kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа в системе профессионально-технического образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все многообразие организационных форм методической работы в школе можно представить в виде трех взаимосвязанных групп таких форм:

  • общешкольные формы методической работы (работа по единым методичес­ким темам, психолого-педагогические семинары, практикумы, научно-прак­тические конференции и педагогические чтения, читательские и зритель­ские конференции, методические выставки, стенгазеты, бюллетени)

  • групповые формы методической работы (методические объединения, твор­ческие микрогруппы учителей, школы передового опыта, групповое настав­ничество, взаимопосещение уроков и внеклассных воспитательных мероп­риятий)

  • индивидуальные формы методической работы (стажировка, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творчес­кой темой, индивидуальное самообразование)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа в системе профессионально-технического образования»

Формы организации методической работы в школе.


Все многообразие организационных форм методической работы в школе можно представить в виде трех взаимосвязанных групп таких форм:

  • общешкольные формы методической работы (работа по единым методичес­ким темам, психолого-педагогические семинары, практикумы, научно-прак­тические конференции и педагогические чтения, читательские и зритель­ские конференции, методические выставки, стенгазеты, бюллетени)

  • групповые формы методической работы (методические объединения, твор­ческие микрогруппы учителей, школы передового опыта, групповое настав­ничество, взаимопосещение уроков и внеклассных воспитательных мероп­риятий)

  • индивидуальные формы методической работы (стажировка, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творчес­кой темой, индивидуальное самообразование)

Каковы же формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр? Выбор их зависит от количественного состава этих подразделений, от квалификации входящих в них педагогов, от их заинтересованности, уважительного отношения друг к другу, от взаимопонимания и т.д.

Как наиболее эффективные вошли в практику методической работы следующие формы занятий (заседаний):

  • теоретические семинары (доклады, сообщения);

  • семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);

  • диспуты, дискуссии ("круглый стол", диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, "техника аквариума", "панельная дискуссия") и др.;

  • "деловые игры", ролевые игры; уроки-имитации; уроки-панорамы;

  • лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей;

  • обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

  • обсуждение отдельных открытых, взаимопосещённых уроков, мероприятий или их цикла;

  • обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;

  • обсуждение "срезов знаний", вопросов для тестирования и анкетирования учащихся;

  • разнообразные выставки, отчеты по самообразованию: доклады, рефераты, разработки уроков, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших тетрадей учащихся, продуктов их творчества

  • обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

  • конкурсы "Лучший учитель кафедры, школы...", "Учитель года";

  • педчтения, научно-практические конференции;

  • педагогические советы и др.


Механизм проведения и значение наиболее эффективных и рациональных форм занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методических объединений – кафедр





Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления

учителей с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Она требует, в первую очередь, от ученых - кураторов кафедр доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, раскрывать содержание новых технологий, методов, приемов обучения. Но к выступлениям и докладам должны привлекаться и высококвалифицированные учителя - члены проблемных микрогрупп - методических объединений – кафедр. Для этого требуется большая подготовка: индивидуальные беседы, консультации учителей со специалистами-учеными для выступления перед коллективом.

Варианты вопросов для рассмотрения на теоретических семинарах

  • Традиционное и инновационное в учебном процессе

  • Технологические модели обучения школьников

  • Методика полного усвоения знаний учащимися

Проведение научно-теоретических семинаров следует планировать 2-3 раза в течение учебного года во избежание перегрузок учителей, т.к. помимо этой формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр не следует забывать и о других формах работы.

Семинары-практикумы

Семинары-практикумы требуют более серьезной подготовки, т.к. на них учителя знакомят с результатами собственной поисковой, исследовательской работы, проводившейся под руководством специалистов-ученых и апробировавшейся в течение нескольких месяцев.

В центре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно важно и весьма ценно для роста профессионального мастерства учителей и воспитателей.


Возможные темы семинаров-практикумов:

  • Можем ли мы услышать живопись? (МО эстетического воспитания и художественного образования).

  • Музыкальные игры без музыки (МО эстетического воспитания и художественного образования).

  • Курс "Лес и человек" и его значение в процессе обучения учащихся

  • (МО начального обучения и естественнонаучных дисциплин).

  • Преемственность в работе учителей начального звена и учителей-предметников на уроках природоведения, ознакомления с окружающим миром и естествознания (МО начального обучения и естественнонаучных дисциплин)

  • Преемственность использования новых технологий: интеграция при обучении учащихся на коммуникативно-познавательной основе через общение, культуру и любовь (МО начального обучения и общественных дисциплин).

  • Общепедагогические и организационно-методические возможности использования игры в обучении учащихся 5-11 классов (МО общественных дисциплин).

После посещения учителями практической части семинаров - уроков, факультативов, внеклассных мероприятий - очень важно умело организовать обсуждения, дискуссии, на которых каждый может высказать свои соображения, мнения, дать оценку практикуму. Совместно с учеными-специалистами возможно коллективно решать конкретные учебно-педагогические задачи, которые возникают в учебно-воспитательном процессе.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педколлектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру.

Психолого-педагогические практикумы

Для большей эффективности во время таких семинаров следует создавать атмосферу неформального общения, раскованности. Подобная практика особенно ценна для повышения профессионального мастерства учителей и воспитателей, т.к. каждый участник такого семинара получает возможность ознакомиться с новейшими достижениями психолого-педагогической науки, передовым педагогическим опытом и заявить о своей позиции.

Целесообразно подготовить и провести психолого-педагогические семинары на следующие темы:

  • "Психолого-педагогические исследования личности учащегося".

  • "Диагностика уровня развития произвольного внимания младших школьников".

  • "Таксономия педагогических целей и ее роль в проверке результативности обучения учащихся по новым спецкурсам (словесность, интегрированный эстетический курс, краеведение, этика и этикет, обучение основам стихосложения, работа с деловыми бумагами и др.)

На таких семинарах необходима взаимосвязь теории и практики. Так, например, психолог, говоря о таксономии педагогических целей, прежде всего характеризует области деятельности, которые она охватывает: когнитивную, аффективную и психомоторную. Рассказав об этой четкой классификации целей, специалист дает педагогам возможность включиться в практическое моделирование первоочередных задач в процессе обучения учащихся и заявить о концентрации усилий на главном, об оценке и перспективах своей дальнейшей работы.

Следует отметить, что такие диалоги общения способствуют развитию творческого потенциала учителя, его профессионализма.

Диспуты, дискуссии

Различные формы занятий (заседаний): диспут, "круглый стол", диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, "техника аквариума", "панельная дискуссия" - обычно на практике обозначаются общим термином - "дискуссия". Часто дискуссией называют обсуждение или обмен опытом, мнениями, а также обсуждение-спор, т.е. столкновение точек зрения, позиций и т.д. Нередко дискуссию смешивают с полемикой - отстаиванием уже сформированных взглядов, позиций.

Дискуссия - целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами проблемных микрогрупп - методобъединений - кафедр с целью поиска истины (истин). Ее существенной чертой является равный диалог всех участников. Желательно, чтобы группа участников подобного диалога была небольшой (до 10 человек), благодаря чему каждый сумеет высказать свою точку зрения и доказательно ее отстоять.

В педагогической практике поучили распространение различные виды обмена мнениями, представляющие собой свернутые формы дискуссии: "круглые столы", форумы, дебаты, симпозиумы, "техника аквариума ", " панельная дискуссия ".

Характерной чертой свернутых форм дискуссии является участие в ней двух-трех и более предметных методобъединений - кафедр, так что в конце концов предметом их обсуждения становятся позиции, мнения участников.

.


Некоторые формы дискуссий

"Панельная дискуссия". В ней могут участвовать 2-3 и более предметных методобъединений - кафедр. Однако следует составить из них группы по 6-8 участников, которые заранее избирают председателей. Последние обсуждают намеченную проблему, после чего совместно приходят к определенному выводу, решению. Важно, чтобы все участники "панельной дискуссии" были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы.

Форум. Механизм проведения сходен с изложенным выше, и мнениями обмениваются все участники.

Симпозиум. Более формализованное (по сравнению с выше перечисленными) обсуждение; в ходе его участники выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих.

. Дебаты. Явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

Следует заметить, что эти формы дискуссий скорее всего могут практиковаться эпизодически или вовсе не использоваться в работе методобъединений - кафедр.

Наиболее актуальными и распространенными в практике работы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп -методобъединений - кафедр являются "круглые столы".

"Круглый стол". Это беседа, в которой "на равных" участвуют до 10 учителей, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками. В составе группы могут быть учителя различных специальностей: как начального, так и среднего и старшего звеньев.

Возможные темы «круглых столов»:

  • Развитие логического, критического и творческого мышления учащихся.

  • Поиски по линии исследовательского обучения учащихся.

  • Общепедагогические и организационно-методические возможности использования игры в обучении учащихся предметам искусств

"Техника аквариума". Выделяется среди всех форм дискуссий тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами педагогов по определенному вопросу. Механизм проведения "техники аквариума" таков:

  • Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей научным руководителем или куратором кафедры.

  • Участники дискуссии делятся на 2 группы (а может быть, и на 3), которые располагаются в аудитории по кругу.

  • Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.

  • Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены "аквариума" должны в течение 15-20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения.)

  • Представители собираются в центре по кругу и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники "аквариума" не могут высказывать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

  • Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.

  • "Аквариумное" обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

  • После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками "аквариумного" диспута.

Подобную форму дискуссии можно проводить на совместном занятии (заседании) 2-3 методобъединений - кафедр.

Можно предложить провести дискуссии "техники аквариума" по таким темам:

  • "Типы инновационных подходов к обучению".

  • "Диалоговый характер обучения".

  • "Интеграция как средство и цель обучения учащихся"

  • "Критериально ориентированное обучение учащихся.

"Деловые" игры, ролевые игры, игры-имитации; урок-панорама

Игре как социокультурной форме общения посвящено много философско-

культурологических, психологических, педагогических исследований.

В педагогике любые игры ("деловые", ролевые и др.) связаны с определенными правилами (условиями) для играющих. По сути игра - это состязание двух-трех групп (и более), которое направлено на достижение определенной цели или решение определенной проблемы. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, который могли бы получить в ходе проведения урока, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. Кроме того, использование игровой формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методобъединений - кафедр помогает учителям научиться экономить, "сжимать" время на отработку определенных понятий, умений, навыков в процессе обучения. А главное - они способствуют активизации самообразования учителей в работе над развитием профессиональных качеств, необходимых для обучения и воспитания личности учащегося.

"Деловые" игры.

Для достижения результативности в процессе проведения "деловой" игры роли должны быть распределены так, чтобы руководили ею квалифицированные учителя, заведующие кафедрой, кураторы-ученые, заместитель директора по научно-экспериментальной, исследовательской работе. Необходимо избрать председателя, ведущего игру, инструктора (хотя не стоит подробно разъяснять детали игры, т.к. она должна быть похожа на реальные, жизненные события, а подробный инструктаж может свести к минимуму интерес играющих), судью, который только следит за ходом игры и соблюдением игровых правил, тренера (в его роли должен выступать ученый-куратор, который может подсказывать в ходе игры, чтобы полнее реализовать ее возможности).

Для подготовки таких игр требуется время, но интерес учителей к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участники в результате эмоционального подъема могут прибегать к имитации, драматизации. После окончания подводятся итоги (подсчет очков, объявление игровых результатов). Однако необходима и самооценка действий играющих (в условном, моделирующем плане).

Завершать следует анализом игровой ситуации, определяя ее соотношение с реальностью и, главное, - значимость для формирования интеллектуально-познавательных, профессиональных интересов учителей.

Ролевая игра (по существу игра-драматизация) - это процесс, в котором участвуют учителя проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, директора, методиста районного (городского, областного) методического Центра и т.д.

Руководить игрой должен либо ученый-куратор, либо заместитель директора по опытно-экспериментальной, исследовательской работе, либо председатель методобъединения и т.д.

Механизм проведения ролевой игры (игры-драматизации) довольно прост:

  • руководитель сообщает тему игры;

  • дается инструктаж о ходе игры;

  • фиксируется эмоциональная реакция каждого из играющих;

  • руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих;

  • подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений.

Значимость такой игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса.

И самое важное - учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.

Игры-имитации. Эта форма занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методобъединений - кафедр требует творческого подхода от ведущего (им может быть куратор-ученый кафедры, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе или высококвалифицированный учитель).

Грамотно подготовленная игра-имитация (участвовать могут 2-3 методобъединения или кафедры) предполагает, что тема, цели, задачи и структура глубоко продуманы и помогут ведущему поддерживать высокую активность участников. Тематика игры-имитации может быть придумана самим ведущим или заимствована из каких-либо источников. Ведущий должен заранее решить, какова будет степень его откровенности с участниками, насколько он посвятит их в свои планы. Кроме того, ведущий должен дать ясные и простые устные или письменные инструкции своим коллегам-игрокам, распределить роли участников и установить продолжительность игры.

Вполне понятно, что участники игры-имитации по-своему оценят проигранные ими ситуации.

В процессе игровой ситуации учителя пытаются имитировать виды, приемы, формы работы учителей-профессионалов, а иногда лишь один фрагмент урока.

Так, молодой учитель-словесник школы №741 ВОУ МКО С.М. Фирсова, работающая в 5 классе, участвовала в ролевой игре на тему "Современные эффективные приемы, виды, формы работы с учащимися на уроках интегрированного курса словесности". В этом процессе она сымитировала фрагмент урока Е.Д. Савиной, профессионала с большим опытом, используя ее приемы работы с синонимами и антонимами. Естественно, основная задача - работа над обогащением словаря учащихся - не была выполнена "гладко".

Почерк работы другого учителя не всегда удается успешно сымитировать.

Это трудная, но разрешимая задача, которую можно реализовать в результате многократных тренировочных упражнений.

Учителям труднее исполнять роли учащихся, а не роли других членов педколлектива. Иной раз учащиеся более мобильны в решении определенных ситуаций, чем их педагоги.

Этот факт свидетельствует о необходимости участия учителей в различных играх, особенно в тех, которые они планируют проводить совместно с учащимися на уроках.

Следует отметить, что игровая модель учебного процесса строится на включении учителей в процесс игрового моделирования изучаемых событий, явлений, на проживании ими нового опыта в обстановке игры. Результатом этого процесса должны стать новые технологии, новые методические приемы, виды работ, которые, несомненно, обогатят всех участников игры.

Урок-панорама на занятиях (заседаниях) проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр используется реже. Эта форма не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности учителя, его компетентность, эрудицию. Урок-панораму следует проводить на занятиях одного методобъединения или кафедры. Механизм проведения этой формы методической работы таков:

  • участники работают в группах (по 2-3 человека) или индивидуально;

  • учителя сами определяют тему урока-игры или выбирают ее из числа тем, предложенных руководителем-ведущим;

  • участники получают из школьной библиотеки учебники и учебные программы;

  • каждая группа (либо каждый самостоятельно работающий учитель) составляет план урока, четко планируя все его этапы и использование современных (традиционных и нетрадиционных) методов, форм, приемов, видов работ на каждом этапе;

  • игроки защищают свои варианты разработок уроков (защита проводится в присутствии всех участников);

  • участники оценивают урок-панораму с точки зрения реализации триединой дидактической цели (образовательной, развивающей, воспитательной) и рационального, эффективного использования методов, форм, приемов, видов спланированных работ с учащимися;

  • в роли арбитра выступает куратор-ученый, либо председатель методобъединения, либо заведующий кафедрой.


Очень важно, что участие учителей в любой игровой модели трансформирует их позицию, которая балансирует между ролью организатора, помощника, соучастника общего действия. Значительна роль этой модели занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методобъединений -кафедр при заключительном ретроспективном обсуждении проигранных ситуаций, ролей и т.д.

Несомненно, эта модель обучения обогатит учителя в предметно-содержательном и социально-психологическом аспекте. Следует лишь помнить, что при использовании на уроке эта форма может выродиться в иллюстративное или эмоционально-оживляющее дополнение к репродуктивному традиционному обучению учащихся.


Лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей

Организация лекториев учеными-дидактами, психологами, социологами, дефектологами, логопедами, врачами-педиатрами, психоневрологами и др. специалистами необходима каждому педколлективу.

Специалисты планируют тематику лекций на актуальные темы для учителей и родителей, а также проведение групповых и индивидуальных ежедневных консультаций..

Программа и тематика лекций согласовывается с администрацией школы, с научно-методическим координационным Центром, информационно-аналитическим Центром и предлагается учительскому коллективу школы.

Обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки

Механизм обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки тот же, что и в вышеизложенном пункте. Важно заметить, что вся ответственность за реализацию этой формы работы ложится на ученых-кураторов кафедр, на научно-методический координационный Центр и информационно-аналитический Центр. Но педколлектив школы должен отстаивать свое право решать, какие книги и статьи читать, какие новейшие технологии осваивать, какие инновации и нововведения использовать в процессе обучения и воспитания учащихся, какие эксперименты апробировать. Например, коллектив учителей начального звена школы использует технологию обучения учащихся на коммуникативно-познавательной основе через общение, культуру и любовь, а учителя кафедры физики, математики и информатики гимназии успешно внедряют технологию модульного обучения учащихся.

Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла

Все формы методической работы проблемных микрогрупп - методобъединений, кафедр связаны с практическими умениями учителя, а это - либо открытые уроки, либо внеурочные мероприятия. На них учитель демонстрирует коллегам апробированные им различные формы уроков, виды, приемы работ, дающие высокие конечные результаты в процессе обучения учащихся. Иногда учитель приглашает коллег и на начало эксперимента, когда у него есть лишь гипотеза, которую необходимо проверить, но он сам не предполагает, не видит результата, поэтому экспертное заключение присутствующих на уроке или внеурочном мероприятии очень важно.

Следовательно, открытый урок или внеклассное мероприятие - это не только открытые двери для всех, желающих посетить эти мероприятия, но и демонстрация, показ нового, возможно, маленького, но педагогического открытия.

уроков смогли приглашать на них своих коллег.

Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, различных мероприятий или их цикла является предметом серьезного разговора на занятиях (заседаниях) проблемных микрогрупп - методобъединений - кафедр.

При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:

  • Умение планировать и определять образовательные, воспитательные и развивающие цели (развитие интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и т.д.)

  • Умение четко ставить перед учащимися задачи, цели урока или мероприятия.

  • Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с учащимися.

  • Умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда учащихся.

Технология таких обсуждений выработана давно и почти не претерпевает изменений.


Выставки и отчеты по самообразованию

Отчеты по самообразованию учителей и воспитателей прежде всего требуют наглядной демонстрации продуктов труда учителя (доклады, рефераты, разработки уроков, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т.д.) и продуктов труда их учащихся (выставки лучших тетрадей, сочинений, рисунков, поделок и т.д.). Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности как учителя, так и учащегося.


Научно-практические конференции, педагогические чтения

Эти формы работы требуют привлечения всех звеньев методической службы и являются своеобразным подведением итогов их работы. Темы научно-практической конференции или педагогических чтений должны быть связаны с единой методической темой школы и не носить случайный характер, а отражать опыт учителей школы, их достижения, успехи, исследовательскую работу, связанную с преодолением ошибок, недочетов профессиональной деятельности и приведшую в конце концов к положительным результатам. Доклады должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, слайдами, фотографиями, продуктами ученического труда и т.д. Выступления докладчиков ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются (после того, как выступающий ответит на вопросы), часто в дискуссионной форме.

Желательно, чтобы проведение педчтений, научно-практических конференций планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педколлектива по единой методической теме и приоритетным проблемам, определенным на 3-5 лет в "Программе развития школы".

Нередко практика проведения конференций и педчтений сводится к изложению выступающими публикаций из педагогической прессы и трудов ученых-дидактов. Подобное происходит в том случае, когда не проводится достаточная работа по подбору практического и иллюстративного материала из опыта работы учителя в период подготовки и корректировки докладов выступающих членов педколлектива, когда им не оказывается грамотная методическая помощь. Уместно вспомнить в таком случае слова ученого Р. Генри Мильора, который остроумно заметил: "Неудача в подготовке - все равно что подготовка к неудаче".

Естественно, что при отсутствии тщательной подготовки к проведению этих форм работы, будет зря и безрезультатно потрачено время учителя, а самое главное - это разочарование и неудовлетворенность самих участников весьма важными формами методической работы.

План конференции

"Роль методической службы в формировании личности учителя и учащегося школы":

  • Новая модель методической службы как средство повышения профессионализма учителя в формировании личности учащегося. (Доклад научного руководителя.)

  • Роль администрации школы в реформировании организационно-управленческих, методических структур школы в реализации эксперимента. (Доклад директора школы.)

  • Работа предметных кафедр в активизации познавательных интересов школьников. (Доклад зам. директора по УВР.)

  • Роль и значение кураторов-ученых в реализации экспериментальной работы в школе. (Доклады 2-х кураторов-ученых кафедры начального обучения и кафедры эстетического воспитания и художественного образования.)

  • Роль новых интегрированных курсов в учебно-воспитательном процессе школы. (Доклады учителя начальных классов и учителя-словесника.)

  • Использование новых форм и технологий в процессе формирования личности учителя и реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников. (Доклад заведующего историко-филологической кафедрой.)

  • Роль внеклассной и внешкольной работы в реализации системы воспитания и развития личности учащегося. (Доклад зам. директора по воспитательной работе.)

  • Значение факультативов. Участие в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах; сотрудничество с вузами как средство самоопределения старшеклассников. (Доклад учителя, отвечающего за сотрудничество с вузами.)

  • Экспертный совет и его роль в оценке потенциальных способностей учителя в процессе обучения учащихся. (Доклад председателя экспертного Совета.)

  • Прения.

  • Подведение итогов конференции. (Выступление научного руководителя.)

Успех проведения конференций, педчтений зависит от степени их подготовленности, от участия в подготовке кураторов-ученых, а также от степени развития творческого потенциала всего педагогического коллектива.

Работа всех звеньев методической службы требует наглядности. Рекомендуется издавать 2 раза в течение учебного года (в январе и мае) научно-методический журнал. Можно назвать его "Вестник школы" или "Вести школы" и т.п.

Все вышесказанное вовсе не означает, что подразделения методической службы должны использовать все перечисленные формы в планах своей работы, но из этого спектра наименований можно выбрать те, что под силу проблемным микрогруппам - методобъединениям - кафедрам школы.

Педагогические Советы

В организационной структуре методической работы необходимо учитывать и такую форму работы с педагогическими кафедрами, как педагогические Советы, - это высший орган коллективного руководства школой.

На заседаниях педсоветов рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса. В условиях работы по новой модели методической службы на заседаниях педсоветов заслушиваются теоретические выступления ученых-специалистов и выступления учителей из практики своей работы, результаты их инновационных, творческих поисков.

.. Формы проведения заседаний педсоветов разнообразны, и чаще всего они носят дискуссионный характер: "круглые столы", "техника аквариума", "панельная дискуссия", форум и т.д.

Рекомендуемые темы:

  • "Учитель и реальное проблемное обучение". (Форум.)

  • "Имитационно-моделирующие игры и их роль в учебно-воспитательном процессе". ("Круглый стол".)

  • "Может ли школа научить творческому мышлению?" ("Техника аквариума".)

Несомненно, подобные заседания педсоветов повышают их действенность и авторитетность, а самое главное - способствуют заинтересованности и оживлению работы педагогического коллектива.

Творческие микрогруппы учителей.

Данная форма возникла как результат творческих поисков учителями новых эффективных форм методической работы. В отличие от методических объединений, которые формируются как обязательная форма работы на осно­ве общности преподаваемого предмета, характеризуются постоянным, фиксированным составом участников, основой образования микро­групп в 3-6 человек является прежде всего взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость.

Такие группы создаются в коллективе на исключительно добровольной ос­нове, когда необходимо освоить какой-то новый опыт, новую методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, потом излагает ее своим коллегам, они его дополняют, поправляют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями, затем реализуют изучаемую идею в своей практике, хо­дят друг к другу на уроки, мероприятия. Когда новое освоено, первые умения приобретены, группа распадается.

В этой форме творческое освоение нового идет в 3-4 раза скорее, чем другими путями. Для микрогрупп характерно неформальное общение, минимум заседаний, главное внимание они уделяют поисковой, исследовательской дея­тельности, с результатами которой знакомят весь коллектив на общешколь­ных форумах.

Неформальные объединения учителей.

Создаваемые преимущественно для совместного проведения досуга, неформаль­ного общения эти формы работы могут принести большую помощь в деле повышения квалификации и мастерства учителей, прежде всего - в подъеме общей культуры учителей, культуры общения и речи. Во многих школах действуют учительские театры, студии, агитбригады, в которых молодые учителя осваивают основы педагогической техники в ходе подготовки и проведения различных выступлений, концертов. Эти формы служат и для сплочения педа­гогического коллектива. Не следует при этом забывать, что неформальные объединения учителей по своей природе не терпят администрирования, заор­ганизованности, поэтому руководство их деятельностью требует особого такта.



Научно-методический семинар в школе


Латинское слово seminarium означает "рассадник". Это особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном учас­тии учащихся, слушателей.

Такая форма позволяет решать следующие задачи:

  • ознакомить учителей с новейшими достижениями педагогики, психологии и других наук; с современными психолого-педагогическим технологиями, с новей­шими достижениями частных методик, с современными методами психолого-педагогической диагностики

  • подготовить учителей к проведению в школе опытно-эксперимен­тальных исследований по проблемам обучения, воспитания и развития школьников

  • стимулировать учителей и руководителей школы на поиски наибо­лее эффективных путей повышения познавательной активности школьников, уровня их обученности, воспитанности



Структура семинара.


1. Вступительное слово организатора семинара с кратким обоснова­нием актуальности проблемы.

2. Выступление участника (участников) семинара с научным докла­дом, сообщением. Докладчиком может быть приглашенный ученый-педагог, психолог.

3. Обсуждение проблемы по вопросам и заданиям, предложенным участниками семинара за 1-2 недели до семинара.

4. Подведение итогов обсуждения проблемы, методические рекомендации.


Виды научно-методических семинаров.


  1. Разовые семинары.


    • обмен опытом работы по определенной проблеме;

    • обсуждение результатов работы педагогического коллектива над единой методической темой;

    • обсуждение новаторских педагогических идей (этим семинарам должно предшествовать самостоятельное изучение учителями трудов педа­гогов-новаторов);

    • ознакомление и обсуждение инструктивных и методических докумен­тов МО РФ;

    • встреча с приглашенным ученым или учителем-новатором.

  1. Методологические семинары.

Их цели:

      • знакомить учителей с достижениями педагогики, психологии, част­ных методик;

      • побуждать и стимулировать учителей применять наиболее эффектив­ные методы обучения, воспитания и развития школьников.

Проводить методологические семинары рекомендуется один раз в два месяца. Планировать их работу - на год, в отдельных случаях - на два, если в изучении проблемы вносится исследовательский аспект.




III. «Круглый стол".

Цели - те же, что у методологических семинаров.

Значение:

      • укрепление сотрудничества ученых-педагогов и творчески работаю­щих учителей;

      • создание условий для наиболее эффективного совершенствования учебно-воспитательного процесса и непосредственного внедрения научных достижений в практику.


Требования к организаторам семинара:

        • продумать и четко сформулировать проблему, подлежащую обсуждению;

        • определить какие аспекты проблемы необходимо вынести на обсуж­дение;

        • выяснить путем опроса учителей наиболее интересующий их круг проблем;

        • своевременно ознакомить приглашенных ученых-педагогов и психо­логов с проблемой семинара, его программой и вопросами учителей;

        • организовать в целях привлечения внимания участников "круглого стола" к проблеме предварительное посещение открытого урока (или уроков) или просмотр его фрагментов в видеозаписи.



  1. Семинары по подготовке учителей к экспериментальной работе по внедрению инноваций в практику

.

Основа этих семинаров - научное просвещение: знакомство с теоре­тическими аспектами проблемы, с методами исследования. Подробно расс­матриваются: структура, этапы исследования, критерии для констатирую­щего, промежуточного и контрольного замеров.

Необходимо спланировать цикл семинаров по обсуждению проблем, возникших в ходе экспериментальной работы. Конечные результаты анали­зируются и докладываются на заключительном семинаре.


Условия эффективности семинаров.


  • Заранее определить на основе анализа теоретические и практические аспекты проб­лемы, выносимой на семинар.

  • Составить программу семинара и довести ее до сведения учите­лей.

  • Продумать вопросы для обсуждения и ознакомить с ними участни­ков семинара не менее чем за 10 дней до начала его работы.

  • Определить основного докладчика и оппонентов.

  • Подготовить список рекомендуемой литературы по проблеме.

  • Организовать посещение уроков учителей и открытые уроки.

  • Пригласить на семинар специалистов по интересующим учителей проблемам.


Библиография

Зайцев Е.Н. Научно-методический семинар в школе: Метод. рекомендации. Калуж. ин-т усоверш. учителей.- Калуга,



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая работа в системе профессионально-технического образования

Автор: Зданевич Лаиса Макаровна

Дата: 31.08.2016

Номер свидетельства: 341731


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства