kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка практического занятия на тему:"Фонетика. Латинский алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия на тему:"Фонетика. Латинский алфавит". Предназначено для обучающихся по специальности 33.02.01. Фармация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия на тему:"Фонетика. Латинский алфавит"»

Практическое занятие №1. Фонетика. Латинский алфавит.


Латинский алфавит состоит из 25 букв.

Аа – произносится как русское [а]: аrs [арс] - искусство

Bb – произносится как русское [б]: bis [бис] - дважды

Сс – произносится:

1) или как русское [к]:

  • перед гласными «а», «о», «u»:

саrbо [карбо] - уголь

соlаrе [коляре] - процеживать

cuprum [купрум] – медь (химический элемент)

  • перед согласным:

tinctura[тинктура] - настойка

сrаnium [краниум] - череп

  • в конце слова:

lас [ляк] – молоко;

2) или как русское [ц]:

  • перед гласными «е», «i», «у»:

aсidum [ацидум] - кислота

aсеtum [ацетум] - уксус

cуаnus [цианус] (греч.) - синий, голубой

  • перед двугласными (дифтонгами) «ае» [э] и «oe» [ö]:

bассае [бакцэ]-ягоды

cоеruleus [цёрулеус](лат.) - синий, голубой

Dd – произносится как русское [д]: duo[дyo] – два

Ее – произносится как русское [э]: bene [бэнэ] – хорошо

Ff – произносится как русское [ф]: fortis [фортис] – сильный

Gg – произносится как русское [г]: gutta [гутта] – капля

Hh – произносится как украинское [г]: homo [гомо] – человек

Ii – произносится как русское [и]: inter [интер] – между

Jj – произносится как русское [й] и употребляется только в сочетании с гласной: Juglans [юглянс] – грецкий орех

Исключение: Iodum [иодум] - йод ( от греч. iod «фиолетовый»)

Kk – произносится как русское [к], встречается только в словах нелатинского происхождения: Каlium [калиум] (араб.) – калий

Ll – произносится очень мягко, как русское [ль]: mel [мэль] – мед

Mm – произносится как русское [м]: manus [манус] – рука

Nn – произносится как русское [н]: natura [натура] – природа

Оо – произносится как русское [о]: olla [олля] – банка

Рр – произносится как русское [п]: planta [плянта] – растение

Qq – употребляется только в сочетании с буквой «u» и произносится как русское [кв]: aqua [аква] – вода

Rr – произносится как русское [р]: rectum [рэктум] – прямая кишка

Ss – произносится:

1) или как русское [з]:

  • между двумя гласными:

Rоsа [роза] – шиповник

  • между гласной и «m» или «

plasma [плязма] – плазма

2) или как русское [с]:

  • в начале слова:

semen [сэмэн] – семя

  • в конце слова:

febris [фэбрис] – лихорадка

  • до и после согласной:

scatula [скатуля] – коробочка

Tt – произносится как русское [т]: tabuletta [табулетта] – таблетка

Uu – произносится как русское [у]: Urtica [уртика] – крапива

Vv – произносится как русское [в]: valēre [валерэ] – быть здоровым

Хх – произносится: 1. как [кс]: radix [радикс] – корень

2. как [гз] в словах с приставкой «ех» перед гласной:

examinare [эгзаминарэ] – изучать

Yy – произносится как русское [и]: Butyrum [бутирум] – масло (твердое)

NB! Во французском языке буква «у» называется «игрэк», т.е. «игреческое».

Zz – произносится как русская [з]: Oryza [ориза] – рис

NB! Исключения, в которых z произносится как русское [ц]:

Zincum [цинкум] – цинк

Influenza [инфлюэнца] – грипп (заболевание)


2. Произношение и написание дифтонгов

Дифтонг - это сочетание двух гласных, которые составляют один слог.

В латинском языке 4 дифтонга: ае, ое, еu, аu:

1) ае произносится как русское [э]:

praeparatum [прэпаратум] – препарат

2) ое произносится как немецкое [ö] или французское [œ]:

Foeniculum [фёникулюм] – укроп

NB! Если над гласным «е» в дифтонгах «ае», «ое» стоит знак разделения («аё», «оё»), то следует произносить оба гласных:

Аёr [аэр] – воздух

Aloё [алёэ] – алоэ

3) аu произносится как русское [ау]:

Aurum [аурум] – золото

4) еu произносится как русское [эу]:

Eucalyptus [эукалиптус] – эвкалипт


3. Произношение и написание диграфов

Диграф - это сочетание двух согласных, которые произносятся в один звук. Диграфы встречаются только в словах и отрезках греческого происхождения. В словах встречаются 4 диграфа: ch, ph, rh, th.

ch произносится как русское [х]: charta [харта] – бумага

ph произносится как русское [ф]: Phosphorus [фосфорус] – фосфор

rh произносится как русское [р]: rhizoma [ризома] – корневище

th произносится как русское [т]: Thea [тэа] – чай


4. Произношение и написание некоторых буквосочетаний

Буквосочетания «ja», «jo», «ju», «je» произносятся:

ja как русское [я]: majalis [майялис] – майский

jo как русское [ё]: major [майёр] – больший

ju как русское [ю]: Juniperus [юниперус] – можжевельник

je как русское [е]: jecur [йекур] – печень (животных или рыб)

Буквосочетание «ngu» произносится:

  • или как русское [нгв] в положении перед гласным:

lingua [лингва] – язык

  • или как русское [нгу] в положении перед согласным:

fungus [фунгус] – гриб

Буквосочетание «ti» произносится:

  • или как русское [ци]: в положении перед гласным:

solutio [солюцио] – раствор

  • или как русское [ти]: в положении перед согласными, а также после согласных «s», «x»:

Tormentilla [тормэнтилля] – лапчатка

mixtio [микстио] – смесь

ustio [устио] – жжение



7. Вопросы для самоконтроля:


  1. Сколько букв в латинском алфавите? Назовите их.

  2. Какие буквы обозначают гласные звуки?

  3. Какие латинские дифтонги вы знаете?

  4. Какие латинские дифграфы вы знаете?

  5. Какие буквы латинского алфавита могут обозначать звук [к]?

  6. Какие буквы латинского алфавита могут обозначать звук [ц]?

  7. Какие буквы латинского алфавита могут обозначать звук [у]?

  8. Какие буквы и буквосочетания могут обозначать звук [е]?

  9. Как на письме передается сочетание звуков [кв]? А [кс]?

  10. Какие буквы латинского алфавита указывают на греческое происхождение?


6. Ситуационные задачи без эталонов ответов.


  1. Латинский алфавит состоит из …. букв.

  2. Латинские согласные перед буквой «е» не …..

  3. Чаще всего допускаются ошибки в чтении слов, в которых одна и та же буква «с» читается то как русская …, то как русская …

  4. Какой латинской буквой передается на письме русский звук «й»?

  5. Почему французы называют букву … «игрек»?

  6. В словах какого происхождения пишется в основном буква «z»?



8. Задания для формирования практических умений и навыков


Данная разработка предназначена как для аудиторной, так и для самостоятельной внеаудиторной работы студентов над темой «Фонетика». При обучении чтению латинских слов и словосочетаний студенты, как правило, сталкиваются с определенными трудностями по произношению как отдельных букв, так и некоторых буквосочетаний.

Цель данной разработки состоит в закреплении на практике и отработке правил произношения некоторых согласных, дифтонгов и диграфов.

Разработка состоит из 3 занятий:

1занятие: Особенности произношения некоторых согласных.

2 занятие: Особенности произношения некоторых гласных и дифтонгов(двугласных).

3 занятие: Особенности произношения диграфов и некоторых буквосочетаний.

Каждое занятие включает ряд упражнений, предназначенных для отработки произношения тех или иных букв и буквосочетаний. Перед каждым упражнением студентам напоминается фонетическое правило; случаи исключения из общего правила выделяются особо.






ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СОГЛАСНЫХ


Упражнение I.

Буква «с» перед гласными «а, о, u», перед согласными и в конце слова читается как русское /к/:


Cámphora, cápsula, Periploca, cálor, Armeniaca, Cacáo; decoctum, codeinum, Convallária, Oxycoccus; oculus, Cuprum, Cucurbita, locus, cutis; tinctura, Cratáegus, reductus, succus; lac, haec.


Упражнение 2.

Буква «с» читается как русское /ц/ только перед буквами «e, i, y»и дифтонгами «ae, oe»:


Acetum, cera, Glycerinum, Cerásus; bacillus, cito, species, recipere, Cimicifuga; cytologia, Hyoscyamus, Glycyrrhiza; coeruleus, coelum, báccae, caecus.


Упражнение 3.


Буква «h» произносится с придыханием как украинское /га/:

Homo, herba, Humulus lupulus, Haematogenum, Herniária, hirudo, anhydricus, Helleborus, haemostática, hydroiodidum, anthidroticus.


Упражнение 4.


Обратите внимение на мягкое произношение буквы «l» /ль/:


ampulla, mel, plántae, cápsula fel, Áloёs, ámylum, sál, Betula, Lagochilus, pilula, bolus, vulgaris, lingua Latina.


Упражнение 5.

Буква «q» употребляется только в сочетании с буквой «и» это буквосочетание произносится как /кв/:


Aqua, liquor, Equisetum, Quercus, Leonurus quinquelobatus, aequalis, atque, quantum satis, liquidus, coquidus, coquere, equines, qualitas, quantitas.


Упражнение 6.

Буква “s” в начале слова, в конце слова, в положении перед и после согласной, а так же удвоенная “ss” произносится как русское /с/ :


Sinapis, semen, Sulfur, solution, sirupus, Salvia, seu, Saccharum, silvestris, saponaria, sophora, signare;


Phosphorus, externus, Juniperus, antipyreticus, Juglans, saponatus, Gephaёlis, Citrus, Rhamnus, bis, bolus, medicus, Quercus;


Scatula, spiritus, Cyclophosphanum, Hyoscyamus, constare, arborescens, praescriptio, systema, miscere, canescens, Testosteronum, combustion, capsula, Absinthium, adsorbens, adstringens, Arsenicum, adspersorium, bursa, Capsicum, exsiccatus, gypsum insanus, insolubilis, observare, sepsis;


Исключение : balsamum


Gossypium, Cassia, subtilissimus, tussis, usitatissimus, Passiflora, essentialis, crassus, pertussis, cessare, necessarius, Brassica, purissimus.


NB! В положении между звонкими согласными “m” или “n” и гласная буква “s” произносится как русское /з/:


Rheumatismus, cataplasma, plasma, suspension, gargarismasinapisma, arvensis, chinensis, amurensis, dispensare, hypotensivus, recensere.


Упражнение 7.

Буква “s” в положении между гласными, т.е. в интервокальном положении, произносится как русское /з/;


Dosis, narcosis Glucosum, infusum, aёrosolum, Equisetum, compositus, anisatus, Vaselinum, clausus, usus, sterilisare, Anisum, adhaesivus, suppositorium.


NB! В некоторых названиях лекарственных средств являющихся аббревиатурами, т.е. сокращенными образованиями составленными из произвольных отрезков слов, чтение буквы “s” между гласными может не соответствовать правилу произношения:


Vikasolum, Avisanum, Besalolum, Themisalum, Ambosexum, Sanguisorba, Ortosiphon, Osarbonum.


Упражнение 8.

Буква “x” произносится как /кс/:


Radix, cortex, nux, axungia, mixture, extractum, elixir, toxicologia,Axerophtholum, pix, laxans, Xeroformium, maxima, Oxygenium, Filix, externus,dexter, exsiccatus, Taraxacum.


NB! Запомните слова, в которых буква “x” произносится как /гз/:


Exitus, exacte, exocarpium, examinare, exemplar, exempli causa.


Упражнение 9.

Буква “z” произносится как русская /з/:


Oryza, Zea, Leuzea, rhizoma, Glycyrrhiza, Phthorbenzotephum, Hypothiazidum,Schizandra, benzoё.


NB! Исключение являются существительные Zincum – “цинк” и influenza – “грипп” , где буква “z” произносится как /ц/.






ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ГЛАСНЫХ И ДИФТОНГОВ /ДВУГЛАСНЫХ


Упражнение 1.

Буква “е” произносится как русская /э/. В отличие от русских латинские согласные перед звуком “e” не смягчаются:


Linimentum, briketum, material, gemma, venenum, gelatina, Betula, Ipecacuanha,keratinosus, recipe, medicamentum.


Упражнение 2.

Сочетания “ja, ju, je, jo” соответствуют русским я (йа); ю (йу); е (йэ); ё(йо):


Juglans, adjuvans, Ajuga, jecur, major, junius, Juniperus, majalis, Sophora japonica, injection.


Упражнение 3.

Буква “у” произносится как русское /и/:


Butyrum, amylum, Myrtillus, Mays, crystallus, Pyrethrum, Thymus, Lycopodium, Amygdalus, Serpyllum, Polygala, Eucaliptus, Glycyrrhiza.


Упражнение 4.

Дифтонг “ae” произносится как русское /э/:


Aeger, plantae, praeparatum, haemostatica, adhaesivum, Graecum, Aethimidinum, Vitis idaea, capsulae amylacae, Althaea, aether.


NB! Если над буквой “е” стоит знак разделения / /, то каждый гласный дифтонга произносится раздельно как русское /аэ/:


Hippophaё, aёr, tabulettae “Aёronum”, Cephaёlis ipecacuanha, aёrosolum,aёrophorus.


Упражнение 5.

Дифтонг “ое” читается как немецкое “о” или как французское /ф/ или как английское /э/:


Foeniculum, foetidus, Octoestrolum, oedema, coeruleus, pharmacopoeia, homoeopathia.


NB! Если над гласной “e” стоит знак разделения / / то каждый гласный произносится раздельно как русское /оэ/:


Áloё, Kalánchoё, dyspnoё, benzoё, Hierochloё.


Упражнение 6.

Дифтонг “au” читается как русское /ау/:

auctor, audire, Aurum, caute, aut, Centaurium, Daucus carota, causa, clausus.


Упражнение 7.

Дифтонг “eu” читается как русское /эу/:

Leuzea, Eucommia, Balneum, Leucogenum, amylaceus, Europa, seu, Eucaliptus, pharmaceuta.






ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ДИГРАФОВ И НЕКОТОРЫХ БУКВОСОЧЕТАНИЙ


Упражнение 1.

Диграф “ch” произносится как русский /х/:


Saccharum, charta, Chelidonium, chinensis, Chloroformium,Chamomilla, cholagogus, Lagochillus, Cinchona, Chininum, chole, Chenopodium, Ichthyolum, Shizandra, Arachis, Helichrisum.


Упражнение 2.

Диграф “ph” произносится как русский /ф/:


Ephedra, Delphinium, Phosphorus, Bromcamphora, Naphtalanum, Strophanthus, Gnaphalium, Phenatinum, Ortosiphon, pharmaceuta, Hippophaё, Nuphar, ophtalmicus.


Упражнение 3.

Диграф “th” произносится как русский /т/:


Lithium, Thymus, Theobroma, synthesis, Terebinthina, Mentha, Synthomycinum, Helianthus, Thea, catharticus, Thermopsis, balneotherapia, aether, oxyacanthus, Thalictrum.


Упражнение 4.

Диграф “rh” произносится как русский /р/:


Rheum, Rhamnus, rhizoma, Rhus, Rhododendron, Glycyrrhiza, rhamnoides, rheumatismus, Rhaponticum.


Упражнение 5.

Буквосочетание “ti” перед гласным произносится как /ци/:


Curatio, frictio, Liquiritia, congelatio, injectio, fumigatio, Gentiana, maceratio, solutio, factitius, conservatio, praeparatio.


NB! После буквы “s” или “x” сочетание “ti” произносится как /ти/:

Mixtio, combustio, ustio.


Упражнение 6.

Буквосочетание “ngu” перед гласным произносится как /нгв/:


Lingua, Sanguisorba, unguentum, sanguineus, sanguis, pinguis.


NB! Если за сочетанием “ngu” следует согласная, то сочетание “ngu” читается как /нгу/:


Angulus, angustifolia, fungus, Frangula.


NB! 1. Рубрикация и оформление словаря (тетрадь 48 л.)

производится вместе с преподавателем

а). Обязательная для заучивания лексика (24 л.)

б). Полные ботанические термины (6 л.)

в). Терминоэлементы, частотные отрезки (10 л.)

г). Устойчивые сочетания, используемые в рецептуре

(3 л.)

д). Крылатые выражения, афоризмы.






Тестовые задания по теме «Фонетика»

по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

для специальности 33.02.01 Фармация


УКАЖИТЕ НОМЕР ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:

1. Буква “c” произносится как русское [ц] в слове

1. Cucurbita

2. Foeniculum

3. coenobiosis

4. Fructus

5. lac


2. Буква “z” произносится как русское [ц] в слове

1. Glycyrrhiza

2. Oryza

3. Benzylium

4. Zea

5. Zincum


3. Буквосочетание “ae” произносится как русский звук [э] в слове

1. aёr

2. Haemostatica

3. Aёvitum

4. Cephaёlis

5. anaёrobicus


4. Укажите ответ с правильной транскрипцией слова «»

1. л᾿атиум

2. .л᾿ацыум

3. лацыум

4. латиум

5. Буква “i” пропущена в греческом отрезке

1. h[..]po-

2. -p[..]r-

3. -ox[..]-

4. -rh[..]z-

5. -c[..]cl(o)-


6. Буква “s” произносится как русское [з] в слове

1. Vikasolum

2. Vitis

3. seu

4. Sanguisorba

5. gargarisma


7. Буквосочетание “ti” произносится как русское [ци] в слове

1. tinctura

2. ustio

3. mixtio

4. solutio

5. vitis




8. Буквосочетание “sch” произносится как русское [сх] в слове

1. Schisandra

2. ischaemia

3. Schostacovsky

4. ischuria

5. schizophrenia


9. Звук [к] передается буквой “q”

в слове

1. [..]uartus

2. Vi[..]asolum

3. Cy[..]lobarbitalum

4. [..]odeinum

5. bri[..]etum


10. В классическом латинском языке не было диграфа

1. ph

2. rh

3. th

4. sch

5. сh




Эталон ответов на тестовые задания по теме «Фонетика»

по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

для специальности 33.02.01 Фармация


1-3;


2-5;


3-2;


4-2;


5-4; 


6 –5;


7–4;


8–1;


9–1;


10–4.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка практического занятия на тему:"Фонетика. Латинский алфавит"

Автор: Новикова Юлия Николаевна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392022


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства