kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нормативно-правовая база школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная работа создана для общего развития учащизся среднего звена

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нормативно-правовая база школьника»

Нормативно-правовая база школьника



Реалии сегодняшнего дня в воспитании подрастающего поколения определяют насущную необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

На современном этапе развития общества именно школа в наибольшей степени является той средой, в которой учащиеся приобретают «базовый набор социальных компетенций» - учатся быть полноценными гражданами.

Именно ученическое самоуправление является формой реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса.

Наше понимание места ученического самоуправления в структуре школы, а также нормативно-правовая база деятельности школьных органов ученического самоуправления основаны на следующих нормативно-правовых документах:

  1. Право ребенка, обучающегося в школе, на участие в самоуправлении было зафиксировано еще в "Основных принципах единой трудовой школы", опубликованных 16 октября 1918 года, где прямо указывалось, что: "Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы". (Народное образование в СССР. Общественная школа. Сборник документов гг. - М.,1974. - с.143)

Именно этот документ стал основой юридического и педагогического понимания данного явления – самоуправления учащихся, которые в соответствии с законами и образовательными задачи должны иметь возможность осознавать, формулировать и выражать свое мнение, причем не только в виде пожеланий и просьб, а именно с точки зрения управления, то есть в форме обязательной для выполнения всеми, кого решение данного органа самоуправления непосредственно касается.

  1.  "Всеобщая декларация прав человека", принятой и провозглашенной резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи 10 декабря 1948 года. В статье 19 данной "Всеобщей декларации …" говорится, что "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ", а статья 21 прямо указывает, что "Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей".


Таким образом, ведущий международный документ, каким признается именно "Всеобщая декларация прав человека", требует от всех стран, подписавших данный основополагающий документ, обеспечить реализацию права каждого человека (независимо от возраста, наличия образования, квалифицированной работы и т. п.) управлять своей страной. Для ребенка его страна воплощается, прежде всего, в общеобразовательной школе, управлять которой он также должен иметь право.

3.  "Конвенция о правах ребенка", которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 01.01.01 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года. Статья 13 данной "Конвенции …" утверждает, что "ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка". В статье 29 "Конвенции о правах ребенка" говорится, что "государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

б) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения".


  1.  Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. В статье 17 нашей Конституции зафиксировано, что "1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц".

  2. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:

Статья 7.  «Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов»

Статья 9. «Меры по защите  прав ребенка при осуществлении              деятельности в области  его образования и воспитания»:

а) при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка…

б) обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего  образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием  выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих  и  ущемляющих права ребенка;

в) обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во вне учебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.




  1. Основным нормативным документом, имеющим непосредственное отношение к системе образования и регулирующим принципы управления образовательными учреждениями, является Федеральный Закон "Об образовании", принятый 10 июля 1992 г.

Основная статья закона "Об образовании", в которой рассматриваются вопросы управления и самоуправления – это статья 35 "Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями". Пункт 2 данной статьи гласит: "Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения".


В соответствии с выше изложенным в каждом образовательном учреждении создаются органы самоуправления.

Пунктом 4 статьи 50 закона "Об образовании" перечисляет права обучающиеся всех образовательных учреждений, которые "… имеют право:

- на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами,

- на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам,

- на ускоренный курс обучения,

- на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек,

- на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг,

- на участие в управлении образовательным учреждением,

- на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений".


Таким образов, в Законе "Об образовании" содержатся важнейшие положения, опираясь на которые происходит организация системы ученического самоуправления.

Дополнительным нормативным актом, которым регулируются вопросы создания и функционирования ученического самоуправления в образовательном учреждении, является "Типовое положение об общеобразовательном учреждении", которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. Этот документ является своеобразным эталоном, которым должны руководствоваться все общеобразовательные учреждения при разработке или изменении своего основного документы – Устава школы.

В статье 50 "Типового положения об общеобразовательном учреждении" зафиксированы права обучающихся в общеобразовательном учреждении: "… обучающиеся имеют право:

д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения;

Далее в статье 68. "Типового положения …" устанавливается, что "управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления". 


В статье 69 "Типового положения …" перечислены формы самоуправления общеобразовательного учреждения, которыми "… являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы". Данный нормативный акт не дает исчерпывающий список форм самоуправления. Слова "и другие формы" позволяют разрабатывать и использовать модели самоуправления, которые максимально будут соответствовать цели конкретного образовательного учреждения, всей системе органов самоуправления и т. д.

Таким образом, Международные нормативные документы и действующее Российское законодательство содержит необходимые нормы для организации ученического самоуправления в каждом общеобразовательном учреждении на территории Российской Федерации.

Основным нормативным актом каждой школы, регулирующим вопросы, связанные с самоуправлением, является ее собственный Устав.

  1. В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» есть специальная статья, определяющая требования к уставу образовательной организации:

«Статья 25. Устав образовательной организации

Особое внимание  следует обратить на п. 4 части 2 указанной статьи. Именно эта норма закона предписывает зафиксировать в уставе школы структуру, в которой должно быть определено место для совета обучающихся,  а также четко определить компетенции, которыми будет наделен совет.


  1. Положение о совете обучающихся  (ученическом самоуправлении).
    Это главный документ, отражающий специфику самоуправления в образовательной организации, однако он должен содержать целый ряд общих для всех школ положений. 

  • Общие положения о школьном ученическом совете.

  • Цели, задачи и основные педагогические принципы деятельности.

  • Функции школьного ученического совета.

  • Структура школьного ученического самоуправления.

  • Права и обязанности членов школьного ученического совета.

  • Законы и правила школьного ученического совета.

  • Положение о выборах в школьный ученический совет

  • Взаимодействие Ученического Совета школы с администрацией, учителями, родителями учащихся и общественностью

  • Отчётность школьного ученического  совета.

  • Нормативно – правовая база.


Нормативная база ученического самоуправления в школе определяет весь порядок деятельности по функционированию и развитию этой деятельности, поэтому она должна быть серьезно проработана. В связи с этим к ней предъявляются следующие требования, которые одновременно могут служить критериями ее оценки:

        Соответствие локальных актов, регулирующих деятельность ученического самоуправления, законодательству РФ;

        Наличие в Уставе школы, положений, регулирующих деятельность ученического самоуправления;

        Наличие дополнительных локальных актов, регулирующих деятельность самоуправления (положение о выборах, план работы совета и т.д.);

        Актуальность нормативной базы с учетом изменений законодательства РФ.


Но следует учесть, что прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:


1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы). На этом этапе важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел.


2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления). На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление


3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления). При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные.

Таким образом, ученическое самоуправление - целенаправленная, конкретная, систематическая организованная деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного и школьного коллектива.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нормативно-правовая база школьника

Автор: Мирошина Екатерина Владимировна

Дата: 23.01.2023

Номер свидетельства: 623875


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства