kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Национальные танцы карачаевцев

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается разновидности танцев карачаевского народа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Национальные танцы карачаевцев»

Национальные танцы карачаевцев

Эркенов М.К

Ученик 11 класса

МКОУ «СОШ №9 им Х.Ч.Кубанова с.Джага» E-mail: [email protected]


Эркенова М.И

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ «СОШ №9 им Х.Ч.Кубанова с.Джага

E-mail:[email protected]


Аннотация


Люди танцевали и танцуют всегда и во всех странах. Любовь к выражению себя в танце всегда была естественна и имела национальную принадлежность. Танец гармонизирует человека и повышает эффективность его мышления. В статье рассматриваются традиционные танцы карачаевцев. Показана роль танцев в жизни

карачаевского общества

Ключевые слова: танец гор, Кавказские танцы, карачаевцы.



National dances of Karachays.

Erkenov M.K. 11th grade student

MKOU "Secondary School 9 named after Kh.Ch. Kubanov village Dzhaga" E-mail: [email protected]

Erkenova M.I

Teacher of Russian language and literature

MKOU "Secondary School No. 9 named after Kh.Ch. Kubanov, village Dzhaga Email: [email protected]


Annotation


People danced and dance always and in all countries. The love of expressing oneself in dance has always been natural and had a national identity. Dance harmonizes a person and increases the efficiency of his thinking.

Key words: mountain dance, Caucasian dances, Karachays.


Национальные танцы карачаевцев.

У северокавказских народов танцевальному этикету все еще не придается должное значение, не берутся во внимание функции танцев. Между тем танцевальный этикет является составляющей хореографического исскуства и требует к себе повышенного внимания, особого отношения. На наш взгляд, без знания функции того или иного танца, исполняемого в национальной одежде в сопровождении мелодии, подобрать ключ к тайной завесе кавказской хореографии невозможно.

Профессиональные танцевальные коллективы на Северном Кавказе начали создаваться в 1933 году. С тех пор все хореографическое искусство было отдано на откуп

ронним специалистам, которые не имели представления об особенностях местного материала. Приглашать со стороны, пренебрегая своих, местных, считалось

престижным, последних до предела ограничивали в правах. Такова была идеологическая установка на местах. Подготовке национальных кадров хореографического искусства уделялось мало внимания.

Приглашенные специалисты, пользуясь неограниченными правами, постоянно твердили: все кавказские танцы похожи друг на друга, они однотипны, при этом отрицали местные особенности танца.

Каждый из них, как правило, свои постановки осуществлял в нескольких коллективах Северного Кавказа, создавая однотипные танцы с одинаковой одеждой и одинаковыми мелодиями. Во всех программах северокавказских ансамблей присутствуют чабаны с посохами, наездники, джигиты, у ручья, свидание, молодежный танец, молодежная

лезгинка, горская лезгинка, горский танец. По ним невозможно определить национальные признаки того или другого народа.

История танцев.

Самая большая хореографическая общность имеется у народов, которые наиболее тесно связаны географически и генетически. Это балкарцы, карачаевцы и адыги. Заметные аналогии можно определить между танцевальным творчеством осетин и ингушей, осетин и балкарцев, осетин и карачаевцев, балкарцев и кабардинцев,

черкесов и карачаевцев, осетин и адыгов, а также балкарцев и сван. Примеры аналогий: балкарский «Алтын Хардар» и осетинский «Хордар», балкарский «Тепана» и

осетинский «Чепана», балкарский «Апсаты» и осетинский «Афсаты».

Попасть на карачаевский и балкарский той — так называются балы с национальными танцами — не так сложно, как кажется. Их проводят и в Москве, и в Санкт-Петербурге в дни национальных фестивалей, а уж в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии и вовсе устраивают почти на каждый праздник. Присоединиться к танцам может любой желающий, даже не зная всех правил и движений. Осуждать за ошибки здесь не принято, особенно новичков. Но все же стоит помнить, что это не обычная вечеринка, а настоящий бал со множеством национальных традиций.

Одежда народа.

Начнем с одежды: строгого дресс-кода на тое нет. Надо просто одеться соответственно событию — свадьба ли это, семейный или государственный праздник в городе или на природе. Универсальное правило одно: откажитесь от чересчур облегающего и

открытого наряда — для танца он неуместен.

Правила танцев.

Начинается той всегда одинаково: участники выстраиваются в круг, образуя в центре подобие танцпола, а все желающие танцевать выходят внутрь этого круга и встают группами друг напротив друга. Девушки с одной стороны, молодые люди — с другой. Раньше это правило соблюдалось строго, сейчас — по ситуации. На городских площадках, где много людей, становятся обычно вперемешку, компаниями с которыми пришли.

Организованный той от стихийного отличить легко. В первом случае всегда есть распорядитель танцев. Он и за диджея, и за балетмейстера, и за ведущего. На эту

«должность» назначают человека, который разбирается в национальной музыке,

хорошо танцует и знает правила. Его всегда можно попросить включить определенную песню или что-то объяснить.

Все, кто стоит в кругу, — участники тоя. Они, даже если не танцуют сами, должны поддерживать пары аплодисментами в такт музыке. А вот громко смеяться и говорить на посторонние темы в кругу считается неприличным.

Важное правило — в первый ряд становятся только те, кто готов танцевать. Имейте в виду, отказывать, если вас пригласили на танец, считается проявлением

невоспитанности — это унижает достоинство и того, кто пригласил, и того, кто отказал. Поэтому, если танцы в ваши планы не входят, становитесь в задние, зрительские, ряды.

Теперь следующий этап — приглашение на танец. Так уж заведено, что приглашать на карачаево-балкарских балах могут только мужчины. Никаких «белых танцев».

Девушка, не уронив своего достоинства, может попросить станцевать с ней только брата.

Если к девушке подошел молодой человек и с легким поклоном протянул руку — это значит приглашение на танец. Здесь важно не оплошать: ни в коем случае не подавайте руки в ответ. Самое строгое правило карачаевского и балкарского тоя — прикасаться к партнеру нельзя: ни в танце, ни вообще когда-либо (исключение только одно — танец абезек). Даже соприкасаться одеждой строго запрещается. Чтобы принять

приглашение, просто надо сделать пару шагов навстречу своему кавалеру, слегка наклонив голову.

Также половиной успеха в кавказских танцах являются осанка и посадка головы.

Нельзя сутулиться спину нужно держать ровно, голову горделиво приподнять. Для девушки смотреть в упор на партнера считается неприличным, поэтому глаза должны быть полуопущены. А мужчина, наоборот, должен смотреть только на партнершу. А вот отвлекаться на что-то во время танца для кавалера — дурной тон.

По окончании танца кавалер должен проводить партнершу к ее месту и только потом снова занять свое место в шеренге.

Хотя хорошие танцоры на Кавказе всегда в большом почете, проявлять пренебрежение к тем, кто менее искусен, считается постыдным. Наоборот, правило хорошего тона — всячески подбадривать новичков, особенно если это гости. Разобраться в рисунке танца достаточно легко, нужно только понаблюдать за другими танцующими.

В некоторых лирических танцах балкарцев и карачаевцев партнер и партнерша не касаются друг друга, несмотря на их образ жизни. В таких танцах танцующие знакомятся. Имеются в виду некоторые подвижные танцы.

В образных танцах – в туре, олени, серны, лани, зубра, лоси – не встают на носки, так как у них нет когтей.

В танце "Инай" раскрывается образ горянки, которая занимается обработкой шерсти. В нем не участвуют мужчины, так как обработкой шерсти у балкарцев и карачаевцев занимаются только женщины.

Танец "Шаудан" (Родник) посвящается к приобщению невесты к роднику. В нем участвуют женщины и дети, которые сопровождают невесту к роднику. Потому танец исполняют только женщины и дети. Парни исключаются, так как мужчины у нас не ходят за водой. А если и ходят, то редко, только ночью, чтобы никто их не видел.

Во многих охотничьих танцах не участвуют девушки потому, что охота с древнейших времен была сугубо мужским делом. Женщина никогда не занималась тяжелым

физическим трудом.

В обрядовом танце "Нарт той" (Торжество нартов) участвуют только мужчины.

Общеизвестно, что традиционно разделыванием жертвенного животного занимаются только мужчины и приготовлением пищи из этого животного также занимаются мужчины.

Детский танец "Бешик" (Люлька) исполняют только женщины, девочки и мальчики. К слепым музыкантам и певцам издревле было особое отношение. К концу торжества им вручали хорошие подарки. Домой и обратно их доставляли на транспорте.

На торжества имели доступ все жители округа, гости из любого народа, кроме душевнобольных, разбойников, абреков, убийц.

При старших даже уставшие танцоры не имели права садиться, проявляя им знак особого уважения.

У карачаевцев и балкарцев высоко чтили авторитет известных танцоров, певцов и музыкантов. На торжествах в их честь произносили почетные тосты, им накрывали отдельные столы.

Три главных танца

Вплоть до 20-х годов прошлого века каждому событию в жизни карачаевцев и

балкарцев полагался свой танец. До наших дней дошли упоминания около 150 танцев. В них отображался эпос, жизненный уклад (свадебные, охотничьи, пастушьи танцы), были обрядовые и даже магические танцы. Со временем многие потеряли актуальность и теперь исполняются лишь ансамблями на сцене. Некоторые выдержали испытание

временем — их можно увидеть на любом празднике в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

В большинстве случаев в программу тоя входят три танца. Это массовый танец абезек, исполняющийся в самом начале или, наоборот, в самом конце вечера, а также парный танец тюз тепсеу и зажигательное соло — истемей.

Тюз тепсеу.

В переводе «истинный танец», самый популярный и часто исполняемый на карачаевском или балкарском тое. Его танцуют как под медленную мелодию национальной гармони, так и под более ритмичные эстрадные песни.

Исполняется он в паре. Рисунок довольно простой: двое, плавно ступая внутри воображаемой окружности, несколько раз сходятся в центре — девушка при этом вторит движениям мужчины. Затем, не поворачиваясь спиной друг к другу, меняются местами и снова повторяют движения, плавно сближаясь и расходясь.

Сложность танца в деталях: особой поступи, плавности движений, осанке, повороте головы, движениях рук. У наиболее искусных танцоров плавность движений настолько отточена, что полы длинных платьев и черкесок не двигаются.

Считается, тюз тепсеу чем-то напоминает танец двух птиц, кружащих вокруг друг друга, где мужчина — орел, решительный и горделивый, а девушка — хрупкая и изящная лебедь. Сравнение «плывет как лебедь» — высочайшая похвала для девушки в танце.

Сегодня национальная хореографическая традиция Северного Кавказа широко известна и почитаема во всём мире. Начиная с девятнадцатого века, интерес к национальным танцам горцев не ослабевает, а в веке двадцатом он даже был

значительно усилен советским кино, телевидением и крупными межнациональными музыкальными мероприятиями. Мы знаем не только ресторанную «Лезгинку», но и

«Наурскую», «Базар», «Танец Шамиля» и «Польку ойра». Кроме того, национальное хореографическое искусство Северного Кавказа, а именно национальные танцевальные школы, формируют сегодня, с помощью языка танца, толерантность людей различных стран друг к другу, повышают их интерес к изучению культуры региона.

Таким образом, имеющиеся в литературе сведения о хореографическом наследии балкарцев и карачаевцев, чаще всего крайне лаконичны, поверхностны, порой не совсем точны. Главное же - это то, что все описания танцев носят сугубо

этнографический характер и, следовательно, не дают конкретного представления о тех или иных танцевальных движениях, их содержании, последовательности и т. д. Говоря иначе, приходится констатировать отсутствие профессиональной сценической

характеристики танца, т.е. работы, которая могла бы послужить пособием для национальных хореографических коллективов.

Обычаи качарачаевцев.

Порядок запрещает раньше времени покидать торжество. Уходить можно после прощального тоста старшего за столом. А прощальный тост произносился после подачи сваренного мяса жертвенного животного.

В случае если парень влюблялся в девушку, на помощь приходила родственница, она могла уладить их отношения. В этом мог им помочь и распорядитель танца.

Самым свободным танцовщиком был исполнитель танца в маске козла (кепбай).Тауке (слуга Кепбая) – он похищал платочки девушек и дарил их Кепбаю. Тауке открыто признавался всем и кричал громко, что он любит такую-то девушку и скоро похитит ее. Такое право, кроме него, никто не имел.

Осенний праздник.

К празднику "Къыркъ бугъа" (жертвенный бык) сельские парни тайно изготовляли

такие маски, что не могли их узнать даже родители, братья и сестры. Они являлись на праздник глухими, горбатыми, хромыми, слепыми, пузатыми, длиннобородыми.

Участники маскарада меняли свои голоса, чтобы по голосу их не узнали. Маски зрелищно украшали праздник. Они исполняли буйный танец "Межгедиу" (Маска).

Элементы танца были произвольными. Исполнители кувыркались, прыгали, вертелись на коленях, кружились на носках, в конце танца устраивали фиктивное похищение девушек, уподобляясь тому, как в нартском эпосе Дракон похищает Сатанай.

Все в масках исполняли с девушками короткий бурный танец и разом снимали маски. Присутствующие узнавали тех, кто скрывался под масками. Этот танец являлся коронным номером всего праздника.

Весенний праздник.

К празднику "Хычауман" в честь окончания полевых работ девушки изготовляли тайно от всех маски: алмасты

(уродливая женщина с длинными косами), къуртха (ясновидящая), обурла (мудрые женщины – ведьмы), дууана (дьяволы), аманай (чертенки), билгич (гадальщицы), жастыкълы (знахарки). Все эти маски являлись уродливыми.

По команде распорядителя танца девушки в масках подходили к юношам и приглашали их на танец.

В конце танца девушки

становились с левой стороны партнеров. (Ведь левая сторона ближе к сердцу, а значит

– большая любовь!) Девушки в масках уходили со сцены и снимали маски тайно. А парни так и не могли их угадать!

Литература

1.http://rudocs.exdat.com › docs › ind…

Древние танцы балкарцев и карачаевцев - Документы 2…https://etokavkaz.ru › traditcii › kav…

Кавказский бал: три главных танца - Это Кавказ




Интернет-ресурсы

1.http://www.elbrusoid.org/upload/iblock/3a1/tacevalniy_etiket.pdf

2.https://zvuk-m.com/nacionalnye-tancy-kavkaza.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Национальные танцы карачаевцев

Автор: Эркенов Мухаммат Казбекович

Дата: 23.05.2022

Номер свидетельства: 607697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Карачаево-Черкесия - моя малая Родина "
    ["seo_title"] => string(43) "karachaievo-chierkiesiia-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "212106"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431760641"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Классный час « Моя малая Родина» "
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi-chas-moia-malaia-rodina-8"
    ["file_id"] => string(6) "214426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432303940"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства