В статье раскрываются особенности карачаево-балкарского нартского эпоса. В работе показана роль нартского эпоса в устном народном творчестве карачаевцев и балкарцев.
The article reveals the features of the Karachay-Balkar Nart epic. The paper shows the role of the Nart epic in the oral folk art of Karachays and Balkars.
тело Сатанай – не просто эпическая условность. Образ связан с солярным
происхождением героини.
В других национальных версиях о светящемся теле Сатанай речь идет
только в абхазском эпосе. Вот что пишет по этому поводу З.В. Абаева: «В ряде
сказаний говорится о чарующей белизне тела Сатанай. Но в осетинском
варианте (и адыгских) сказаниях тело ее никогда не светится (это качество
отдано другим героиням). В абхазском же варианте постоянно подчеркивается,
что Сатанай может даже заменить нартам Солнце». [4.c.31]
В эпосе карачаевцев и балкарцев все нарты, кроме Ёрюзмека, в борьбе
со своими врагами часто прибегают к хитрости и используют свои
магические и колдовские способности.
Cпецификой карачаево-балкарских сказаний о супружеской
жизни Ёрюзмека и Сатанай является то, что даже в этих текстах, которые,
вероятно, были созданы в период утверждения патриархальных отношений в
семье, так как в них Сатанай выступает в роли хранительницы очага и при
этом идеализируется ее преданность, верность Ёрюзмеку, мифологическая
интерпретация ее образа не ослабевает (чародейство, ясновидение,
универсальное оборотничество).
Своеобразие героев карачаево-балкарского эпоса Ёрюзмека и Сатанай
заключается в том, что ни в одном из сказаний они не теряют эпической
природы. Ёрюзмек даже в глубокой старости продолжает оставаться идеалом
воинской доблести. «Хотя я стар, но я нарт», – говорит он в сказании «Нарт
Ёрюзмек и эмегены» и отправляется в поход, чтобы уничтожить оставшихся
в живых эмегенов.
Нетрадиционен и финал этого уникального сказания: нарты после
возвращения Сосурука с огнем устраивают пир в его честь и передают ему
чашу героя – Анугу, которая до этого принадлежала самому сильному и
храброму нарту Ёрюзмеку, и поют величальную песню. Отсутствие мотива
величания героя в других версиях и наличие его также в варианте сказания о
борьбе Ёрюзмека с Фуком (Пуком) позволяют предположить, что он
восходит к древним тюрко–монгольским славословиям (магталам) в честь
героя.
Традиционность, детальная эпическая раздробленность данного цикла,
многовариантность и самобытность его сказаний и песен, наличие
значительного числа параллелей с эпосом тюрко–монгольских народов и
наконец, указания самих нартоведов на разработанность и завершенность
этого цикла именно в карачаево–балкарской среде дают нам основания
говорить о первичности в исследуемом эпическом памятнике. В карачаево–
балкарской версии Нартиады главными темами являются: борьба нартов с
чудовищами-эмегенами и драконами. В образах эмегенов или целых племен
эмегенов часто изображаются народы, с которыми пришлось сталкиваться в
сражениях предкам балкарцев и карачаевцев. Поэтому эти эмегены в таких
сказаниях представлены как свирепые и безобразные великаны, вполне
владеющие всем, чем владеют люди – речью, обычаями, оружием, конями и
т. д.
Мир, в котором живут нарты карачаево-балкарского эпоса – это мир,
полный опасностей, неведомого, иногда страшного, иногда чудесного. Это
мир, в котором герои не пытаются избежать тревог, волнений и конфликтов,
а наоборот, сами ищут их. Эти герои рассматривают свою жизнь и деяния как
борьбу со всеми силами, которые противостоят человеку.
Территория, на которой происходят события, описанные в нартских
сказаниях балкарцев и карачаевцев, очень велика. В эпосе упоминаются 4моря - Черное (Къара тенгиз), Хазар тенгиз (Каспийское) и еще два, сказать о
которых что-либо трудно - Белое море (Акъ тенгиз) и Синее (Кек тенгиз), а
также Азау тенгиз (Азовское море).
Обычай гостеприимства для нартов священен, желание гостя – закон.
Любовь нартов к пляскам проявляется и во многих других сказаниях.
В одном из сказаний Сосурук борется с эмегеном. Сказано, что они
боролись по пояс голые и в борцовских рукавицах – видимо, борцы перед
схваткой обмазывались маслом.
Часто говорится, что нарты состязались в меткости, стреляя из луков, и
чаще всего побеждает Ёрюзмек. Но основное внимание эпос уделяет
скачкам, в которых всегда побеждает Карашауай со своим крылатым конем
Гемудой.
Главным занятием нартов является война – с эмегенами, драконами и
иноплеменниками, которые также представлены в образе злых великанов.
Нарты – это, прежде всего, воины. Вся жизнь их проходит в походах и
набегах, совершаемых с целью угона табунов.
Мир карачаево-балкарского эпоса – чрезвычайно густонаселенный мир.
Это и главные герои сказаний – самые выдающиеся герои, их отцы и матери,
сестры и братья, это остальные, не столь именитые нарты, составляющие
войско героического народа, пастухи, табунщики, батраки, рыболовы,
кузнецы, охотники, мудрые старцы, обсуждающие новости, сидя на ныгъыше
(сельская площадь), знахарки и колдуньи, служанки и их властные хозяйки,
пахари и т.д.
Это и языческие боги, помогающие, покровительствующие нартам,
мудрые карлики – жеки, алмасты и лесные люди (агъач киши), крылатые,
говорящие кони и собаки, птицы, звери.
Это, наконец, враги нартов – драконы и эмегены о трех, пяти, семи и
двенадцати головах, злобные и глупые, иноземные цари, посылающие свои
полчища для завоевания страны нартов – она именуется иногда просто Нарт
(«Нартия») или Къыркъ Суу – «Сорокаречье»,ведьмы и бесы и т.п.
И, несмотря на то, что эпос уделяет описанию природы не так уж много
места, это чрезвычайно прекрасный мир, в котором плещутся синие моря и
озера, простираются бесконечные степи, высятся пики заснеженных гор и
скал, тянутся дремучие леса, зеленеют прекрасные долины и возделанные
поля. Герои попадают то в пещеры, где живут людоеды-великаны, пасущие
коз, то в замки знатных владык, то во дворцы ханов и царей, то в кошары
бедных пастухов. Их всегда подстерегает опасность, но это не только не
останавливает их, а наоборот, разжигает в них жажду приключений.
Окружающий мир интересен для нартов тем, что он не познан, что в нем
таится множество неожиданностей. Они полны жизненной силы, и потому не
признают никаких преград, и в них одно стремление – идти от победы к
победе. Несмотря на то, что в эпосе не замалчиваются неблаговидные дела
многих нартских героев, в целом подчеркивается, что нарты были самым
справедливым народом на земле и утверждали на земле справедливость.
Литература
1. Материалы научной сессии Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института по проблемам периодизации, отбора и публикации адыгейского, кабардинского, черкесского, балкарского и карачаевского фольклора. Нальчик, 1960.103с.
2. Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 1960.14с.
3. Мелетинский Е. М. Место нартских сказаний в истории эпоса.— Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957.28с.
4. Мижаев М. И. Образ иныжа в адыгском нартском эпосе.— Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983.38с.
5. Миллер Вс. Кавказско-русские параллели.— Экскурсы в область русского народного эпоса. I—VIII. Приложение. М., 1892.68с.
6. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. I—III. М., 1881— 1887.43с.
7. Михайлов Г. И. Мифы в героическом эпосе монгольских народов.— КСИНА. М., 1963, № 3.38с.
8. Михайлов Г. И. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста, 1971.45с.