kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа "Начально-техническое моделирование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательная программа "Начально-техническое моделирование" предназначена для учителей технологии и педагогов дополнительного образоваия. программа написана очень граммотно

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Начально-техническое моделирование"»

Пояснительная записка

Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. С каждым годом увеличивается выпуск механических, электрифицированных, электронных игрушек. Учащиеся познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Они имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими руками, особенно если несложная поделка по окончании процесса изготовления выглядит эффектно и её можно использовать в играх или соревнованиях.

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающийся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического творчества.

Данная программа, является образовательной, составлена на основе сборника программ РУМЦДО «Образовательные программы научно- технического направления дополнительного образования детей», Астана-2012 год.

Предлагаемая образовательная програм­ма имеет техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в раз­витии и воспитании подрастающего поколения и направлена на развитие конструкторских способностей учащихся с выходом на продукт собственного творчества.

В программе используются различ­ные методики выполнения изделий из бу­маги, картона и другого материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, констру­ирование, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в са­мых различных направлениях: конструк­торское мышление, художественно-эстети­ческий вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современ­ному ребенку, чтобы осознать себя гармо­нично развитой личностью. 

Актуальность программы заключается в удовлетворении интереса ребёнка к техническому творчеству и развитии мотивации к творческой деятельности.

Педагогическая целесообразность и значимость программы заключается в приобщении учащихся к техническому творчеству через овладение практическими умениями и навыками в работе с различными материалами и инструментами для ручного творчества. У младших школьников кисть руки еще не окрепла, координация движений несовершенна. Чтобы ребенок чувствовал уверенность, мог свободно владеть простейшими инструментами (ножницами, линейкой, циркулем и т.д.), нужна тренировка - планомерная система упражнений. Навыки, приобретенные в этом возрасте, долго сохраняются, поэтому важно, чтобы они были правильными.

Новизна и отличительные особенности данной программы заключаются в опережающем знакомстве учащихся с первоначальными знаниями по черчению, геометриии выполнении творческих заданий, а во второй год обучения - работа над творческими проектами с целью активного включения учащихся в творческую самостоятельную деятельность.

В ходе реализации программы учащиеся учатся сравнивать предметы по различным параметрам, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, выделять особенности предмета с точки зрения устройства и изготовления, логически рассуждать, делать выводы.

Цель программы:развивать устойчивую мотивацию у учащихся к занятиям техническим творчеством.

Задачи программы:

обучающие:

  • формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели,

  • формировать навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;

  • формироватьумения использовать различные технические приемы при рабо­те с бумагой, картоном;

  • обучать приемам разметки (начальные сведения о построении чертежа);

  • обучать приемам и технологиям изготовления простейших моделей технических объектов;

  • формировать знания о правилах безопасной работы;

развивающие:

  • развивать кругозор учащихся;

  • расширять знания о технике, материалах, инструментах для изготовления поделок;

  • развивать интерес к технике, устройству технических объектов;

  • способствовать укреплению мышц пальцев рук, отработке координаций движений;

  • развиватьобразное, техническое мышление, конструкторские способности;

воспитывающие:

  • воспитывать культуру труда;

  • воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма, дисциплинированность и любовь к труду.

Образовательная программа «Начальное техническое моделирование» рассчитана на два года обучения для учащихся 7-10лет. Количество учащихся в группах составляет 12человек. Режим работыв объединении:

  • 1 год обучения занятия проводятся по 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа) с учащимися от 7 до 9 лет, нагрузка составляет 144 часа;

  • 2 год обучения занятия проводятся по 6 часов в неделю с учащимися от 8 до 10 лет. Режим работы групп - 2 занятия по 3 часа. Педагогическая нагрузка составляет 216 часов в год.

Формы и методы обучения.

Программа предполагает фронтальную, групповую и индивидуальную форму работысучащимися. В процессе проведения занятий используются различные традиционные методы обучения: беседы, рассказы, демонстрация моделей-образцов. Нетрадиционные методы: элементы игр-соревнований, конкурсы, викторины по вопросам и загадкам, рисование на тему «Мир, техника, дети», составление рассказов по своим рисункам, представление и защита проектов, моделей (метод творческого проектирования).

Учащиеся осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и простейшим ручным инструментом, строят простые бумажные модели.Важно привить интерес к конструированию и технике, заинтересовать ребёнка изготовлением моделей своими руками. Во время обучения у учащихся развивается моторика, строится общение в своей группе, развиваются базовые и основные приёмы работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают устройство простых технических объектов.

Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводитьсявлюбом учебном кабинете.

В ходе реализации программы проводятся теоретические занятия по темам программы, а также беседы по истории авиации, флота, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине. Программой предусмотрены беседы и рассказы о различных видах транспорта, о технике, облегчающей труд человека, о разнообразных технических объектах, о строительстве и архитектуре. Это пополняет и углубляет знания учащихся, развивает их познавательную активность, вызывает у них потребность узнавать о технике все больше и больше.

Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это основы, которые помогают обеспечить бе­зопасность образовательного процесса. Для детей младшего школьного возраста много значит пример взрослых. Если они видят, что педагог придерживается режима труда, то дети копируют его поведение, хотя ещё не совсем осознанно. Поэтому, с помощью разнообразных наглядных пособий, тематических бесед во время каждого занятия необходимо напоминать учащимися о правилах техники безопасности и санитарно-гигиенических нормах, и добиваться их выполнения.

В коллективе воспитывается ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно, воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям адекватно воспринимать окружающую действительность.

Процесс обучения состоит из двух этапов:

  • Обучение на репродуктивном уровне.

Изготовления большинства предлагаемых моделей рассчитано на одно занятие. Изложение теоретических вопросов проводится в форме беседы, сопровождающиеся показом готовых образцов, иллюстраций, схем и простейших чертежей. Все учащиеся группы копируют модели, изготавливая их по готовым шаблонам и чертежам.

  • Обучение с элементами творчества.

Модели, предлагаемые учащимся, должны быть посильны для всех. На данном этапе каждый ребенок может проявить свое творческое воображение,

выбирая индивидуальную окраску и оформление изготовленной им модели.

Также учащиеся выполняют творческие задания (элемент метода творческого проектирования), которые позволяют развить самостоятельность и творческую активность. Учащиеся самостоятельно разрабатывают и изготавливают изделие от идеи до её воплощения под руководством и контролем педагога на основании изученного материала (как итог обучения определённого раздела).

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу первого года обучения учащиеся будут знать:

  • правила организации рабочего места;

  • понятия: модель, контур, силуэт, технический объект, шаблон;

  • основные свойства материалов: бумаги, картона, бросового материала, используемых в работе;

  • название, назначение, приемы и правила пользованиячертежными инструментами: карандашом, циркулем, линейкой, угольником;

  • инструменты ручного труда: ножницы, шило, кусачки, лобзик;

  • основные линии чертежа: линии видимого и невидимого контура, линии сгиба, центровая линия, сплошная, тонкая;

  • иметь представление об осевой симметрии и симметричных фигурах;

  • о технике оригами, условных обозначениях, о правилах сгибания и складывания бумаги;

  • формы геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг), их деление на равные части 2, 4 и более;

  • сведения о простейших геометрических телах (кубе, цилиндре, конусе, параллелепипеде), их элементах;

  • принципы и технологию построения плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

  • названия основных частей машины, самолета, ракеты, корабля;

  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Учащиеся будут уметь:

  • правильно пользоваться инструментами: ножницами, циркулем, угольником, линейкой;

  • проводить параллельные и перпендикулярные линии, делить квадрат, прямоугольник, круг на части (2,4 и более) путем сгибания и резания;

  • правильно и экономно располагать шаблоны на листе бумаги;

  • самостоятельно выполнять простые фигуры в технике оригами;

  • уметь правильно выполнять технологические операции: сгибание, склеивание, соединение деталей из бумаги и картона;

  • изготавливать развертки геометрических фигур: куба, конуса, цилиндра, параллелепипеда;

  • изготавливать простейшие модели ракет, самолетов, машин, кораблей;

  • изготавливать по собственному замыслу из бросового материала модели легковых, грузовых машин, трамвая, роботов;

  • выполнять отделку моделей.

К концу второго года обучения учащиеся будут знать:

  • основные технические понятия: эскиз, схема, чертёж;

  • понятие о радиусе и диаметре;

  • название и назначение инструментов и приспособлений: штангенциркуль, отвёртка, лобзик, ручная дрель;

  • понятие «модульное оригами», схему выполнения модуля;

  • свойства материалов, применяемых при изготовлении моделей (бумага, картон, ткань, фанера, проволока, пластмасса), способы их обработки;

  • масштаб, способы увеличения или уменьшения чертежа;

  • простейший сборочный чертеж из двух-трёх деталей;

  • сведения из истории развития и достижения автомобильной техники;

  • сведения из истории изобретения воздушного транспорта;

  • сведения из истории возникновения и развития морского и речного транспорта;

  • названия деталей и устройств технических объектов, названий основных деталей и частей техники;

  • основные этапы творческого проектирования.

Учащиеся будут уметь:

  • правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

  • делить круг на нечетные числа при помощи циркуля и линейки;

  • создавать изделия в технике оригами и модульного оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

  • самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;

  • определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

  • работать с чертежом и эскизами реальных технических объектов;

  • выбирать технологию изготовления, обусловленную спецификой конкретных деталей и модели в целом;

  • изготавливать более сложные модели ракет, самолетов, машин, кораблей;

  • работать над творческим проектом:выбор темы, техники изготовления, оформление документации;

  • самостоятельно пользоваться специальной литературой.

Проверка усвоения и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Начальное техническое моделирование» производится в различных формах: тестирование,выставки, соревнования, конкурсы и викторины.

Усвоение учащимися программного материала отслеживаются в ходе проведения контроля:

- текущего:в конце каждого учебного полугодия (исключая конец 2 года обучения) проводится промежуточная аттестация детей (ими выполняются тесты по темам учебного материала), оцениваются также практические работы воспитанников, организуется выставка работ.

Учащимися самостоятельно дается оценка своих работ, работ товарищей, в ходе, которой они объясняют, чем понравилась то или иное изделие.

- итогового: проводится в конце второго учебного года в связи с завершением срока реализации программы.Учащимися выполняются тестовые задания, включающие в себя теоретические знания по всем темам курса. Представляется также выполненная творческая или практическая работа, организуется отчетная выставка.

Учебно - тематический план первого года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

в том числе

теоретических

практических

1

Введение в программу. Техника безопасности

2

2

-

2

История развития технического моделирования. Материалы и инструменты

4

1,5

2,5

3

Технические понятия. Первоначальные графические знания и умения

16

2,5

13,5

4

Первые модели


4.1 Техника «Оригами»


4.2 Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей


4.3 Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

60


8


16




34

12


2,5


3,5




5

48


5,5


12,5




29

5

Изготовление игрушек и макетов с применением бросовогоматериала

24

4,5

19,5

6

Творческая мастерская с элементами проектирования

16

3,5

12,5

7

Изготовление поделок к праздникам

14

3

11

8

Промежуточная аттестация

4

2

2

9

Изучаем, познаем, мастерим

2

1

1

10

Экскурсии

4

4

-


Итого

144

35

109


Содержание программы первого года обучения

Тема1. Введение в программу. Техника безопасности

Значение техники в жизни людей. Знакомство с правилами поведения в объединении.Режим работы объединения.Программа занятий в объединении. Техника безопасности при работе в объединении.Демонстрация поделок, фотоматериалов, методической литературы.Организация рабочего места.

Практическая часть

Нарисовать рисунок и составить рассказ на тему «Мир, техника, дети».

Тема 2.История развития технического моделирования. Материалы и инструменты.

Понятие «модель». Разделы моделирования. Бумага – самый популярный материал для моделирования. Общие сведения о бумаге, ее видах, свойствах, демонстрация образцов разной бумаги по толщине, цвету, прочности.Виды бумаги.

Применение в техническом моделировании: картона, пластилина, ткани, проволоки, бросового материала.

Инструменты ручного труда (ножницы, шило, кусачки, лобзик)

Практическая часть

Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.Изготовление (из бумаги и картона) поделок на тему:«Легковой автомобиль», «Кораблик», «Паровоз», «Самолет» и т.д.

Тема 3.Технические понятия. Первоначальные графические знания и умения.

Понятие о чертежных инструментах: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их назначение и правила пользования. Знакомство с шаблоном, приемами работы с ним.

Знакомство с линиями чертежа: линия видимого и невидимого контура, линия сгиба и центровая линия, сплошная, тонкая.Первоначальные понятия о разметке, способы разметки деталей. Понятие об осевой симметрии и симметричных фигурах. Параллельные и перпендикулярные линии.

Практическая часть

Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных
линий.

Изготовление моделей простейшего планера, летающей стрелы, симметричной модели самолёта. Игры и соревнования с ними.

Конкурсная программа «Я –Самоделкин»

Тема 4.Первые модели

4.1. Техника «Оригами»

Условные обозначения. Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Правила сгибания и складывания.

Практическая часть

Изготовление моделей путём сгибания бумаги:«Лодка на изнанку», «Ракета».

Оригами «Самолетик». Соревнование на дальность полета.

Изготовление фигурок в технике оригами по «Сказке про пирата».

4.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Техника выполнения аппликации. Виды аппликации.

Способы и приёмы работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.Правила работы с ножницами.

Беседа: «Машины – наши помощники».


Практическая часть

Изготовление силуэтов технических моделей. Изготовление методом аппликации: орнамента из геометрических фигур, аппликации их силуэтов технических объектов. Изготовление динамической игрушки.

Игра «Подумай и наклей» (логическая аппликация). 

4.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.

Первоначальные сведения о простейших геометрических телах: куб, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Сопоставление геометрических фигур с геометрическими телами.

Конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток.

Беседы: «На пути к звездам», «Суда и корабли».

Практическая часть

Изготовление из плотной бумаги разверток: куба, цилиндра, параллелепипеда. Выполнение макетов куба, домиков, макетов технических объектов. Изготовление моделей мебели, спортивного планера, ракеты, лодки с парусом, паровоза. Игры и соревнования с изготовленными моделями.

Тема 5. Изготовление игрушек и макетов с применением бросового материала.

Беседа «Бросовый материал и его волшебные превращения. Сделаем нашу планету чище».

Практическая часть

Конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм. Конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия.

Изготовление по собственному замыслу моделейлегковых машин, грузовых машин, трамвая, роботов, из коробок разных форм и размеров, металлических и пластмассовых банок и бутылок полиэтиленовых пробок, кусков проволоки, исписанных стержней, карандашей без грифеля и т.д.

Тема 6.Творческая мастерская с элементами проектирования

Основы творческого проектирования. Этапы творческого проектирования.Звездочка обдумывания.

Практическая часть

Выполнение творческих заданий.

Примерные темы творческих заданий:«Автопарк», «Ракета», «Паровоз», «Многоэтажный дом», «Космическая паутинка» и др.

Тема7. Изготовление поделок к праздникам

История праздника (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день). Беседы:«Искусство дарить подарки», «Празднование Нового года в разных странах мира» и др.

Практическая часть

Изготовление сувениров к праздникам. Изготовление новогодней ёлки, игрушек и украшений для ёлки. Изготовление сувениров,открыток ко Дню

защитника Отечества и международному женскому дню.

Тема 8. Промежуточная аттестация.

Тестирование. Практическое задание. Выставка работ по пройденным темам.

Тема 9. Изучаем, познаем, мастерим.

Конкурсно - игровая программа. Итоговая выставка детских работ. Награждение детей.

Тема10. Экскурсии.

Экскурсии на областную выставку «Творчество юных».


Учебно - тематический план второго года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

в том числе

теоретических

практических

1

В мире техники

2

2

-

2

Инструменты и материалы

2

1

1

3

Техника «Оригами»

18

3

15

4

Графическая подготовка

22

8

14

5

5.1

5.2

5.3

Виды транспорта

Сухопутный транспорт

Воздушный транспорт

Морской транспорт

92

36

28

28

16

6

5

5

76

30

23

23

6

Модели и макеты с применением бросового материала

30

6

24

7

Творческая мастерская с элементами проектирования «Сделай сам»

22

5

17

8

Изготовление сувениров к праздникам

18

4

14

9

Промежуточная аттестация

4

2

2

10

«Едем, плаваем, летаем» - выставка – презентация детских работ

2

1

1

11

Экскурсии

4

4

-


Итого

216

52

164


Содержание программы второго года обучения

Тема 1. В мире техники.

Техника, которая нас окружает. Роль техники в жизни человека. Виды и многообразие техники. Знакомство с планом работы объединения. Задачи объединения. Презентация работы объединения на новый учебный год.Решение организационных вопросов.

Тема 2. Инструменты и материалы.

Закрепление и расширение знаний о бумаге, картоне, их видах, о применении перечисленных материалов в быту и на производстве. Материалы, применяемые при изготовлении моделей (бумага, картон, ткань, фанера, проволока, пластмасса и т.д.)

Инструменты, применяемые при изготовлении моделей техники. Общие правила безопасной работы колющими и режущими инструментами.Знакомство со штангенциркулем, отверткой, ручной дрелью, лобзиком.

Практическая часть

Упражнения по применению правил работы с ручным инструментом.Викторина: «Инструменты, материалы, рабочие операции». Соревнования на лучшую организацию рабочего места. Выполнение упражнений с линейкой, циркулем, карандашом, ножницами. Выполнение упражнений со штангенциркулем, отверткой, ручной дрелью, лобзиком.

Тема 3. Техника «Оригами»

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Схема складывания более сложных фигур: самолет, гоночная машина, лодка, парашютист.Модульное оригами. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей.

Практическая часть

Умение читать схему складывания фигурок. Изготовление фигурок по схемам.Подготовка модулей для работы. Изготовление моделей техники методом модульного оригами.

Тема4. Графическая подготовка.

Чертежные инструменты и принадлежности: линейка, угольник, циркуль, карандаш. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы.

Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки.

Приёмы работы с циркулем и измерителем.

Условные обозначения на графическом изображении: линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, вспомогательная,

размерная линия.

Осевая симметрия, симметричные фигуры и детали плоской формы.

Масштаб. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.

Понятие о радиусе и диаметре. Деление круга на нечетные числа при помощи циркуля и линейки.

Эскиз, схема, чертеж, шаблон – сходства и различия. Понятие схемы и

чертежа. Знакомство с условными обозначениями.

Простейший сборочный чертеж из двух-трех деталей.

Практическая часть

Деление круга на нечетные числа при помощи циркуля и линейки.

Создание из кружочков силуэтов техники с добавлением дополнительных элементов, необходимых для конкретного изделия.

Изготовление из бумаги и картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

Тема 5. Виды транспорта

Транспорт в нашей жизни. Классификация транспорта по назначению.

5.1 Сухопутный транспорт

Общее представление о сухопутном транспорте. Из истории колеса. Как появился автомобиль. Из истории автомобильного грузового транспорта. Устройство автомобиля.Знакомство с военной техникой. Сельскохозяйственный транспорт в жизни человека. Его разнообразие и применение. Строительный транспорт. Спортивные автомобили.

Практическая часть

Чтение простейшего сборочного чертежа. Изготовление моделей легкового, грузового, гоночного автомобилей. Крепление движущихся колес.

Изготовление модели танка по шаблонам.

Изготовление модели колесного трактора.

Изготовление модели подъемного крана. Изготовление модели

бетономешалки.

5.2 Воздушный транспорт

Как человек научился летать. История изобретения воздушного транспорта. Первые самолеты и новые достижения. Виды самолетов (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Конструкции летательных аппаратов и основные части самолета: фюзеляж, крыло, стабилизатор, шасси, киль. Демонстрация авиамодели.

Виды космических аппаратов: искусственные спутники, космические ракеты, орбитальные станции, корабли-челноки, международные космические станции.

Практическая часть

Изготовление моделей самолетов, вертолетов. Нахождение центра тяжести. Запуск моделей.

Изготовление модели искусственного спутника Земли.

Изготовление модели ракет.

Изготовление модели летающей тарелки.

5.3 Морской транспорт

Беседа значение морского и речного транспорта. Классификация судов и кораблей (гражданские, военные). Гражданские – транспортные, специальные, спортивные и т.д. Военные – ракетные, торпедные, артиллерийские, противолодочные, десантные и т.д. Основные элементы судна. Основные элементы набора корпуса (киль, шпангоуты, спрингеры, палуба, обшивка, борт,днище, мачты). Демонстрация судомоделей.

Практическая часть

Изготовление плота с парусом из трубочек. Изготовление моделей кораблей. Изготовление подводной лодки. Парад техники.

Тема 6. Изготовление игрушек и макетов с применением бросового материала

Беседа "Экология и мы". Поиски новых решений при изготовлении

моделей из нетрадиционных материалов. Демонстрация моделей из нетрадиционных материалов.

Знакомство с разнообразием поделочного материала (бросовый материал). Способы обработки бросового материала и тарных коробок. Инструмент, необходимый для обработки бросового материала и правила ТБ при работе с ним. Способы соединения деталей между собой. Художественное оформление готовых моделей (окрашивание или оклеивание цветной бумагой).

Практическая часть

Изготовление макетов технических объектов, сооружений из объемных готовых форм – тарных коробок с добавлением необходимых деталей для конкретного изделия (гараж, многоэтажный дом).

Изготовление более сложных моделей, машин, космических кораблей, пристани для кораблей, роботов.

Тема 7. Творческая мастерская с элементами проектирования «Сделай сам»

Основы творческого проектирования. Основные этапы творческого проектирования. Звездочка обдумывания.Правила оформления документации.

Практическая часть

Работа над творческим проектом: выбор наилучшего варианта проекта из предложенных (выбор темы, техники выполнения - из уже изученных), обоснование проблемы, постановка целей и задач проекта. Разработка идей. Выбор лучшего варианта. Проработка и исследование идеи. Выбор материалов, инструментов и оборудования. Описание техники безопасности. Разработка технологии изготовления изделия. Оформление документации под руководством педагога. Выполнение практической части проекта.

Примерные темы творческих проектов:«Автостоянка», «На городском перекрестке», «Космическая станция», «Автомобиль моей мечты», «Морской порт», «Корабль будущего» и др.

Тема 8. Изготовление сувениров к праздникам

Беседы, посвященные праздничным дням. Демонстрация образцов

изделий, сувениров.

Практическая часть

Изготовление подарков и сувениров родителям, родственникам, друзьям, ветеранам Великой Отечественной войны.

Тема 9. Промежуточная аттестация

Тестирование. Выполнение учащимися творческого задания, практической работы.

Тема 10.«Едем, плаваем, летаем» - выставка – презентация детских работ

Подведение итогов работы за год. Выставка «Едем, плаваем, летаем». Игры. Соревнования.

Тема 11. Экскурсии

Экскурсии на областную выставку «Творчество юных».

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы использу­ются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых учащиеся узнают много новой информации, практические задания для закрепления те­оретических знаний и выполнение творческих заданий, экскур­сии на выставки технического и прикладного творчества.

Разнообразные занятия дают возмож­ность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию лич­ности. При организации работы необходи­мо постараться соединить игру, труд и обу­чение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, решение кроссвордов, соревнования внутри объединения, тематические воп­росы также помогают при творческой ра­боте.

В первом полугодии у детей проис­ходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Осо­бое внимание следует уделять развитию у учащихся способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.

Во втором полугодии, прежде все­го, повышается творческий потенциал ребенка. Содержание обучения направлен­но на углубление и закрепление первона­чальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Ито­гом работы обучения явля­ется создание выставки детских творчес­ких работ.

Для каждого занятия, с целью формирования творческой личности, определяет оптимальное сочетание разнообразных методов обучения и использует следующие методы современной дидактики:

  • объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, демонстрация, опыты и др.). Данная группа методов способствует формированию у младших школьников первоначальных сведений об основных материалах, технологии, организации труда и др.;

  • репродуктивные (воспроизводящие) методы (работа по образцу, при непосредственном руководстве педагога и его подсказке; упражнения). Использование этих методов в процессе обучения младших школьников содействует развитию у них практических умений и навыков;

  • частично – поисковый метод- обучающие самостоятельно решают учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично.Педагог привлекает обучающих к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает педагог, часть обучающие добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания;

  • метод творческого проектирования.

Во время первого года обучения творческие задания  требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое заданиепридает смысл обучению, мотивируетучащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своемперсональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества. Во второй год обучения учащиеся работают над творческими проектами.

Программа предполагает использование современных педагогических технологий:

  • личностно-ориентированные: дифференциация и индивидуализация обучения в виде комплектования учебных групп однородного состава, учет индивидуальных особенностей детей;

  • коллективной творческой деятельности: коллективное планирование, коллективная подготовка и выполнение задуманного проекта, коллективное подведение итогов;

  • коммуникативные: обучение на основе общения (диалог, дискуссия, беседа);

  • информационно-коммуникационные: использование в обучении специальных технических информационных средств (телевизор, DVD-плейер, ноутбук), использование педагогом ресурсов сети Интернет для подготовки и проведения занятий;

  • здоровье сберегающие: смена видов деятельности, проведение динамических пауз при выполнении практических работ, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика;

  • проектного обучения: применение метода творческого проектирования, выполнение творческих заданий и творческихпроектов;

  • технология проблемного обучения: предполагает создание педагогом проблемных ситуаций в виде проблемного изложения материала, постановки проблемных заданий, самостоятельная поисковая деятельность детей;

  • игровые технологии: сюжетные, интеллектуальные, познавательные игры, творческие конкурсы.

Использование на занятиях дидактических материалов: чертежей, таблиц, эскизов, шаблонов, карточек-заданий, карт по технологии изготовления моделей, фотографий, иллюстраций, литературы позволяет углубить и дать наиболее разносторонние знания, необходимые учащимся при выполнении определенного задания.

Педагогу необходимо иметь тематические папки: 

  • поделки в технике «Оригами»;

  • модели и макеты из бросового материала;

  • модели сухопутного транспорта;

  • модели воздушного транспорта;

  • модели морского транспорта.

Применение на занятиях технических средств обучения (компьютера, слайдов, диапозитивов, фрагментов учебных фильмов и др.) способствует эффективному восприятию учащимися изучаемого материала, а также повышению уровня научной организации труда педагога дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования систематически знакомится с новейшими достижениями науки, использует опыт работы других педагогов,посещая методические объединения, обучающие семинары различного уровня.

Необходимо организовать занятия так, чтобы учащиеся могли свободнообщаться, чув­ствовать себя комфортно и уверенно.


Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации успешной работы необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули, треугольники, шило, кисти, фломастеры, штангенциркулиидр.

Материалы: бумага (альбомная, газетная, цветная, копировальная и др.), картон (цветной, упаковочный, гофрированный и др.); нетрадиционные (бросовые): картонные коробки, пластмассовые и металлические бутылки и банки различной величины, формы и цвета и др; пенопласт, проволока, фольга, клей ПВА, гуашь и др.






























Список литературы

  1. Андрианов П.Н., Галагузова М.А. Развитие технического творчества младших школьников. М.: Просвещение, 1990.

  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011.

  3. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. М.:Просвещение, 1982.

  4. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. М.: Просвещение, 1988.

  5. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. М.: Просвещение, 1990.

  6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПб.: Кристалл, 1997.

  7. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М.: Просвещение, Владос, 1994.

  8. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1983.

  9. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

  10. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. СПб: Химия, 1994.

  11. Дорогов Ю.И., Дорогова Е.Ю. Оригами. Забавные игрушки. Ярославль: Академия развития, 2008.

  12. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПб.: Кристалл, 1997.

  13. РУМЦДО, Сборник программ «Образовательные программы научно-технического направления дополнительного образования детей», Астана, 2012.

  14. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.

  15. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй! М.: Просвещение, 1981.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Образовательная программа "Начально-техническое моделирование"

Автор: Кульмуханбетова Раушан Бакытжановна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства