kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности: 43.02.11 Гостиничный сервис

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности: 43.02.11 Гостиничный сервис разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)  Гостиничный сервис (базовый уровень)    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности: 43.02.11 Гостиничный сервис»

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Тверской технологический колледж







ПМ.03Организация обслуживания гостей в процессе проживания

МДК.03.02. Организация экскурсионной и туристической деятельности


Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности:

43.02.11 Гостиничный сервис






Тверь

2016г.

















Введение

Понятие «экскурсия» вошло в обиход в XIXвеке. Постепенно экскурсия стала одной из эффективных форм культурно-образовательной деятельности и заняла прочное место в музейной и туристической деятельности. Просветительная и образовательная деятельность музея XXI века и современный туристический рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности, поэтому актуальным является проблема подготовки кадров, способных организовать и вести экскурсионную деятельность.

Тема 02.01. Экскурсионная деятельность предполагает ознакомление студентов с теоретическими основами экскурсоведения, обучение технике ведения экскурсий, создание портфеля экскурсовода, тренинг навыков экскурсионной работы. Данный курс предполагает цикл лекционных занятий по освоению теории и технологии экскурсионной работы, и цикл практикумов. В ходе практических занятий студенты овладевают экскурсионной методикой, проводят экскурсии в музейной и внемузейной среде.

Целью преподавания является подготовка специалиста, владеющего основополагающими знаниями об экскурсионной работе.

Задачи курса:

Дать общее представление о теоретических аспектах экскурсионной деятельности

Познакомить с историей экскурсионного дела в России.

Сформировать представление о методике подготовки и проведения экскурсий разного типа в условиях музея и во внемузейной среде.

Сформировать основные профессиональные навыки и умения экскурсионной работы в условиях музейной и внемузейной среды.

Теоретическое освоение курса предполагает овладение профессиональной терминологией, знание этапов подготовки экскурсии и методики ее проведения.

Практическое освоение курса предполагает приобретение навыков разработки экскурсий и их проведения.




2.Литература:
  1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие./Г. П. Долженко. — М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2010.—271 с.

  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.

  3. Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб.пособие. - М.: ЦРИБ «Турист», 1986.

  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 4-е изд. – М.: Советский спорт, 2011.

  5. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. Пеособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.

3.Методические указания по темам

Тема 1. История развития экскурсионного дела в России до революции 1917 г.


Экскурсионная деятельность является одним из основных компонентов индустрии туризма. Экскурсионные услуги входят в перечень дополнительных услуг, оказываемых средствами размещения.

Экскурсия –это туристическая услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий.

В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскур­сий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населе­ния. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.

В статье «Экскурсии по памятникам истории и культуры» Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соколовский отмечают: «Теория экс­курсионного дела находится в стадии становления... Пред­стоит большая работа в области решения экскурсионных проблем.» В числе назревших проблем эти авторы называ­ют разработку экскурсионной пропаганды, психолого-педагогических основ, терминологии экскурсионного дела, методов и приемов подготовки и проведения экскурсий, критериев оценки качества экскурсий.

В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Этот термин рас­сматривается в нескольких значениях: 1) теория — обобще­ние опыта, общественной производственной практики, в котором находят отражение объективные закономерности развития природы и общества; 2) теория — совокупность обобщенных положений, образующих определенную науку или один из ее разделов; 3) теория — система идей в одной из отраслей знаний; 4) теория — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях существующих связей определенной области2.

Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то: а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия; б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на созна­ние человека; в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии; г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности; д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела.

Для работников туристско-экскурсионной отрасли экс­курсионная теория — это общая сумма теоретических поло­жений, которые служат основой экскурсионного дела, опре­деляют главные направления его развития и совершенство­вания.

Экскурсионная теория — это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; осо­бенности показа и рассказа; экскурсионный метод; класси­фикация экскурсий; дифференцированный подход к экс­курсионному обслуживанию; методология и методика; эле­менты экскурсионной педагогики и логики; основы профес­сионального мастерства экскурсовода.


Тема 2. История развития экскурсионного дела в СССР и постсоветской России.

Развитие экскурсионной теории, начатое в 20-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение первого пе­риода это развитие базировалось на основах школьной пе­дагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функ­ции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для школьников. При этом ученые-экскурсионисты и методисты исходили из задач и требований обще­образовательной школы. Исключением служил раздел му­зейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскур­сионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей).

Более интенсивное развитие экскурсионной теории на­чалось в 70-х годах. Это объясняется передачей экскурсион­ного дела профсоюзам, которые создали специализирован­ное подразделение — Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Развитие экскурсионной теории связано также с расши­рением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т. е. превращением ее из формы отдыха и раз­влечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии поя­вились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определи­лись психолого-педагогические основы экскурсионной про­паганды, более целеустремленно стал использоваться прин­цип наглядности, появилась нормативная методология, вы­росли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.

Развитию экскурсионной теории способствовали разра­ботка и чтение курса лекций «Теория и практика экскурси­онного дела» на Центральных туристских курсах и в Инсти­туте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. Параллельно преподаватели ИПК в течение пяти лет вели названный курс для студентов дневного и вечернего отделений факультета подготовки кадров туристско-экскурсионных организаций Высшей школы профсоюзного движения им. Н. М. Шверника. Со­держание этого учебного курса было изложено в учебных пособиях, написанных Б. В. Емельяновым и изданных Цен­тральным рекламно-информационным бюро «Турист»: «Основы экскурсоведения» (1981 г., 1985 г.); «Методика подготовки и проведения экскурсии» (1980 г.); «Организация работы экскурсионного учреждения» (1979 г., 1987 г.); «Экс­курсионное обслуживание населения» (1983 г.); «Экскурсия — неотъемлемая часть идейно-воспитательной работы» (1984 г.); «Профессиональное мастерство экскурсовода» (1986 г.).

Вся система методики подготовки и проведения экскур­сий, а также отдельные вопросы экскурсионной теории на­шли освещение в методических пособиях, подготовленных и изданных ИПК работников туристско-экскурсионных орга­низаций и Главным экскурсионным управлением Централь­ного совета по туризму и экскурсиям в период с 1971 по 1988 гг.


Тема 3. Сущность, Признаки и функции экскурсии

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и перво­начально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия»(экскурс + ия).

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необ­ходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного про­цесса объективными требованиями. Каждая экскурсия пред­ставляет особый процесс деятельности, суть которого обу­словлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, актив­ность и др.).

Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.










Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу зна­ний: о достижениях исторической науки, медицины, био­логии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая оста­ется в распоряжении человека после рабочего дня. Экскурсию относят к той группе занятий, которая опре­деляется термином «учеба и самообразование».

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, эконо­мики.

Функция формирования интересов человека. Задача экс­курсии — сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одно­временно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молоде­жи экскурсия — это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих про­фессию, функция формирования интересов; для ино­странных туристов — функция информации и т. д.

Признаком называют то, что делает сходным между со­бой или отличает друг от друга предметы и явления.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просвети­тельной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в орга­низации и методике проведения. Ее признаки говорят о сход­стве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного ака­демического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурси­онных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее со­ставленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие опреде­ленной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изу­чение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

у музейных — знакомство с материалами, расположен­ными на стендах;

у производственных — демонстрация действующих объ­ектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином — «гидизм» — бес­системный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отри­цательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии.


Тема 4. Классификация экскурсий

Классификация представляет собой распределение пред­метов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

В настоящее время экскурсии классифици­руются: а) по содержанию; б) по составу и количеству уча­стников; в) по месту проведения; г) по способу передвиже­ния; д) по продолжительности; е) по форме проведения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специ­фику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не слу­чайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной те­мы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период вре­мени.

По своему содержанию исторические экскурсии подраз­деляются на следующие подгруппы:

производственные, искусствоведческие, литературные.

По составу и количеству участников экскурсии подразде­ляются на индивидуальные, для местного населения, приез­жих туристов, взрослых и школьников .

По месту проведения экскурсии бывают: городские, заго­родные, производственные, музейные, комплексные (соче­тающие элементы нескольких).

По способу передвижения — пешеходные и с использова­нием различных видов транспорта.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. ча­са (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3—4 дней) называют мар­шрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

— экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10—20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники .;

— экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

— экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

— экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с про­слушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

— экскурсия-спектакль — это форма проведения литера­турно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

— экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

— учебная экскурсия (для специальной аудитории) явля­ется формой обучения и повышения квалификации экскур­сионных работников;

— показательная экскурсия — это форма учебной экскур­сии, ставящая целью показать образец того или иного мето­дологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;

  • рекламная экскурсия.


Тема 5. Основы экскурсионной методики.

В педагогике методикой обучения называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова – совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы.

Методика требует связи и взаимодействия между показом и рассказом, предусматривая в одном случае их сочетание, в другом – чередование, в третьем отсутствие обоих элементов.

Известны четыре варианта использования показа и рассказа, они характерны практически для каждой экскурсии.

I вариант

показ и рассказ идут одновременно

экскурсанты наблюдают объекты, о которых идет речь.

II вариант

идет только
рассказ

излагаются исторические события, дается характеристика города и т. п.

III вариант

идет только
показ

происходит наблюдение (изучение, исследование) объектов под руководством экскурсовода.

IV вариант

показа
и рассказа нет

экскурсанты самостоятельно работают: наблюдают, усваивают полученные знания
и впечатления.


Тема 6. Методика подготовки новой экскурсии

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

  • организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

  • информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая – итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.


Тема 7. «Портфель экскурсовода» : назначение, правила комплектования и методика использования.


Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод. И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.

К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.


Тема 8, Методика проведения экскурсии: общие принципы.


Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты «портфеля экскурсовода» и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки «Организационные указания». Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем, организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля»; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

 

Тема 9. Методика экскурсионного показа

Показ — процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ на экскурсиях — многоплановый процесс извлече­ния зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определен­ной последовательности, с конкретной целью.

Показ объекта — это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руко­водством квалифицированного специалиста. Показ предпола­гает анализ объектов, активную самостоятельную работу экс­курсантов.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) на­блюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевид­ным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности зависит от организации по­каза объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть,наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Созда­тели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.

Показ вырастает из таких действий человека, как созер­цание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возни­кает пассивность восприятий предметов зрительного ряда.


Показ в экскурсии является суммой трех элементов:


• самостоятельного наблюдения экскурсантами досто­примечательностей;

• ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»;

• показа под руководством экскурсовода других приемов (например, в исторической экскурсии объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. Ведется по­каз не только стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей, но и того, что скрыто за стенами здания — комнат, лестниц, коридоров, их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время.

Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;

2) показать объекты, которых уже нет (сохранились толь­ко на фотографии или рисунке);

3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;

4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;

5) показать объект таким, каким он был в период описы­ваемого события.

Условия для показа.

Эффектный показ экскурсионных объектов требует опре­деленных условий .В понятия условия показа, входят:

а) правильно выбранные точки показа;

6) время, более выгодное для показа; в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объек­тов, далеких от темы;

г) использование движения экскурсантов в качестве ме­тодического приема при показе объектов;

д) умения и навыки экскурсовода;

е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.


Показ в экскурсии представляет собой двусторонний про­цесс, который объединяет: а) активные действия руководи­теля (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; б) активную дея­тельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследова­ние объектов).

Тема 10. Методика экскурсионного рассказа


Рассказ — услов­но принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсо­вод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных истори­ческих лиц.

Рассказ на экскурсии в полном объеме готовится заранее. Неправильно рассматривать рассказ экскурсовода как им­провизацию, т. е. произведение, содержание и языковые особенности которого формируются исключительно в мо­мент его исполнения. В то же время это не означает, что в рассказе экскурсовода не может быть экспромта. Речь идет о примере, изложении факта, небольшом стихотворении или отрывке из художественного произведения, включение которых в рассказ вызывается составом группы или же зна­чительным событием, которое только что произошло в жиз­ни данного города, страны.

Основные требования к рассказу: тематичность, конкрет­ность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Особенность рассказа состоит в том, что он носит харак­тер монолога.

В экскурсии используются две формы рассказа:

а) повествовательный рассказ, который дает экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходи­ли события;

б) реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта (здания, сооружения, памятного места).

Язык экскурсовода должен отвечать определенным кри­териям. Критерий ясности — доходчивость и доступность речи для аудитории. Критерий точности — соответствие со­держания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскур­сии. Критерий чистоты речи — логически оправданное ис­пользование экскурсоводом языковых средств.



Тема 11. Составление методической разработки экскурсии


Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

– на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.

– на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

 

Образец методической разработки экскурсии

 

Маршрут

Оста-
новка

Объекты
показа

Время

Наименование
подтем и перечень
основных
вопросов

Организа-
ционные
указания

Методические указания

Новая Басманная ул. – М. Разгуляй – Бауманская ул.

Проездом

Новая Басманная ул.; собор св. Павла;
д. № 16 на Новой Басманной ул., д. № 2 на Спартаковской ул.

 

Подтема I: Пушкинская Москва
1. Бывшая Немецкая слобода –
один из аристократических районов Москвы XVIII-XIX вв.
2. Новая Басманная ул. – уголок Пушкинской
Москвы

Рассказ ведется при замедленном движении автобуса

1. Использовать прием репортажа, давая характеристику бывшей Немецкой слободы. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах


Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки – 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончание подтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: «Набережная реки Волги» или «Центральная площадь». Правильнее записать: «Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову».

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиеничес­ких требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы
и правила противопожарной безопасности.

Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема


4.Задания для контрольной работы

Итоговый контроль (зачет) осуществляется в форме разработки экскурсионного проекта и последующей его презентации. Задания для выполнения проекта индивидуальны. Студент выбирает тему будущей экскурсии из предложенных, либо формулирует ее самостоятельно и согласует с преподавателем.

Текст экскурсионного проекта должен быть набран и отпечатан на компьютере. Экскурсионный проект должен включать: титульный лист, оглавление, индивидуальный текст экскурсии (вступительное слово, основная часть, заключение, логические переходы), схему маршрута, перечень наглядных пособий, входящих в портфель экскурсовода, технологическую карту экскурсии и список использованных источников. Образец титульного листа и технологической карты приведен в Приложении 1,2.

Этапы выполнения итоговой проектной работы:

1. Определить цель и задачи экскурсии.

2. Выбрать вид, тему и название экскурсии.

3. Отобрать и кратко прорецензировать литературу.

4. Изучить и отобрать экскурсионные объекты.

5. Разработать маршрут экскурсии.

6. Подготовить текст экскурсии.

7. Составить технологическую карту экскурсии.

8. Скомплектовать набор наглядных пособий и документов ("Портфель экскурсовода").

9. Презентация экскурсионного проекта.

Объем экскурсионного проекта должен быть 15-20 листов формата А4. Все страницы должны быть пронумерованы и скреплены. На титульном листе и на второй страницах номера не ставятся.

Примерные темы экскурсий:
  1. История площади.

  2. Парки, сады и скверы.

  3. Город помнит… ( о исторических событиях)

  4. История возникновения города.

  5. Театральная жизнь города.

  6. Предприятия города.

  7. Легенды и предания о городе.

  8. Обычаи и традиции.

  9. Развитие музейного дела.

  10. Места жизни и творчества известных людей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа экскурсионного проекта



МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Тверской технологический колледж







ЭКСКУРСИОННЫЙ ПРОЕКТ

НАЗВАНИЕ ЭКСКУРСИИ








Выполнил студент_________

Группы______________



Проверил преподаватель

_____________________













Тверь

2014

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ (образец)


Тема экскурсии:

Название экскурсии:

Продолжительность (ч.):

Протяженность (км.):

Автор и разработчик:

Содержание экскурсии:

Маршрут экскурсии:


Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места

остановок

Объект

показа

Продолжительность

осмотра

Основное

содержание информации

Указания

по организации

Методические указания

1

2

3

4

5

6

7












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коллина Анна Сергеевна

Дата: 21.10.2017

Номер свидетельства: 433604


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства