kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская работа "Домовой - добрый хозяин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной исслдеовательской работе автор пытается ответить на многие вопросы, связанные с самым загадочным образом народных поверий - Домовым. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Домовой - добрый хозяин"»



Министерство образования Республики Башкортостан

Институт развития образования Республики Башкортостан

Башкирское отделение Общероссийской организации

Малой Академии Наук «Интеллект будущего»





Секция: Лингвистика



ДОМОВОЙ – ДОБРЫЙ ХОЗЯИН



Хонина Мария







МБОУ СОШ №1 с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район,

9 Г класс








Научный руководитель: Шафикова Альфия Рашитовна

учитель русского языка и литературы



с. Кушнаренково 2017-2018 учебный год



Оглавление


Введение ………………………………………………………………….3

Глава 1. Славянская мифология - кладезь мудрости наших предков…4

Глава 2. Домовой - добрый хозяин………………………………………4

Глава 3. Где же живет Домовой? ………………………………………..5

Глава 4. Почему его видят только дети? Чем его можно задобрить?...6

Глава 5. Образ Домового в русской литературе ………………………..7

Глава 6. Что знают о Домовом школьники?…………………………….10

Заключение ………………………………………………………………..11

Библиографический список ……………………………………………...12






























Введение.

Любому человеку, интересующемуся культурой, обычаями, традициями своего народа, наверняка, интересно, как жили его предки, чем интересовались, во что верили. Наши дедушки и бабушки донесли до нас и сделали понятными многие обычаи. Одним из таких является обычай уважать и привечать доброго духа дома-Домового. Ведь по древним представлениям людей разных национальностей, в жилом помещении, кроме семьи, должен жить невидимый добрый хозяин. Только в этом случае дом для человека будет местом счастья, достатка, единства семьи и рода. Только в таком доме он будет под защитой от огромного враждебного мира.


Актуальность: актуальность исследования образа Домового и его места в русской литературе объясняется неугасающим интересом к преданиям славянской мифологии.

Цели исследования: исследование образа Домового в представлении народов и его места в русской литературе.


Задачи исследования:

-Изучить верования древних славян о мифических существах;

-Выяснить, почему образ Домового выделялся нашими предками из многочисленного списка других мифических существ;

-Проследить за характерными чертами этого образа;

-Прочитать необходимую литературу для характеристики образа Домового.


Объект исследования: народные верования в добрых духов-помощников человека.

Предмет исследования: славянская мифология, русская литература (баллада, стихотворения, литературная сказка, рассказ, повесть, сюжеты мультипликационных фильмов).


Гипотеза исследования: читая необходимую литературу о верованиях древних славян и художественную литературу 18-20 веков, можно увидеть, как образ Домового плавно и прочно вошел в литературу, как он прочно закрепился в сознании людей разных национальностей.

Методы исследования: анализ, систематизация необходимой литературы, сопоставление фактов, опрос сверстников.



Глава 1.

Славянская мифология - кладезь мудрости наших предков.

Славянская мифология содержит в себе богатейшее наследие наших предков. Это их представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге и обо всем, чем жил человек.

Из далекого прошлого до нас дошли в устной и письменной форме сведения о мировоззрении наших предков. Конечно же, любое загадочное и неизвестное явление вызывало у предков почтительный страх. Тем более, если они не могли объяснить природу возникновения этих явлений, люди истолковывали их в меру своих способностей. Так и возникли различные мифические образы.

Наши предки свято верили в существование духов, живущих рядом с человеком. Каждый из этих мифических существ выполнял определенную ему роль. Например, лесом заведовал леший, на болоте хозяйкой была кикимора, а хозяином рек и озер был водяной дух, у него даже были подчиненные-русалки. В доме же невидимым хозяином был домовой. А поскольку дом для человека являлся (да и сейчас является) местом, где он мог скрыться от страшного для него мира, то к этому духу наши предки относились по-особенному. Из уст в уста, из поколения в поколение до нас дошли сведения об этом мифическом существе. Наши предки рассказывали про встречи с ним, описывали его внешность и повадки, знали, как можно задобрить или обмануть его, избежать неприятностей.

Кто-то из наших современников верит в существование домового, кто-то не верит, все зависит от мировоззрения человека. Просто кто-то утратил связь с природой и не способен чувствовать и видеть разные её проявления.

А еще я думаю, что мифические существа стали осторожнее, потому что человек считает себя укротителем природы. Он прогнал всех непонятных обитателей, да и многих зверей подальше от себя. Может быть, они сами переселились в глушь, подальше от загрязненных озер и рек. Но, так или иначе, сведения о них мы встречаем в художественной литературе, а также в устном народном творчестве.



Глава 2.

Домовой - добрый хозяин

Если по славянской мифологии водяные, лешие и другие духи живут на лоне природы, то домовой, конечно же, привязан к жилью. Дом для любого человека является защитой от внешнего мира. Для человека - это крепость, в которой он счастлив, живет в достатке и покое. Значит, и домовой тоже является частью этой крепости. По этой причине его считали добрым домашним духом, рачительным хозяином, помогающим дружной семье. Домовой помогает человеку по хозяйству, ухаживает за домашней скотиной, очень любит лошадей. Он защищает дом от краж, от пожара и от нечистой силы.

Наши предки были верующими людьми, в радости и в беде они обращались с молитвами к Богу. И это никак не мешало Домовому. Домовой- единственный представитель духов, который не боится Святого образа. Он спокойно может жить в доме верующих. Старые люди говорят, что Домового можно легко обидеть, назвав его нечистью. Оказывается, есть такое поверие, согласно которому Бог изгнал с Неба Нечестивых Ангелов и духов. Все они были свергнуты в пучины земные, а немногие из духов раскаялись в своих грехах перед Изгнанием, но не были прощены Богом. Прощение они получали после того, как проживали 70 лет рядом с человеком, помогая ему во всем. По поверию, эти духи и есть Домовые.

Но тёмная сторона души Домового мешает быть в течение семидесяти лет помощником, поэтому они живут долго с людьми.


Глава 3.

Где же живет Домовой?

В ходе изучения необходимой литературы, я узнала, что местом обитания этого доброго духа является тихий темный уголок в доме. В деревенском доме это запечье, в городской квартире это уголок, куда редко заглядывают хозяева, где хранятся какие-то ненужные вещи. Но принято считать, что он больше любит деревенские избы, потому что рядом с домом в сарае живут лошади, коровы, куры и другие животные. С ними Домовой чаще всего живет в дружбе. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет. А если он невзлюбит её, то будет её изводить и пугать. Поэтому издавна хозяева старались выбирать при покупке лошадь той масти, которая была по нраву Домовому.

Если люди не воспринимали его всерьез, не вспоминали добрым словом, он начинал вредничать: бить посуду, кричать, громко скрипеть зубами, пугать домашних животных. В таком доме не было мира и лада, не было уважения и почтения к старшим, в таком доме, возможно, жили ленивые люди, которых не переносил Домовой.

Если к Домовому относились хорошо, то он отвечал тем же. Он предупреждал о несчастье, караулил имущество. Когда хозяева трудились с утра до вечера, он радовался. Ведь труд - это достаток в доме, это радость и покой. Он знал, все домашние будут сыты, и скотинка будет довольна. Значит, и для самого Домового тоже будет лакомый кусочек. За такую семью он радовался. Всячески старался помочь: отгонял печальные мысли, охранял покой, наказывал тех, кто приходил в дом со злым умыслом.

Если же семье предстоял переезд в новый дом, хозяин в последнюю ночь обходил старый дом с хлебом и солью и просил Домового переселиться вместе с семьей в новый дом. Все домочадцы понимали, что их хозяйство полностью находится под влиянием Домового. Именно он оповещал главу семьи о каком-то грядущем событии. Это могли быть сны, знамения, намеки, какие-либо образы, увиденные боковым зрением.


Глава 4.

Почему его видят только дети? Чем его можно задобрить?

Оказывается, видеть Домового могут только маленькие дети. По преданиям, этот добрый дух любит их. Он им показывается, нянчится с ними, играет, отвечает на их вопросы. Наверняка, это от того, что дети ещё не успели набраться плохих привычек, они доверчивые, добрые, открытые. Видимо, с этим фактом связано и то, что домовой начинает свое существование в облике старика. Чем дольше он служит верой и правдой человеку, тем быстрее он молодеет. Когда же он превращается в младенца, он прекращает свое существование. Другими словами, он искупает свою вину, полностью выполнив свое предназначение. В конце своего существования он становится таким же доверчивым, добрым и чистым душою, как и ребенок.

Согласно славянской мифологии, этот добрый дух - великий лакомка. Поэтому наши предки старались оставить для него вкусный кусочек со стола. По преданиям, он очень любит различные каши, сладкие пироги, молоко. Может погрызть и зерна пшеницы, семечки. Он настолько великодушен, что может поделиться угощением с мышками, которых очень уважает. Может уступить миску молока коту, с которым тоже находится в хороших отношениях. Все эти угощения Домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке. Туда же, в этот укромный уголочек, принято было бросать различный мусор, чтоб «Домовой не перевелся» При этом нужно было приговаривать: «Хозяин-батюшка, прими наши угощения! Ешь пироги, наш дом береги!». Ещё, чтобы угодить ему, хозяева бросали в окно разные вещи: варежки, лапти, шапки. Считалось, что домовой после этого ещё больше старался сделать добра для своих хозяев.

Разные народы называли его по-своему, но всегда уважительно: «Доброжил», «Доброхот», «Кормилец», «Сусед», «Братанушко», «Сам» и так далее. Так его называли украинцы и русские. А вот татары и башкиры называли его так: «Эйэйяхё», «Йортиясе». В переводе на русский язык эти слова значат «Хозяин дома». В верованиях этих народов Домовой тоже является добрым духом, охраняющим мир семьи. Нужно отметить, что представления тюркских народов очень похожи на представления о домовом славянских народов. В представлениях этих разных культур отразилось общее представление о добре и зле.


Глава 5.

Образ Домового в русской литературе

Образ Домового очень гармонично вошел в русскую литературу. Причина в том, что этот образ существовал давным-давно в устном народном творчестве. И объяснять слушателю сказок или читателю, кто такой Домовой, не приходилось. Из поколения в поколение взрослые бережно передавали свои знания детям и внукам. К этим знаниям относились с почтением, считалось, что уважительное отношение к неведомым силам природы - это залог спокойной жизни. Ведь во все времена природа в разных своих проявлениях была сильнее человека.

Поэты 18 века охотно обращались к образу Домового. Так, например, в одной из баллад о мифическом «Новогородском волхве Злогоре» Гавриила Романовича Державина есть такие строчки:

В куту кикиморой незримой
Сидел он часто на печи;
Весь ужин, к вечеру хранимый,
Съедал, зубами срипучи;
А по ночам к хозяйску диву
Скакал на клячах по сту верст;
Коню ж любимому плел гриву
И как трубу волнистый хвост.

Эти строчки доказывают, что поэт хорошо знал народную мифологию. Все детали соответствуют народному представлению о Домовом: печь-кут (угол дома у печи), отношение его к лошадям, ночное время, скрипение зубами.


В балладе А.С.Пушкина «Всем красны боярские конюшни…» содержится описание поступков невидимого духа:

По ночам ходит он в конюшни,

Чистит, холит коней боярских,

Заплетает гриву им в косички,

Туго хвост завязывает в узел.

Как невзлюбит он вороного,

Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,

С морды каплет кровавая пена.

Во всю ночь домовой на нем ездил...

В этих строчках отразилось народное поверье о том, что, если Домовой невзлюбит животное, он будет его изводить. Видимо, не ко двору пришлась лошадь в боярских конюшнях.

А в стихотворении А.С.Пушкина «Домовому» говорится о домашнем покровителе - хранителе очага. Образ Домового здесь сливается с чувством любви к отчему дому:

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель!

Останься, тайный страж, в наследственной сени,

Постигни робостью полунощного вора.

И от недружеского взора

Счастливый домик охрани!

Видимо, сам поэт верил в существование Домового. Очень ласково, с почтением обращался к нему, признавая в нем какую-то неизведанную силу.


Замечательный писатель Владимир Федорович Одоевский создал в 1833 году цикл сказок «Пестрые сказки». Одна из них называлась «Игоша». Главная роль в этой литературной сказке отведена фольклорному мотиву общения человека с домашним духом - домовым, «безруким, безногим существом».

У В.Ф.Одоевского домовой Игоша - «добрый малый», хотя часто проказничает, если ему «лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст». В духе народных представлений Игоша «лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословенье подходит». Автору сказки было хорошо известно, что домовые - единственные представители мира духов, которые не боятся Святого образа, поэтому они спокойно могут жить в домах верующих.

В этой сказке описан обычай выкидывать Домовому за окно вещи: шапку, рукавицы, сапоги.

Так, герой сказки, желая угодить домовому, «схватил нянюшкины ботинки и махнул их за форточку, приговаривая вполголоса: «Вот тебе, Игоша».

Примечательно, что домового как реальное существо в сказке В.Ф.Одоевского «видит» ребенок, наивный и доверчивый. А взрослые уже не способны видеть таких чудес.

Писатели 19 века продолжили традицию описания народных мифологических представлений о домовых.

В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» показано мировоззрение крестьянских ребятишек. Чтобы скоротать время в ночной пастьбе лошадей, мальчишки рассказывают друг другу страшные истории, в том числе и о домовом. В этой быличке говорится о старой бумажной фабрике. Несколько мальчиков по приказу надсмотрщика остались ночевать там. Только они вспомнили про домового, как вдруг кто-то над головами у них и заходил…» и начались чудеса: и по лестнице кто-то «спущался», и колесо вертелось, и формы для бумаги сами ходили по воздуху да и вернулись на место, крюк снялся с гвоздя да и опять на гвоздь, наконец, «кто-то заперхал, словно овца какая…».

Герои рассказа истово верят в существование этого существа. Для них Домовой - это таинственное существо, воплощавшее в себе грозные и непонятные силы природы. Эти ребятишки ещё не утратили связь с природой. В их сознании причудливо смешивается действительность с фантастическим вымыслом.

Максим Горький в повести «Детство» тоже упоминает о Домовом. Это упоминание содержится в словах Цыганка: «Мышь - умный житель, ласковый, её домовой очень любит! Кто мышей кормит, тому и дед-домовик мир волит».

В 1977 году издательство «Детская литература» выпустила повесть-сказку Татьяны Ивановны Александровой «Дом для Кузьки». В последующие годы эта сказка легла в основу нескольких серий мультфильмов о Домовенке Кузе, снятых в разное время на киностудии «Союзмультфильм».

Первая серия «Дом для Кузьки» (1984 г.) Главный герой мультфильма, домовой Кузя, вынужден покинуть свой прежний деревянный дом и поселиться в городской квартире, в которую переехала девочка Наташа со своей семьей.

Вторая серия называется «Приключения домовенка» (1986 г.) В нем рассказывается о приключениях домовенка после похищения его Бабой Ягой.

Третья серия «Сказка для Наташи» (1986 г.) повествует о том, как после побега от Бабы Яги, Кузька попадает в квартиру к Наташе.

Четвертая же серия «Возвращение домовенка» (1987 г.) благополучно завершает приключения Кузи. Ворона помогает бежать Кузе от Бабы Яги и возвращает его Наташе.

Серия мульфильмов о Домовенке Кузе полностью соответствует представлениям древних славян об этом добром духе. Кузя способен к критике, но по-доброму, Кузя не любит лишней болтовни, он оценивает людей по их поступкам, Кузя - смотрит в суть живого существа, поэтому легко сходится с другими сказочными персонажами. Кузя показывается человеку, то есть Наташе, потому что видит в ней то, чего не хватает взрослым. А именно, доброе отношение к окружающему миру, вера в сказку и открытость.


Глава 5.

Что знают о Домовом школьники?

Опрос одноклассников.

Прочитав необходимую литературу, проработав сведения интернет - ресурсов, я получила много информации о Домовом. Мне стало интересно, что знают о нем мои сверстники. Мои одноклассники отвечали на предложенные вопросы в письменной форме. Собрав ответы, я поняла, что мальчишки и девчонки знают о Домовом не так уж и много. Приведу некоторые примеры ответов на вопросы:

Вопрос 1: Кто такой Домовой?

Ответы: Чёрт; Злой старик; Вредитель; Добрая сила.


Вопрос 2:Как выглядит Домовой?

Ответы: Маленький и лохматый; Старик с бородой; Страшный и грязный; Маленький человечек с добрым лицом.


Вопрос 3: Где живет Домовой?

Ответы: В печке; В сарае; В лесу?; На крыше.


Вопрос 4: Как одет Домовой?

Ответы: У него нет одежды; Длинная рубашка и в лаптях; Он волосатый, ему не нужна одежда; В штанишках и кофточке.


Вопрос 5: Чем занимается Домовой?

Ответы: Пугает людей; Охраняет дом; Вредничает всем; Помогает людям.


Некоторые одноклассники ответили только на первый вопрос: «Кто такой домовой?» На остальные вопросы они не знали ответа. Видимо, они просто не интересуются этой темой. За остальных же я порадовалась, ведь какое-то представление об этом добром мифическом существе они имеют. Значит, кладезь народных верований не иссякает. Значит, мудрость наших предков дошла и до нашего подрастающего поколения.


Заключение.

В ходе исследования данной темы мне удалось изучить литературу о верованиях древних славян, об их представлениях о силах природы; о том, что рядом с человеком живут добрые духи-помощники; о том, какое место занимает образ Домового в русской литературе и в представлениях людей.

В процессе моего исследования я пришла к следующим выводам:

-Выдвинутая гипотеза о том, что, читая необходимую литературу о верованиях древних славян и художественную литературу 18-20 веков, можно увидеть, как образ Домового плавно вошел в литературу, как он прочно закрепился в сознании людей разных национальностей, нашла свое подтверждение.

-Знакомство с преданиями о мифических существах позволяет по-новому взглянуть на окружающий мир.

-Изучение подобных тем расширяет кругозор. Помогает понять, насколько богато верованиями, традициями и обрядами наше общее прошлое.


















Библиографический список

1. В. Артемов. «Мифы и предания славян». Издательство ОЛМА Медиа Групп. 2013.

2. Б. А. Бегак. «Чудесный дедушка»/Б. А. Бегак // Классики в стране детства.-М., 1983.

3. А. А. Бычков. «Мифы древних славян». Издательство: Вече, 2000.

4. В. И. Даль. «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа»/

В. И. Даль. - СПб.: Литера,1996.

5. М. Семенова. «Быт и верования древних славян». Издательство «Азбука», 2000.

6. Т. И. Александрова. Повесть-сказка «Дом для Кузьки». М., «Детская литература»,1977.

7. М. Горький. Повесть «Детство». М.: Наука,1972.

8. Г. Р. Державин. Баллада «Новогородский волхв Злогор».

9. В. Ф. Одоевский. Литературная сказка «Игоша» из цикла «Пестрые сказки». Издательство «Наука»,1996.

10. А.С.Пушкин. Баллада «Всем красны боярские конюшни…», стихотворение «Домовому». Сборник «А.С.Пушкин. Стихотворения. М., «Художественная литература»,1979.

11. И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг» из цикла «Записки охотника». М., -Государственное издательство художественной литературы,1961

















12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научно-исследовательская работа "Домовой - добрый хозяин"

Автор: Хонина Мария

Дата: 02.06.2019

Номер свидетельства: 513124


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства