В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли, очень востребованы в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Специфика моей работы – это деские эстрадные ансамбли.
В системе музыкальной педагогики эстрадная - самая молодая. Детская эстрадно-музыкальная педагогика в нашей стране насчитывает немногим более 20 лет. В историческом масштабе - это период становления. Специалистов, имеющих профессиональную подготовку, немного, не хватает репертуарной, методической литературы.
В то же время интерес детей, родителей, наконец, зрительской аудитории к этому виду художественного творчества чрезвычайно велик. Свидетельство тому - множество конкурсов юных исполнителей эстрадной песни.
Столь быстрому развитию эстралной культуры в значительной степени способствует высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникаций, активно транслирующих популярную эстрадную музыку в виде записей концертных выступлений артистов, их клипов, аудиозаписей и пр. Данная ситуация способствует росту интереса к эстрадной музыке у подрастающего поколения, и в особенности к вокальной эстраде.
Задача педагога научить детей разбираться в этом потоке информации: воспитать хороший музыкальный вкус, научить слышать и видеть, что «хорошо» и что «плохо». Дети готовы выступать не только в качестве слушателей, сторонних наблюдателей, но и стремятся быть непосредственными участниками концертных программ. Сердце каждого ребенка открыто для музыки , надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя, и тогда, став частью его души, она поселится в нем навечно.
Вокальный эстрадный ансамбль развивает музыкальную культуру обучающихся в процессе освоения ими вокальных навыков, навыков работы микрофоном, а также в процессе ознакомления с эталонами эстрадного музыкального искусства.
Занятиям в вокальном ансамбле отводится большая воспитательная роль, где воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность, выдержка, чувства коллективизма.
С музыкальной точки зрения занятия в ансамбле способствуют развитию голоса, слуха, музыкально-художественного вкуса.
Вокальный ансамбль – это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.
Цель : На основе изучения детских песен, вокальных произведений расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Задачи :
1 . Привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.
2 . Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2х и 3хголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4. Развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение.
В нашей школе, в отличие от домов творчества, домов культуры, вокальный ансамбль является одним из предметов музыкально-исполнительского цикла.
Поэтому в ансамбле дети не подбираются по тембру, диапазону и возрасту, как, например, в хоре. Это в значительной мере усложняет работу с ансамблем. А с другой стороны, имея возможность проработать с ребенком его партию на индивидуальном уроке, выучивание произведений ускоряется.
Любая успешная деятельность коллектива зависит, и я думаю вы со мной согласитесь, от грамотно подобранного репертуара.
Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле
Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты коллектива.
Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар, руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем и
выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку определенных навыков.
Репертуар должен отвечать таким требованиям:
1)Носить воспитательный характер
Быть высокохудожественным
Соответствовать возрасту и пониманию детей
Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива
Быть разнообразным по характеру, содержанию
Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.
Успешный концертирующий вокальный коллектив должен иметь в перечне исполняемых произведений различные по стилю, тематике произведения: это произведения патриотической направленности, посвященные различным датам (23 февраля, День матери, день учителя, Новый год и т.д.) и «песни для души».
В репертуаре моих ансамблей обязательно предусматривается не только исполнение под фонограмму, но и под «живой» аккомпанемент. Здесь мы идем 2 путями: либо ищем фонограмму на произведение, либо пишем фортепианную партию для концертмейстера.
Отдельно сотановлюсь на том, что для деских вокальных ансамблей нот эстрадных произведений нет. Поэтому важно место в подготовке к работе с ансамблем занимает написание аранжировок. Ведь для этого песню необходимо сначала снять с аудио записи, перевести ее в нотную запись, а только потом расписать по голосам, учитывая диапазон ансамбля, включая подголоски. Работа долгая, кропотливая и что не маловажно творческая, отнимающая массу личного времени.
Параллельно с концертной деятельностью эстрадный вокальный коллектив, как правило, ведет конкурсную работу. Конкурсный репертуар требует особого внимания. При создании конкурсных композиций вкладываются максимальные усилия всех участников творческого процесса: руководителя (он же аранжировщик, хореограф, художник по костюмам) и, конечно же, самих исполнителей. Именно конкурсные произведения становятся вершиной исполнительства любого вокального коллектива.
Репертуар дает многое для становления творческого коллектива , как единого целого. Создать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению высокого результата. Репертуар – это лицо коллектива, его визитная карточка. Репертуар любого эстрадного вокального ансамбля, должен быть широк и разнообразен. В нем должны быть отражены духовные запросы, а также творческие устремления коллектива.
Внешний вид вокального ансамбля
Мы все прекрасно знаем, что из органов чувств первично зрение, а только потом слух. И зрительные образы мы запоминаем гораздо дольше, чем слуховые.
Поэтому в работе с вокальными ансамблями не маловажное место занимают концерные костюмы исполнителей. И здесь очень важно найти тот компромис, в котром сойдутся мнения руководителя и самих вокалистов.
Требования к костюмам предъявляются очень высокие: он должен быть ярким, запоминающимся. Сценичным и удобным, чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно.
Я считаю, что мне в жизни повезло. У меня есть портниха, которая занет мои вкусы и предпочтения, знает «законы сцены». Есть родители учащихся, которые готовы в своих деток «вкладываться». Поэтому мои вокальные ансамбли всегда смотрятся ярко, выразительно на эстраде.
Организация репетиционного процесса
Я не буду в подробностях останавливаться на процессе разучивания произведения. Весь процесс одинаков как для хора, так и для вокального ансамбля. Скажу только, что процесс разучивания произведений и работы над художественно - технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Коротко: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения.
Итогом всех репетиционных работ становится концертное выступление-последнее звено в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса коллектива.
Концерт – это важное событие как для участников творческого коллектива, так и для руководителя. Это своего рада подведение итогов достигнутого. Возможность общения со зрителем посредством музыкального языка.
Каждое занятие вокального ансамбля начинается с распевки. В процессе этой работы начинается подстройка голосов, выработка единой вокально-ансамблевой позиции, слитного звучания и слухового контроля каждым участником ансамбля. В распевках нужно использовать упражнения синкопами, гаммы и арпеджио с различной ритмической организацией. Пение в унисон не рассматривается как начальный уровень ансамблевого пения. Это залог прочного слухового фундамента единого ансамблевого звучания. Считается, что пение ансамбля в унисон – один из самых сложных вокальных приемов. При пении каждый слушает своего соседа, стараясь при этом «утопить», «спрятать» тембр своего голоса, в тембре голоса поющего рядом. Каждый следит, чтобы его голос не выделялся и не терялся в общем звучании, которое должно восприниматься поющими как пение, исходящее из одного источника, с одной громкостью и с общим вибрато. Но нужно при этом «...в ансамблевом звучании ни потерять энергетики звука, не получить в итоге заглушённое и вялое звучание, не позволять ансамблистам пения без опоры дыхания». (О.В. Далецкий).
Все упражнения исполняются в подвижных темпах, напористым, полным звуком. Чем выше тесситура, тем больше опоры на мышцы низа живота. Петь упражнения нужно на том участке диапазона, на котором голоса ансамбля чувствуют себя удобно.
Работа над вокальным произведением
Прежде чем перейти к работе над вокальной композицией для любого состава ансамбля, нужно познакомить учащихся с выбранной композицией Это может быть просмотр видео записи, прослушивание аудио записи, проигрывание на фортепиано.
При разучивании композиции не следует петь её целиком, лучше разбить на части – по фразам, куплетам и т. д. При этом поощряется инициатива каждого учащегося предложениями иного выполнения нотного текста, темпов, нюансов и т. д.
Разучивание композиции начинается с разбора каждой партии. Каждая партия должная соответствовать регистровым и тембральным качествам певца.
На следующем уроке ученики поют по отдельности, каждый свою партию композиции. Затем партии поются парами голосов: первый и третий, второй и четвёртый. И только затем происходит соединение всех голосов.
.На последующих занятиях обращать внимание на исполнения нюансов и намеченной динамики композиции.
При разучивании произведений важна самостоятельная домашняя работа. При выполнении домашнего задания учащийся закрепит свою вокальную партию нотами и обретёт свободу, уверенность при интонировании мелодической линии. Когда закреплена мелодическая линия партии, в классной и домашней работе нужно использовать минусовую фонограмму. Хорошо выученное произведение, в результате многократных повторов, приводит к автоматизму исполнения мелодии, её деталей. Это даёт возможность для творческого исполнения произведения. И только после этого происходит работа над сценическим оформелнием номера: движения, холреография и др.
Интонационные сложности в ансамбле
В процессе репетиций перед учащимися стоят сложные задачи. Одна из которых - работа над интонацией. Необходимо добиваться интонационной уверенности и самостоятельности, т.к. в ансамбле, в отличии от хора, исполнитель лишен интонационной поддержке коллег по хоровой партии.
Не может быть хорошего ансамбля без качественно выученного каждого голоса отдельно.
Работа над звуком, дикцией, ритмом и интонацией должны быть тесно связаны. В этой работе с ансамблем большое значение будет иметь показ руководителя. Опираясь на сои знания, слуховой опыт, стараться предупредить ошибки, показывая голосом, как надо петь.
Работа над ритмическим ансамблем
Для участников коллектива нелёгкой работой в процессе репетиций является выстраивание ритмического ансамбля. Под ритмическим ансамблем следует понимать: умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменениям в темпе, чётко выявлять метрическую структуру произведения, все это является важнейшим качеством певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача. Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Уже во время пения певцы относились к ритму вполне сознательно. Ведь отличие эстрадного вокального ансамбля в том, что перед ними нет дирижера, который бы показывал дыхание, вступления, окончания фраз. Все это отрабатывается на репетициях.
Дикция в вокальном ансамбле
Роль дикции в вокальном исполнительстве огромна. Без ясного произношения текста исполнители не смогут донести до слушателя художественную идею произведения.
Хорошая дикция способствует чистому звучанию каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Органами человека, которые образуют звук, являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми складками, зубы. Все это – артикуляционный аппарат. У юных певцов часто артикуляционный аппарат работает слабо (в работе мало участвуют мышцы лица, губы, язык), он скован, зажат. Очень часто дети поют с зажатыми зубами, запрокинув (приподняв вверх) голову, что ведет к зажатию челюсти. Все это мешает или делает невозможным четко и удобно, без напряжения, артикулировать.
Артикуляционная разминка (упражнения без интонирования).
Покусывание кончика языка.
Покусывание языка и постепенное его высовывание до конца.
«Пожевать» язык попеременно, то правыми, то левыми боковыми зубами.
«Чистим» зубы языком (круговые движения между зубами и губами с закрытым ртом.
Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, в левую, правую щеку).
Щелканье языком (изменяя форму рта при этом издавать щелкающий звук, пытаясь произвольно издавать более высокие и низкие щелчки). Предлагается пощелкать одинаково, то есть выстроить унисон.
Круговые движения нижней челюстью (вперед, назад, «кощей»).
Движение челюстью по кругу (вперед-вправо-назад-влево-вперед).
и другие…
Работа с вокально-усилительной аппаратурой
Отдельной составляющей работы с вокальным ансамблем, является обучение вокалистов работе с микрофоном. Необходимо, чтобы ученик научился правильно держать микрофон таким образом, чтобы он снимал полный частотный спектр его голоса. Микрофон должен располагаться в направлении звукового потока вне зависимости от того, поворачивается ли во время пения голова певца, делает ли он при пении какие-либо движения. Вокальный аппарат поющего, микрофон и держащая его рука являются единой системой, направленной на получение качественного вокального звука.
Концертное выступление
Концертное выступление – важный и ответственный момент в жизни коллектива.
В процессе подготовки певца к концертному выступлению необходимой является работа по преодолению сценического волнения. Поведение на эстраде, самочувствие во время публичного исполнения произведения, реакция на отношение к нему аудитории - все это проявляется каждого исполнителя индивидуально.
Чувство ответственности исполнителя за свое выступление является также поводом для сценического волнения.
Но отсутствие волнения также нежелательно для исполнителей. Профессор Н.В. Трулль замечает по этому поводу: «Если человек не волнуется перед выходом на сцену, — он не артист, и на сцене ему делать нечего. Ему все равно как и что он будет исполнять. Волнение – это непременное условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои силы: физические и психические; человек равнодушный, не волнующийся, ничего интересного и значительного на концертной эстраде не сотворит». Только на фоне положительного сценического волнения можно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве.
Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. Важно научиться не придавать этому во время исполнения никакого значения. Главное–сохранить течение музыки.
Следовательно, для успешного выступления нужна не только подготовка в исполнительском плане, но и психологический настрой.
Заключение
Ансамблевое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. Осознание детьми того, что совместное, дружное пение – это хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая ансамблем, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для юных певцов фактором для дальнейшего творческого развития.
Занятия в творческом коллективе способствуют развитию у детей ответственности за свою деятельность и результаты этой деятельности, что является основой саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции.
Новое разученное произведение – это ступенька в музыкальном развитии всего коллектива в целом и каждого из его участников в отдельности.
Каждое концертное выступление – это окончание определенного этапа в развитии вокального ансамбля.
Выступление на концерте, конкурсе – событие, которое является основой развивающего обучения, раскрывающего творческий потенциал коллектива.