kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Неформальное и информальное образование преподавателей как средство трансляции эффективного педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тенденция к переходу от полученного «на всю жизнь» образования к образованию «через всю жизнь» способствует развитию разнообразных форм образования, отличающихся от формального.

Просмотр содержимого документа
«Неформальное и информальное образование преподавателей как средство трансляции эффективного педагогического опыта»

Неформальное и информальное образование преподавателей как средство трансляции эффективного педагогического опыта

Чечерина Е.В,

преподаватель ГАПОУ КО «ККЭТ»


Тенденция к переходу от полученного «на всю жизнь» образования к образованию «через всю жизнь» способствует развитию разнообразных форм образования, отличающихся от формального. Так как формальное образование развивается медленнее, и оно в целом консервативно, а педагогическим работникам необходимо гибко реагировать на требования времени, в современных условиях актуализируются неформальные способы профессионального развития и непрерывного образования.

Неформальное образование обладает организованностью и целенаправленностью, хоть и приобретается вне системы формального образования и проходит посредством участия педагогов в семинарах, круглых столах, открытых уроках, мастер-классах, в процессе взаимопосещений уроков преподавателями и в результате посещений уроков методистами и более опытными преподавателями с аналитическим сопровождением-отзывом. Благодаря такому обучению педагогический работник удовлетворяет потребность в самообразовании, расширяет свой культурный уровень, получает обратную связь, проводит анализ своей деятельности и формирует профессиональные навыки. Методическая служба колледжа также получает обратную связь, в соответствии с которой анализирует проведенную работу с преподавателями и планирует новые шаги по обеспечению профессионального роста преподавателей.

Рассмотрим реализацию неформального образования на примере областного учебно-методического объединения преподавателей физики и электротехники. Учебно-методическое объединение создает неформальную образовательную среду для преподавателей физики, электротехники и электроники в форме обучающих семинаров, круглых столов, показательных открытых уроков, студенческих научно-практических конференций.

Семинары для преподавателей физики и электротехники, как правило, посвящены определенной теме, актуальной для профессионального образования, так, за последние 5 лет на семинарах рассматривались и анализировались следующие темы:

- «Организация и проведение лабораторных занятий по дисциплинам «Физика» и «Электротехника и электронная техника»

- «Организация исследовательской деятельности студентов в условиях СПО»

- Круглый стол преподавателей физики и электротехники «Формы и методы организации исследовательской деятельности студентов»

- «Интерактивные методы обучения на занятиях по дисциплине «Физика»

- «Использование современных педагогических технологий в процессе преподавания дисциплины «Электротехника и электронная техника»

- «Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Электротехника и электроника» в профессиональных образовательных учреждениях»

- «Организация проектной деятельности обучающихся в процессе освоения дисциплины «Физика» и другие.

Семинары являются одним из способов трансляции педагогического опыта, дискуссионной площадкой, где выявляются наиболее актуальные формы проведения занятий, методические приемы, одним из видов диссеминации практического опыта, необходимого как для реализации начинающих, так и уже опытных педагогов.

Так, преподаватели знакомят слушателей семинара с программным обеспечением, позволяющим проводить лабораторные работы в электронном формате, с универсальным лабораторным комплексом LabSoft, который включает в себя инструкционные карты с теоретическим материалом, набор виртуальных лабораторных работ, электронных тестов и других оценочных средств, а также ноутбуки для персональной работы каждого студента.

Многие педагоги рассказывают о простых, но в то же время эффективных и нестандартных подходах к оцениванию. Всех участников семинара заинтересовали такие методы, как работа с опорными конспектами, кроссвордами в виде «морского боя», проблемными вопросами, работа с терминами, незаконченными предложениями и определениями, банком электронных тестов.

Как должны формироваться фонды оценочных средств, каково должно быть их содержание и возможности, какими должны быть этапы формирования, о выборе методов оценивания, критериях и показателях оценки и что собой представляет комплекс оценочных средств по электротехнике – эти вопросы были пристально изучены на семинаре и явились одними из самых актуальных тем для дискуссии в рамках методического объединения. Не меньший интерес возник и к теме методов критериального оценивания студентов, занимающихся проектной деятельностью, на примере пирамиды Бенджамина Блума.

На семинарах не раз отмечалась преподавателями эффективность индивидуального, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к обучению студентов колледжей. Например, особый интерес у коллег вызвали модульно-рейтинговая система оценки качества знаний студентов, дихотомическая система оценок при символическом методе расчета переменного тока, модель внутрипредметной дифференциации, а также особенности обучения электротехники и электроники студентов сельской местности, воспитательной работы при изучении электротехники, о необходимости их обучения основам электробезопасности, применения графических организаторов в виде работ своих студентов.

Семинары обучающего характера целесообразно проводить и для опытных преподавателей, которые считают, что все уже известно, понятно и достигнуто, что, впрочем, не способствует профессиональному и личностному развитию. Необходим взгляд «со стороны», выход из зоны комфорта, осознание проблем и постановка цели и задач по их решению, сознательное конструирование педагогической деятельности, стремление к самосовершенствованию – только тогда возможен профессиональный рост. Преподаватели реализуют возможность получения информального образования, обсуждая с коллегами насущные проблемы обучения и воспитания.

На областных семинарах также ведется методическая подготовка к областным предметным олимпиадам по физике и электронной технике. Коллегиально утверждается тематика заданий, назначаются ответственные лица за формирование банка заданий для первого (дистанционного) этапа олимпиад. Таким образом обеспечивается объективность оценки знаний студентов, упрощается процедура выявления одаренных студентов.

Особое внимание на семинарах методического объединения уделяется развитию исследовательских способностей студентов.

Результаты анкетирования подтвердили актуальность данного направления работы с обучающимися, а также роль и ответственность преподавателей в раскрытии возможностей студентов заниматься в режиме исследовательской практики. Они показали продуктивный характер работы в развитии исследовательских способностей студентов, а также с преподавателями по раскрытию возможностей обучающихся, по организации профессионального развития самих педагогов, по осуществлению неформального и информального обучения.

Необходимо отметить, что нередко средства неформального образования преподавателей плавно перетекают в средства информального образования в виде спонтанного обсуждения профессиональных проблем и поиска их решений. Такое обучение становится практикоориентированным.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чечерина Екатерина Владимировна

Дата: 30.09.2019

Номер свидетельства: 521380

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства