kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья на тему : " ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЖИВОПИСЦА-ПЕДАГОГА З. М. КОВАЛЕВСКОЙ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы в искусствознании происходит изучение и переосмысление творческого наследия выдающихся мастеров Узбекистана ХХ века, в ряду которых имя Зинаиды Михайловны Ковалевской занимает особое место. Она по праву называется не только выдающимся живописцем, но и талантливым педагогом, продолжавшим в живописи Узбекистана особое «беньковское» направление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему : " ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЖИВОПИСЦА-ПЕДАГОГА З. М. КОВАЛЕВСКОЙ"»

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЖИВОПИСЦА-ПЕДАГОГА

З. М. КОВАЛЕВСКОЙ

Барнаева Шахло ассистент каф .,

«Изобразительное искусство»

Самаркандского Государственного

Архитектурно-строительного института

В последние годы в искусствознании происходит изучение и переосмысление творческого наследия выдающихся мастеров Узбекистана ХХ века, в ряду которых имя Зинаиды Михайловны Ковалевской занимает особое место. Она по праву называется не только выдающимся живописцем, но и талантливым педагогом, продолжавшим в живописи Узбекистана особое «беньковское» направление.

Художник–живописец, педагог. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, Народный художник Узбекистана, Член союза художников Узбекистана Зинаида Михайловна Ковалевская крупная художница, педагог, мастер бытового жанра, родилась в 1902 г. в г.Вольске. Ее отец интересовался искусством и эт­нографией. Работая в школах Казани, он читал учащимся лекции по искусству. В доме Ковалевских часто бывал художник П. П. Беньков, из­вестный исследователь искусства Средней Азии проф. Б. П. Денике, искусствовед П. Е. Корнилов, историк-библиограф П. М. Дульский и др. Почти все они бывали в Средней Азии, изучали ее ис­торию, искусство и этнографию. В 1927 г. Ковалевская окончила Казанское художественное училище, где ее учителями были Н. И. Фешин и П. П. Беньков, который руководил ростом ее профессионального мастерства до конца своей жизни. Дипломная работа Ковалевской „Мыловаренный завод" была приобретена Государственным музеем Татарстана.

Летом 1930 г. Ковалевская была приглашена в Самарканд на работу в качестве художника кафедры этнографии Узбекского го­сударственного научно-исследовательского института (УзГНИИ). Постепенно художница включилась в художественную среду Узбекистана, начала преподавать в Самаркандском художественном училище и участвовать на республиканских и всесоюзных выставках. Активная творческая деятельность художницы связана с развитием реалистической живописи в Узбекистане. Работая в различных жанрах искусства, З.М. Ковалевская создает произведения, полные внутреннего света и оптимистического содержания. В картинах художницы нашли отражение характерные черты жизни и быта людей той эпохи. В таких картинах как «В ложе» (1937), «Победительница велопробега» З.М. Ковалевская затрагивает гендерный вопрос в Узбекистане, тематические полотна художницы «Возвращайся с победой» (1942), «Проводы» и «В гостях у раненых» посвящены теме Великой Отечественной Войны. Галерею портретов составляют изображения близких З.М. Ковалевской людей: отца (1939), матери, П.П.Бенькова (оба 1945 г.), художника М.Теплова (1952), кирамистки С.Раковой (1961).
Дворик В 1937 году З.М. Ковалевской была создана

картина «В ложе», которая отмечается исследователями узбекского искусства как «один из лучших произведений живописи Узбекистана второй половины тридцатых годов»1. Историческая ценность картины заключается в актуальности происходящем: узбекские девушки впервые увидели балет на Большом театре в Москве. Для решения композиционного строя картины «В ложе» З.М. Ковалевской был выбран момент изумления и восхищения четырех девушек от увиденной художественной красоты с балкона театра. Преображенные от неожиданного восторга лица девушек исполнены юной непосредственности и эмоциональности. Живая манера исполнения и радужное цветовое решение полотна отвечает внутреннему строю картины. Многое в картине З.М. Ковалевской «В ложе» напоминает импрессионистическую живопись: передача определенного состояния, длящегося миг; легкость и воздушность манеры исполнения; преобладание в колорите ярких цветов и светлых тонов, гармоничное сочетание которых создает ощущения радости и счастья. В картине, однако, есть некоторые недостатки: доведенные до завершенности портреты девушек не связаны друг с другом, и только красная драпировка, Самарканд

обрамляя композицию, удерживает группу вместе; натюрморт, включенный в передний план картины, никак не связан с сюжетом, и поэтому имеет отвлекающий от общего строя картины характер.
Художница создает выразительные портреты, с глубоким знанием характера портретируемого. Душевной близостью и проникновенностью исполнены портреты З.М. Ковалевской, среди которых «Портрет П.П.Бенькова» занимает особое место. Написанный с немолодого художника портрет изображает человека с большим сердцем и светлой душой. Удачный выбор освещения, минимум деталей, а также сдержанный колористический строй картины придает портрету лаконичность и легкость восприятия. Художник изображен в светло-зеленом халате, сидящим на стуле чуть наклонившись вправо, с маленьким этюдов в руке. Белый воротник рубашки придает образу мастера еще больше благородности. В композицию картины органично включен край письменного стола, на котором лежат книги и рисунки, а также видны цветы в стакане и экорше Гудона. Выбор деталей в картине «Портрет П.П.Бенькова» неслучаен: он указывают на интеллигентность и начитанность художника. В картине много пространства и воздуха, атмосфера вокруг художника спокойная и уравновешенная, как и характер самого художника. Даже в расслабленном состоянии П.П.Бенькова не покидают размышления о творчестве и переживания об искусстве. Во всем облике П.П.Бенькова читается мудрость и стойкость характера художника.

То мастерство исполнения и та сила мазка, что присуще портретным и жанровым картинам З.М. Ковалевской, не характерны для пейзажных работ художницы. Интерес к бытовому пейзажу проявляется в картинах З.М. Ковалевской «У арыка» и «Дворик». Их объединяет смещение или неудачный выбор композиционного центра, что приводит к недосказанности. Сидящие спиной к зрителю фигуры не совсем удачно подчеркивают характер бытового пейзажа, где в идеале роль человека не должно подавляться, а раскрываться в гармонии с природой. Картина «У арыка» имеет некоторые черты импрессионистического метода, что выражается в изображении воды, в игре солнечного света и движении световоздушной среды в тени.

Среди многочисленных учеников З. М. Ковалевской можно перечислить несколько художников, особенно ярко выделившихся своим уникальным по характеру творчеством. Это А. Абдуллаев, Л. Абдуллаев, Р. Тимуров, А. Исаев.

Литература:

  1. Искусство Советского Узбекистана. М.: Советский художник, 1976.

  2. Алескеров Ю.Н. Самарканд. Путеводитель. Т.: Изд. Узбекистана, 1970.3. Апухтин О., Чагин Г. Самаркандский живописец. Т.: «Ёш гвардия», 1983.




1 Искусство Советского Узбекистана. М.: Советский художник, 1976. С. 91.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья на тему : " ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЖИВОПИСЦА-ПЕДАГОГА З. М. КОВАЛЕВСКОЙ"

Автор: Барнаева Шахло

Дата: 21.06.2017

Номер свидетельства: 422715


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства