kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нартские сказания карачаевцев и балкарцев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нартские сказания ккарачаевцев и балкарцев описывается в данной статье

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нартские сказания карачаевцев и балкарцев»


Нартские сказания карачаевцев и балкарцев



Боташева А.Х

Ученица 11 класса

МКОУ «СОШ №9

им.Кубанова Х.Ч с.Джага»

E-mail: [email protected]



Аннотация

В статье раскрываются особенности карачаево-балкарского нартского эпоса. В работе показана роль нартского эпоса в устном народном творчестве карачаевцев и балкарцев.

Ключевые слова: нарты, эпос, нартиада, архаичные элементы.



Botasheva A.Kh

11th grade student

MKOU «School No. 9 name after Kubanova Kh.Ch. S.Jaga»

E-mail: [email protected]

Annotation

The article reveals the features of the Karachay-Balkar Nart epic. The paper shows the role of the Nart epic in the oral folk art of Karachays and Balkars.

Key words: narts, epos, nartiad, archaic elements.

Нартский эпос — эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа,

основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях

героев-богатырей («нартов»). Существует, прежде всего, у карачаевцев и

балкарцев, осетин и абхазо-адыгских народов (адыгов, абазин, абхазов);

известны также версии эпоса, встречающиеся у чеченцев и ингушей, и др.

Бытует в прозаической и стихотворной форме. Основу эпоса составляет

трансформированная история скифо-сарматского этноса.

Одна из особенностей нартских сказаний балкарцев и карачаевцев – это

то, что большая их часть имеет два варианта – стихотворно-песенный и

прозаический. Песенное бытование эпоса балкарцев и карачаевцев – одна из

ярких, самобытных особенностей их эпической традиции. Именно благодаря

стихотворной форме существования в их эпосе произошла консервация

многих архаичных элементов, которую отмечали и исследователи Нартиады.

Так С.А. Урусбиев писал, что нартские сказания горских племен

Кавказа, «переходя из уст одного поколения к другому претерпевали

некоторые изменения в частностях, но ни у одного из этих племен не

сохранилось преданий, восходящих к более отдаленным временам, чем эти».[1.С.61]

В эпосе балкарцев и карачаевцев есть оригинальные, самобытные

песни и сказания, не имеющие параллелей ни в одной другой национальной

версии Нартиады. Значительное место в карачаево-балкарском эпосе

занимают сказания, посвященные нартскому кузнецу Дебету, его сыну

Алаугану и внуку Карашауаю. В образе карачаево-балкарского Дебета отразилась эпоха освоения кузнечного

ремесла. Подтверждение тому находим в самих сказаниях: согласно одним

вариантам, он родился от священного брака неба и земли («Рождение

нартского кузнеца Дебета», «Песня о Дебете»), в других вариантах («Дебет и

Ёрюзмек», «Рождение Деуэт - батыра») его отец – небожитель, а мать –

нартская красавица Ак бийче. В варианте Миллера говорится, что бог создал

его из части своего сердца и он начал «нартов род могучий». Первопредком

Дебет выступает и в публикации П. Острякова. [3.С.40]

В карачаево-балкарском эпическом памятнике Дебет, как и Сатанай,

наделен универсальными функциями. В сказаниях постоянно подчеркивается

роль Дебета-первотворца: он первый на земле изготовил различные

предметы быта, оружие и доспехи, подковал нартских коней и т.д.

В отличие от других версий нартского эпоса, в карачаево-балкарской,

наряду с прозаическими текстами имеется и ряд песен, посвященных Гемуде

«трехногому, медноухому, булатнокопытному» («Карашауай и Гемуда»,

«Гемуда», «Песня о Гемуде»), которые, возможно, восходят к жанру «Хвалы

коню», имеющему широкое распространение в эпической традиции тюркомонгольских народов.

Песни и сказания о Дебете, Алаугане, Карашауае бытуют только у

карачаевцев и балкарцев (за исключением нескольких мотивов).

Один из первых исследователей карачаево-балкарской мифологии Л.И.

Лавров указал и на параллельное существование в их религиозных

верованиях «древнетюркских, аланских и кавказских пластов». При этом он

на большом фольклорном и этнографическом материале убедительно

показал, что доминирующим у них является тюркский пласт.[2.С.25] В поддержку этого взгляда высказываются К.Г. Азаматов и В.М. Батчаев.[3.C.44]

В рассматриваемом эпическом памятнике карачаевцев и балкарцев, как

и в других национальных версиях, помимо религиозно-мифологических

воззрений создателей эпоса отразились также их общественные институты

(тѐре, куначество, аталычество и т.д.), обряды, некоторые реалии

материальной культуры, элементы хозяйственной деятельности и т.д.

Центральное место в системе образов карачаево–балкарского нартского

эпоса занимают Ёрюзмек и Сатанай. Сказания и песни о них составляют

законченный цикл, в котором различные эпизоды из «эпических биографий»

разработаны во всех деталях.

Как и во всех версиях Нартиады, в сказаниях карачаевцев и балкарцев,

где фигурирует жена Ёрюзмека Сатанай, подчеркивается ее исключельное

место в нартском обществе.

В нартских эпосах постоянно подчеркивается лучезарная, ослепляющая

красотой Сатанай («Прекрасная Сатанай», «Нарты-сибилы»). Светящееся

тело Сатанай – не просто эпическая условность. Образ связан с солярным

происхождением героини.

В других национальных версиях о светящемся теле Сатанай речь идет

только в абхазском эпосе. Вот что пишет по этому поводу З.В. Абаева: «В ряде

сказаний говорится о чарующей белизне тела Сатанай. Но в осетинском

варианте (и адыгских) сказаниях тело ее никогда не светится (это качество

отдано другим героиням). В абхазском же варианте постоянно подчеркивается,

что Сатанай может даже заменить нартам Солнце». [4.c.31]

В эпосе карачаевцев и балкарцев все нарты, кроме Ёрюзмека, в борьбе

со своими врагами часто прибегают к хитрости и используют свои

магические и колдовские способности.

Cпецификой карачаево-балкарских сказаний о супружеской

жизни Ёрюзмека и Сатанай является то, что даже в этих текстах, которые,

вероятно, были созданы в период утверждения патриархальных отношений в

семье, так как в них Сатанай выступает в роли хранительницы очага и при

этом идеализируется ее преданность, верность Ёрюзмеку, мифологическая

интерпретация ее образа не ослабевает (чародейство, ясновидение,

универсальное оборотничество).

Своеобразие героев карачаево-балкарского эпоса Ёрюзмека и Сатанай

заключается в том, что ни в одном из сказаний они не теряют эпической

природы. Ёрюзмек даже в глубокой старости продолжает оставаться идеалом

воинской доблести. «Хотя я стар, но я нарт», – говорит он в сказании «Нарт

Ёрюзмек и эмегены» и отправляется в поход, чтобы уничтожить оставшихся

в живых эмегенов.

Нетрадиционен и финал этого уникального сказания: нарты после

возвращения Сосурука с огнем устраивают пир в его честь и передают ему

чашу героя – Анугу, которая до этого принадлежала самому сильному и

храброму нарту Ёрюзмеку, и поют величальную песню. Отсутствие мотива

величания героя в других версиях и наличие его также в варианте сказания о

борьбе Ёрюзмека с Фуком (Пуком) позволяют предположить, что он

восходит к древним тюрко–монгольским славословиям (магталам) в честь

героя.

Традиционность, детальная эпическая раздробленность данного цикла,

многовариантность и самобытность его сказаний и песен, наличие

значительного числа параллелей с эпосом тюрко–монгольских народов и

наконец, указания самих нартоведов на разработанность и завершенность

этого цикла именно в карачаево–балкарской среде дают нам основания

говорить о первичности в исследуемом эпическом памятнике. В карачаево–

балкарской версии Нартиады главными темами являются: борьба нартов с

чудовищами-эмегенами и драконами. В образах эмегенов или целых племен

эмегенов часто изображаются народы, с которыми пришлось сталкиваться в

сражениях предкам балкарцев и карачаевцев. Поэтому эти эмегены в таких

сказаниях представлены как свирепые и безобразные великаны, вполне

владеющие всем, чем владеют люди – речью, обычаями, оружием, конями и

т. д.

Мир, в котором живут нарты карачаево-балкарского эпоса – это мир,

полный опасностей, неведомого, иногда страшного, иногда чудесного. Это

мир, в котором герои не пытаются избежать тревог, волнений и конфликтов,

а наоборот, сами ищут их. Эти герои рассматривают свою жизнь и деяния как

борьбу со всеми силами, которые противостоят человеку.

Территория, на которой происходят события, описанные в нартских

сказаниях балкарцев и карачаевцев, очень велика. В эпосе упоминаются 4моря - Черное (Къара тенгиз), Хазар тенгиз (Каспийское) и еще два, сказать о

которых что-либо трудно - Белое море (Акъ тенгиз) и Синее (Кек тенгиз), а

также Азау тенгиз (Азовское море).

Обычай гостеприимства для нартов священен, желание гостя – закон.

Любовь нартов к пляскам проявляется и во многих других сказаниях.

В одном из сказаний Сосурук борется с эмегеном. Сказано, что они

боролись по пояс голые и в борцовских рукавицах – видимо, борцы перед

схваткой обмазывались маслом.

Часто говорится, что нарты состязались в меткости, стреляя из луков, и

чаще всего побеждает Ёрюзмек. Но основное внимание эпос уделяет

скачкам, в которых всегда побеждает Карашауай со своим крылатым конем

Гемудой.

Главным занятием нартов является война – с эмегенами, драконами и

иноплеменниками, которые также представлены в образе злых великанов.

Нарты – это, прежде всего, воины. Вся жизнь их проходит в походах и

набегах, совершаемых с целью угона табунов.

Мир карачаево-балкарского эпоса – чрезвычайно густонаселенный мир.

Это и главные герои сказаний – самые выдающиеся герои, их отцы и матери,

сестры и братья, это остальные, не столь именитые нарты, составляющие

войско героического народа, пастухи, табунщики, батраки, рыболовы,

кузнецы, охотники, мудрые старцы, обсуждающие новости, сидя на ныгъыше

(сельская площадь), знахарки и колдуньи, служанки и их властные хозяйки,

пахари и т.д.

Это и языческие боги, помогающие, покровительствующие нартам,

мудрые карлики – жеки, алмасты и лесные люди (агъач киши), крылатые,

говорящие кони и собаки, птицы, звери.

Это, наконец, враги нартов – драконы и эмегены о трех, пяти, семи и

двенадцати головах, злобные и глупые, иноземные цари, посылающие свои

полчища для завоевания страны нартов – она именуется иногда просто Нарт

(«Нартия») или Къыркъ Суу – «Сорокаречье»,ведьмы и бесы и т.п.

И, несмотря на то, что эпос уделяет описанию природы не так уж много

места, это чрезвычайно прекрасный мир, в котором плещутся синие моря и

озера, простираются бесконечные степи, высятся пики заснеженных гор и

скал, тянутся дремучие леса, зеленеют прекрасные долины и возделанные

поля. Герои попадают то в пещеры, где живут людоеды-великаны, пасущие

коз, то в замки знатных владык, то во дворцы ханов и царей, то в кошары

бедных пастухов. Их всегда подстерегает опасность, но это не только не

останавливает их, а наоборот, разжигает в них жажду приключений.

Окружающий мир интересен для нартов тем, что он не познан, что в нем

таится множество неожиданностей. Они полны жизненной силы, и потому не

признают никаких преград, и в них одно стремление – идти от победы к

победе. Несмотря на то, что в эпосе не замалчиваются неблаговидные дела

многих нартских героев, в целом подчеркивается, что нарты были самым

справедливым народом на земле и утверждали на земле справедливость.



Литература


1. Материалы научной сессии Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института по проблемам периодизации, отбора и публикации адыгейского, кабардинского, черкесского, балкарского и карачаевского фольклора. Нальчик, 1960.103с.

2. Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 1960.14с.

3. Мелетинский Е. М. Место нартских сказаний в истории эпоса.— Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957.28с.

4. Мижаев М. И. Образ иныжа в адыгском нартском эпосе.— Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983.38с.

5. Миллер Вс. Кавказско-русские параллели.— Экскурсы в область русского народного эпоса. I—VIII. Приложение. М., 1892.68с.

6. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. I—III. М., 1881— 1887.43с.

7. Михайлов Г. И. Мифы в героическом эпосе монгольских народов.— КСИНА. М., 1963, № 3.38с.

8. Михайлов Г. И. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста, 1971.45с.

9. Мифы народов мира. Т. 1—2. М., 1980—1982.28с.

10. Нартла. Малкъар-къарачай нарт таурухла. Нальчик, 1966.35с.

11. Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974.201с.

12. Нарты.— Государственный литературный музей. Фонд акад. Вс. Миллера, ф. 11, оп. 144, инв. № 11.101с

Интернет-ресурсы


1.https://karachai.ucoz.ru/publ/m/obshhie_1/nartskij_ehpos_balkarcev_i_karachaevcev_t_m_khadzhieva/28-1-0-1359

2.https://lib.kchgu.ru/wp-content/uploads/2021/03/Korkmazov-H-M.-K.-Osobennosti-duhovnoj-kul-tury-.pdf

3.http://studlit.ru/index.php/ru/arkhiv/60-2020-tom-5-2/685-religiozno-mifologicheskie-obrazy-i-motivy-v-nartskom-epose-balkartsev-i-karachaevtsev

4. https://studopedia.ru/1_19038_narti--epicheskie-skazaniya-narodov-severnogo-kavkaza.html

5.https://karachai.ucoz.ru/publ/m/obshhie_1/nartskij_ehpos_balkarcev_i_karachaevcev_t_m_khadzhieva/28-1-0-1359




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Нартские сказания карачаевцев и балкарцев

Автор: Боташева Амина Хусеевна

Дата: 22.05.2022

Номер свидетельства: 607654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства