МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей и мастеров производственного обучения по проведению лабораторных и практических занятий
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей и мастеров производственного обучения по проведению лабораторных и практических занятий
Лабораторные работы и практические занятия относятся к основным видам учебных занятий в МАОУ ДО МУК «Эврика». Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей и мастеров производственного обучения по проведению лабораторных и практических занятий»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ «ЭВРИКА»
(МАОУ ДО «МУК «ЭВРИКА»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для преподавателей и мастеров производственного обучения
по проведению лабораторных
и практических занятий
Составитель:
Шулекина Н.В., методист
МАОУ ДО МУК «Эврика»
г. Новый Уренгой
1. Лабораторные и практические занятия
1.1. Лабораторные работы и практические занятия относятся к основным видам учебных занятий в МАОУ ДО МУК «Эврика». Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
1.2. В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий обучающиеся выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя или мастера п/о в соответствии с программой по дисциплине.
1.3. Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий направлено на:
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
1.4. Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия, и их объемы определяются учебными планами.
1.5. При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 12 человек.
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий
2.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
2.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) необходимых в последующей учебной деятельности. Практические занятия занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных дисциплин.
Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию ФГОС по профессиям и специальностям и формировать компетенции обучающихся.
2.2. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.
2.3. При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ, и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
2.4. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
2.5. При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам - охватывали всю профессиональную деятельность (профессиональные компетенции), к которой готовится специалист.
2.6. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения, формируются общие компетенции.
2.7. Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируется в тематических планах рабочих учебных программ.
2.8. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих программах дисциплины, а также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой.
3. Организация и проведение лабораторных работ
и практических занятий
3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателями или мастерами п/о, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных кабинетах. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем или мастером п/о, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями.
3.3. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, объяснение последовательности выполнения отдельных элементов задания и работы в целом. Последовательно, от занятия к занятию возрастают требования к самостоятельности обучающихся. Возможно проведение лабораторных работ и практических занятий как итоговых контрольных.
3.4. Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.
3.5. По каждой лабораторной работе и практическому занятию должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.
Методические указания для выполнения лабораторных работ и практических занятий должны включать:
- Тему
- Цель работы
- Применяемое оборудование
- Задание для подготовки к лабораторной работе (практическому занятию)
- Ход работы (методика выполнения работы)
- Указания по составлению отчета
- Критерии оценки.
3.6. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
- Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
- Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
- Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.7. Формы организации обучающихся на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.
3.8. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется:
- разработка заданий для автоматизированного тестового контроля над подготовленностью обучающихся к лабораторным работам или практическим занятиям;
- подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся;
- использование в практике поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
- проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
- эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия, подбором дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе.
4. Оформление лабораторных работ и практических занятий.
4.1. Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по дисциплине определяется преподавателем или мастером п/о.
4.2. Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета в конце занятия и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся.
4.3. Отчет по лабораторным работам и практическим занятиям рекомендуется оформлять в виде таблиц, графиков, схем, структур, графических записей, образов, рисунков, аппликаций, расчетов, сравнительного анализа, решения конкретных производственных задач и ситуаций и т.д. Целесообразно применение рабочих тетрадей по дисциплинам.