kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Нравственное воспитание дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственное воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которого нужно в раннем детстве. Выдающиеся педагоги, психологи поднимали, обсуждали проблемы нравственности, начиная с 2-х летнего возраста малыша! Малыш, едва научившись говорить, учится сопереживать, благодарить, быть чутким и добрым, уважительно относиться к своим товарищам, ближнему окружению. В дошкольном детстве, как известно, ведущим видом деятельности, является игра

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Нравственное воспитание дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».»

«Нравственное воспитание дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».

Нравственное воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которого нужно в раннем детстве. Выдающиеся педагоги, психологи поднимали, обсуждали проблемы нравственности, начиная с 2-х летнего возраста малыша! Малыш, едва научившись говорить, учится сопереживать, благодарить, быть чутким и добрым, уважительно относиться к своим товарищам, ближнему окружению. В дошкольном детстве, как известно, ведущим видом деятельности, является игра. И уже в младшем дошкольном возрасте, мы, взрослые ставим перед крохами 2х-4 лет следующие задачи:

  1. Учить устанавливать контакт с товарищами по игре, считаться с интересами, желаниями других детей, оказывать помощь.

  2. Упражнять в хороших поступках, желании слушаться, уважительно относиться к окружающим (воспитателям, няне).

  3. Воспитывать умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой; играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки в игре.

  4. Учить соблюдать элементарные правила в дидактических и подвижных играх (терпеливо ожидать свою очередь).

  5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям (отзывчивость, просьбу, чувство сопереживания, желание делать что-то хорошее).

В каждом возрастном этапе продолжается ранее начатая работа по нравственному воспитанию, и ставятся новые задачи. Так, в средней группе (в 4-5ти летнем возрасте) мы должны:

  1. Воспитывать привычку всегда говорить правду.

2)Формировать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (вежливое, внимательное отношение к взрослым, дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, проявлять заботу о маленьких).

В старшем дошкольном возрасте, грамотно построенное общение, взаимодействие между педагогом и детьми приводит к внушительным переменам в них, как личностях. Здесь важно ставить более сложные для данного возраста детей, задачи. Как то:

  1. Формировать навыки и привычки культурного и организованного поведения.

  2. Формировать активность и самостоятельность в поиске решения, выхода из сложной ситуации, в достижении цели.

Из всего выше изложенного видно, что в игре - как основном ведущем виде деятельности, закладываются первоосновы нравственного поведения и, возможно, создаются предпосылки для гармоничного развития личности.

  Но только ли в игре, через принятие на себя различных ролей, можно утверждать, что нравственность (чувства, эмоции, организованное поведение) ни в каких других видах деятельности невозможно?

  На этот вопрос, я четко могу ответить: « Помимо детской игры, развитие нравственности происходит и путем чтения художественной литературы!»

  Вот эксперимент, который был проведен мной с детьми подготовительной к школе группы: Я, как экспериментатор, задавала интересующие меня вопросы наедине детям, чтобы они не смогли « подслушать» ответы своих товарищей. От детей ожидала развернутых, четких ответов.

  Вот тот перечень задаваемых  детям вопросов:

  1. Кто такой добрый человек?

  2. Ты вежливый (ая)? Что такое вежливость?

  3. Воспитанный человек - он какой?

  4. Отзывчивость – это хорошее качество? Ты отзывчив (а)?

  5. Можно ли тебя назвать вежливым человеком?

  6. Можешь ли ты быть справедливым? Что такое справедливость?

  7. Взаимопомощь, взаимовыручка – важны для тебя? Что это?

  8. Заботливый «сын», «дочь»- какие они?

  9. Можно ли назвать тебя внимательным?

  10. Что такое сочувствие? Ты можешь сопереживать чужому горю?

Ответы, даваемые детьми:

  1. « Добрый человек – это хороший, красивый, ласковый человек».

  2. « Вежливость – это, когда знают вежливые слова – «спасибо», «пожалуйста».

  3. Воспитанный человек – никогда не дерется, всегда здоровается, не знает плохих слов».

  4. « Отзывчивость – когда другу плохо, ему нужно прийти на помощь».

  5. «Я вежливый (ая). Всегда здороваюсь, когда прихожу в детский сад, прощаюсь!»

(Вообще – там, где требовалось дать ответ, относительно себя – были исключительно утвердительные ответы!)

  1. « Справедливость – это честность!» (коротко и ясно).

  2. « Надо всегда помогать старшим, они ведь старенькие уже!»

  3. На данный вопрос был дан следующий ответ практически у всех испытуемых детей:

«Заботливый – это, когда мама  о нас заботится!»

  1. «Внимательный человек всегда на все обращает внимание!»

  2. «Сочувствие – это, когда жалко кого-то….» (примеры детей о жестоком обращении с животными).

В разные отрезки времени, кроме данного опроса, мной была проведена беседа на тему: «Морально – нравственные качества», где в первую очередь мной давалась некоторая информация познавательного характера, и, в свою очередь, я хотела выяснить «познания» детей относительно «долга» (родительский долг, долг детей перед своими родителями, гражданский долг).

Итак, как объясняют дети – что такое «долг».

  1. Родительский долг. (Все дети ответили быстро). «Родительский долг – это взрослые родили ребенка и растят его, кормят, водят в детский сад, потом в школу!»

  2. «Долг детей перед родителями – это когда дети должны звонить, приезжать к ним на выходные».

  3. Гражданский долг (пояснение со стороны воспитателя). Проявляется, например, в служении мужчин в армии. Один, находчивый и сообразительный воспитанник задал мне следующий вопрос: « А есть какие-нибудь способы, чтобы не идти туда служить?!» (было и смешно и неожиданно одновременно услышать это от ребенка!)

Как было заявлено выше – развитие, формирование нравственных качеств происходит путем прочтения, бесед по прочитанному, выявления истины в художественных произведениях любого жанра.

Так, детям предлагалось – вспомнить и назвать сказки, рассказы, любые произведения, где бы говорилось о: добре и зле, чуткости, понимании; сострадании и сопереживании. И дети показывали неплохие результаты, называя следующие произведения и качества героя. Например:

  1. С.Я.Маршак «Пожар» (смелость, отважность, трудолюбие, доброжелательность).

  2. С.Аксаков «Аленький цветочек» (доброжелательность, чуткость, формирование представлений о добре и зле).

  3. К.И.Чуковский «Айболит» (сочувствие, доброжелательность, желание прийти на помощь).

  4. Русская - народная сказка «Снегурочка» (сопереживание, сострадание).

  5. Русская – народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (формирование представлений о добре и зле).

Хотелось бы уже подвести некоторый итог, относительно вышесказанного: итак, работа по формированию нравственных качеств на разных возрастных этапах дошкольного детства в образовательных дошкольных учреждениях ведется планомерно, путем постановки и реализации задач. Важно подчеркнуть, что дети демонстрируют неплохие знания. Общую осведомленность, но, нужно признать, что все же уровень достигнутых детьми знаний, не находит в полной мере отражения на практике. Дети в определенных ситуациях (из наблюдений) не применяют и не выражают чувства. Эмоции, как того хотелось бы. Остается верить в то, что весь багаж знаний, некий опыт общения, взаимодействия, полученный в дошкольном детстве, не будет забыт. И в будущем найдет отражение в своей уже взрослой жизни.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Миус Юлия Александровна

Дата: 16.01.2025

Номер свидетельства: 663617


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства