kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Новые методы обучения, используемые для развития творческих способностей обучающихся на занятиях декоративно-прикладной направленности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия декоративно-прикладного творчества способствуют развитию индивидуальных способностей обучающихся. Для более эффективного развития способностей необходимо применение различных методов обучения и развития. Данная методическая разработка предлагает новые методы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Новые методы обучения, используемые для развития творческих способностей обучающихся на занятиях декоративно-прикладной направленности"»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы

г. Маркс Саратовской области












«Новые методы обучения, используемые для развития творческих способностей обучающихся

на занятиях декоративно-прикладной направленности».













Составитель:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Гриценко Галина Анатольевна















Новых методов обучения, используемые для развития

творческих способностей обучающихся

на занятиях декоративно-прикладной направленности.

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач дополнительного образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в отношении к возникающим жизненным ситуациям, в стремлении избежать традиционных решений, в выдвижении нестандартных идей, в удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.

Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.

Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению реализуются не только школой, но и учреждениями дополнительного образования детей, имеющих богатый опыт работы в нашей стране и призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребенка. Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

Новые социально-экономические условия жизни вызывают необходимость теоретических исследований по определению условий, содержания и методов работы с детьми в системе дополнительного образования. Особую актуальность приобрела проблема развития творческих способностей в условиях постоянно изменяющегося мира, в решении которой дополнительное образование обладает большими резервами.

Формированию художественно-эстетических и морально-нравственных качеств способствует приобщение обучающихся к народной художественной культуре посредством включения в активную творческую деятельность. Очевидно, что существенное значение в осуществлении единства эстетического и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия декоративно-прикладным искусством. Специфической педагогической особенностью декоративно-прикладного искусства является то, что обучающийся стоит перед необходимостью проявлять индивидуальное творчество. Такой вид деятельности обладает высокими воспитательными возможностями, позволяющими накапливать положительный опыт эстетического отношения к действительности. Следует отметить, что декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой деятельности, одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров и формированием эстетического вкуса позволяет:

- вооружать обучающихся научно-техническими знаниями;

- развивать у обучающихся трудовые навыки и умения;

- вести психологическую и практическую подготовку обучающихся к труду, к выбору профессии, путем включения их в увлекательный процесс создания собственных произведений.

Для более эффективного и плодотворного решения целей и задач, которые перед собой ставит педагог в процессе своей педагогической деятельности, необходимо постоянно совершенствовать, развивать и использовать новые методы и средства обучения, но при этом учитывать их преимущества и недостатки.

Современное развитие образования и воспитания детей требует изменений методов и средств обучения. В настоящее время можно выделить методы, которые появились относительно недавно и активное внедрение которых в педагогический процесс только начинает осуществляться. Если говорить о традиционной образовательной системе, то в соответствующих ей учреждениях современные методы обучения можно встретить крайне редко, но что касается частных школ, тренинг-центров и других подобных организаций, то в их деятельности новые методики появляются всё чаще.

О том, почему этим методам приписывают большую эффективность, нежели традиционным методам, мы узнаем далее в процессе ознакомления с этими методами и средствами. Но кроме преимуществ, хочется упомянуть и об основных недостатках инновационных методов, на которые следует обратить не меньшее внимание.

Для начала отметим, что современные методы обучения, в отличие от традиционных, характеризуются несколько иными признаки, а именно:

  • Современные методы обучения уже в процессе разработки адаптируются под особый педагогический замысел. В основе разработки лежит конкретный методологический и философский взгляд автора.

  • Технологическая последовательность действий, операций и взаимодействий базируется на целевых установках, представляющих собой чёткий ожидаемый результат.

  • Реализация методов предполагает связанную деятельность педагогов и обучающихся, которая имеет договорную основу и в которой учитываются принципы дифференциации и индивидуализации, а также оптимальное использование человеческого и технического потенциала. Обязательными составляющими должно быть общение и диалоги

  • Педагогические методы планируются поэтапно, а воплощаются последовательно. Кроме того, они должны быть выполнимы любым педагогом, но гарантировать достижение поставленной цели каждым обучающимся.

  • Непременной составляющей методов являются процедуры по диагностике, которые содержат в себе необходимые для измерения результатов деятельности обучающихся инструменты, показатели и критерии

Современные методы обучения во многих случаях могут не обладать психолого-педагогическим обоснованием, по причине чего классифицировать их каким-то единым образом довольно сложно. Но это не мешает, не только применять их в учебной деятельности, но и не оказывает никакого существенного воздействия на успешность этого применения.

Современные методы обучения.

Среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить:

  1. Лекция.

  2. Семинар.

  3. Тренинг.

  4. Модульное обучение.

  5. Дистанционное обучение.

  6. Ценностная ориентировка.

  7. Кейс-стади.

  8. Коучинг.

  9. Ролевые игры.

  10. Деловая игра.

  11. Действие по образцу.

  12. Креативные группы.

  13. Разбор «завалов».

  14. Работа в парах.

  15. Метод рефлексии.

  16. Метод ротаций.

  17. Метод «Лидер-ведомый».

  18. Метод «Летучка».

  19. Мифологемы.

  20. Обмен опытом.

  21. Мозговой штурм.

  22. Тематические обсуждения.

  23. Консалтинг.

  24. Участие в официальных мероприятиях.

  1. Лекция (формирование новых знаний).

Лекция является устной формой передачи информации, в процессе которой применяются средства наглядности.

Преимущества лекции состоят в том, что обучающиеся ориентируются в больших массивах информации, на занятиях присутствует, как правило, большое количество обучающихся, а педагог может легко осуществлять контроль над содержанием и последовательностью своего изложения.

К недостаткам лекции можно отнести то, что отсутствует обратная связь от обучающихся, нет возможности учесть их изначальный уровень знаний и навыков, а занятия жёстко зависят от расписаний и графиков.

  1. Семинар.

Семинар представляет собой совместное обсуждение педагогом и обучающимися изучаемых вопросов и поиск путей решения определённых задач.

Преимущества семинара заключаются в возможности учитывать и контролировать педагогом уровень знаний и навыков обучающихся, устанавливать связь между темой семинара и имеющимся у обучающихся опытом.

Недостатками семинара считаются небольшое количество обучающихся на занятии и требование к наличию у педагога высоких коммуникативных навыков.


3.Тренинг.

Тренинг – это такой метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение.

Преимущества тренинга состоят в возможности изучить проблему с разных точек зрения и уловить её тонкости и нюансы, подготовить обучающихся к действиям в жизненных ситуациях, а также повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат.

Главным и основным недостатком тренинга является то, что по его окончании обучающиеся должны сопровождаться и получать поддержку, иначе приобретённые навыки и умения будут утрачены.

4. Модульное обучение.

Модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей предполагает свои цели и методы подачи информации.

Положительные характеристики метода модульного обучения заключаются в его избирательности, гибкости и возможности перестановки его слагающих – модулей.

Отрицательные стороны состоят в том, что учебный материал может быть усвоен разрозненно и станет нецелостным. Также может потеряться логическая связь информационных модулей, вследствие чего знания будут фрагментированными.

5. Дистанционное обучение.

Под дистанционным обучением понимается применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать обучающихся, находясь от них на большом расстоянии.

Положительными характеристиками метода являются возможность вовлечения большого числа обучающихся, возможность обучения на дому, возможность выбора обучающимися наиболее подходящего времени для занятий и возможность переносить результаты процесса обучения на различные электронные носители.

Недостатками здесь можно назвать высокие требования к технической оснащённости педагогического процесса, отсутствие визуального контакта педагога и обучающегося и, как следствие, пониженную мотивацию со стороны последнего.

6. Ценностная ориентировка.

Метод ценностной ориентировки служит для привития ценностей обучающимся и ознакомления их с социальными и культурными традициями и правилами. Обычно в процессе работы используются и инструменты, отражающие эти правила и традиции.

Положительные характеристики ценностной ориентировки – это её содействие адаптации обучающихся к условиям реальной жизни и требованиям общества или деятельности.

Слабый момент метода выражается в том, что обучающийся, если педагог приукрасил какие-либо моменты, может разочароваться в полученной информации, когда столкнётся с действительным положением вещей.

7. Кейс-стади.

Метод кейс-стади (или метод разбора конкретных ситуаций) основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой обучающимися области знаний и деятельности.

С положительной стороны этот метод отличается тем, что можно организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у обучающихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию.

Осложняется же метод высокими требованиями к организации обсуждения (в противном случае на анализ исследуемой ситуации может потребоваться существенно больше времени); все участники должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация, а для достижения поставленных педагогических целей педагог должен обладать высокой квалификацией.

8. Коучинг.

Коучинг (в более обычной для нас форме – наставничество) представляет собой индивидуальное или коллективное управление педагогов или более опытных обучающихся менее опытными, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме.

Процесс коучинга полезен тем, что введение обучающихся в исследуемую область осуществляется с максимальной отдачей, повышается их мотивация, развивается познавательный интерес, формируются уникальные навыки и умения.

Но у метода наставничества есть один осложняющий его момент – процесс подбора педагогов требует, чтобы они обладали максимально высокими коммуникативными, личностными и профессиональными навыками и качествами.

9. Ролевые игры.

Смысл ролевых игр – это выполнение обучающимися установленных ролей в условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы или предмета.

Ролевые игры усиливают рефлексию обучающихся, улучшают их понимание мотивов действий других людей, снижают количество распространённых ошибок, совершаемых в реальных ситуациях.

Однако ролевые игры не способны раскрыть глубинные мотивы, побуждающие людей принимать решения в жизни и профессиональной деятельности.



10. Деловая игра.

Суть метода деловой игры состоит в моделировании всевозможных ситуаций или особенностей сторон той деятельности, которая относится к изучаемой теме или дисциплине.

Деловые игры отличаются тем, что дают возможность провести всеобъемлющее изучение проблемы, подготовить способы её решения и применить их. Благодаря деловым играм существенно сокращается количество ошибок, совершаемых в реальной жизни.

Недостатками метода можно назвать необходимость обязательно создавать сценарий игры, требование к самой высокой квалификации педагога касаемо относящихся к ситуации проблем и необходимость обладания высокими навыками коммуникации.

11. Действие по образцу.

Суть метода сводится к демонстрации поведенческой модели, которая и является примером для поведения, выполнения заданий и подражания в осваиваемой области. После ознакомления с моделью обучающиеся отрабатывают её на практике.

Действие по образцу интересно тем, что соответствует конкретным ситуациям в рамках исследуемой темы, а также учитывает индивидуальные характеристики обучающихся.

Но нужно помнить о том, что в процессе применения метода на деятельность обучающихся могут повлиять отрицательные установки, связанные с личностью педагога, но не связанные с содержательной частью метода.

12. Креативные группы.

Креативные группы состоят, преимущественно, из педагогов – специалистов по различным дисциплинам, и занимаются разработкой методов улучшения педагогического процесса, направленного на обучение какой-либо дисциплине. Нередко и сами обучающиеся формируются в креативную группу для поиска способов решения поставленных задач и проблем.

Преимущества креативных групп заключаются в предоставлении обучающимся возможности работать самостоятельно и вырабатывать навыки принятия решений.

Но недостатком можно считать то, что если лидер группы принял неверное решение, это может вызвать отрицательную реакцию со стороны остальных членов группы или привести к снижению продуктивности.

13. Разбор «завалов».

Метод разбора «завалов» заключается в моделировании ситуаций, которые часто возникают в реальной жизни и отличаются большим объёмом работ, а также в выработке наиболее эффективных способов решения задач, обусловленных такими ситуациями.

С положительной стороны представленный метод отличает высокая мотивация обучающихся, их активное участие в процессе решения проблем и воздействие, развивающее аналитические способности и системность мышления.

Недостатком можно назвать то, что обучающиеся должны обладать хотя бы базовыми навыками и умениями, позволяющими решать поставленные задачи.

14. Работа в парах.

Исходя из требований метода парной работы, один обучающийся составляет пару с другим, тем самым гарантируя получение обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения новой деятельности. Как правило, обе стороны обладают равноценными правами.

Работа в парах хороша тем, что позволяет обучающемуся получить объективную оценку своей деятельности и прийти к пониманию своих недостатков. Кроме того, развиваются навыки коммуникации.

Недостаток заключается в возможности затруднений в связи с личностной несовместимостью партнёров.



15. Метод рефлексии.

Метод рефлексии предполагает создание необходимых условий самостоятельного осмысления материала обучающимися и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению изучаемому материалу. Педагогический процесс производится посредством выполнения обучающимися заданий с систематической проверкой результатов их деятельности, во время которой отмечаются ошибки, трудности и наиболее успешные решения.

Плюсы рефлексивного метода заключаются в том, что у обучающихся развивается навык самостоятельного принятия решений и самостоятельной работы, оттачивается мастерство планирования и достижения целей, повышается чувство ответственности за свои действия.

Но есть и минусы - сфера деятельности обучающихся, представляющая собой проблематику изучаемой ими темы или дисциплины, ограничена, а получение и оттачивание происходит исключительно опытным путём, т.е. посредством проб и ошибок.

16. Метод ротаций.

Метод ротаций состоит в закреплении за обучающимися в процессе занятия разных ролей, благодаря чему они могут получить разносторонний опыт.

Плюсы метода заключаются в том, что он благоприятно отражается на мотивации обучающихся, способствует преодолению негативных эффектов рутиной деятельности и расширению кругозора и круга общения.

Из минусов можно назвать повышенное напряжение обучающихся в тех случаях, когда к ним предъявляются новые и незнакомые требования.

17. Метод «Лидер-ведомый».

Согласно этому методу, один обучающийся (или группа) присоединяется к более опытному обучающемуся (или группе) для того чтобы овладеть незнакомыми умениями и навыками.

Преимущества метода состоят в его простоте, более быстрой адаптации обучающихся к новой деятельности и оттачивании коммуникативного навыка.

Сложность состоит в том, что обучающийся не всегда способен осознать глубинные психологические причины принятия решений своим более опытным напарником.

18. Метод «Летучка».

Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки обучающихся.

Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении обучающимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход.

Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать обучающимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлечённых дискуссий, в том числе и имеющих негативную эмоциональную окраску.

19. Мифологемы.

Метод мифологем подразумевает поиск необычных способов решения проблем, которые возникают в реальных условиях. Такой поиск проводится на основе метафор, другими словами, разрабатывается несуществующий сценарий, схожий с существующим.

Положительными характеристиками метода являются формирование в обучающихся установки на творческий поиск решений проблем, развитие креативного мышления, и снижение уровня тревожности обучающихся при их столкновении с новыми задачами и проблемами.

К отрицательным моментам относится пониженное внимание к логике и рациональным просчитанным действиям в реальных условиях.

20. Обмен опытом.

Метод обмена опытом предполагает краткосрочный перевод обучающегося в другое место обучения и последующий возврат обратно.

Представленный опыт способствует сплочённости коллектива, повышению качества коммуникации и расширению кругозора.

Недостаток метода кроется в вероятности появления стрессовых ситуаций, обусловленных затруднениями личностного и технического плана на новом месте.

21. Мозговой штурм.

Метод мозгового штурма предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи. Идеи, предлагающиеся в начале штурма, собираются воедино, изначально без всякой критики, а на последующих стадиях обсуждаются, и из них выбирается одна наиболее продуктивная.

Мозговой штурм эффективен тем, что допускает к участию даже обучающихся с минимальным уровнем знаний и набором компетенций, не требует к себе основательной подготовки, развивает в обучающихся способность к оперативному мышлению и включению в групповую работу, оказывает минимальное стрессовое воздействие, взращивает культуру коммуникации и развивает навык участия в дискуссиях.

Но данный метод не очень эффективен для решения сложных проблем, не позволяет определить ясные показатели эффективности решений, усложняет процесс определения автора лучшей идеи, а также отличается спонтанностью, способной увести обучающихся далеко от темы.

22. Тематические обсуждения.

Метод тематических обсуждений заключается в решении определённых проблем и задач в конкретной области какой-либо дисциплины. Этот метод схож с мозговым штурмом, но отличается от него тем, что процесс обсуждения ограничен конкретными рамками, а любые, изначально кажущиеся бесперспективными решения и идеи сразу же отбрасываются.

Преимуществами метода можно назвать то, что расширяется информационная база обучающихся относительно обсуждаемой дисциплины и формируется навык решения конкретных задач.

Недостатком можно назвать сложность поиска решения проблемы по причине того, что эта цель может быть достигнута, только если педагог или лидер обсуждения обладает навыком точного и развёрнутого донесения информации до менее информированных участников.

23. Консалтинг.

Консалтинг или, как ещё называют метод, консультирование сводится к тому, что обучающийся обращается за информационной или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.

Положительная черта этого метода состоит в том, что обучающийся получает адресную поддержку и повышает свой опыт, как в исследуемой области, так и в межличностном взаимодействии.

Отрицательная же сторона заключается в том, что метод не всегда применим, что зависит от специфики педагогической деятельности, и в ряде случаев требует для реализации материальных затрат.

24. Участие в официальных мероприятиях.

Участие в официальных мероприятиях предполагает посещение обучающимся выставок, различных мероприятий, конференций и т.п. Суть заключается в оценке мероприятия и составлении краткого отчёта с последующим представлением его педагогу. Подразумевается также предварительная подготовка и исследование тематических вопросов и проблем, касающихся темы мероприятия.

Положительные стороны метода – это мобилизация обучающегося к поиску соответствующей тематике мероприятия информации, развитие навыков деловой коммуникации, совершенствование аналитических способностей.

К недостаткам можно отнести то, что эмоции и впечатления, полученные после посещения мероприятия, могут исказить реальную объективную оценку.


Любой метод обучения, который планируется применять в педагогическом процессе, может дать максимальный результат, если будет установлено, что он действительно пригоден к использованию. Установить же это можно только при помощи психологического анализа особенностей и обучающихся, и той области, в которой они получают знания, навыки и умения.

Произвести оценку эффективности того или иного метода обучения можно также при помощи анализа содержательной части учебных задач и методов, которые предлагаются обучающимся, опирающегося на то, соответствуют ли они актуальным проблемам и ситуациям.

Продуктивность педагогического процесса во время освоения обучающимися новых знаний и приобретения новых навыков требует от педагогов разработки системы ориентировки в каждой изучаемой дисциплине. Создание оптимального содержания образовательных программ позволяет сформировать у обучающихся системное мышление, которое будет гарантом их успешного обучения, личностного роста и развития, наличия познавательного интереса, мотивации к последующему обучению и освоению каких бы то ни было знаний, навыков, предметов и дисциплин.

Но в педагогической деятельности нет и, пожалуй, не может быть какого-либо универсального метода или системы методов. Важно уметь применять комплексный подход, а это значит, что отдавать предпочтение в своей работе педагоги должны не только современным или традиционным методам обучения, а применять каждый из них и по отдельности и вместе, ставя перед собой задачу: выработать наиболее оптимальную и эффективную образовательную программу.

В данном докладе было рассказано о современных методах обучения, которые можно использовать на занятиях декоративно-прикладной направленности. Были указаны их основные преимущества и недостатки. Конечно же, абсолютно все их особенности не были раскрыты, однако уже имеющейся информации должно быть достаточно, чтобы помочь педагогам определиться с тем, какой метод импонирует им в большей степени, в чём они хотели бы разобраться более предметно и что применить впоследствии в своей педагогической деятельности.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Гриценко Галина Анатольевна

Дата: 31.01.2023

Номер свидетельства: 624545


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства