kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы. Статья. Гражданско-патриотическое воспитание в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов. Но реализовать гражданско-патриотическое воспитание нельзя без знаний форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы. Статья. Гражданско-патриотическое воспитание в школе. »

гражданско-патриотическое воспитание в школе


Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Так как изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию, то приоритетными, конечно же, являются мероприятия гражданско-патриотической направленности.

Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.

В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания.

У каждого педагога есть своя методическая копилка, материал который он использует не только на уроках, но и во внеклассной работе. Наполняя её интересным содержанием, учитель увлекает детей познавательной деятельностью, открывающей детям окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий. Немаловажно то, что в познавательной деятельности формируется понимание ценности знания, значимой для общества и для отдельной личности.

Поэтому одним из направлений в своей работе по формированию и развитию патриотических чувств у подрастающего поколения я выбрала подготовку и выступления агитбригад.

Детская агитка - это такой «театр представления», когда актеры на сцене могут говорить и за героя, и за автора, а в определённый момент разбить монолог на десятерых. Это когда сценарий составлен из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе не обязательно должны быть связаны между собой логикой действия.

Для обучающихся «Школьная агитка» - это сплоченная команда инициативных ребят, занимающих активную жизненную позицию.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма — он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.

Поэтому тематическое содержание школьных агитбригад включает в себя изучение темы «Страницы истории Отечества», позволяющей обучающимся узнать о ярких событиях, выдающихся личностях родной истории, познакомиться с примерами благородного служения Отечеству; в канун праздника 23 февраля, с мальчишками - будущими защитниками нашей Родины, которым предстоит служба в армии, мы говорим о гражданском долге, общественных интересах.

Но для того, чтобы выступление агитбригады состоялось, её участники проводят важную поисковую работу по сбору необходимой информации, фотоматериалов, фотодокументов, по изучению и знакомству с различными историческими источниками. Для этого также организуются тематические экскурсии, встречи, беседы.


Историческое сознание, историческая память — важнейшие составляющие духовной культуры. И, говоря о них, живым примером, конечно же, служат выступления ветеранов Великой Отечественной войны и других войн на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей.

Итогами поисковой деятельности учащихся являются фотоальбомы, презентации о ветеранах ВОВ нашего города (материалы хранятся в школьном музее) и выступление агитбригады, цель которой - воспитание чувства национальной гордости и любви к своей Родине, расширение и углубление знаний о героях родного края, об их судьбах.

Работа с агитбригадой всегда определяет конкретную цель - воспитание у подрастающего поколения важнейших морально-психологических качеств, необходимых как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.

Поэтому рассматривая патриотизм, необходимо остановится и на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина».

В патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

  • благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),

  • уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),

  • возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),

  • возможности детей получить тепло, ласку, быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (и со стороны любящей матери).

Главную роль в воспитании детей играет семья.

И какими бы прекрасными ни были наши детские учреждения (школьные или дошкольные), самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших детей, являются мать и отец.

Работа над подготовкой очередного сценария «Семья – это то, что с тобою всегда!» определялась целью укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей, укрепления семейных связей и традиций, воспитания и уважения к старшему поколению.

Для подготовки презентации, сопровождающей выступление агитбригады, была проведена большая поисковая работа: поиск, сбор и сканирование фотографий учащихся из семейных альбомов, фотографий педагогов; знакомство с пословицами и поговорками о семье, подбор стихов, песен и музыкальных композиций по данной тематике. Проведение такой работы уже решает конкретные задачи:

  • возрождение интереса детей к традициям, истории своей семьи, семейным корням;

  • воспитание положительных нравственных качеств у наших детей на основе семейных, школьных традиций;

  • формирование у подрастающего поколения высокого уровня народно-ценностных отношений.

Труд - тоже социальное явление, это проявление заботы людей друг о друге.

Знакомство с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.

Целью работы над очередным сценарием «Шефы разные нужны, их профессии важны!» послужило желание ребят принять участие в фестивале профессий детского и юношеского творчества.

Подготовка началась с экскурсии к шефам на фабрику, где работают родители обучающихся.

Знакомство ребят с профессиями, с их существенными сторонами, основными требованиями профессии к человеку, основными орудиями труда во время экскурсии – это был лишь первый шаг.

Осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире, совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей – всё это послужило для ребят примером воспитательной цели.

В данном случае также решался ряд важных задач:

  • формирование положительного отношения к труду, постоянному творческому росту;

  • развитие познавательного интереса о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий;

  • ориентации их в профессиональной деятельности взрослых;

  • воспитание человека культурного и образованного, способного принимать самостоятельные решения, адаптироваться к окружающей действительности.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Государство осознало, что эта тема очень важна.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

В школе на базе среднего и старшего звена создана школьная дружина юных пожарных (далее ДЮП) и деятельность её многопланова.

В течение нескольких лет школьная ДЮП организует и проводит профилактическую работу в классах и школе по обучению детей мерам пожарной безопасности, способствуют формированию умений и навыков пожарной безопасности, выпускает стенгазеты, боевые листы и участвует в различных конкурсах и соревнованиях.

Осознание важности порученного поднимает ребят в своих глазах, способствует росту самооценки. Растет также их творческая активность. Кроме этого ребята ежегодно выступают в конкурсах на лучшую ДЮП, где проходит презентация дружин в виде выступлений агитбригад, где они демонстрируют множество полезных навыков и умений: выносливость, хорошую реакцию, умение вовремя выбрать верный алгоритм действий, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность и т.п.

Работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения и носит определённую цель: привитие основных знаний, умений и навыков по пожарной безопасности и создание благоприятных возможностей для творческой реализации учащихся. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы будущего мировоззрения и поведенческие нормы человека. Данная цель также решает ряд важных задач:

  1. пропаганда противопожарных знаний среди несовершеннолетних;

  2. формирование и воспитание активной гражданской позиции в области пожарной безопасности;

  3. формирование и закрепление навыков грамотного поведения в условиях пожара или угрозы его возникновения;

  4. воспитание уважения к профессиям спасателя, пожарного (профориентация);

  5. углубление знаний о героях родного края, об исторических фактах, событиях;

  6. развитие умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности.


В процессе подготовительных работ над сценарием и вовремя выступлений, дети постепенно осознают свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. И вершиной детского осознания, конечно же, является осознание себя гражданином страны.

На основании вышеизложенного хочу сказать, что патриотическое воспитание учащихся весьма плодотворно осуществляется во внеклассной работе в форме тематических подготовки и выступлений школьных агитбригад, цель которых:

  • прививать учащимся любовь к Родине,

  • приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу;

  • формировать основы национального самосознания.


Достижение этой цели решает основные задачи гражданско-патриотической направленности:

  • изучение истории своего края;

  • воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

  • развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

  • создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.


Считаю, что выбор оптимальных методов и форм организации воспитательных мероприятий, помогает в формировании и воспитании внутреннего мира ребёнка, даёт возможность нам – педагогам влиять на становление будущих граждан, патриотов России.







Используемая литература



  1. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.

  2. Барто А. Сборник стихов «Я с войны» - для детей.

  3. Бесова М.А. Сценарии праздников. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.

  4. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников М.: Просвещение, 1975.

  5. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России. // Проблемы воспитания патриотизма. Вологда: ВИРО, 2004.

  6. Кадашников Степан. Стихи о войне и про войну. 2009. http://kadashnikov.ru/

  7. Кустова Нина /Составитель. Эхо войны. Сборник стихов о Великой Отечественной войне. 2009.

  8. Методический и практический журнал «Воспитание и обучение» №6,200.

  9. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2,2003.

  10. Стрельников В. Исторический опыт патритического воспитания. // ОБЖ № 1, 2006.

  11. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. // ОБЖ № 8, 2005.

  12. Харитонова Л.В., Ганина Ю.О.. Ваш подвиг в сердце сохраним: сборник стихов и песен о Великой Отечественной войне. Мончегорск: МУ ЦБС, 2010.

  13. Хромов Н.А. Основы военной службы. // ОБЖ, № 8, 2005.

  14. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. // ОБЖ № 11,2006.

  15. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. // ОБЖ, № 8, 2005.





7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение опыта работы. Статья. Гражданско-патриотическое воспитание в школе.

Автор: Перевертайло Елена Аркадьевна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 211011


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства