Научная статья на тему : " ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЖИВОПИСЦА-ПЕДАГОГА З. М. КОВАЛЕВСКОЙ"
Научная статья на тему : " ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЖИВОПИСЦА-ПЕДАГОГА З. М. КОВАЛЕВСКОЙ"
В последние годы в искусствознании происходит изучение и переосмысление творческого наследия выдающихся мастеров Узбекистана ХХ века, в ряду которых имя Зинаиды Михайловны Ковалевской занимает особое место. Она по праву называется не только выдающимся живописцем, но и талантливым педагогом, продолжавшим в живописи Узбекистана особое «беньковское» направление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему : " ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЖИВОПИСЦА-ПЕДАГОГА З. М. КОВАЛЕВСКОЙ"»
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЖИВОПИСЦА-ПЕДАГОГА
З. М. КОВАЛЕВСКОЙ
Барнаева Шахло ассистент каф .,
«Изобразительное искусство»
Самаркандского Государственного
Архитектурно-строительного института
В последние годы в искусствознании происходит изучение и переосмысление творческого наследия выдающихся мастеров Узбекистана ХХ века, в ряду которых имя Зинаиды Михайловны Ковалевской занимает особое место. Она по праву называется не только выдающимся живописцем, но и талантливым педагогом, продолжавшим в живописи Узбекистана особое «беньковское» направление.
Художник–живописец, педагог. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, Народный художник Узбекистана, Член союза художников Узбекистана Зинаида Михайловна Ковалевская крупная художница, педагог, мастер бытового жанра, родилась в 1902 г. в г.Вольске. Ее отец интересовался искусством и этнографией. Работая в школах Казани, он читал учащимся лекции по искусству. В доме Ковалевских часто бывал художник П. П. Беньков, известный исследователь искусства Средней Азии проф. Б. П. Денике, искусствовед П. Е. Корнилов, историк-библиограф П. М. Дульский и др. Почти все они бывали в Средней Азии, изучали ее историю, искусство и этнографию. В 1927 г. Ковалевская окончила Казанское художественное училище, где ее учителями были Н. И. Фешин и П. П. Беньков, который руководил ростом ее профессионального мастерства до конца своей жизни. Дипломная работа Ковалевской „Мыловаренный завод" была приобретена Государственным музеем Татарстана.
Летом 1930 г. Ковалевская была приглашена в Самарканд на работу в качестве художника кафедры этнографии Узбекского государственного научно-исследовательского института (УзГНИИ). Постепенно художница включилась в художественную среду Узбекистана, начала преподавать в Самаркандском художественном училище и участвовать на республиканских и всесоюзных выставках. Активная творческая деятельность художницы связана с развитием реалистической живописи в Узбекистане. Работая в различных жанрах искусства, З.М. Ковалевская создает произведения, полные внутреннего света и оптимистического содержания. В картинах художницы нашли отражение характерные черты жизни и быта людей той эпохи. В таких картинах как «В ложе» (1937), «Победительница велопробега» З.М. Ковалевская затрагивает гендерный вопрос в Узбекистане, тематические полотна художницы «Возвращайся с победой» (1942), «Проводы» и «В гостях у раненых» посвящены теме Великой Отечественной Войны. Галерею портретов составляют изображения близких З.М. Ковалевской людей: отца (1939), матери, П.П.Бенькова (оба 1945 г.), художника М.Теплова (1952), кирамистки С.Раковой (1961). ДворикВ 1937 году З.М.Ковалевской была создана
картина «В ложе», которая отмечается исследователями узбекского искусства как «один из лучших произведений живописи Узбекистана второй половины тридцатых годов»1. Историческая ценность картины заключается в актуальности происходящем: узбекские девушки впервые увидели балет на Большом театре в Москве. Для решения композиционного строя картины «В ложе» З.М. Ковалевской был выбран момент изумления и восхищения четырех девушек от увиденной художественной красоты с балкона театра. Преображенные от неожиданного восторга лица девушек исполнены юной непосредственности и эмоциональности. Живая манера исполнения и радужное цветовое решение полотна отвечает внутреннему строю картины. Многое в картине З.М. Ковалевской «В ложе» напоминает импрессионистическую живопись: передача определенного состояния, длящегося миг; легкость и воздушность манеры исполнения; преобладание в колорите ярких цветов и светлых тонов, гармоничное сочетание которых создает ощущения радости и счастья. В картине, однако, есть некоторые недостатки: доведенные до завершенности портреты девушек не связаны друг с другом, и только красная драпировка, Самарканд
обрамляя композицию, удерживает группу вместе; натюрморт, включенный в передний план картины, никак не связан с сюжетом, и поэтому имеет отвлекающий от общего строя картины характер. Художница создает выразительные портреты, с глубоким знанием характера портретируемого. Душевной близостью и проникновенностью исполнены портреты З.М. Ковалевской, среди которых «Портрет П.П.Бенькова» занимает особое место. Написанный с немолодого художника портрет изображает человека с большим сердцем и светлой душой. Удачный выбор освещения, минимум деталей, а также сдержанный колористический строй картины придает портрету лаконичность и легкость восприятия. Художник изображен в светло-зеленом халате, сидящим на стуле чуть наклонившись вправо, с маленьким этюдов в руке. Белый воротник рубашки придает образу мастера еще больше благородности. В композицию картины органично включен край письменного стола, на котором лежат книги и рисунки, а также видны цветы в стакане и экорше Гудона. Выбор деталей в картине «Портрет П.П.Бенькова» неслучаен: он указывают на интеллигентность и начитанность художника. В картине много пространства и воздуха, атмосфера вокруг художника спокойная и уравновешенная, как и характер самого художника. Даже в расслабленном состоянии П.П.Бенькова не покидают размышления о творчестве и переживания об искусстве. Во всем облике П.П.Бенькова читается мудрость и стойкость характера художника.
То мастерство исполнения и та сила мазка, что присуще портретным и жанровым картинам З.М. Ковалевской, не характерны для пейзажных работ художницы. Интерес к бытовому пейзажу проявляется в картинах З.М. Ковалевской «У арыка» и «Дворик». Их объединяет смещение или неудачный выбор композиционного центра, что приводит к недосказанности. Сидящие спиной к зрителю фигуры не совсем удачно подчеркивают характер бытового пейзажа, где в идеале роль человека не должно подавляться, а раскрываться в гармонии с природой. Картина «У арыка» имеет некоторые черты импрессионистического метода, что выражается в изображении воды, в игре солнечного света и движении световоздушной среды в тени.
Среди многочисленных учеников З. М. Ковалевской можно перечислить несколько художников, особенно ярко выделившихся своим уникальным по характеру творчеством. Это А. Абдуллаев, Л. Абдуллаев, Р. Тимуров, А. Исаев.
Литература:
Искусство Советского Узбекистана. М.: Советский художник, 1976.