах.

Заключительная часть занятия (5 мин)

Тренировка

Ходьба по кругу медленным темпом, упражнение в глубоком дыхании и для расслабления мышц.

Построение, подведение итогов занятия.

20 мин

После разучивания приема по частям, каждый выполняет задание в целом от 5 до 10 раз. По ходу занятия тренер исправляет ошибки.

После многократного повторения задания, проводится спаринг в полсилы.

Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков и действий в рукопашной схватке, на воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости, на выработку постоянной боевой готовности к перенесению высоких физических и психологических напряжений.



Выводы по 2 главе


Базовые элементы рукопашного боя включают в себя понятие стойки и различных ее видов, способы перемещения в стойке, раздел акробатики, требующий отработки навыков падений (на грудь, на спину, набок, на спину с разворотом), перекатов (на коленях, лежа), кувырков, скольжений и уходов и многие другие элементы. Кроме самих базовых элементов существует значительное количество подготовительных и «подводящих» упражнений, облегчающих понимание движения и поэтапное формирование правильных двигательных навыков.

При изучении каждого приема тренер должен дать необходимые знания о данном приеме, обучить правильной технике и выработать прочность навыка в правильном и быстром выполнении этого приема в реальной обстановке. Обучение каждому приему производится в приведенной последовательности: ознакомление; разучивание; тренировка.

Тренер называет и показывает прием в целом так, как он должен выполняться в реальной боевой обстановке. Объясняя технику выполнения, показывает удар замедленно, объясняя положение рук, ног, туловища, указывает направление усилий и согласованность действий всех частей тела, конечное положение после выполнения приема.

Разучивание ударов необходимо проводить с особенной тщательностью, исправляя по ходу все ошибки, необходимо, чтобы обучаемые после каждого проведенного приема или действия анализировали их и закрепляли удачные. Если прием в основном изучен и выполняется без грубых ошибок, можно приступить к тренировке. При тренировке вырабатывается умение выполнять прием быстро, точно и в различной обстановке. В ходе исследования был разработан план проведения тренировочного занятия по рукопашному бою. Занятие по рукопашному бою направлено на формирование навыков и действий в рукопашной схватке, на воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


По результатам исследования темы курсовой работы подведем итоги и сделаем следующие выводы:

  1. Изучена история возникновения и развития рукопашного боя. Первые упоминания о рукопашном бое в России были в 1240 году, когда шведы были полностью разбиты нашими войсками возле Невы. После этого, через два года русские войска одержали победу над немцами, и происходит это тоже лишь при помощи рукопашного боя. Определенные правила рукопашного боя в России появились лишь в 1647 году. Однако, в тоже время это были даже не отдельные правила, а специальный воинский устав, в котором отводилось место для описания основных приемов рукопашного боя. Высокий уровень владения приемами рукопашного боя проявляли бойцы Красной Армии в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. В настоящее время рукопашный бой считается главным элементом учебного процесса для слушателей и курсантов учебных заведений МВД России.

  2. Рассмотрена характеристика рукопашного боя как вида спорта. Рукопашный бой — это боевые искусства, которые объединяют в себе ударную технику руками и ногами, технику борьбы, выполнения болевых и удушающих приемов. Рукопашный бой считается также относительно молодым видом спорта, возникший в результате объединения самых эффективных технико-тактических действий и методик подготовки из разнообразных видов единоборств. В основе методики рукопашного боя лежат критерии эффективности и надежности, результативности и стабильности технико-тактических действий, и также психологическая устойчивость борцов.

  3. Изучены принципы обучения рукопашному бою. Формирование навыков эффективного рукопашного боя, а также иных умений, которые необходимы для выживания бойца, происходит в ходе обучения. К основным принципам обучения рукопашному бою относятся: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности обучения, принцип доступности, прочности.

  4. Изучены базовые технические элементы в рукопашном бою. Базовые элементы рукопашного боя включают в себя понятие стойки и различных ее видов, способы перемещения в стойке, раздел акробатики, требующий отработки навыков падений, перекатов, кувырков, скольжений и уходов и многие другие элементы. Кроме самих базовых элементов существует значительное количество подготовительных и «подводящих» упражнений, облегчающих понимание движения и поэтапное формирование правильных двигательных навыков.

  5. Проанализирована методика обучения в рукопашном бою. При изучении каждого приема тренер должен дать необходимые знания о данном приеме, обучить правильной технике и выработать прочность навыка в правильном и быстром выполнении этого приема в реальной обстановке. Обучение каждому приему производится в приведенной последовательности: ознакомление; разучивание; тренировка. Тренер называет и показывает прием в целом так, как он должен выполняться в реальной боевой обстановке. Объясняя технику выполнения, показывает удар замедленно, объясняя положение рук, ног, туловища, указывает направление усилий и согласованность действий всех частей тела, конечное положение после выполнения приема. Если прием в основном изучен и выполняется без грубых ошибок, можно приступить к тренировке.

  6. Разработан план проведения тренировочных занятий. В ходе исследования был разработан план проведения тренировочного занятия по рукопашному бою. Занятие по рукопашному бою направлено на формирование навыков и действий в рукопашной схватке, на воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости.

Таким образом, в ходе исследования темы курсовой работы была достигнута цель исследования и решены задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СПС Консультант Плюс

  2. Ашихин, А.В. Рукопашный бой как профессионально-прикладной вид спорта [Текст] / А.В. Ашихин // Наука-2020. – 2018. - №8. – С. 10-14.

  3. Гниломедов, Р.А. Специальная физическая подготовка в виде спорта рукопашный бой [Текст] / Р.А. Гниломедов // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы. -2018. - С. 538-541.

  4. Данилов, В.П. Русская боевая система. Основы рукопашного боя [Текст] / В.П. Данилов. – Ростов н/Д, 2015. – 125 с.

  5. Джалилов, С.А. Техника и методика обучения приемам рукопашного боя: учебно-методическое пособие [Текст] /С.А. Джалилов. – Санкт-Петербург, 2015. – 126 с.

  6. Кадочников, А. А. Рукопашный бой как личная техника [Текст] / А.А. Кадочников. – Феникс, 2018. – 348 с.

  7. Кадочников, А. А. Рукопашный бой для начинающих [Текст] / А.А. Кадочников. – Феникс, 2016. – 244 с.

  8. Кадочников, А. А. Русский рукопашный бой. Научные основы [Текст] / А.А. Кадочников. – Москва, 2015. –146 с.

  9. Катанский, С.А. Теория и практика рукопашного боя: издание для досуга / Катанский С.А., Касьянов Т. — Москва: Спорт, 2018. — 1110 с. — ISBN 978-5-906131-85-0. — URL: https://book.ru/book/930295 (дата обращения: 16.03.2020).

  10. Каштанов, Ю.Е. Русский рукопашный бой [Текст] / Ю.Е. Каштанов. – История и культура, 2016. – 48 с.

  11. Косяченко, В.И. Рукопашный бой (обучение технике, приемам и тактике поединка) [Текст] /В.И. Косяченко. – Волгоград, 2015. – 297 с.

  12. Михайлова, Т.В. Особенности подготовки юных спортсменов по рукопашному бою [Текст] /Т.В. Михайлова, М.А. Афонин // Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблемы: педагогические, психологические и медико-биологические аспекты. - 2017. - С. 377-378.

  13. Панова, О.С. Особенности обучения технике рукопашного боя [Текст] / О.С. Панова // Современное состояние и проблемы предварительного следствия в органах внутренних дел. - 2018. - С. 257-260.

  14. Полетика, В.К. Рукопашный бой: учебно-методическое пособие [Текст]/В.К. Полетика, Б.В. Примаков, С.Н. Соболев // Москва. - М, 2016. – 53 с.

  15. Романычев, А.И. Рукопашный бой в структуре занятий групп общей физической подготовки [Текст]/ А.И. Романычев, Н.Н. Воевода // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса. - 2017. - С. 161-164.

  16. Труль, А.Р. История развития рукопашного боя в советской и российской армии [Текст] / А.Р. Труль // Перспективы развития науки и образования. - 2017. - С. 250-254.

  17. Ушенин, А.И. Тактика ведения рукопашного боя [Текст] / А.И. Ушенин // Новые технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития. - 2018. - С. 144-147.

  18. Хвастунов, А.А. Рукопашный бой [Текст] / А.А. Хвастунов. – Курск, 2015. – 124 с.

  19. Хвастунов А.А. История рукопашного боя [Текст] / А.А. Хвастунов. – Курск, 2017. – 65 с.

  20. Якимов, А.А. Обучение базовой технике на начальном этапе подготовки в рукопашном бое [Текст] / А.А. Якимов // Тезисы докладов ХLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. - 2019. - С. 144-148.


37



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обучение основным техническим элементам в секционной работе «Рукопашный бой»

Автор: Алиуллов Андрей Дамирович

Дата: 22.03.2021

Номер свидетельства: 576269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства