Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа для специальности 07240300 Открытая разработка месторождений полезных ископаемых»
Учреждение «Колледж «Максат»
"УТВЕРЖДАЮ"
Руководитель (директор)
(Ф.И.О., подпись) ""20 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Уровень образования: Техническое и профессиональное
Направление и специализация подготовки: 072 Производственные и обрабатывающие отрасли
0724 Горное дело и добыча полезных ископаемых
Код и наименование специальности: 07240300Открытая разработка месторождений полезных ископаемых
Код и наименование квалнфикации(-ий): 4S07240303 Техник – технолог
База образования: общее среднее
Форма обучения: очная
Язык обучения: русский
Начало обучения (год): 2024
Объем учебной нагрузки обязательного обучения в кредитах / часах: 225/5460
Уровень квалификации по НРК: 4
РАЗРАБОТАНА
рабочей группой по разработке образовательной программы:
Педагоги
Есемердинова Алма Кусаиновна ______________
(Ф.И.О.) (подпись)
Бексултанова Карлыгаш Сапаргалиевна ________
(Ф.И.О.) (подпись)
Нурмышева Жазира Кусаиновна ______________
(Ф.И.О.) (подпись)
Специалист с организации (предприятия)
Естаулетова Айгуль Есенбаевна – главный маркшейдер
ТОО «Кызылту» __________
(Ф.И.О.)
(подпись)
ОДОБРЕНО
на заседании Индустриального совета (совета работодателей)
дата 05 марта 2024г. протокол № 2
Председатель Гафарова К.Е. _________
(Ф.И.О.) (подпись)
РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании педагогического совета
дата 28 февраля 2024г. протокол № 5
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт образовательной программы
Перечень компетенций
Содержание образовательной программы
Содержание модулей (дисциплин)
Сводная таблица, отражающая объем освоенных кредитов/часов в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы
Матрица дисциплин по компетенциям
1. ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код и наименование специальности
07240300 Открытая разработка месторождений полезных ископаемых
Код и наименование квалификации(-ий)
4S07240303 Техник - технолог
Цель образовательной программы
Подготовка специалистов в области технологии, механизации, организации открытых горных работ и приобретение навыков по производству расчетов основных параметров карьеров, основных производственных процессов горных работ, и параметров систем разработки, методов оценки и выбора способов вскрытия месторождений.
Нормативно-правовое обеспечение в области образования
Закон РК от 27.07.2007 г. №319-111 «Об образовании»;
Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (Приложение 5 к Приказу Министра просвещения РК от 03.08.2022 г. №348);
Классификатор специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования (Приказ Министра образования и науки РК от 27.09.2018 г. №500);
Типовые учебные программами цикла или модуля общеобразовательных дисциплин для организаций технического и профессионального, послесреднего образования (Приказ Министра просвещения РК от 06.01.2023 г. №1).
Профессиональный стандарт (при наличии)
«Добыча руды открытым способом» Приложение №49 к приказу Заместителя Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» от 26 декабря 2019г. №263
Профессиональный стандарт WorldSkills (при наличии)
Отличительные особенности образовательной программы
-
2. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
Индекс компетенции
Наименование компетенции
К 1.
Демонстрировать стремление к физическому самосовершенствованию, ориентироваться на здоровый образ жизни.
К 2.
Использовать современные компьютерные технологии, методы цифровой обработки информации.
К 3.
Владеть основами правовой системы и экономики, проявлять гражданскую позицию в сфере антикоррупционных явлений.
К 4.
Осознавать себя и свое место в обществе, толерантно воспринимать социальные, политические, этнические, конфессиональные и культурные различия.
К 5.
Применять знания законодательных и нормативно-технических актов в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.
К 6.
Выполнять горно-капитальные работы
К 7.
Управлять экскаватором в процессе работы
К 8.
Производить техническое обслуживание экскаватора
К 9.
Выполнять ремонт, монтаж и демонтаж экскаватора
К 10.
Производить прокладку дороги на пути продвижения спецтехники
К 11.
Проводить подготовительные работы к выемке полезного ископаемого
К 12.
Распределять поток пульпы и регулировать уровень водосливных колодцев
К 13.
Организовывать технологические процессы горных, буровых и взрывных работ
К 14.
Осуществлять организацию деятельности персонала производственного подразделения
К 15.
Контролировать безопасность ведения горных, буровых и взрывных работ
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ЗЛ. Содержание модулей (дисциплин)
№
Модули (дисциплины)
Краткое описание модулей (дисциплин)
Результаты обучения
Индекс компетенции
Базовые модули (общегуманитарные и социально-экономические дисциплины)
1
БМ 1. Развитие и совершенствование физических качеств
Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; основы здорового образа жизни.
РО 1.1. Укреплять здоровье и соблюдать принципы здорового образа жизни.
РО 1.2. Совершенствовать физические качества и психофизиологические способности.
К 1.
2
БМ 2. Применение информационнокоммуникационных и цифровых технологий
Основы современных технологий сбора, обработки, представления и передачи информации; основы использования средств информационных технологий; основные направлениях развития современных информационных и компьютерных технологий.
РО 2.2. Использовать услуги информационносправочных и интерактивных веб-порталов.
К 2.
3
БМ 3. Применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства
Закономерности и механизм функционирования современной экономической системы; принципы рыночной экономики; цели, факторы и условия развития предпринимательства; современные организационноправовые формы предпринимательской деятельности в Казахстане; организационные и финансовые основы бизнеса.
РО 3.1. Владеть основными вопросами в области экономической теории.
РО 3.2. Анализировать и оценивать экономические процессы, происходящие на предприятии.
РО 3.3. Понимать тенденции развития мировой экономики, основные задачи перехода государства к «зеленой» экономике.
РО 3.4. Владеть научными и законодательными основами организации и ведения предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
РО 3.5. Соблюдать этику делового общения
К 3.
4
БМ 4. Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе
Основные понятия и закономерности философии; культуры, религии и цивилизации; система государственно-правовых отношений и явлений; функционирование системы взаимоотношений граждан и других субъектов политики в обществе.
РО 4.1. Понимать морально-нравственные ценности и нормы, формирующие толерантность и активную личностную позицию.
РО 4.2. Понимать роль и место культуры народов Республики Казахстан в мировой цивилизации.
РО 4.3. Владеть сведениями об основных отраслях права.
РО 4.4. Владеть основными понятиями социологии и политологии.
К 4.
Профессиональные модули (общепрофессиональные и специальные дисциплины)
5
ПМ 1. Горно-капитальные работы
Правила организации проведения вскрывающих (капитальных траншей) и разрезных (разрезных канав или котлованов) выработок; удаление горных пород, покрывающих и вмещающих залежи полезных ископаемых, в отвальные насыпи на момент сдачи карьера в эксплуатацию; работы по бурению и оборудованию водопонижающих скважин, строительство подземных дренажных выработок и др. маркшейдерские приборы и инструменты на точке (пункте) наблюдения.
РО 1.1. Выполнять вскрышные работы.
РО 1.2. Выполнять добычные работы.
РО 1.3. Выполнять отвальные работы.
РО 1.4. Выполнять погрузочно-разгрузочные работы и перемещать горную массу, грунт на борт карьера или в отвал.
РО 1.5. Выполнять работы по планировке забоя, верхней и нижней площадок уступа.
РО 1.6. Выполнять работы по профилированию трассы.
К 5, К 6.
6
ПМ 2. Управление экскаватором в процессе работы
Обучение управлению экскаватором: проведение инструктажа по организации рабочего места и безопасности труда. Проверка состояния экскаватора, подготовка его к работе. Ознакомление с пультом управления и последовательностью включения механизма экскаватора, освоение приемов включения механизмов. Освоение знаковой и звуковой сигнализации. Освоение приемов управления механизмами экскаватора при подъеме и опускании грунта. Освоение погрузки и разгрузки сыпучих материалов, разработка грунта экскаватором, оборудованным ковшом. Освоение работ по очистке экскаватора от грязи и грунта.
РО 2.1. Перемещать и управлять экскаватором в процессе работы.
РО 2.4. Следить за сигнализацией и показаниями приборов экскаватора.
К 5, К 7.
7
ПМ 3. Техническое обслуживание экскаватора
Основные положения системы технического обслуживания экскаватора. Роль каждого элемента системы технического обслуживания. Планово-предупредительная система технического обслуживания экскаватора. Проведение всех элементов системы технического обслуживания по установленной документации. Систематическое техническое обслуживание машин путем своевременной очистки и протирки их, регулирования, смазывания, заправки водой и топливом; устраняют возникшие неисправности, заменяя или ремонтируя детали и узлы.
РО3.1. Производить осмотр и проверку общей работоспособности агрегатов и механизмов экскаватора.
РО 3.2. Определять нарушения в работе экскаватора.
РО 3.3. Выполнять работы по устранению обнаруженных незначительных неисправностей в работе экскаватора.
РО 3.4. Выполнять контрольно-регулировочные операции при ежесменном техническом обслуживании узлов и механизмов экскаватора.
К 5, К 8.
8
ПМ 4. Ремонт, монтаж и демонтаж экскаватора
Виды ремонта. Типы ремонтных предприятий. Ремонтные мастерские предприятий и их оснащение. Организационные формы технологии ремонта машин (бригадный, бригадноузловой. узловой, агрегатный и поточно-узловой). Их преимущества и недостатки. Специализированные отделения ремонтных мастерских. Подготовительные работы, выполняемые перед ремонтом. Наружная очистка и мойка, приёмка машин в ремонт. Разборка на агрегаты и узлы. Мойка агрегатов. Выявление и устранение причины возникновения неисправностей в работе экскаватора.
Изучение видов износа и деформаций деталей и узлов.Освоение причин возникновения неисправностей и способы их устранения. Составление плана проведения ремонта, монтажа и демонтажа экскаватора.
РО 4.1. Выполнять мелкоузловой демонтаж и последующий монтаж экскаватора.
К 5, К 9.
РО 4.2. Проверять крепления узлов и механизмов, производить работы по креплению и регулировке узлов и механизмов экскаватора.
РО 4.3. Выполнять прием запасных частей и расходных материалов с заполнением отчетной документации.
РО 4.4. Производить замену быстроизнашивающихся деталей, узлов и элементов.
9
ПМ 5. Прокладка дороги на пути продвижения спецтехники
Основы ведения горных работ; наименование и основные свойства горных пород; назначение и правила пользования геофизическими, геологическими приборами; геологическое строение месторождения; порядок и способы подготовки дорог для передвижки горного оборудования. Прокладка трассы пути.
РО 5.1. Подготавливать железнодорожные пути, дороги для передвижки экскаваторов, отвальных мостов и отвалообразователей в карьерах (разрезах).
РО 5.3. Применять подъемные механизмы и приспособления для передвижки, установки, наращивания конвейеров.
К 5, К 10.
10
ПМ 6. Подготовительные работы к выемке полезного ископаемого
Стадии открытых горных работ при разработке месторождений полезных ископаемых. Элементы карьера. Подготовка горных пород к выемке. Вскрышные работы. Технология ведения открытых горных работ. Вскрытие и подготовка карьерного поля к выемке полезного ископаемого. Наименование, состав и классификацию промышленных взрывчатых веществ, средств инициирования и взрывчатых материалов; технику и технологию безопасного ведения буровзрывных работ в горнодобывающей промышленности; методы взрывных работ, способы и схемы инициирования зарядов; ассортимент, состав, свойства и область применения ВМ, оборудование и приборы для взрывного дела, допущенные к применению
РО 6.1. Проводить работы по зачистке откосов уступа.
РО 6.2. Проводить работы по оборке забоя после экскавации или взрывных работ.
РО 6.3. Выполнять подготовительные работы и вспомогательные операции для доставки взрывчатых материалов к местам проведения взрывных работ.
К 5, К 11.
11
ПМ 7. Распределение потока пульпы и регулирование уровня водосливных колодцев
Процесс транспортирования и укладка грунта водой. Режим движения пульпы. Гидротранспортирование с применением гидроэлеваторов. Типы земленасосных установок для напорного гидротранспорта, их расчет. Самотечный транспорт. Организация работ.Гидротранспортирование полезных ископаемых на дальние расстояния.Гидроотвалы, их классификация по высоте дамбы, приемной способности,классам ответственности,емкости гидроотвала,схемам укладки грунта в гидроотвалы. Пульпопроводы, их монтаж,соединение,материал.Правила безопасности при гидротранспортировании и укладке пород в отвалы.Способы соединения насосов.Регулирование стока воды.
РО 7.1. Контролировать состояние дамб, пульпопровода, горловин всасывающих насосов, канав и уровня водосливных колодцев и отстойников на гидроотвале.
РО 7.2. Пользоваться инструментом и специальными приспособлениями при очистке горловины всасывающего насоса, канав, приемного колодца.
РО 7.3. Распределять поток пульпы и регулировать уровень водосливных колодцев и отстойников на гидроотвале.
К 5, К 12.
12
ПМ 8. Технологические процессы горных, буровых и взрывных работ
Комплекс действий, направленных на разрушение, измельчение или разрыхление пород произвольного типа, льда и замерзших грунтов, ненужных строительных конструкций и прочих объектов. Проведение буровзрывных работ
РО 8.1. Планировать ведение горных работ и оформлять техническую документацию.
РО 8.2. Организовывать и контролировать ведение горных работ на участке.
РО 8.3. Организовывать и контролировать ведение буровых и взрывных работ на участке.
РО 8.4. Обеспечивать выполнение плановых показателей.
К 5, К 13.
13
ПМ 9. Организация деятельности персонала производственного подразделения
Составления карты технологического процесса и другой технологической документации. Основные принципы выбора технологических процессов разработки месторождения; организацию работ на уступе и особенности составления технологической документации отработки. Разработка документация на ведение вскрышных, добычных, буровзрывных и отвальных работ.Основные показатели деятельности предприятия; различать формы организации производственного процесса; рассчитывать нормирование работ; соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
РО 9.1. Организовывать и планировать работу по управлению персоналом на производственном участке.
РО 9.2. Организовывать работу транспорта.
РО 9.3. Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.
К 5, К 14.
14
ПМ 10. Контроль безопасности ведения горных, буровых и взрывных работ
Организация и осуществление производственного контроля за соблюдением безопасности ведения горных работ открытым способом. Едины правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. Возможные экологические последствия открытых горных работа и их влияние на окружающую среду. Безопасность при ведении очистных работ. Роль технологии ведения горных работ, их механизации и организации в обеспечении ТБ. Безопасность работ при управлении добычными, проходческими и буровыми машинами, рельсового, конвейерного, пневмоколесного, гусеничного, монокатного и монорельсового транспорта. Правила технической эксплуатации автомобильного транспорта. Меры безопасности при взрывных работах. Единые правила безопасности при ведении взрывных работ. Меры безопасности при работе с электрооборудованием. Требования к электрооборудованию, электроинструменту и освещению, используемым в условиях повышенной опасности поражения током. Меры безопасности при складировании породы, организации складов и бункеров, работы подвесных канатных дорог, стационарных компрессорных установок, насосных станций и т.п.
РО 10.1. Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных, буровых и взрывных работ.
РО 10.2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
РО 10.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
РО 10.4. Организовывать и осуществлять производственный контроль соблюдения требований промышленной безопасности на участке.
К 5, К 15.
3.2. Сводная таблица, отражающая объем освоенных кредитов/часов в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы
Курс
Наименование модуля (дисциплины) и видов учебной деятельности
Объем времени
Семестр
Форма итогового контроля*
Кредитов
Часов
1
БМ 1. Развитие и совершенствование физических качеств
10
240
1-6
э
2
БМ 2. Применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий
2
48
1-4
3
3
БМ 3. Применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства
4
96
2-4
3
4
БМ 4. Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе
4
96
4-6
3
5
ПМ 1. Горно-капитальные работы
10
240
3
Э
6
ПМ 2. Управление экскаватором в процессе работы
14
336
3
Э
7
ПМ 3. Техническое обслуживание экскаватора
12
288
4
Э
8
ПМ 4. Ремонт, монтаж и демонтаж экскаватора
14
336
4
Э
9
ПМ 5. Прокладка дороги на пути продвижения спецтехники
18
432
5
э
10
ПМ 6. Подготовительные работы к выемке полезного ископаемого
14
336
5
э
11
ПМ 7. Распределение потока пульпы и регулирование уровня водосливных колодцев
18
432
6
э
12
ПМ 8. Технологические процессы горных, буровых и взрывных работ
16
384
7
э
13
ПМ 9. Организация деятельности персонала производственного подразделения
16
384
7
э
14
ПМ 10. Контроль безопасности ведения горных, буровых и взрывных работ