Методическая разработка "Использование практикоориентированной технологии"
Методическая разработка "Использование практикоориентированной технологии"
«Использование практикоориентированной технологии в преподавании спецдисциплин по профессии «Мастер отделочных строительных работ»
Цель работы:
Формирование у будущего специалиста первоначального опыта профессиональной деятельности.
С учётом требований современного производства к профессиональной подготовке специалиста при внедрении практикоориентированной технологии я ставлю перед собой следующие задачи:
Формирование творческих начал в профессиональном обучении;
Повышение уровня общей и профессиональной культуры учащегося;
Развитие умений выделять главное, существенное; логически мыслить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
на тему: «Использование практикоориентированной технологии в преподавании спецдисциплин по профессии «Мастер отделочных строительных работ».
Разработала: Дворкина Т.М.
г. Южно-Сахалинск
2017 год.
Введение:
Актуальность темы.
В современных социально- экономических условиях перед профессиональным образованием стоит основная задача:
подготовить высококвалифицированных рабочих и специалистов конкурентоспособных и мобильных на рынке труда, легко адаптируемых к профессиональной деятельности.
В полном объёме решение этой задачи возможно только при взаимодействии учебного заведения и предприятия, так называемом социальном партнёрстве.
Однако не секрет, что в последние годы наблюдается недостаточное внимание со стороны предприятий к практической подготовке учащихся, а именно:
- нежелание предоставлять места для производственной практики;
- предоставление работ на старом оборудовании;
- незаинтересованность в оказании помощи по совершенствованию учебно-производственной базы учебных заведений;
- низкая материальная заинтересованность практикантов; и т.д.
И как следствие – молодой специалист, пришедший на предприятие, плохо знает специфику его оборудования, чувствует себя неуверенно, отсюда испытывает затруднение в реализации полученных знаний в учебном заведении. Поэтому формирование у учащихся адаптационной функции в производительной деятельности происходит в основном, на базе учебного заведения что, соответственно, диктует учебным заведением необходимость поиска новых путей совершенствования и практического обучения и создания новых практикоориентированных технологий обучения.
Цель работы:
Формирование у будущего специалиста первоначального опыта профессиональной деятельности.
С учётом требований современного производства к профессиональной подготовке специалиста при внедрении практикоориентированной технологии я ставлю перед собой следующие задачи:
Формирование творческих начал в профессиональном обучении;
Повышение уровня общей и профессиональной культуры учащегося;
Развитие умений выделять главное, существенное; логически мыслить.
Для решения поставленных задач я беру за основу следующие подходы и принципы технологии практикоориентированного обучения:
Деятельный подход.
Гуманизация.
Суть – последовательная ориентация на обеспечение индивидуализации процесса обучения и воспитание учащегося, на раскрытие его способностей и дарований, на формирование духовно- практического отношения к миру и своей деятельности в нём.
Принцип единства социальной и профессиональной деятельности, опора на активное и сознательное отношение учащихся к учёбе, повышение их самостоятельности во всех видах деятельности, более полное осуществление деятельностного подхода в обучении, системный подход в организации практической подготовки учащихся;
Принцип обучения, воспитание и развитие.
- с позиции деятельностного подхода, обучение учащегося есть подготовка его к профессиональной деятельности;
- воспитание- включение его в профессиональную деятельность;
- развитие- его продвижение в профессиональной деятельности.
5. Принцип творческой активности и личностной направленности практической подготовки. Предполагает преодоление разрыва между содержанием подготовки выпускника и требованиями и запросами личности учащегося.
6. Принцип перехода от обучения к самостоятельной деятельности и далее – к самообразованию.
В соответствии с этим принципом знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, должны систематически закрепляться и обновляться, то есть быть гибкими, что отвечает требованиям сегодняшнего дня.
Главная цель практикоориентированного обучения- формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, поскольку другие специалисты сегодня на рынке труда не востребованы.
Существуют следующие этапы развития учебной и профессиональной деятельности учащегося в процессе подготовки в учебном заведении:
I этап
На первом этапе, чтобы успешно овладеть основами профессиональной деятельности, необходимыми в ней знаниями и умениями, учащейся должен предварительно освоить основные виды оперативных систем (терминов), используемых в данной профессиональной области, овладеть навыками усвоения теоретических и практических профессиональных знаний и умений, принять основные ценности профессии.
Этот этап завершается учебной практикой учащихся
II этап
Цель второго этапа – состоит в достижении такого состояния деятельности учащегося, когда он способен не только решать, но и ставить перед собой типовые учебные задачи; у него сформированы общие основы профессиональной деятельности, а также цели обучения на завершающем этапе.
Второй этап также завершается практикой.
III этап
Следующая цель соответствует полной подготовленности студента к профессиональной деятельности, в которой имеется полностью сформированная специализация. Выпускник овладея деятельностью на таком уровне, что способен к дальнейшему саморазвитию, то есть на третьем этапе специалист подготовлен так, что может полноценно решать задачи, возникающие в конкретной производственной области.
Этот этап должен завершиться преддипломной практикой.
2.Реализация практикоориентированных методов обучения.
Среди практикоориентированных методов обучение в профессиональной школе выделяют:
имитационные игровые (деловые игры, игровое проектирование)
имитационные неигровые (анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач; выполнение индивидуальных заданий в процессе обучения)
неимитационные (в основе которых лежат реальные профессионально-практические ситуации)
В своей работе я использую различные виды уроков: лекции, беседы, дискуссии, практические занятия и другие. Но в полной мере применять практикоориентированные методы обучения я решила пока на практических занятиях и при подготовке к дипломному проектированию, так как считаю, что эти виды учебной деятельности наиболее эффективными.
Практические занятия
При их проведении я ставлю перед собой задачу сформировать у учащихся к моменту начала практики первоначальные умения по специальности. Наличие этих умений поможет учащимся включиться в трудовую деятельность.
Практические занятия составлены таким образом, чтобы учащиеся могли заняться исследовательной работой, приобрести профессиональные навыки (например: сортировка плитки, отбор обоев по качеству и т.д.), проявлять свои творческие способности (выбор отделок), проявлять свои творческие способности (выбор отделок), логическое мышление (составление карт трудовых процессов) и многое другое.
Практикоориентированные проекты
При подготовке учащихся к дипломному проектированию, на мой взгляд, очень эффективно применять (и я уже применяла) проектную деятельность.
Цель такого метода- самостоятельное достижение учащимся развёрнутого решения проблемы.
Проектная технология обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся.
При решении проекта наряду с наручной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально – ценностная (личностная) и творческая стороны, которые являются теми компонентами содержания, которые определяют, насколько самостоятельно он выполнен. Существенными особенностями этого метода являются: субъективность учащихся, диалогичность, технологичность, креативность, контекстность и самодеятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.
В настоящее время очень актуальна проблема формирования речевых навыков у учащихся. Это обусловлено требованиями современного рынка.
В процессе проектной деятельности решение этой проблемы также найдёт своё должное место и поможет учащимся, например, достойно провести защиту дипломных работ.
В своей учебно-педагогической деятельности я использую практико-ориентированные моно - проекты, которые направлены на быстрый практический результат.
Особенности данной технологии:
Продуманная структура;
Результат социально значимый с самого начала;
Удовлетворяет интересы и потребности конкретной социальной группы;
Определяет функции каждого участника проекта;
Планирование этапов реализации проектов.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой проблемы;
Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов;
Самостоятельная деятельность учащихся ;
Структурирование содержательной части проекта;
Использование исследовательских методов, предусматривающих последовательность действий:
- определение проблемы задачи (для кого, почему оно необходимо);
- выдвижение гипотезы;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления результатов;
- сбор, систематизация, анализ полученных результатов и их представление.
Структура проекта
Параметры оценки проектов
- актуальность и значимость проблемы;
- глубина проникновения в проблему;
- корректность использования методов;
- коллективный характер принятых решений;
- самооценка.
В проектной деятельности должна быть строго определена роль учителя.
Роль учителя в проектном методе:
Консультирование, помощь в подборе проектов;
Наблюдение за ходом работы учащихся;
Оказание помощи, стимулирование учащихся;
Поддержка рабочей обстановки в классе;
Нормирование труда учащихся;
Анализ, обобщение работы отдельных учащихся;
Оценка творческой проектной деятельности учащихся.
Заключение:
На сегодняшний день общей задачей для всей системы профессионального образования является формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, чтобы ко времени окончания учебного заведения молодой специалист был полностью подготовлен к полноценной продуктивной работе на отведённом ему месте в производственной системе.
В то же время он должен быть профессионально мобилен, способен к гибкому изменению профессиональной деятельности и мышления как в функциональном плане ( т. е. в зависимости от динамично изменяющийся ситуации ), так и в плане потребностей рынка рабочей силы (т.е. должен уметь переобучаться и самообучаться в соответствии с рыночными запросами). Такой подход обусловлен переходом экономики к рыночным условиям и нежеланием предприятий-потребителей кадров, заниматься доводкой, дообучением молодых специалистов. Предприятиям нужны специалисты, готовые полностью работать с первого дня.
Поэтому практикоориентированность системы профессионального образования превращает практическую подготовку в центральную, осевую составляющую профессиональной подготовки специалистов, по отношению к которой все другие формы профессионального обучения являются обеспечивающими и вспомогательными.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, я прихожу к убеждению, что выбранная мною тема по использованию практикоориентированной технологии в преподавании спецдисциплин находит своё подтверждение, как наиболее прогрессивная форма подготовки специалистов к производственной деятельности и, наряду с формированием знаний, умений, навыков, нацеливает учащихся на овладение искусством их применения в соответствии с потребностями ситуации. А наиболее доступными формами и методами такого обучения являются: проблемное обучение, игровые формы и методы, что и отражено в моей методической разработке.