kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общеразвивающая программа "Азбука шахмат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеразвивающая программа для учащихся начальных классов по игре в шахматы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая программа "Азбука шахмат"»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Наумовка

муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан




РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Зам.директора по ВР Директор школы

Руководитель ШМО ______/Г.Н.Утяганова _____/А.П.Сергеев

______/___________ приказ №__от____

Протокол №___от_____




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


« Азбука шахмат »

НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ



Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 7-13

Срок реализации программы: 2 года


Автор-составитель: Денисенко Вера Владимировна, педагог

дополнительного образования МОБУ СОШ с.Наумовка


с. Наумовка 2022г.





Пояснительная записка

1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы. Модифицированная программа «Азбука шахмат» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).

Актуальность

  Программа «Азбука шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.   Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

         Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру.  Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением .В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Обучение шахматам в школе можно подойти через реализацию дополнительной общеразвивающей программы в центре гуманитарного и цифрового профиля «Точка роста» с применением необходимого оборудования, которое есть в образовательном пространстве.

2.Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

3.Задачи программы.

Общие:

- гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности, укрепление здоровья;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.


Образовательные:

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития

шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,

особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных

подвижных игр;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования

действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование

шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;

- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.


Развивающие задачи:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.


Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими

упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.


4.Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается программа:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373

- Примерная программа Министерства образования и науки Российской Федерации на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2011г

- «Конвенция ООН о правах ребёнка».

- «Закон РФ «От образовании».

_Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка».

-Устав,правила внутреннего распорядка МОБУ СОШ с.Наумовка.

-Приказ МОБУЦ СОШ с.Наумовка об утверждении рабочих программ от 30.08.2021г.№205.

5.Особенности программы.

 Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумеваю­щих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении де­бютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттель­шпиля и эндшпиля.

  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (само­стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

 Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.

  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  • Участие в турнирах и соревнованиях.


6. Содержание теоретического раздела программы

         Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

  Содержание второго года обучения  включает непосредственно обучение  шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

7. Планируемые результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

8.Формы контроля

-текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.

9.Оценивание результатов:


По итогам тестирования каждому учащемуся выставляется отметка (в форме значка):

треугольник– удовлетворительно,

цветочек– хорошо,

звездочка – отлично.

Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок.

10. Материально-технические:

• шахматные доски с набором шахматных фигур

• демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

• шахматные часы

• шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

• шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

• мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»

11.Учебно – методическое обеспечение :


1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.

2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

.

-компьютерная техника, программное обеспечение(презентации),

-шахматная демонстрационная доска с магнитными фигурами,

-наборы шахматных досок.


12.Содержание практического раздела программы

Первый год обучения (68 часов из расчета 2 час в неделю)


Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущим шахматистом мира.

Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

Знают основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Знают правила хода и взятие каждой фигуры.

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать и объявлять шах , ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнером.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами.




Примерное тематическое планирование первый год обучения ( 68 часов)


Тема урока

Содержание урока

1.

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

Знакомство детей с правилами техники безопасности на
занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом

2.

Шахматная доска.

Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии

3.

Горизонталь.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь»

4.

Вертикаль.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль»

5.

Диагональ.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ»

6.

Шахматная нотация.

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур

7.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции

8.

Ладья.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход»

9.

Слон.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон

10.

Ферзь.

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие

11.

Конь.

Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие

12.

Пешка.

Правила хода и взятия пешкой

13.

Превращение пешки.

Правила превращение пешки

14.

Король.

Правила хода и взятия королём

15.

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур

16.

Нападение.

Атакующие возможности фигур

17.

Взятие. Взятие на проходе.

Особое взятие пешкой: взятие на проходе

18.

Шах и защита от шаха.

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха

19.

Мат.

Постановка мата всеми фигурами

20.

Пат – ничья.

Варианты ничьей

21.

Рокировка.

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки

22.

Основные принципы игры в начале партии.

Общие принципы игры в начале шахматной партии

23.

Мат двумя ладьями одинокому королю.

Техника матования одинокого короля двумя ладьями

24.

Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй

25.

Мат ферзем и королем одинокому королю.

Техника матования одинокого короля ферзём и королём

26.

Материальное преимущество.

Определение материального преимущества, реализация

материального преимущества

27.

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

Ошибочные ходы в начале партии и их последствия

28.

Партии – миниатюры.

Анализ коротких партий

29.

Запись шахматной партии.

Способ ведения записи партии во время соревнований

30.

Шахматный этикет.

Правила поведения шахматиста во время партии

31.

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

32.

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

33.

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

34.

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.


Второй год обучения


Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими чемпионами мира.

Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Основы шахматной игры( повторение материала первого года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами).

Шахматная комбинация: выигрыш материала.

Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, коротки партии.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.

Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнера, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем о ладьей, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурс решения позиций на тактические приемы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали»

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном шахматном празднике

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участие в празднике.



Примерное тематическое планирование второй год обучения ( 68 часов)


Тема урока

Содержание урока

1.

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов

2.

Шахматные фигуры (повторение).

Повторение материала первого года обучения

3.

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение).

Повторение материала первого года обучения

4.

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей.

Повторение материала первого года обучения

5.

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и

такими действиями против угроз партнёра, как уход из - под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

6.

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением

7.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6

8.

Тактический прием «двойной удар».

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар»,

способами нанесения двойного удара различными фигурами

9.

Тактический прием «связка».

Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку

10.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9

11.

Тактический прием «ловля фигуры».

Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения

12.

Тактический прием «сквозной удар».

Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения

13.

Мат на последней горизонтали.

Слабость последней горизонтали, «форточка»

14.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13

15.

Тактический прием «открытый шах».

Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения

16.

Тактический прием «двойной шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения

17.

Шахматный турнир.

Игровая практика

18.

Шахматный турнир.

Игровая практика

19.

Шахматный турнир.

Игровая практика

20.

Шахматный турнир.

Игровая практика

21.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля»

22.

Основы игры в дебюте: атака на короля.

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

23.

Основы игры в дебюте: атака на короля

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

24.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

25.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

26.

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких

шахматных партий

27.

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких шахматных партий

28.

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких шахматных партий

29.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 21–25

30.

Шахматный турнир.

Игровая практика

31.

Шахматный турнир.

Игровая практика

32.

Шахматный турнир.

Игровая практика

33.

Шахматный турнир.

Игровая практика

34.

Шахматный праздник.

Решение заданий, игровая практика

Второй год обучения (68 часов из расчета 2 час в неделю)


К концу второго года обучения дети должны знать:

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

  • проводить элементарные комбинации.


Календарное –тематическое планирование

1 год обучения (68 часов)

Наименование разделов и тем


Дата проведения

примечание

план

факт


1

Знакомство с шахматной доской. Техника безопасности.

05.09



2

Расположение доски между партнерами.


06.09.



3

Белые и черные поля.

12.09



4

Горизонтали и вертикали

13.09



5

Диагональ.

19.09



6

Диагональ.

20.09



7

Большие и короткие диагонали

26.09



8

Большие и короткие диагонали

27.09



9

Виды шахматных фигур

03.10



10

Виды шахматных фигур

04.10



11

Белые и черные фигуры

10.10



12

Белые и черные фигуры

17.10



13

Ладья. Место ладьи в начальном положении

18.10



14

Ладья. Место ладьи в начальном положении

24.10



15

Ход ладьи

25.10



16

Ход ладьи

31.10



17

Слон. Место слона в начальном положении

07.11



18

Слон. Место слона в начальном положении

14.11



19

Ход слона

15.11



20

Ход слона

21.11



21

Ладья против слона

22.11



22

Ладья против слона

28.11



23

Ферзь. Место ферзя в начальном положении

29.11



24

Ферзь. Место ферзя в начальном положении

05.12



25

Ход ферзя

06.12



26

Ход ферзя

13.12



27

Ферзь против ладьи и слона

19.12



28

Ферзь против ладьи и слона

20.12



29

Конь. Место коня в начальном положении

26.12



30

Конь. Место коня в начальном положении

27.12



31

Ход коня

09.01



32

Ход коня

10.01



33

Конь против ферзя, ладьи, слона

16.01



34

Конь против ферзя, ладьи, слона

17.01



35

Пешка. Место пешки в начальном положении

23.01



36

Пешка. Место пешки в начальном положении

24.01



37

Ход пешки

30.01



38

Ход пешки

31.01



39

Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня

06.02



40

Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня

07.02



41

Король. Место короля в начальном положении

13.02



42

Король. Место короля в начальном положении

14.02



43

Ход короля

27.02



44

Ход короля

28.03



45

Король против других фигур

06.03



46

Король против других фигур

07.03



47

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха

13.03



48

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха

14.03



49

Открытый шах. Двойной шах

20.03



50

Открытый шах. Двойной шах

21.03



51

Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

27.03



52

Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

28.03



53

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры)

03.04



54

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры)

04.04



55

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

10.04



56

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

11.04



57

Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей

17.04



58

Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей

18.04



59

Рокировка. Длинная и короткая рокировка

24.05



60

Рокировка. Длинная и короткая рокировка

25.04



61

Игра всеми фигурами из начального положения

02.05



62

Игра всеми фигурами из начального положения

08.05



63

Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

15.05



64

Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

16.05



65

Демонстрация коротких партий.

22.05



66

Демонстрация коротких партий.

23.05



67

Повторение программного материала. Шахматный турнир.

29.05



68

Повторение программного материала. Шахматный турнир.

30.05









2 год обучения(68 часов)


Наименование разделов и тем

Дата проведения

примечание

план

факт

1

Повторение знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля




2

Повторение.Игра всеми фигурами из начального положения




3

Повторение.Игра всеми фигурами из начального положения




4

Диагональ. Большие и короткие диагонали




5

Виды шахматных фигур




6

Начальное положение




7

Ход ладьи




8

Слон. Место слона в начальном положении




9

Ход слона




10

Ладья против слона




11

Ферзь. Место ферзя в начальном положении Ход ферзя




12

Конь. Место коня в начальном положении




13

Ход коня




14

Пешка. Место пешки в начальном положении




15

Ход пешки




16

Король. Место короля в начальном положении




17

Ход короля




18

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха




19

Открытый шах. Двойной шах




20

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры)




21

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.




22

Рокировка. Длинная и короткая рокировка




23

Игра всеми фигурами из начального положения




24

Демонстрация коротких партий.




25

Повторение программного материала. Шахматный турнир.




26

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ.




27

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.




28

Шах, мат, пат. Начальное положение




29

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки.




30

Уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.




31

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки.




32

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.




33

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей




34

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения,




35

Защита в шахматной партии: перекрытие, контр нападение.




36

Тактический прием «двойной удар».




37

Тактический прием «связка».




38

Тактический прием «ловля фигуры».




39

Тактический прием «сквозной удар».




40

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?




41

Тактический прием «открытый шах».




42

Шахматный турнир.




43

Шахматный турнир.




44

Шахматный турнир.




45

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.




46

Основы игры в дебюте: атака на короля




47

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.




48

Основы анализа шахматной партии.




49

Основы анализа шахматной партии.




50

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?




51

Шахматный турнир.




52

Шахматный турнир.




53

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?




54

Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом




55

Превращение пешки.




56

Король.




57

Нападение.




58

Взятие. Взятие на проходе.




59

Мат.




60

Пат – ничья.




61

Основные принципы игры в начале партии.




62

Основные принципы игры в начале партии.




63

Основные принципы игры в начале партии.




64

Мат ферзем и королем одинокому королю.




65

Нарушение основных принципов игры в начале партии.




66

Запись шахматной партии.




67

Их истории возникновения соревнований по шахматам.




68

Шахматный турнир






13.Список литературы

1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.

2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.

3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.

4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .

5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.

6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.

7. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.

8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.

9. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.

10. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.

11. В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.

12. О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.

13. И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.

14. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.


21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общеразвивающая программа "Азбука шахмат"

Автор: Денисенко Вера Владимировна

Дата: 13.01.2023

Номер свидетельства: 623018


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства