kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Использование практикоориентированной технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование практикоориентированной технологии в преподавании спецдисциплин по профессии «Мастер отделочных строительных работ»

Цель работы:

Формирование у будущего специалиста первоначального опыта профессиональной деятельности.

С учётом требований современного производства к профессиональной подготовке специалиста при внедрении практикоориентированной технологии я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Формирование творческих начал в профессиональном обучении;
  • Повышение уровня общей и профессиональной культуры учащегося;
  • Развитие умений выделять главное, существенное; логически мыслить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Использование практикоориентированной технологии"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА.















Методическая разработка

на тему: «Использование практикоориентированной технологии в преподавании спецдисциплин по профессии «Мастер отделочных строительных работ».












Разработала: Дворкина Т.М.













г. Южно-Сахалинск

2017 год.

Введение:


Актуальность темы.

В современных социально- экономических условиях перед профессиональным образованием стоит основная задача:

подготовить высококвалифицированных рабочих и специалистов конкурентоспособных и мобильных на рынке труда, легко адаптируемых к профессиональной деятельности.

В полном объёме решение этой задачи возможно только при взаимодействии учебного заведения и предприятия, так называемом социальном партнёрстве.

Однако не секрет, что в последние годы наблюдается недостаточное внимание со стороны предприятий к практической подготовке учащихся, а именно:

- нежелание предоставлять места для производственной практики;

- предоставление работ на старом оборудовании;

- незаинтересованность в оказании помощи по совершенствованию учебно-производственной базы учебных заведений;

- низкая материальная заинтересованность практикантов; и т.д.

И как следствие – молодой специалист, пришедший на предприятие, плохо знает специфику его оборудования, чувствует себя неуверенно, отсюда испытывает затруднение в реализации полученных знаний в учебном заведении. Поэтому формирование у учащихся адаптационной функции в производительной деятельности происходит в основном, на базе учебного заведения что, соответственно, диктует учебным заведением необходимость поиска новых путей совершенствования и практического обучения и создания новых практикоориентированных технологий обучения.




Цель работы:

Формирование у будущего специалиста первоначального опыта профессиональной деятельности.

С учётом требований современного производства к профессиональной подготовке специалиста при внедрении практикоориентированной технологии я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Формирование творческих начал в профессиональном обучении;

  • Повышение уровня общей и профессиональной культуры учащегося;

  • Развитие умений выделять главное, существенное; логически мыслить.

Для решения поставленных задач я беру за основу следующие подходы и принципы технологии практикоориентированного обучения:

  1. Деятельный подход.

  2. Гуманизация.

Суть – последовательная ориентация на обеспечение индивидуализации процесса обучения и воспитание учащегося, на раскрытие его способностей и дарований, на формирование духовно- практического отношения к миру и своей деятельности в нём.

  1. Принцип единства социальной и профессиональной деятельности, опора на активное и сознательное отношение учащихся к учёбе, повышение их самостоятельности во всех видах деятельности, более полное осуществление деятельностного подхода в обучении, системный подход в организации практической подготовки учащихся;

  2. Принцип обучения, воспитание и развитие.

- с позиции деятельностного подхода, обучение учащегося есть подготовка его к профессиональной деятельности;

- воспитание- включение его в профессиональную деятельность;

- развитие- его продвижение в профессиональной деятельности.

5. Принцип творческой активности и личностной направленности практической подготовки. Предполагает преодоление разрыва между содержанием подготовки выпускника и требованиями и запросами личности учащегося.

6. Принцип перехода от обучения к самостоятельной деятельности и далее – к самообразованию.

В соответствии с этим принципом знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, должны систематически закрепляться и обновляться, то есть быть гибкими, что отвечает требованиям сегодняшнего дня.

1.Характеристика практикоориентированной технологии.

Главная цель практикоориентированного обучения- формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, поскольку другие специалисты сегодня на рынке труда не востребованы.

Существуют следующие этапы развития учебной и профессиональной деятельности учащегося в процессе подготовки в учебном заведении:

I этап

На первом этапе, чтобы успешно овладеть основами профессиональной деятельности, необходимыми в ней знаниями и умениями, учащейся должен предварительно освоить основные виды оперативных систем (терминов), используемых в данной профессиональной области, овладеть навыками усвоения теоретических и практических профессиональных знаний и умений, принять основные ценности профессии.

Этот этап завершается учебной практикой учащихся

II этап

Цель второго этапа – состоит в достижении такого состояния деятельности учащегося, когда он способен не только решать, но и ставить перед собой типовые учебные задачи; у него сформированы общие основы профессиональной деятельности, а также цели обучения на завершающем этапе.

Второй этап также завершается практикой.

III этап

Следующая цель соответствует полной подготовленности студента к профессиональной деятельности, в которой имеется полностью сформированная специализация. Выпускник овладея деятельностью на таком уровне, что способен к дальнейшему саморазвитию, то есть на третьем этапе специалист подготовлен так, что может полноценно решать задачи, возникающие в конкретной производственной области.

Этот этап должен завершиться преддипломной практикой.

2.Реализация практикоориентированных методов обучения.

Среди практикоориентированных методов обучение в профессиональной школе выделяют:

    • имитационные игровые (деловые игры, игровое проектирование)

    • имитационные неигровые (анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач; выполнение индивидуальных заданий в процессе обучения)

    • неимитационные (в основе которых лежат реальные профессионально-практические ситуации)

В своей работе я использую различные виды уроков: лекции, беседы, дискуссии, практические занятия и другие. Но в полной мере применять практикоориентированные методы обучения я решила пока на практических занятиях и при подготовке к дипломному проектированию, так как считаю, что эти виды учебной деятельности наиболее эффективными.

Практические занятия

При их проведении я ставлю перед собой задачу сформировать у учащихся к моменту начала практики первоначальные умения по специальности. Наличие этих умений поможет учащимся включиться в трудовую деятельность.

Практические занятия составлены таким образом, чтобы учащиеся могли заняться исследовательной работой, приобрести профессиональные навыки (например: сортировка плитки, отбор обоев по качеству и т.д.), проявлять свои творческие способности (выбор отделок), проявлять свои творческие способности (выбор отделок), логическое мышление (составление карт трудовых процессов) и многое другое.

Практикоориентированные проекты

При подготовке учащихся к дипломному проектированию, на мой взгляд, очень эффективно применять (и я уже применяла) проектную деятельность.

Цель такого метода- самостоятельное достижение учащимся развёрнутого решения проблемы.

Проектная технология обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся.

При решении проекта наряду с наручной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально – ценностная (личностная) и творческая стороны, которые являются теми компонентами содержания, которые определяют, насколько самостоятельно он выполнен. Существенными особенностями этого метода являются: субъективность учащихся, диалогичность, технологичность, креативность, контекстность и самодеятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.

В настоящее время очень актуальна проблема формирования речевых навыков у учащихся. Это обусловлено требованиями современного рынка.

В процессе проектной деятельности решение этой проблемы также найдёт своё должное место и поможет учащимся, например, достойно провести защиту дипломных работ.

В своей учебно-педагогической деятельности я использую практико-ориентированные моно - проекты, которые направлены на быстрый практический результат.

Особенности данной технологии:

  • Продуманная структура;

  • Результат социально значимый с самого начала;

  • Удовлетворяет интересы и потребности конкретной социальной группы;

  • Определяет функции каждого участника проекта;

  • Планирование этапов реализации проектов.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой проблемы;

  • Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов;

  • Самостоятельная деятельность учащихся ;

  • Структурирование содержательной части проекта;

  • Использование исследовательских методов, предусматривающих последовательность действий:

- определение проблемы задачи (для кого, почему оно необходимо);

- выдвижение гипотезы;

- обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления результатов;

- сбор, систематизация, анализ полученных результатов и их представление.


Структура проекта





Параметры оценки проектов

- актуальность и значимость проблемы;

- глубина проникновения в проблему;

- корректность использования методов;

- коллективный характер принятых решений;

- самооценка.

В проектной деятельности должна быть строго определена роль учителя.


Роль учителя в проектном методе:


  1. Консультирование, помощь в подборе проектов;

  2. Наблюдение за ходом работы учащихся;

  3. Оказание помощи, стимулирование учащихся;

  4. Поддержка рабочей обстановки в классе;

  5. Нормирование труда учащихся;

  6. Анализ, обобщение работы отдельных учащихся;

  7. Оценка творческой проектной деятельности учащихся.











Заключение:

На сегодняшний день общей задачей для всей системы профессионального образования является формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, чтобы ко времени окончания учебного заведения молодой специалист был полностью подготовлен к полноценной продуктивной работе на отведённом ему месте в производственной системе.

В то же время он должен быть профессионально мобилен, способен к гибкому изменению профессиональной деятельности и мышления как в функциональном плане ( т. е. в зависимости от динамично изменяющийся ситуации ), так и в плане потребностей рынка рабочей силы (т.е. должен уметь переобучаться и самообучаться в соответствии с рыночными запросами). Такой подход обусловлен переходом экономики к рыночным условиям и нежеланием предприятий-потребителей кадров, заниматься доводкой, дообучением молодых специалистов. Предприятиям нужны специалисты, готовые полностью работать с первого дня.

Поэтому практикоориентированность системы профессионального образования превращает практическую подготовку в центральную, осевую составляющую профессиональной подготовки специалистов, по отношению к которой все другие формы профессионального обучения являются обеспечивающими и вспомогательными.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, я прихожу к убеждению, что выбранная мною тема по использованию практикоориентированной технологии в преподавании спецдисциплин находит своё подтверждение, как наиболее прогрессивная форма подготовки специалистов к производственной деятельности и, наряду с формированием знаний, умений, навыков, нацеливает учащихся на овладение искусством их применения в соответствии с потребностями ситуации. А наиболее доступными формами и методами такого обучения являются: проблемное обучение, игровые формы и методы, что и отражено в моей методической разработке.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Использование практикоориентированной технологии"

Автор: Дворкина Татьяна Михайловна

Дата: 08.11.2017

Номер свидетельства: 437564


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства