kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический доклад "Работа с начинающими вокалистами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для начинающих должны быть несложны, чтобы внимание ученика сосредоточилось на технике голосообразования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Работа с начинающими вокалистами"»




















МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД




Тема: «Работа с начинающими вокалистами».




























Содержание


1.Основные принципы воспитания певцов.


2.Задачи первого периода занятий.


Знакомство с учеником.

Уроки с начинающими.

Фониатрическое обследование.

Установка корпуса и головы в пении.


  1. Развитие голоса ученика. Способы совершенствования голоса. Значение музыкального материала. Показ голосом.

Мышечные приемы. Роль слова.


Виды музыкально-педагогического материала.Упражнения. Вокализы Художественно-педагогический материал и его анализ. Работа над репертуаром.



  1. Работа над различными видами вокализации.

Кантилена.

Беглость.


  1. Работа по исправлению некоторых недостатков тембра голоса. Недостатки тембра, связанные с нарушением вибрато. Форсированный голос.


Горловой, зажатый голос.


6.Методическая литература

1.Основные принципы воспитания певцов.


Принцип единства художественного и технического развитияпредполагает, что воспитание исполнительского мастерства должно идти параллельно и взаимосвязано с развитием вокально-технических данных.


Также в наше время правильным признается принцип индивидуального подхода, применение разнообразных методик, сообразующихся с тем, что каждый человек – неповторимая индивидуальность как по свойствам своей нервной системы, так и по строению и физиологическим возможностям голосового аппарата. Поэтому не может быть единых, подходящих всем приемов.


Принцип постепенности и последовательности говорит о необходимости чрезвычайно осторожного и планомерного усложнения как вокально – технических заданий, так и исполнительских требований.


Принцип « от простого к сложному» является общепедагогическим. Как показывает практика, весьма часто причина неудачного развития голоса заключается в несоблюдении этого принципа.


2.Задачи первого периода занятий.


Знакомство с учеником.


На первых прослушиваниях педагог проверяет и оценивает не только вокальные данные: красоту, силу, диапазон, ровность голоса,- но и музыкальностьи уровень музыкальной подготовки, чувство стиля, эмоциональность, артистичность, воздейственность голоса певца, его слово, общую культуру исполнения, внешние данные и внешнюю выразительность. Сочетание их в каждом индивидууме неповторимо. Однако чаще всего поступающий многим не владеет и педагогу приходится надеяться на развитие недостающих качествв процессе занятий. Педагог всегда определяет комплекс данных.


Одной из первоочередных задач при знакомстве с новым учеником является выявление его действительных возможностей и данных. От этого зависит и построение первых уроков с новым учеником. Прежде всего следует отметить доброжелательность, непринужденной обстановки в классе. Присутствие других учеников и иные отвлекающие внимание обстоятельства мешают нужному контакту и отнюдь не помогают составить ясное представление обо всем комплексе качеств, характеризующих ученика.

Первое знакомство лучше вести в форме беседы, чтобы дать ученику время успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность педагога; надо, чтобы он рассказал о себе, о своей семье, об отношении к музыке. Это поможет понять уровень его общей культуры, особенности характера. Из рассказа ученика о себе мы узнаем: были ли у него в роду певцы, что он слышал в детстве, каково было его музыкальное окружение, когда появился голос и как он развивался и т. п. Это верно сориентирует педагога в оценке вокальных и музыкальных качеств ученика.


Переходя к вокальным занятиям, надо постараться создать наиболее благоприятную творческую обстановку. Следует попросить ученика исполнить те произведения, которые он пел раньше, и в той манере, к которой он привык. Так раскроется присущая ему музыкальность, эмоциональность, убедительность выражения и другие важнейшие качества. Для распевания надо также дать ему привычные упражнения; не следует вмешиваться в процесс звуковедения и звукообразования, даже если это совершенно расходится с представлениями педагога. Поначалу педагог должен занять позицию полного невмешательства и внимательно, последовательно проанализировать особенности как техники звукообразования и звуковедения, так и музыкально-исполнительского дарования ученика. Если с первых же шагов делать замечания по технике или исполнению, ученик будет выбит из привычных ощущений, представлений, понятий и не сумеет показать положительных качеств своего голоса. Контакт, установление взаимного доверия необходимы для успешного педагогического воздействия.


Полноценные занятия возможны тогда, когда между учеником и педагогом возникают доброжелательные деловые и человеческие отношения. Как правило, педагог не только учит профессиональным навыкам, но и является духовным руководителем ученика.


На вопросы, с чего надо начинать занятия – с дыхания, с работы гортани или


  • укладки языка, правильным был бы такой ответ: с того недостатка, который в наибольшей степени мешает хорошему голосообразованию. Не следует делать сразу много замечаний.


Уроки с начинающими.


  • занятиях с начинающими, вне зависимости от качества голоса ученика и метода педагога, следует придерживаться некоторых общепризнанных правил, проверенных практикой. Уроки не должны превышать 20-25 минут с перерывами между упражнениями. Это объясняет

не только тем, что не обладающий выносливостью голосовой аппарат быстро устает и не может точно выполнить предложенных ему вокально-технических задач, но и тем, что в пении мы имеем дело со сложной координацией многочисленных органов, что требует большого напряжения внимания. Напомним, что у певца во время занятий утомляется, прежде всего, нервная система, а не мышцы. Если педагог говорит ученику: «Достаточно, Вы устали», но ученик отвечает, что усталости он не чувствует, и считает, что ему только теперь бы и начать петь, - этот момент и определяет необходимую норму занятий. Если усталость заметил сам ученик


– значит, нагрузка была чрезмерной. Обычно педагог судит об усталости ученика по едва заметным изменениям в тембре, а вернее, по качеству выполнения задания. Если задание выполняется неточно – это означает, что нервная система утомлена и продолжатьзанятие не имеет смысла. Относительная кратковременность занятий, преимущественно в утренние часы, когда ученик не устал, создает оптимальные возможности для усвоения материала.


Первое время на уроке всегда лучше делать несколько перерывов для отдыха ученика. Это рациональнее. Осторожность в смысле нагрузки должна быть соблюдена. Самостоятельные занятия следует категорически запретить на достаточно долгое время, пока у педагога не появится уверенность, что без его контроля ученик будет петь, сохраняя выработанные навыки, а,не разрушая их иной манерой пения.


Начинать работу во всех случаях надос центрального участка диапазона, отталкиваясь от наиболее удачных звуков. Иногда это более высокий звук, иногда наоборот – более низкий, но всегда относящийся к центральному участку диапазона. Предельных нижних и верхних звуков следует избегать, ибо тогда появляется необходимость в дополнительных усилиях, которыми ученик старается себе помочь. Это может привести к разрушению естественно правильной координации.


Развитие голоса надо начинать с таких упражнений, которые не захватывают переходных нот. В этом участке голоса находятся так называемые примарные тоны, на которых легче всего достигнуть естественного звучания голоса. Эти тоны обычно находятся в середине полного диапазона данного типа голоса. Большую роль в выявлении примарных тонов и естественного тембра голоса играет звук, наиболее удобный ученику. Всегда следует пробовать различные гласные, выбрать для

работы тот, на котором голос лучше выявляет свои тембровые певческие качества.


Существенным моментом является правильно найденная сила звука, с которой надо начинать работу. Разумеется, голоса у певцов от природы различны по величине. В каждом случае следует отталкиваться от благоприятной для каждого голоса силы звучания. Громкое пение, как и тихое, чаще всего малорационально для начальных этапов работы. Первое у большинства певцов связано с перенапряжением голосового аппарата, что не позволяет в полной мере проявиться тембровым качествам, мешает развитию диапазона, достижению ровности голоса на всем диапазоне, постепенно приводит к привычке форсировать звучание. Тихое пение на первых этапах легко приводит к снятию звука с опоры, к «бездыханному» пению. Хорошая работа голосовых мышц возможна тогда, когда они опираются на рационально развитое воздушное давление.


Упражнения для начинающих должны быть несложны, чтобы внимание ученика сосредоточилось на технике голосообразования. Следует требовать точности атаки и чистоты интонации. Музыкальности выполнения упражнений следует требовать с первого же урока.


Фониатрическое обследование.


Одним из первых мероприятий является совместное посещение врача – фониатра. Фониатр – врач по горловым болезням, специализирующийся по болезням голоса, - дает оценку голосовому аппарату нового ученика и его состоянию на данныймомент. Между вокальным педагогом и фониатром должен установиться постоянный деловой контакт. Кроме того посещение врача позволяет оценить общие качества голосового аппарата, особенности его анатомической структуры и функции. Попутно могут быть выявлены и те особенности нервной и эндокринной систем, которые также определяют вокальные возможности певца.


Установка корпуса и головы в пении.


Начиная заниматься с новым учеником, следует сразу обратить внимание на некоторые внешние моменты: на установку корпуса, головы. Певец сразу должен привыкать к естественной, непринужденной, красивой позе у инструмента, позе, исключающей всякие зажимы внутри и тем более судорожно сведенные руки, сжатые кулаки и т. д., лишние сопутствующие движения, которые отвлекают внимание и нарушают гармонию. Как известно, свободное, но активное состояние корпуса мобилизует мышцы на выполнение фонационного задания. Внимание к позе, к установке корпуса

создает ту мышечную «подобранность», что необходима для успешного осуществления такой сложной функции, как певческая. Особенно важно это


  • период обучения, когда формируются певческие навыки. Если мышцы распущены, поза вялая, пассивная – трудно рассчитывать на быстрое развитие нужных навыков. Надо всегда помнить, что мобилизация мышц одновременно мобилизует и нервную систему. А мы знаем, что именно в нервной системе и устанавливаются рефлексы, те навыки, которые мы хотим привить ученику. Мышечная дисциплина обостряет внимание, поднимает тонус нервной системы, создает состояние готовности, аналогичное предстартовому состоянию спортсменов. Нельзя начинать петь без предварительной подготовки. А это и сосредоточение внимания на содержании, на музыке и на чисто внешних моментах нервно-мышечной мобилизации организма.


    • этой точки зрения также важно положение головы. Высоко поднятая голова всегда ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань, что не может не отразиться вредно на звучании. Слишком низко наклоненная голова через артикуляционные движения нижней челюсти также мешает свободному звукообразованию, так как влияет на положение гортани. Можно лишь незначительно поднять или опустить голову, тогда в голосовом аппарате могут сложиться условия, благоприятствующие пению.


Следует обращать внимание и на лицевую мускулатуру, ее спокойствие или, напротив, напряженность в пении. Не должно быть гримас, все подчинено общей задаче – выражению содержания произведения. Свободное лицо, свободный рот, мягкий подбородок – необходимые условия верного голосообразования.


Все эти установочные моменты важно провести в жизнь с первых же уроков. Все дело в том, чтобы педагог неустанно следил и напоминал певцу о них.


  1. Развитие голоса ученика.


Способы совершенствования голоса.


Совершенствование вокальных качеств всегда исходит из развития слуха. Поэтому воспитание представлений о правильном певческом звучании является предметом первой заботы педагога, который, развивая слух ученика, одновременно стремится улучшить работу голосового аппарата, добиваясь необходимых вокальных навыков. Педагог стремится, с помощью специально подобранного материала, улучшить координации в работе голосового аппарата, добиться более совершенного звучания

голоса,более «ловкого» управления им. Также педагог использует для этого и другие возможности, например показ, объяснение,как добиться того или иного приема и чего не следует делать, и предлагает петь упражнение или вокализ на определенные звуки или их сочетания, т. е. применяет фонетический метод наряду с другими многообразными способами. Подбор музыкального материала, показ, объяснение, обучение определенным движениям – все важно. Каждый из способов имеет свою специфику, свои положительные стороны и предъявляет к педагогу особые требования.


Значение музыкального материала.


Правильно подобранный материал воспитывает голос, даже при отсутствии педагогических замечаний. У певца нужные координации, необходимые приспособления возникают как следствие музыкальных требований, возникают интуитивно, при этом голосовой аппарат полностью вовлекается в решение музыкального задания. Музыка воздействует на голосовой аппарат целостно и в этом также одно из преимуществ такого пути развития голоса. Сознание здесь мало включается в работу голосового аппарата. Певец не думает о том, что надо сделать, как построить звук, чтобы выразительно спеть мелодию, не концентрирует внимания на положении языка, глотки, гортани, дыхании – голосовой аппарат интуитивно выполняет то, что ему диктует музыкальное представление. Музыка подсказывает и характер звука, и манеру звуковедения.


Знание систем упражнений, вокализов и художественно-педагогического репертуара обязательно для каждого педагога. При правильно подобранном музыкальном материале голоса хорошо «выпеваются» и певцы естественно овладевают все более сложным репертуаром. Однако сами по себе разумно выбранные музыкальные произведения еще не ведут к правильному формированию голоса.


Если повседневно не воспитывать идеал звучания путем показа или рассказа и не работать специально над преодолением различных вокальных трудностей, то даже самое выразительное исполнение может быть вокально-технически безграмотно, что и приведет в конце концов к деградации голоса. Педагог учит, рассказывая и показывая. Для того,чтобы обучение шло успешно, педагог сам должен уметь хорошо показать и толково объяснить то, что он хочет, а ученик должен это воспринять, осмыслить и выполнить.


Показ голосом.


Копирование показанного действия и звучания связано со способностью человека к подражанию. Обучение с использованием показа

связано с преднамеренным подражанием. В старой итальянской школе этот принцип обучения был основным. Обычно копирование подвергается критике за то, что ученик усваивает не только положительные качества, но и недостатки своего педагога, что это уводит ученика от свойственной ему естественности звучания. Часто подражают не только манере звукообразования и звуковедения, но невольно копируют и тембр голоса педагога. Эти недостатки, безусловно, имеют место, но не дают основания полностью отказаться от приема копирования. Показ голосом обладает и неоценимым достоинством, если его верно использовать. Прежде всего, он в высшей степени нагляден, заразителен, доступен, заставляет интуитивно найти нужные приспособления. При этом на ученика воздействует все возможные факторы, сигнализирующие о том, как это следует сделать: Зрение, слух, эмоциональное возбуждение, от услышанного хорошего звучания – все это вдохновляет, мобилизует на преодоление сложной задачи. Это нельзя достигнуть никакими рассказами. Показ действует на эмоциональную сферу и органы чувств.


Вышесказанное делает подражание весьма желательным в каждом классе. Однако показ голосом предъявляет непременные требования к педагогу. Показом в полной мере может пользоваться только педагог, в совершенстве владеющий профессиональным певческим голосом. Если голос педагога имеет пороки в звучании или техника его несовершенна, этим методом пользоваться недопустимо. Лишь в отдельных случаях с осторожностью можно показать элементы того или иного приема или хода.


Отрицательные стороны показа голосом могут быть в значительной мере сглажены при чутком отношении к индивидуальности ученика. Всегда можно объяснить, что копируя манеру, не следует отходить от своего естественного тембра, что можно копировать не звучание целиком, а отдельные его элементы и т.п.


Каждый ученик должен знать природу и специфику своего голоса.


Мышечные приемы.Показ и объяснение движений, мышечные приемы, как их обычно называют, помогающие преодолеть технические трудности, исправить вокальные недостатки, улучшить звучание голоса, обычно занимает большое место в педагогическое методике. Мышечный прием всегда конкретен и всегда точно включает, выключает или меняет работу какой-то части голосового аппарата. Он непосредственно влияет на вокальные качества голоса через изменение мышечных координаций, что диктуется не интуицией, а сознанием, направленным указанием педагога.

Педагог рассказывает, какое движение следует сделать, обычно дополняя рассказ показом: « подтяни живот», или «сделай больше зевок», или «не опускай углы рта» и т.п. Ученик сначала пытается осознать, что надо сделать, а потом старается сознательно применить эти действия во время пения. В этом ценность мышечных приемов.


Сложность пользования ими в том, что они должны диктоваться глубоким знанием работы голосового аппарата, знанием реальных функций его частей, а не домысламиили ощущениями от звука, как то, к сожалению, бывает. Ведь мышечный прием вмешивается в реальную функцию тех или других отделов голосового аппарата. Кроме того, мы знаем, какое громадное значение в формировании певческих приспособлений играют индивидуальные особенности строения голосового аппарата и тип голоса. Все это говорит о том, что универсальных мышечных приемов, подходящих всем, очень мало. Что вдумчивый педагог не может догматически рекомендовать одни и те же мышечные приемы всем ученикам Можно смело сказать, что упорное следование нецелесообразным для данного индивидуума движениям является наиболее частой причиной деградации голоса.


Мышечные приемы чрезвычайно разнообразны и часто противоречивы, многие из них парадоксальны. Но даже в парадоксальных приемах всегда можно найти крупицы истины, рациональные зерна, которые могут дать хорошие всходы при разумном применении.


Роль слова. В занятиях по вокалу большая роль принадлежит так же объяснениям педагога, которые сопровождают, как правило, всякий показ, упражнения. Они дополняют слуховые впечатления от показа голосом, уточняют двигательный образ при показе мышечных приемов, помогают осознать цель, которой следует стремиться. Они призваны обратить внимание ученика на те детали, которые без объяснения могли бы быть им не замечены. Для того чтобы объяснение достигало своего действия, оно должно даваться в четкой форме, точно подчеркивая те элементы, на которые следует обратить внимание.


Каждому новому термину, который вводит педагог, должно соответствовать совершенно определенное представление ученика.


Словесные объяснения в обучении пению очень важны, так как разъясняют причинно-следственные взаимоотношения в работе голосового аппарата.

Для успешного развития певческих навыков необходимо использовать всевозможные пути, помогающие их формированию: целесообразный подбор вокально-педагогического материала для развития голоса и наиболее полезных фонетических упражнений, показ голосом, показ нужных мышечных движений, словесные объяснения. Какой из этих путей в каждом конкретном случае будет ведущим – подскажет наблюдательность педагога, особенности склада ученика, его способности.


Виды музыкально-педагогического материала.Упражнения. Наиболее простой вид музыкального материала для начинающих петь –


упражнение. Упражнения сопутствуют певцу на протяжении всей его творческой жизни. Упражнения это – основное средство приобретения навыков, то есть автоматически протекающих действий в любой сложной работе. Правильное зарождение звука и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, - все это осваивается и закрепляется прежде всего на упражнениях и потом уже шлифуется на вокализах и художественных произведениях.


Однако пение повторяющихся сочетаний звуков - попевок – можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определенной целью. Простое пропевание упражнений, бездумное пение укрепляет порочные навыки. Упражнения всегда должны быть индивидуально направлены.


Упражнений существует великое множество. В каждой школе пения приводятся десятки, сотни упражнений. Обычно сборники упражнений охватывают все виды вокальных движений, которые следует освоить в процессе обучения: гаммы, интервалы, арпеджио, пассажи, украшения и т.п. ,


  • также все виды вокализации: технику кантилены, беглости, филировку и др. Как правило, упражнения расположены в порядке возрастания трудности,


  • виды техники чередуются.


Упражнения для начинающих должны быть предельно просты в мелодическом и ритмическом отношении. Такие упражнения не должны содержать широких интервалов, не охватывать широкого диапазона голоса, не требовать для своего исполнения большого звука и длинного дыхания; должны исполняться в умеренном темпе. В начале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло с аккомпанементом.


Вокализы – это тот музыкальный материал, который используется в работе как переходный от упражнений к художественным произведениям.

Вокализы вполне соответствуют этюдам в других видах музыкального исполнительства. Это музыкальные произведения, написанные с определенной технической задачей. Цель вокализов, как и этюдов, заключается в выработке тех или иных технических качеств. Они умеют узко-педагогическую направленность и потому схожи с упражнениями, отличаются от них тем, что являются музыкальными произведениями со всеми свойственными им характерными чертами. Вокализы поются либо на один гласный звук, либо с названиями нот – сольфеджируются. Вокализ имеет определенное музыкальное содержание, законченную музыкальную форму. Отсутствие текста отличает вокализ от художественных произведений – романсов, песен, арий. Вокализ выступает как чисто музыкальное произведение, не усложненное поэтическим текстом. Именно это последнее – отсутствие слова и технический элемент, заключенный в вокализе, делают его ценным материалом для воспитания голоса. Певец в вокализе попадает в условия как бы инструментального пения, перед ним стоит задача выразительного исполнения произведения чисто вокальными средствами, что обостряет музыкальные чувства, заставляет внимательно следить за фразой, учит ощущать форму.


Педагог, выбирая вокализ для своего ученика, должен знать, какие трудности музыкального и вокально-технического характера в нем содержатся. Прежде всего, следует проанализировать музыкальную сторону: темп, ритмику, мелодическую линию, разобрать гармоническое сопровождение. Оценивая вокализ с точки зрения вокально-технических трудностей, нужно, прежде всего, отметить диапазон, в котором он написан, тесситуру, которой он требует, выделить те приемы, на которые он рассчитан.


  • анализе мелодической линии следует обратить внимание на интервалику, длительность дыхания, на общий характер мелодии, наличие в ней быстрых пассажей, на темп. Важны динамические требования, которые вокализ предъявляет голосу, тембровая окраска и нюансировка. Все это должно соответствовать возможностям ученика.


Художественно-педагогический материал и его анализ.


Если упражнения и вокализы носят подсобный характер материала, то сами художественные произведения являются основным средством воспитания певца. Как правило, простые произведения с текстом даются начинающим после нескольких месяцев работы на упражнениях и вокализах. Этот срок позволяет приобрести первичные навыки правильного образования

звука, необходимые элементарные установки относительно формирования гласных, работы дыхания, резонаторов, и т.п.


Сочинение, предлагаемое ученику, должно соответствовать уровню его музыкального развития, вокальной и исполнительской подготовки. Художественно-педагогический материал требует особого внимания к постепенности и последовательности возрастания трудностей, как музыкальных, вокальных, так и исполнительских. Особо следует обратить внимание на гармоническое сопровождение и характер аккомпанемента. Аккомпанемент аккордового склада гитарного типа вальсообразный или тот, где дублируется вокальная линия, поддерживает и помогает вести мелодическую линию.


Анализ вокально-технической стороны следует начинать с определения диапазона и тесситуры произведения, которые должны соответствовать возможностям ученика. Сложным может быть темп произведения, длительности звуков. Мелодия, идущая большими длительностями в медленном темпе, часто предполагает исполнение протяженных музыкальных фраз на одном дыхании, которое у молодого певца еще не разработано. Быстрый темп и мелодия, построенная на коротких длительностях, требует техники беглости, которая приобретается со временем. Необходимо оценить динамику произведения. Лучше, если произведение для начинающих не содержат резкой смены динамических оттенков, написаны так, чтобы их можно было исполнять звуком средней силы, свободно, вольно. Сложна для начинающих и филировка, то есть постепенная смена силы звучания, без изменения качества звука.


Основу педагогического художественного материала на первых этапах развития певца составляют произведения старинных композиторов, венских классиков, народные песни, сочинения русских авторов доглинкинского периода. Произведения 18 века не допускают вольности исполнения, развивают в ученике чувство формы, логику и ясность музыкального мышления. С вокально-технической стороны эти произведения имеют ограниченный обычно диапазон, часто не превышающий полутора октав. Тесситура их не высока и написаны они весьма удобно. Как правило, они исполняются на языке оригинала, чаще всего это итальянский, немецкий и латинский. Пение на иностранном языке нередко легче для ученика, так как ему проще сохранить верное звукообразование и звуковедение.


Народные песни также являются хорошим материалом, на котором формируется голос певца. Разнообразные по характеру, они, как

правило,построены на небольшом диапазоне, тесситура их весьма умеренна. Доходчивость текста, куплетная форма, легкость запоминания музыкальной фразы позволяют сосредоточиться на вокально-технической стороне. Широкое ознакомление с народно-песенным творчеством закладывает хороший фундамент для понимания национальной классической музыки. Стиль исполнения русских песен требует простоты, естественности, задушевности, хорошего донесения текста. Песня раскрывается по мере преподнесения текста. Слово здесь непременный и ведущий элемент исполнения, мелодия же повторяется от куплета к куплету, не имея дальнейшего музыкального разворота. В соответствии с этим внимание ученика особенно должно быть приковано к содержанию текста и умению его воплотить. Песня- отличный материал для выработки естественного вокального слова.


Романсовое творчество русских композиторов Титова, Варламова, Алябьеваи др. широко используется в педагогической практике. Романсы напевны, мелодичны, задушевны, близки р.н.п., нередко написаны в куплетной форме. Однако музыкальная сторона в них более развита. Произведения выдержаны в удобной тесситуре, не захватывают широкого диапазона, доступны по музыкальному языку, в исполнительском плане требуют внимательного отношения к словесному тексту, хорошо развитого чувства стиля, музыка тесно слита со словесным текстом.


Работа над репертуаром. Приступая к работе необходимо внимательно изучить нотный и словесный текст. Если произведения не знакомы ученику надо, чтобы он прослушал его в фортепианном или вокальном исполнении и составил себе представление о нем в целом. Важно, чтобы ученик «схватил» основную мысль произведения, его характер, настроение, стиль. Знакомство с эпохой, в которой жил композитор, творчеством, подскажет стиль исполнения. Необходимо так же знать, на чей текст написано сочинение. Сразу надо запомнить тональность произведения, темп и ритм.


Ознакомившись с произведением в целом, следует более подробно изучить поэтический текст, временно отделив его от музыки, чтобы не пропал смысл стихотворения, чтобы музыка не «заглушила» его красоту. Верное, выразительное чтение текста. Правильные акценты, выделение главных слов, четкое произнесение ударных и смешанных гласных – все это должно найти свое место в последующем исполнении произведения.

Музыкальный текст так же следует проанализировать с точки зрения формы, особенностей мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия. Надо очень внимательно отнестись ко всем авторским ремаркам, обратив внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки, отдельные указания о характере исполнения.


Для того,чтобы произведения сразу хорошо и правильно заполнилось, лучше учить его небольшими отрывками в медленном темпе, избегая неточностей и ошибок. По нескольку раз повторяя в медленном темпе музыкальную фразу, не надо спешить с переходом последующим фразам, пока она твердо не запомнится.


Разучивая произведение, необходимо следить не только за точностью воспроизведения музыкального и словесного текста, но и за правильностью звукообразования и звуковедения. В процессе впевания иногда полезно вокализировать сочинение на какой-либо гласной, наиболее удобной для ученика, что позволит преодолеть многие вокально-технические сложности.


Природные способности и недостатки делают процесс подбора репертуара творческим. Каждый педагог должен хорошо знать вокальный репертуар и уметь выбрать из него то, что наиболее полезно ученику на данном этапе развития. Перед педагогом стоит сложная задача – не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать у начинающего певца высокую музыкально-исполнительскую культуру.


  1. Работа над различными видами вокализации.


Кантилена. В процессе обучения певец должен овладеть разными типами вокализации. Главным видом голосоведения является кантилена, то есть плавное связное пение, плавный переход от звука к звуку. Это основа вокальной музыки. Кантиленное пение – это умение петь легато. Непременным элементом кантиленного пения является льющийся характер звука. Правильно поставленный певческий голос обладает ровным устойчивым вибрато. При верной координации в работе голосового аппарата звук получается более сильным и ярким, приобретает опертость, устойчивость и начинает хорошо вибрировать. Меньше расходуется дыхания


  • его вполне достаточно для относительно долгих звуков и протяженных фраз. Это первое условие кантиленного звучания.

Второе условие – умение петь легато. Пение легато предполагает точный переход от звука к звуку без захвата промежуточных тонов.


Другой вид связного пения – портаменто – означает обязательное скольжение звука по всей гамме промежуточных тонов: голос глиссандирует вверх или вниз. Портаменто употребляется как вокальный прием во многих произведениях, но специально оговаривается автором. Неумеренное пользование портаменто напоминает пение с завыванием, с подъездом к каждой ноте, что делает его антимузыкальным.


Беглость. Умениепетьвбыстромдвижении. Огромный романсовый репертуар требует владения техники беглости. Певец должен уметь петь в быстром движении все основные элементы: гаммообразные последовательности, арпеджио, пассажи, интервалы вверх, вниз, украшения.


Подвижность голоса является особой способностью и связанно с деятельностью центральной системы, с подвижностью нервных процессов. Систематическая тренировка поможет улучшить это качество. Беглость развивается на специально подобранных упражнениях и вокализах. Основной принцип освоения быстрого движения – постепенность в усложнении вокальных заданий, в смысле фактуры упражнений и в отношении темпа исполнения. Недопустимо чрезмерно быстрое пение упражнения, пока ученик еще не усвоил его в умеренном движении. Неоправданно быстро исполнение без достаточной подготовки ведет к смазыванию нот, к «запеванию» их в неверной координации.

      • наиболее частым недостаткам молодого голоса относится его скованность, затяжеленность звука, перегруженность дыханием. Техника беглости помогает избавиться от этих недостатков.


Каждый педагог знает, что верхние звуки, трудные для певца при плавном движении, легче, если сделать их проходящими. В проходящем движении голос звучит ровно на всех звуках диапазона.

    • работе над упражнениями в быстром движении всегда следует следить за интонационной точностью, четкостью атаки и выпеванием всех нот.


  1. Работа по исправлению некоторых недостатков тембра голоса.


При наличии хороших данных в общем комплексе недостатки в тембре- например, горловой, зажатый, тремолирующий, гнусавый, гудкообразный тембры- могут быть исправлены совсем или частично правильным воспитание голоса.


Недостатки тембра, связанные с нарушением вибрато.


Вибрато- это своеобразная пульсация звука, сообщающая голосу приятный, льющийся характер. Вибрато украшает тембр и придает голосу живую трепетность и выразительность.

Наиболее частые случаи дефекта вибрато- тремолирующие голоса с одной стороны, и малое вибрато ли его отсутствие- с другой. Работа над тремолирующим голосом должна начинаться со снятия лишних напряжений

  • поиска естественного звучания. Процесс этот длительный и не всегда дает достаточный эффект.


Форсированный голос.


Под форсированным звучанием следует понимать не просто громкое пение, а такое, при котором голосовой аппарат работает с явным перенапряжением. Постепенно в результате форсированного пения стирается тембр, нарушается вибрато. Голос раскачивается, начинает тремолировать, разрушаться. Форсировка трудно поддается исправлению. Лучшим способом является изменение репертуара – включения более спокойных произведений элегического плана или быстрых, требующих гибкости, изящества. Ничего эмоционально возбуждающего, провоцирующего громкое пение не рекомендуется.


Горловой, зажатый голос.


Этот недостаток вызван неверной работой голосовой щели. Для исправления этого дефекта в тембре лучшим средством является придыхательная атака звука, которая приучает гортанный затвор работать с большим пропуском воздуха за счет менее плотного смыкания голосовой щели, уменьшает фазу смыкания голосовых складок и приводит гортань в более правильную координацию с дыханием. К расслаблению от зажатия ведет и фальцетное звучание.










Методическая литература:

Л. Дмитриев «Основы вокальной методики»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методический доклад "Работа с начинающими вокалистами"

Автор: Файзрахманова Альфия Фаритовна

Дата: 06.01.2024

Номер свидетельства: 643607


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства