kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование реальных жизненных ситуаций на уроках социально-бытовой ориентировки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача коррекционной школы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в обществе. Эта задача решается комплексно в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

         В процессе правильно организованного обучения учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им по окончании школы адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами общественной жизни.

         На занятиях по социально-бытовой ориентировке широко применяются практические работы, беседы. Упражнения. Очень действенным методом является моделирование реальных жизненных ситуаций, т.е. воссоздание тех или иных условий, обстоятельств, а вместе с ними  - отношений, обстановки, положений.

         Моделирование реальной ситуации предполагает распределение ролей между её участниками, которые вступают в определённые отношения между собой, что выражается в их действиях и репликах.

         Применение этого методического приёма на уроках помогает решать ряд важных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование реальных жизненных ситуаций на уроках социально-бытовой ориентировки »


ОКСКОУ "КСКО школа" Курской области






Моделирование реальных жизненных ситуаций на уроках социально-бытовой ориентировки





Учитель : Прилуцкая Наталья Петровна







Главная задача коррекционной школы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в обществе. Эта задача решается комплексно в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

В процессе правильно организованного обучения учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им по окончании школы адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами общественной жизни.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке широко применяются практические работы, беседы. Упражнения. Очень действенным методом является моделирование реальных жизненных ситуаций, т.е. воссоздание тех или иных условий, обстоятельств, а вместе с ними - отношений, обстановки, положений.

Моделирование реальной ситуации предполагает распределение ролей между её участниками, которые вступают в определённые отношения между собой, что выражается в их действиях и репликах.

Применение этого методического приёма на уроках помогает решать ряд важных задач. У большинства детей с нарушением интеллекта в семье не очень благоприятная обстановка для развития самостоятельности: гиперопека, ограждение от общения. Бывая дома, дети не имеют возможности наблюдать, обращаться, практиковаться в пользовании теми или иными услугами учреждений общественного пользования, не имеют постоянных хозяйственно-бытовых поручений, обязанностей.

Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на занятиях учащиеся расширяют свой социальный опыт, приобретают определённые навыки и умения. Так, моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей (правила покупки товаров в различных магазинах, пользование городским и междугородным транспортом, отправление писем, посылок, общение по телефону и т. д.)

Дети с нарушением интеллекта часто не могут сформулировать вопрос или просьбу при обращении к работникам той или иной организации, а потому избегают такого обращения. При регулярном упражнении на уроках, использовании разыгрывания ситуаций, дети нарабатывают опыт обращения к людям в различных моделях общения.

Дети с глубокой умственной отсталостью не могут анализировать ситуацию, в которую они попали. Создание специальных ситуаций и участие школьников в них позволяют формировать у детей привычку обдумывать условия, в которых приходится пребывать, и находить своё верное решение.

Сюжетно-ролевые игры, моделирующие реальную ситуацию, являются хорошим средством для закрепления знаний и умений. Сюжетно-ролевые игры могут проводиться по большинству разделов программы : «Семья»,»Культура поведения», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации», «Бюджет семьи», «Трудоустройство». По каждому разделу может быть подобрано большое количество сюжетов в соответствии с содержанием программы.

Например, по разделу «Транспорт» можно предложить следующие темы для разыгрывания: переход дороги в определённом месте, выход из транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая) и переход дороги, покупка билетов в железнодорожной кассе. При покупке билетов в железнодорожной кассе можно создать множество ситуаций, например:

1) предварительно купить билет в купейный или плацкартный вагон;

2) сдать билет на дальнее время и купить на сегодня;

3) пассажир опоздал на поезд, как поступить?

Как видно, ситуации могут потребовать от учащихся не только применения полученных знаний, но и поиск верного решения данной проблемы.

Модели реальных ситуаций, предлагаемые учащимся, должны различаться не только содержанием, но и степенью сложности. Можно выделить ситуации трёх степеней сложности:

1) ситуация с участием двух человек, выполняющих одно- два простых действий, почти без реплик, или даже один участник и его задача – правильно решить проблему, выполнив для этого определённую задачу;

2) ситуация, в которой участвуют несколько человек, выполняющих несколько действий и произносящих реплики;

3) ситуация с выбором решения, в которой участвуют несколько человек, произносящих реплики и выполняющих разнообразные действия.

Вот примеры ситуаций разной степени сложности : (даётся на карточках).

1) Вы едите в автобусе. В салон входит пожилая женщина. Ваши действия?

2)Вы не пошли в школу, потому что заболели. Вам нужно позвонить в школу, пригласить к телефону классного руководителя и сообщить ему об этом.

3) Примером ситуации третей сложности могут служить сюжеты на тему «Покупка билетов в железнодорожной кассе», о которых говорилось ранее.

Предлагаемые ситуации можно усложнить, поставив учащихся перед необходимостью искать выход из создавшегося положения. Например, в ситуации со школой можно разыграть так, будто классного руководителя не оказалось в этот момент на месте и эту информацию для него нужно кому – то оставить. Как это должен сделать ученик?

Но всё – таки моделирование реальных ситуаций даст большой положительный эффект в том случае, если их разыгрыванию будет предшествовать достаточная подготовительная работа и будет осуществляться со стороны учителя контроль и руководство игрой.

Дети с отставанием в развитии не могут самостоятельно разыгрывать предложенный сюжет, ведут себя скованно, не в состоянии придумать реплики, соответствующие роли, вступать во взаимодействие друг с другом, не способны на экспромт. Это связано с особенностями психофизического развития детей, у которых плохо развито воображение, они страдают недоразвитием речи, недоразвитием целенаправленной деятельности, потому участвовать в моделировании реальных ситуаций детей необходимо учить.

Последовательность обучения может быть следующей :

1. Предварительное (до занятий) разучивание всех ролей, учитель руководит действиями детей во время игры;

2. Предварительное разучивание отдельных ролей учитель руководит отдельными действиями детей во время игры;

3. Игра идёт без предварительного разучивания ролей, учитель руководит действиями детей;

4. Самостоятельное разыгрывание школьниками ситуаций на заданную тему, учитель помогает в случае необходимости.

В течение всего периода обучения необходимо обсуждать обыгранные ситуации с целью формирования у детей умения анализировать различные факты, правильно их оценивать.

В основном, детям предлагаются сюжеты, в которых все действующие лица поступают правильно. Это делается для того, что бы закрепить полученные знания. Однако, наряду с этим нужно разыгрывать ситуации, в которых совершаются ошибочные поступки. Это делается для того, чтобы научить учеников обыгрывать положение, в которое попал его товарищ (и может попасть каждый), давать ему верную оценку и находить правильный выход.

На уроках дети с удовольствием участвуют в разыгрывании ситуаций. В процессе игры они начинают вести себя свободно, общаются друг с другом, вносит свои дополнения, соответствующие обстановке, успешно применяют полученные сведения и лучше запоминают их, искренне переживая успех и неудачи партнёров. И, хотя, самостоятельно разыгрывать сценку на длинную тему им труднее, но всё же они научатся действовать правильно, могут применить имеющиеся знания адекватно ситуации. Тем более, что это бывает очень важно не только в целях их общего развития и адаптации социальной среде, а так же и в целях самосохранения. Например, это касается темы «Как не стать жертвой преступления» , а в наше время этот вопрос звучить наиболее актуально. При работе над этой темой детям можно предложить разыграть ситуации такого плана:

1. Вы дома. Звонок в дверь. В глазок вы видите, что перед дверью стоит незнакомый человек. На вопрос: « кто там?» -последовал ответ «Откройте. Милиция.» Как вы поступите? Обоснуйте свои действия.

2. Вы идёте по улице. Около вас остановилась машина и водитель просит вас показать ему дорогу. Ваши действия.

3. Во дворе вас окликнула незнакомая женщина. Назвав имя вашей мамы, сказала, что она её подруга и приехала из другого города. Далее она сказала, что пол часа назад разговаривала с вашей матерью, а та, в свою очередь, попросила подождать её у вас в квартире. Как вы должны поступить?

Разыгрывание таких ситуаций поможет предупредить многие опрометчивые поступки детей в жизни. Что, возможно, сохранит не только их здоровье, но и жизнь.

Моделированию реальных ситуаций могут предшествовать беседы, экскурсии. Однако такое моделирование можно использовать и перед проведением экскурсий на предприятия и в учреждения, при посещении которых учащиеся должны вступать в общение с незнакомыми людьми, выполнять практические задания.

Таким образом, можно сказать, что моделирование ситуаций, приближённых к реальности, сюжетно-ролевые игры представляют собой один из наиболее действенных и эффективных методов, которые следует использовать шире.

Во многом обучающий эффект данного методического приёма зависит от действий учителя во время проведения игры. Игры проводятся в кабинете, поэтому нужно создать иллюзию пребывания на улице, в магазине, на почте, дома и т.д. От того, насколько дети настроятся на игру, почувствуют себя участниками событий, зависит результат этой игры. Поэтому немаловажное значение для создания нужной обстановки имеет реквизит. Это может быть деталь костюма, телефон, бланки телеграмм, посылочные ящики и коробки, старые железнодорожные билеты, упаковки из-под продуктов, муляжи. Например, салон автобуса можно изобразить двумя рядами стульев, стоящих друг за другом, прилавки магазина – школьными партами. Эти условные атрибуты всё-таки помогают создать определённую обстановку и настрой учащихся.

При правильном и организованном использовании моделирования ситуаций на уроках у детей формируются практические навыки и умения, а так же правильные стереотипы поведения в конкретной ситуации. Тем более, что занятия ориентированы на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у школьников необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем. В процессе обучения прививаются морально – этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, которые бывают необходимыми при посещении различных учреждений и организаций, развивается вкус, эстетика учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Моделирование реальных жизненных ситуаций на уроках социально-бытовой ориентировки

Автор: Прилуцкая Наталья Петровна

Дата: 02.10.2015

Номер свидетельства: 235689


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства