Обобщение опыта работы. Статья. Гражданско-патриотическое воспитание в школе.
Обобщение опыта работы. Статья. Гражданско-патриотическое воспитание в школе.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ».
Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов. Но реализовать гражданско-патриотическое воспитание нельзя без знаний форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы. Статья. Гражданско-патриотическое воспитание в школе. »
гражданско-патриотическое воспитание в школе
Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Так как изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию, то приоритетными, конечно же, являются мероприятия гражданско-патриотической направленности.
Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.
В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания.
У каждого педагога есть своя методическая копилка, материал который он использует не только на уроках, но и во внеклассной работе. Наполняя её интересным содержанием, учитель увлекает детей познавательной деятельностью, открывающей детям окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий. Немаловажно то, что в познавательной деятельности формируется понимание ценности знания, значимой для общества и для отдельной личности.
Поэтому одним из направлений в своей работе по формированию и развитию патриотических чувств у подрастающего поколения я выбрала подготовку и выступления агитбригад.
Детская агитка - это такой «театр представления», когда актеры на сцене могут говорить и за героя, и за автора, а в определённый момент разбить монолог на десятерых. Это когда сценарий составлен из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе не обязательно должны быть связаны между собой логикой действия.
Для обучающихся «Школьная агитка»- это сплоченная команда инициативных ребят, занимающих активную жизненную позицию.
Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма — он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.
Поэтому тематическое содержание школьных агитбригад включает в себя изучение темы «Страницы истории Отечества», позволяющей обучающимся узнать о ярких событиях, выдающихся личностях родной истории, познакомиться с примерами благородного служения Отечеству; в канун праздника 23 февраля, с мальчишками - будущими защитниками нашей Родины, которым предстоит служба в армии, мы говорим о гражданском долге, общественных интересах.
Но для того, чтобы выступление агитбригады состоялось, её участники проводят важную поисковую работу по сбору необходимой информации, фотоматериалов, фотодокументов, по изучению и знакомству с различными историческими источниками. Для этого также организуются тематические экскурсии, встречи, беседы.
Историческое сознание, историческая память — важнейшие составляющие духовной культуры. И, говоря о них, живым примером, конечно же, служат выступления ветеранов Великой Отечественной войны и других войн на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей.
Итогами поисковой деятельности учащихся являются фотоальбомы, презентации о ветеранах ВОВ нашего города (материалы хранятся в школьном музее) и выступление агитбригады, цель которой - воспитание чувства национальной гордости и любви к своей Родине, расширение и углубление знаний о героях родного края, об их судьбах.
Работа с агитбригадой всегда определяет конкретную цель - воспитание у подрастающего поколения важнейших морально-психологических качеств, необходимых как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.
Поэтому рассматривая патриотизм, необходимо остановится и на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина».
В патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),
уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),
возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),
возможности детей получить тепло, ласку, быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (и со стороны любящей матери).
Главную роль в воспитании детей играет семья.
И какими бы прекрасными ни были наши детские учреждения (школьные или дошкольные), самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших детей, являются мать и отец.
Работа над подготовкой очередного сценария «Семья – это то, что с тобою всегда!» определялась целью укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей, укрепления семейных связей и традиций, воспитания и уважения к старшему поколению.
Для подготовки презентации, сопровождающей выступление агитбригады, была проведена большая поисковая работа: поиск, сбор и сканирование фотографий учащихся из семейных альбомов, фотографий педагогов; знакомство с пословицами и поговорками о семье, подбор стихов, песен и музыкальных композиций по данной тематике. Проведение такой работы уже решает конкретные задачи:
возрождение интереса детей к традициям, истории своей семьи, семейным корням;
воспитание положительных нравственных качеств у наших детей на основе семейных, школьных традиций;
формирование у подрастающего поколения высокого уровня народно-ценностных отношений.
Труд - тоже социальное явление, это проявление заботы людей друг о друге.
Знакомство с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.
Целью работы над очередным сценарием «Шефы разные нужны, их профессии важны!» послужило желание ребят принять участие в фестивале профессий детского и юношеского творчества.
Подготовка началась с экскурсии к шефам на фабрику, где работают родители обучающихся.
Знакомство ребят с профессиями, с их существенными сторонами, основными требованиями профессии к человеку, основными орудиями труда во время экскурсии – это был лишь первый шаг.
Осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире, совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей – всё это послужило для ребят примером воспитательной цели.
В данном случае также решался ряд важных задач:
формирование положительного отношения к труду, постоянному творческому росту;
развитие познавательного интереса о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий;
ориентации их в профессиональной деятельности взрослых;
воспитание человека культурного и образованного, способного принимать самостоятельные решения, адаптироваться к окружающей действительности.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Государство осознало, что эта тема очень важна.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.
В школе на базе среднего и старшего звена создана школьная дружина юных пожарных (далее ДЮП) и деятельность её многопланова.
В течение нескольких лет школьная ДЮП организует и проводит профилактическую работу в классах и школе по обучению детей мерам пожарной безопасности, способствуют формированию умений и навыков пожарной безопасности, выпускает стенгазеты, боевые листы и участвует в различных конкурсах и соревнованиях.
Осознание важности порученного поднимает ребят в своих глазах, способствует росту самооценки. Растет также их творческая активность. Кроме этого ребята ежегодно выступают в конкурсах на лучшую ДЮП, где проходит презентация дружин в виде выступлений агитбригад, где они демонстрируют множество полезных навыков и умений: выносливость, хорошую реакцию, умение вовремя выбрать верный алгоритм действий, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность и т.п.
Работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения и носит определённую цель: привитие основных знаний, умений и навыков по пожарной безопасности и создание благоприятных возможностей для творческой реализации учащихся. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы будущего мировоззрения и поведенческие нормы человека. Данная цель также решает ряд важных задач:
пропаганда противопожарных знаний среди несовершеннолетних;
формирование и воспитание активной гражданской позиции в области пожарной безопасности;
формирование и закрепление навыков грамотного поведения в условиях пожара или угрозы его возникновения;
воспитание уважения к профессиям спасателя, пожарного (профориентация);
углубление знаний о героях родного края, об исторических фактах, событиях;
развитие умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности.
В процессе подготовительных работ над сценарием и вовремя выступлений, дети постепенно осознают свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. И вершиной детского осознания, конечно же, является осознание себя гражданином страны.
На основании вышеизложенного хочу сказать, что патриотическое воспитание учащихся весьма плодотворно осуществляется во внеклассной работе в форме тематических подготовки и выступлений школьных агитбригад, цель которых:
прививать учащимся любовь к Родине,
приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу;
формировать основы национального самосознания.
Достижение этой цели решает основные задачи гражданско-патриотической направленности:
изучение истории своего края;
воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
Считаю, что выбор оптимальных методов и форм организации воспитательных мероприятий, помогает в формировании и воспитании внутреннего мира ребёнка, даёт возможность нам – педагогам влиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Используемая литература
Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.
Барто А. Сборник стихов «Я с войны» - для детей.
Бесова М.А. Сценарии праздников. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников М.: Просвещение, 1975.
Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России. // Проблемы воспитания патриотизма. Вологда: ВИРО, 2004.
Кадашников Степан. Стихи о войне и про войну. 2009. http://kadashnikov.ru/
Кустова Нина /Составитель. Эхо войны. Сборник стихов о Великой Отечественной войне. 2009.
Методический и практический журнал «Воспитание и обучение» №6,200.
Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2,2003.
Стрельников В. Исторический опыт патритического воспитания. // ОБЖ № 1, 2006.