Просмотр содержимого документа
«Мутационный период голоса у девочек подросткового возраста»
«Мутационный период голоса у девочек подросткового возраста, занимающихся вокалом»
МБУ ДО ЦВР
г.Таганрог
ПДО Губай М.А
Вокальный ансамбль «Менестрели»
Я несколько лет преподаю вокал для детей и подростков. И одна из основных проблем это возрастные, естественные изменения голосового аппарата, как у мальчиков, так и у девочек.
В этой статье пойдет речь об изменениях в голосовом аппарате девочек в возрасте 9-14 лет. Что же это за изменения? Конечно, речь идет о мутации.
Что же такое мутация?
Мутация голоса (или «ломка голоса») — естественный физиологический процесс изменения голосового аппарата у подростков в период полового созревания. Она наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме подростка под влиянием эндокринной перестройки в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голосообразования во взрослое, называется мутационным периодом.
Формирование голоса зависит от многих факторов — конституции человека, строения голосового аппарата, состояния желез внутренней секреции, психического развития индивида.
Конечно, мутация голоса есть и у девочек. Внешне она не так заметна, как у мальчиков, однако тоже вызвана значительной перестройкой гортани.
Особенности «ломки голоса» у девушек
У девочек гортань растёт и развивается постепенно, без резких скачков. Хрящи гортани не претерпевают таких ярких изменений, как у мужчин, кадык не формируется. Гортань и связки удлиняются, расширяется настолько плавно, что организм успевает адаптироваться. Поэтому и девчачий голос меняется постепенно, практически незаметно для окружающих.
Мутация голоса у девочек — это естественный процесс изменения тембра и высоты голоса в период полового созревания.
Особенности мутации у девочек:
*Обычно начинается с 9–13 лет, совпадая с началом или серединой пубертатного периода.
*Проявляется в незначительном углублении голоса и изменении его тембра, голос становится более зрелым и устойчивым.
*Продолжительность — от нескольких месяцев до 1–2 лет.
Изменение в голосовом аппарате:
*Гортань увеличивается преимущественно в высоту.
*Голосовые складки удлиняются на 1/3.
*Голос понижается незначительно (на 0,5–2 тона).
В некоторых случаях возможно покраснение средних отделов гортани, разрыхлённость слизистой оболочки голосовых складок, недостаточное замыкание голосовой щели в хрящевой её части.
При фонации остаётся просвет в форме удлинённого треугольника в задних отделах — «мутационный треугольник».
Гортань женщин формируется до 25–30 лет. Всё это время к вокальным связкам нужно относиться бережно, однако максимум внимания приходится на возраст 11–15 и 23–25 лет, так как эти периоды считаются кризисными.
Некоторые проявления мутации голоса у девочек:
Колебания и нестабильность голоса — голос может «садиться», появляться срывы, нестабильные ноты.
Трудности в диапазоне — некоторые ноты могут пойти сложнее, другие — легко.
Дискомфорт или усталость при пении.
Покраснение голосовых связок — в этот период считается физиологической нормой.
Изменения в гортани могут приводить к временным проблемам: осиплости, вялости, неблагозвучности, детонации, неустойчивости голоса, дискомфорту и быстрой утомляемости. В редких случаях возможна временная потеря голоса (афония).
И вместе с тем, мутация у девочек (11-13 лет) характеризуется не столько радикальной сменой голоса, сколько его развитием: увеличивается сила, улучшается тембр, голос становится более объемным. В этот период формируются регистры.
В период мутации, голос очень уязвим. И поэтому к каждому ребенку надо находить индивидуальный подход, что является ключевым элементом в обучении. Необходимо учитывать уникальные особенности каждого ребенка, внимательно отслеживать изменения в голосе и оперативно корректировать упражнения и репертуар в соответствии с текущим состоянием голосового аппарата.
Распевание в период мутации:
- удобные, в модальной зоне.
- использование анкеровки. Анкеровка (от англ. «якорь») в вокале — это использование крупных мышц головы, шеи и тела для поддержки звукового потока и мелких мышц голосовых связок. Главная задача — перенести основную нагрузку с голосовых связок на крупные мышцы
- упражнения на вибрацию губ. «Сирены»
Только после разогрева голосовых связок и работы с поддержкой звука мы можем переходить к пению репертуара, который не должен быть сложным и с высоким диапазоном.
Даже самым талантливым ученикам в период мутации не следует предлагать сложные, технически перегруженные произведения с высокими нотами.
И еще об одной деликатной теме, которая связана с вокалом и мутацией у девочек –подростков.
Мутация голоса происходит в период полового созревания и тесно связана с появлением менструаций у девушек. Во время менструации происходит гормональный всплеск, который изменяет процессы в организме. В этот период гортань воспаляется и краснеет, и если это происходит одновременно с мутацией, это может привести к потере голоса.
Рекомендации:
Не давать чрезмерную нагрузку на голос. Любые сверх нагрузки могут спровоцировать серьёзные нарушения.
Прислушиваться к организму. При появлении малейших признаков переутомления, нежелания петь, срыва голоса и других симптомов нужно снизить нагрузки.
Отказаться от занятий вокалом во время менструации.
Вокально-технические приемы, которые мы нарабатываем в этот период упрощать, снижать нагрузку или вообще не использовать.
О каких приемах идет речь?
-Twang (танг или твэнг)
-Fry (Фрай, он же штробас.)
-Йодль (йодлинг)
-И все приёмы экстремального вокала.(и особенно они).
И в заключении.
Основное правило, которое должно соблюдаться во время ломки голоса у девочек — это никакого перенапряжения, что во время вокала, что во время обычного разговора. Уроки пения в этот период можно не приостанавливать. Нужно правильно распределить нагрузку на голос, чаще делать перерывы в пропевании, не на долго отказаться от технически сложного репертуара, и постоянно наблюдать за состоянием голосовых связок. При малейших неприятных ощущениях и дискомфорте во время пения, занятия нужно прекратить. Чтобы пройти мутационный путь спокойно и без травм, голосу, несомненно, нужен щадящий режим работы.