kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания по выполнению самостоятельных работ обучающихся по МДК 02.01 «УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению самостоятельных работ обучающихся по МДК 02.01  «УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ» для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению самостоятельных работ обучающихся по МДК 02.01 «УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»











Методические указания


по выполнению самостоятельных работ обучающихся




по МДК 02.01 «УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»




для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


























Добрянка, 2019


Рассмотрено

на заседании П(Ц)К Дисциплин профессионального цикла


Протокол №_____________

ОДОБРЕНО методическим

советом ГБПОУ ДГТТ им. П.И. Сюзева

«__» _____________________ 2019 г.

Протокол № __ от «__» ____________ 2019



Председатель П(Ц)К Дисциплин профессионального цикла




Заведующий структурным подразделением

_________________ Е.И. Катаева

________________ М.К. Рябкова





Составители: Рябкова Мария Константиновна, преподаватель 1 квалификационной категории ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»



Рецензенты:


Внешние:





























СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 5

1 Тематический план самостоятельной работы 7

2 Общие требования к видам самостоятельной работы 9

3 Методические указания по выполнению заданий самостоятельной работы 12

Список литературы 54















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельная (внеаудиторная) работа это деятельность по освоению МДК, осуществляемая за рамками аудиторной учебной работы обучающихся.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа является обязательной для каждого обучающегося, её объём в часах определяется действующими рабочими учебными планами по основным профессиональным образовательным программам. Согласно учебного плана по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на выполнение самостоятельной работы по МДК 02.01 «Управление коллективом исполнителей» отводится 104 часа.

Основными целями самостоятельной (внеаудиторной) работы являются освоение в полном объёме основной профессиональной образовательной программы и последовательная выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности, а также:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

В результате освоения МДК студент должен уметь:

- планировать работу участка по установленным срокам;

- осуществлять руководство работой производственного участка;

- своевременно подготавливать производство;

- обеспечивать рациональную расстановку рабочих;

- контролировать соблюдение технологических процессов;

- оперативно выявлять и устранять причины их нарушения;

- проверять качество выполненных работ;

- осуществлять производственный инструктаж рабочих;

- анализировать результаты производственной деятельности участка;

- обеспечивать правильность и своевременность оформления первичных документов;

- организовывать работу по повышению квалификации рабочих;

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

В результате освоения МДК студент должен знать:

- действующие законы и иные нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

- положения действующей системы менеджмента качества;

- методы нормирования и формы оплаты труда;

- основы управленческого учета;

- основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

- порядок разработки и оформления технической документации;

- правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности, виды, периодичность и правила оформления инструктажа.

Цель методических указаний – оказать помощь студентам в работе с учебной и научной литературой, в овладении определенными учебными умениями и знаниями.


1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование раздела, темы программы

Кол-во

часов

Вид

самостоятельной работы

Форма контроля

Тема 1.1

Основы автотранспортной отрасли


4

Работа с учебной литературой, подготовка конспекта

- Состояние, проблемы и перспективы развития автотранспортной отрасли. Специфические особенности отрасли.

Проверка конспекта, устный опрос

4

Работа с учебной литературой, подготовка конспекта

- Производственное предприятие на автомобильном транспорте: производственная и организационная структура.

Проверка конспекта, устный опрос

Тема 1.2

Материально-техническая база предприятий автомобильного транспорта

4

Работа с учебной литературой, подготовка конспекта

- Лизинг, виды и формы лизинга.

Проверка конспекта, устный опрос

4

- Решение задач по теме

Проверка решения задач, тестирование

Тема 1.3

Организация и планирование труда и заработной платы

6

- Решение задач по теме

Проверка решения задач, тестирование

4

Работа с учебной литературой, подготовка конспекта

- Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание.

- Бестарифная система оплаты труда.

Проверка конспекта, тестирование

Тема 1.4

Технико-экономические показатели производственной деятельности

4

Работа с учебной литературой, подготовка конспекта

- Калькуляция себестоимости ТО и ТР

- Оценка эффективности деятельности организации

Проверка конспекта, тестирование

10

Решение задач.

Проверка решения задач

Тема 1.5

Маркетинговая деятельность предприятий автомобильного транспорта

4

Выполнение практического задания.

- Изучение запросов и поведения потребителей услуг.

Сообщение

4

Работа с учебной литературой, подготовка конспекта

- Реклама. Назначение рекламы, ее классификация. Требования к рекламе. Виды рекламы. Эффективность рекламы разных видов.

Проверка конспекта, защита практического задания

Тема 1.6

Планирование хозяйственной деятельности предприятия

4

Выполнение практического задания.

- Доработка бизнес-плана

Проверка бизнес-плана

6

Работа с учебной литературой, подготовка конспекта

- Методика расчета затрат и потребностей в автошинах.

- Организационно-технические мероприятия по экономии топлива, смазочных материалов и других ресурсов.

Проверка конспекта

Тема 1.7

Оценка качества работ

4

Работа с учебной литературой, подготовка конспекта

- Формы и методы обслуживания клиентов на СТОА. Качество автосервиса и его продукции. Взаимосвязь общего менеджмента и

менеджмента качества.

Конкурентоспособность автосервиса и ценовая политика.

Проверка конспекта, устный опрос

Тема 1.8

Безопасность труда при организации работ

4

Выполнение практического задания.

-Составление структурных схем экологической безопасности и противопожарных правил при производстве ТО и текущего ремонта автомобилей

Проверка схем,

устный опрос

Тема 1.9

Управление работой коллектива исполнителей

4

Выполнение практического задания

Распределение функциональных обязанностей и построение организационной структуры управления производственным участком

Проверка схемы (организационная структура управления)

6

Выполнение практического задания

Построение «Дерева целей».

Проверка схемы (плана)

6

Работа с учебной литературой, подготовка конспекта

- Деловой этикет. Тактика делового общения. Организация проведения деловых совещаний и переговоров

Проверка конспекта

6

Работа с учебной литературой, подготовка конспекта

- Повышение квалификации персонала.

Методы и формы обучения персонала.

Проверка конспекта, устный опрос

Тема 1.10

Техническая и управленческая документация

6

Выполнение практического задания

- Документальное оформление работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: технологические карты, заказ-наряд, контрольный талон, листок учета.

- Заполнение документации при приемке и выдаче автомобиля на СТОА.

Проверка выполненного задания

Курсовая работа

10

Оформление курсовой работы и приложений, подготовка презентации к защите КР.

Защита курсовой работы

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВИДАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


2.1 Требования к оформлению конспектов

Составление конспекта – вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

План составления конспекта

  1. Прочитать учебный материал

2. Выделить из прочитанного главные мысли и кратко записать основное их содержание, основные положения и выводы. 


2.2 Требования к реферату

Реферат -это самостоятельная работа студента, где он раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.

Этапы работы над рефератом

  1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию.

  2. Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 6-10 различных источников).

  3. Составление библиографии.

  4. Обработка и систематизация информации.

  5. Разработка плана реферата.

  6. Написание реферата.

  7. Публичное выступление с результатами работы.


Примерная структура реферата

Титульный лист

Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт)

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы)

Основная часть (каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы)

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации)

Список использованных источников

Требования к оформлению реферата

Объем реферата составляет от 5 до 15 печатных страниц (размер шрифта - 14, интервал – полуторный, выравнивание текста – по ширине, шрифт – Times New Roman, абзацный отступ – 1,25 см, поля: низ, верх по 2 см, справа – 1.5 см, слева – 2,5 см). Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

Критерии оценки реферата

- Актуальность темы работы.

- Соответствие содержания теме.

- Глубина проработки материала.

- Правильность и полнота использования источников.

- Соответствие оформления реферата стандартам колледжа.

2.3 Рекомендации по подготовке сообщения к семинару

1 Тема сообщения должна быть выбрана на основе личного интереса к проблеме и определённого представления о ней. Работа «с нуля», хотя и не исключает хорошего результата, снижает качество взаимодействия автора сообщения с аудиторией.

2 В процессе подготовки сообщения необходимо освоить, если не полностью — то по сути, основные источники по проблеме.

3 Обязательно составьте, хотя бы краткий, план сообщения и строго следуйте ему.

4 Сообщение обязательно должно содержать в себе вопросы и для автора, и для аудитории. В этом плане сообщение отличается от реферата.

5 Сообщение должно быть изложено не сухим, академичным, а Вашим собственным, живым языком.

6 Не следует увлекаться академическими выкладками и специфическими, тем более новыми для Вас и слушателей, терминами.

7 Сообщение, за исключением особых случаев, не требует специаль­ного оформления.


2.4 Решение задач

Для формирования практических умений в процессе самостоятельного изучения дисциплины предполагается выполнение практических заданий по решению задач. В методических указаниях даны примеры решения задач по всем предлагаемым к самостоятельному решению темам и также задачи для самостоятельного решения. Решенные задачи необходимо оформить в тетради.
































3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ


ТЕМА 1.1 ОСНОВЫ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Задание 1. Составить конспект по вопросам:

- Состояние, проблемы и перспективы развития автотранспортной отрасли;

- Специфические особенности отрасли.

Цель работы: Изучение роли автомобильного транспорта в производственном комплексе страны, значимости автомобильных перевозок в транспортной системе страны.

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет – источники;

2. Подготовить конспект или реферат;

3. Ответить на вопросы.

Вопросы для самопроверки

1. Что вы можете сказать о современном состоянии и перспективах развития автомобильного транспорта в России?

2. В чем состоит основная роль автомобильного транспорта на рынке грузоперевозочных и транспортно-экспедиционных услуг?

3. Какие структурные изменения произошли в отечественном автомобильном транспорте в последние годы?

Рекомендуемая литература:

1 Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник/ И.С. Туревский. – М.: ИНФРА, 2015.- 288 с.

2 Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2016. – 496 с.

3 Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Ю.А.Хагай, В.В.Девинов, К.А.Мухин, - Красноярск, 2017


Задание 2. Составить конспект по вопросу:

- Производственное предприятие на автомобильном транспорте: производственная и организационная структура.

Цель работы: Изучение особенностей формирования производственной и организационной структуры автотранспортного предприятия.

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет – источники;

2. Подготовить конспект;

3. Ответить на вопросы.

Вопросы для самопроверки

1. Как устанавливается производственная структура АТП?

2. Что входит в состав инфраструктуры АТП?

3. По каким признакам, кроме общих классификационных, различаются предприятия автомобильного транспорта?

4. Что понимается под специализацией производства?

5. Чем характеризуется единичное, серийное и массовое производство?

Рекомендуемая литература:

1. Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник/ И.С. Туревский. – М.: ИНФРА, 2015,288 с.

2. Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2015. – 496 с.

3. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Ю.А.Хагай, В.В.Девинов, К.А.Мухин, - Красноярск, 2017


ТЕМА 1.2 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Задание 1. Составить конспект по вопросу:

-Лизинг, виды и формы лизинга.

Цель работы: Изучение лизинговой формы аренды основных производственных средств.

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет – источники;

2. Подготовить конспект или реферат;

3. Ответить на вопросы.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается лизинг?

2. В чем состоит различие финансового и оперативного лизинга?

Рекомендуемая литература:

1. Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник/ И.С. Туревский. – М.: ИНФРА, 2015,288 с.

2. Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2015. – 496 с.

3. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Ю.А.Хагай, В.В.Девинов, К.А.Мухин, - Красноярск, 2017


Задание 2. Решить задачи

Цель работы: Формирование умений расчета показателей, характеризующих техническое состояние основных фондов предприятия.

Примеры решения задач:

Пример 1

Определить производственную мощность цеха при следующих условиях:

-количество станков ведущего производства в цехе на начало года — 70 ед.;

- с 1 ноября введено — 25 ед.;

- двухсменный режим работы;

- продолжительность смены — 8 ч;

- регламентированные простои на ремонт оборудования составляют 7\% от режимного фонда времени работы оборудования;

- производительность 1 станка — 4 детали в час;

- с 1 мая выбыло 3 ед. оборудования;

- рабочих дней в году — 260.

Решение

1 Производственная мощность цеха определяется как произведение количества станков, производительности одного станка за один час и эффективного фонда рабочего времени одного станка за год.

2 Определим среднегодовое количество станков:

ОФг = ОФнг + (∑ ОФвв • nі) / 12 - (∑ ОФвыб • n2) /12;

ОФг = 70 ед. + (25 ед. • 2) / 12 - (3 ед. • 8) / 12 = 72 ед.

3 Рассчитаем режимный фонд рабочего времени одного станка за год:

Фреж = 260 дн. • 2 см. • 8 час. = 4160 час.

4 Определим эффективный фонд рабочего времени как разницу между режимным фондом и простоями:

Фэф = 4160 - (4160 • 7%) = 3869 ч.

5 Производственная мощность цеха равна:

М = 72 ед. • 3869 час. • 4 дет. = 1 114 272 дет.

Пример 2

Первоначальная стоимость станка — 80000 руб., срок службы — 12 лет. Определить годовую величину амортизационных отчислений линейным способом и способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Решение

1. Определим норму амортизации и величину годовых амортизационных отчислений линейным способом:

А = ОФбал * На;

На = 1 /Тн * 100%.

На = 1/12 * 100% = 8,3%.

А = 80 000 руб. * 8,3% = 6640 руб.

2. Величина амортизационных отчислений по способу списания стоимости пропорционально сумме чисел лет срока полезного использования определяется по формуле

А = ОФбал * (Тд.к. /Ту.л.).

3. Условные годы службы рассчитываются как сумма чисел лет срока использования объекта:

Ту.л. = 1 + 2 + 3 + …. + 12 = 78 у.л.

4. Амортизационные отчисления рассчитываются отдельно за каждый год службы объекта, причем в первый год они будут максимальными, в последний год нормативного срока эксплуатации — минимальными:

А (1-й год) = 80 000 • (12 / 78) = 12 308 руб.;

А (2-й год) = 80 000 • (11 / 78) = 11 282 руб.;

А (3-й год) = 80 000 • (10 / 78) = Г0 256 руб.;

А (12-й год) = 80 000 • (1 / 78) = 1026 руб.


Задачи для самостоятельного решения

Задача № 1

Определить производственную мощность участка и объем выпуска продукции. Исходные данные:

- количество станков на участке — 15 ед.;

- норма времени на обработку 1 изделия — 0,55 ч;

- режим работы — двухсменный;

- продолжительность смены — 8 ч;

- число нерабочих дней в году — 107;

- простои оборудования на ремонт —4% от режимного фонда времени;

- коэффициент использования мощности станков — 87%.

Задача № 2

На начало года стоимость основных фондов составляла 3 млн. руб. В марте предприятие приобрело станки на сумму 1,2 млн. руб., а в июне было ликвидировано оборудование на 0,4 млн. руб. В среднем норма амортизации — 12%. За год предприятие выпустило продукции на сумму 6,3 млн. руб..

Определить:

1) среднегодовую стоимость ОФ;

2) сумму амортизационных отчислений заход;

3) фондоотдачу;

4) фондоемкость.

Задача № 3

Первоначальная стоимость основных фондов на начало года составила 490 тыс. руб. В течение года были введены в действие машины на сумму 120 тыс. руб. и выведено из эксплуатации оборудование на сумму 45 тыс. руб. Износ фондов на начало года составил 30 %, а норма амортизации за год — 10%.

Определить:

1) первоначальную стоимость основных фондов на конец года;

2) сумму амортизации за год;

3) остаточную стоимость основных фондов на конец года.

Задача № 4

Определить производственную мощность участка и объем выпуска продукции. Исходные данные:

- количество станков на участке — 15 ед.;

- норма времени на обработку 1 изделия — 0,55 ч;

- режим работы — двухсменный;

- продолжительность смены — 8 ч;

- число нерабочих дней в году — 107;

- простои оборудования на ремонт —4% от режимного фонда времени;

- коэффициент использования мощности станков — 87%.

Задача № 5

Первоначальная стоимость станка — 50 000 руб., его ликвидационная стоимость — 4000 руб., срок службы — 10 лет.

Определить годовую сумму амортизационных отчислений и норму амортизации станка.

Задача № 6

Завод выпустил за год 4500 тыс. радиаторов по цене 16 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов завода на 1 января 2016 г. составила 140 млн руб. За год было приобретено новое оборудование, введенное в действие с 1 августа. Стоимость нового оборудования — 0,8 млн руб.

Определить фондоотдачу на начало 2017 г. и фондоотдачу в 2016 г.

Задача №7

Норма времени на изготовление одного изделия — 3 ч, рабочие выполняют норму выработки на 110\%. В цехе 22 станка, режим работы каждого — 259 дней, в 2 смены по 8 ч каждая. Плановые потери рабочего времени — 4%.

Определить производственную мощность цеха.


ТЕМА 1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Задание 1. Решить задачи

Цель работы: закрепление практических умений по расчету численности работников предприятия и по расчету показателей производительности труда.

Примеры решения задач:

Пример 1

Предприятие планирует выпустить изд. А 30000 шт. в год при норме времени на изготовление одного изделия 4 ч и изд. Б – 50000 шт. при норме времени 2 ч.

Потери времени по уважительной причине – 10% от номинального фонда времени,

Коэффициент выполнения норм выработки – 1,2. Количество рабочих дней в году – 300, продолжительность смены – 8 ч.

Определить потребность предприятия производственных рабочих на планируемый год.

Решение

  1. Потребность предприятия в производственных рабочих определяется следующим образом:

Nо.р. = Тпп/(Фэф*Квн).

  1. Трудоёмкость производственной программы (Тпп) характеризует общее количество часов, запланированных на выпуск всей продукции предприятия за год. Определим количество часов, необходимых для производства изд. А и Б:

Т (А,Б) = (30 000 шт.*4 ч) + (50 000*2) = 220 000 ч.

  1. Для расчёта эффективного фонда рабочего времени (Фэф) необходимо найти произведение количества рабочих дней, смен, часов в течение рабочей смены и откорректировать полученное значение на простои и потери времени:

Фэф = 300 дн. * 8 ч – 10% = 2160 ч.

Nо.р. = 220 000 / (2160 * 1.2) = 85 человек.

Пример 2

В отчётном году объём товарной продукции составил 700 тыс. руб., среднесписочная численность персонала 25 человек.

В планируемом году выпуск продукции составит 780 тыс. руб., производительность труда на одного работника должна увеличиваться на 5%.

Определить производительность труда одного работника в отчётном и планируемом году и среднесписочному численность работников в планируемом году.

Решение

  1. Производительность труда на одного работника определим через показатель выработки, который в свою очередь определяется как отношение годового выпуска продукции к среднесписочной численности персонала за год:

Вг = Vтп / Nппп;

Вг (отч) = 700 тыс.руб. / 25 чел. = 28 тыс. руб.

  1. Рассчитаем производительность труда на одного работника в планируемом году:

Вг (пл) = тыс. руб. + 5% = 29,4 тыс. руб.

  1. Для определения среднесписочной численности персонала в планируемом году необходимо объём товарной продукции разделить на среднегодовую выработку в расчёте на одного работника предприятия:

N (пл) = Vтп (пл) / Вг (пл);

N (пл) = 780 тыс. руб. /29,4 тыс. руб. = 27 чел.

Пример 3

В течение месяца на производственном участке следует обработать 900 комплектов деталей. Нормированное время на обработку одного комплекта по токарным работам – 9ч, фрезерным – 6,5ч. Планируемая выработка норм по токарным работам - 112%, по фрезерным – 120%.

Определить необходимое количество рабочих по профессиям, если эффективный фонд времени одного рабочего по годовому балансу – 1816 ч.

Решение

  1. Планируемое количество основных рабочих рассчитывается как отношение трудоёмкости производственной программы к произведению эффективного фонда рабочего времени и коэффициента выполнения норм выработки:

Nо.р. = Тпп / (Фэф * Квн).

  1. Определим трудоёмкость производственной программы для выполнения токарных и фрезерных работ:

Тпп (ток.) = 900 дет. * 9 ч = 8100 ч;

Тпп (фрез.) = 900 дет. *6,5 ч = 5850 ч.

  1. Рассчитаем потребность в токарях:

N (ток.) = 8100 ч / (1816 ч * 112%) = 4 токаря.

  1. Необходимое количество фрезеровщиков:

N (фрез.) = 5850 ч / (1816 ч * 120%) = 3 фрезеровщика.


Задачи для самостоятельного решения

Задача № 1

Нормативная трудоемкость токарных работ – 270 000 человеко-часов, коэффициент выполнения норм выработки – 115%, среднее число часов работы одного токаря за год – 1664 ч.

Определить плановую трудоемкость токарных работ и необходимую численность токарей.

Задача № 2

Предприятие планирует выпустить изд. А 20 000 шт. в год при норме времени на изготовление одного изделия 1,5 ч и изд. Б – 15 000 шт. при норме времени 2,2 ч.

Потери времени по уважительной причине – 15% от номинального фонда времени, коэффициент выполнения норм выработки – 1,1. Количество рабочих дней в году – 256, продолжительность смены – 8 ч.

Определить потребность предприятия в производственных рабочих на планируемый год.

Задача № 3

Участку механического цеха дана программа изготовить за квартал 600 изд. Необходимо определить численность токарей и фрезеровщиков, если трудоемкость токарных работ по изделию – 22 ч, фрезерных – 24 ч, нормы перевыполняются в среднем на 20%, неявки планируются – 10%.

Задача № 4

Норма времени на ед. работы для одного рабочего составляет 4 человека-часа, норма выработки 8-часовую смену 2 ед. После проведения организационных мероприятий норма времени снижение на 10%.

Определить новую норму выработки, норму времени и % роста нормы выработки.

Задача № 5

Норма времени на 100 м в квадрате однослойного механизированного покрытия рулонными материалами составляет 1,8 человека-часа для одного работника звеном в составе 3 человек.

Определить норму выработки в смену продолжительностью 8 ч.


Задание 2. Составить конспект по вопросам:

- Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание.

- Бестарифная система оплаты труда.

Цель работы: Изучение различных систем оплаты труда, применяемых на предприятиях.

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет – источники;

2. Подготовить конспект;

3. Ответить на вопросы.

Вопросы для самопроверки

1. Из каких элементов состоит тарифная система оплаты труда?

2. Из каких разделов состоит тарифно-квалификационный справочник?

3. Что такое «оплата труда по разряду»?

4. В чем суть бестарифной системы оплаты труда?


Рекомендуемая литература:

1 Чечевицына Л.Н. Экономика организации: уч. пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

2 Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д.Грибов, В.П.Грузинов, В.А. Кузьменко. – М.: КНОРУС, 2016

3 Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник/ И.С. Туревский. – М.: ИНФРА, 2015,288 с.

4 Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2015. – 496 с.


Задание 3. Решить задачи

Цель работы: закрепление практических навыков по расчету заработной платы различных категорий работников автотранспортного предприятия.

Примеры решения задач

Пример 1

Рабочий за месяц изготовил 350 деталей, выполнив норму на 120%.

Оплата труда за изготовление продукции сверх нормы производится по расценкам, увеличенным в 1,5 раза.

Определить заработную плату рабочего при сдельно прогрессивной системе оплаты труда.

Решение

  1. Сдельно-прогрессивная заработная плата рассчитывается по формуле

Зсд-прогр = R0 * qпл + Rув * (qф - qпл).

  1. Определить увеличенную расценку:

Rув = 30 руб. * 1,5 руб. = 45 руб.

  1. Плановый выпуск продукции рассчитаем, исходя из того условия, что фактически рабочий изготовил норму на 120%:

Qф = (350 дет. * 100%) / 120% = 292 дет.

  1. Полный заработок рабочего:

Зсд-прогр = 30 руб. * 292 дет. + 45 руб. * (350 дет.-292 дет.) = 11 370 руб.


Задачи для самостоятельного решения

Задача № 1

Норма времени на одно изделие составляет 15 минут, часовая тарифная ставка при данной сложности труда – 5 руб./час., в месяце 24 рабочих дня; продолжительность смены – 8 ч. За месяц изготовлено 1000 изд.

Определить:

А) норму выработки в месяц (шт.);

Б) сдельную расценку за изделие (руб.);

В) плановую и фактическую сумму сдельной зарплаты в месяц (руб.).

Задача № 2

Рабочий за месяц изготовил 430 деталей, выполнив норму на 115%. Сдельная расценка за деталь – 20 руб. оплата труда за изготовление продукции сверх нормы производится по расценкам, увеличенным в 1,5 раза.

Определить заработную плату рабочего при сдельно – прогрессивной системе оплаты труда.

Задача № 3

Предприятие производит в год 900 ед. продукции, норма времени на изготовление одной единицы – 40 ч, стоимость 1 ч – 55 руб.

Доплаты – 10% от прямого заработка сдельщиков. Номинальный фонд времени – 2000 ч, планируемые простои – 10%, коэффициент выполнения норм выработки – 1,1.

Определить среднемесячный заработок одного рабочего.

Задача №4

Рабочий-сдельщик за день изготовил 5 шестерен, 8 втулок, 12 цилиндров. Расценка за одну шестерню – 30 руб., за втулку – 15 руб., за цилиндр – 11 руб.

Определить дневной заработок рабочего.

Задача № 5

Рабочий-наладчик на участке имеет заработок по тарифной ставке 4700 руб. Норма выработки его участка 1000 ед. продукции. Фактически изготовлено 1200 ед. продукции.

Найти заработную плату рабочего по сдельно-косвенной системе оплаты труда.


ТЕМА 1.4 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задание 1. Составить конспект по вопросу:

- Калькуляция себестоимости ТО и ТР

Цель работы: изучение особенностей учета затрат при формировании себестоимости услуг по ТО и ТР.

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет – источники;

2. Подготовить конспект;

3. Ответить на вопросы.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое себестоимость продукции?

2. Какие издержки относятся к постоянным и переменным?

3. Какие бывают статьи калькуляции?

4. Какие статьи затрат относятся к прямым и косвенным?

5. Как распределяются косвенные расходы по видам продукции?

Рекомендуемая литература:

1 Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник/ И.С. Туревский. – М.: ИНФРА, 2015,288 с.

2 Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2015. – 496 с.

3 Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Ю.А.Хагай, В.В.Девинов, К.А.Мухин, - Красноярск, 2017

4 Чечевицына Л.Н. Экономика организации: уч. пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

5 Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д.Грибов, В.П.Грузинов, В.А. Кузьменко. – М.: КНОРУС, 2016


Задание 2. Решить задачи

Цель работы: закрепление практических умений по расчету себестоимости продукции и услуг

Примеры решения задач

Пример 1

Определить полную себестоимость изделия А и Б.

Выпуск изделия А – 500 ед., затраты на материалы ед. изд. – 120 руб.. основная з/плата на годовой выпуск – 130 тыс.руб., дополнительная з/плата – 10 %, начисления на з/плату – 30%. Выпуск изделий Б – 250 ед., затраты на материалы – 380 руб., основная з/плата – 80 тыс. руб.

Общехозяйственные расходы по изд.А – 50%, по изд. Б – 35% от прямых затрат. Внепроизводственные затраты по изд. А – 5%. По изд. Б – 7% от производственной себестоимости.

Решение

1 Полная себестоимость изделий определяется как сумма всех статей затрат на производство и сбыт продукции. Сначала определим материальные затраты:

МЗ (А) = 500ед.* 120руб. = 60000 руб.

МЗ (Б) = 250ед.* 380руб. = 95000 руб.

2 Рассчитаем затраты на оплату труда:

Зз/пл (А) = 130000 + 10%) + 30% = 185900 руб.

Зз/пл (Б) = 80000 + 10%) + 30% = 114400 руб.

3 Прямые затраты по изделиям:

Зпр(А) = 60000руб. + 185900 руб. = 245900 руб.

Зпр(Б) = 95000руб. + 114400 руб. = 209400 руб.

4 Общехозяйственные расходы:

Робщ(А) = 245900 руб. * 50% = 122950 руб.

Робщ(Б) = 114400 руб. * 35% = 73290 руб.

  1. Производственная себестоимость

Спр(А) = 245900 руб. + 122950 руб. = 368890 руб.

Спр(Б) = 209400 руб. + 73290 руб. = 282690 руб.

  1. Внепроизводственные затраты:

Звн(А) = 368890 руб. * 5% = 18842,5 руб.

Звн(А) =282690 руб. * 7% = 19788,3 руб.

7 Полная себестоимость:

Сп(А) = 368890 руб. + 18842,5 руб. = 387292,5 руб.

Сп(А) =282690 руб. + 19788,3 руб. = 302478, 3 руб.


Задачи для самостоятельного решения

Задача №1

Определить полную себестоимость изделия А и Б.

Выпуск изделия А – 1500 ед., затраты на материалы ед. изд. – 370 руб.. основная з/плата на годовой выпуск – 85 тыс.руб., дополнительная з/плата – 10 %, начисления на з/плату – 30%. Выпуск изделий Б – 800 ед., затраты на материалы – 540 руб., основная з/плата – 96 тыс. руб.

Общехозяйственные расходы по изд.А – 60%, по изд. Б – 45% от прямых затрат. Внепроизводственные затраты по изд. А – 2%. По изд. Б – 5% от производственной себестоимости.

Задача № 2

Определить полную себестоимость продукции А и Б, если косвенные затраты по видам продукции распределяются пропорционально доле продукции в общем объеме производства.

Коммерческие расходы – 5% от производственной себестоимости. Общая сумма косвенных затрат – 750 тыс.руб. Объем производства изд. А – 5000 ед., изд. Б – 3500 ед.

Прямые затраты на ед. продукции приведены в таблице:

№ п/п

Статья затрат

Продукт

А

Продукт

Б

1

Сырье и основные материалы

20

15

2

Покупные и комплектующие изделия

20

35

3

Топливо и энергия на технологические цели

5

7

4

Основная з/пл производственных рабочих

15

11

5

Дополнительная з/плата (10%)



6

Начисления на з/плату (30%)



Итого прямых затрат



Задача № 3

Определить влияние роста объема производства на снижение себестоимости продукции при условии, что объем производства вырос на 17%. А постоянные расходы – на 4%.

Удельный вес постоянных расходов в структуре себестоимости – 25%.

Задача № 4

Определить отпускную цену товара, если себестоимость его изготовления – 600 руб., рентабельность продукции – 20%, ставка акциза – 15%, НДС – 18%.

Задача № 5

Себестоимость производства единицы продукции – 100 руб. прибыль предприятии – 20% от себестоимости. НДС – 18%. Товар в магазин поступает через оптовое звено. Оптовая надбавка – 10%, торговая набавка – 20%.

Определить розничную цену товара и удельный вес каждого элемента в цене.

Задача № 6

Предприятие планирует произвести в текущем году 250 000 ед. изделий. Удельные переменные издержки – 250 руб., постоянные издержки – 150 000 руб.

Какую цену необходимо установить на выпускаемое изделие, чтобы по итогам года получить прибыль в размере 500 000 руб.?


Задание 3. Составить конспект по вопросу:

- Оценка эффективности деятельности организации.

Цель работы: Изучение факторов эффективности работы хозяйствующего субъекта.

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет – источники;

2. Подготовить конспект;

3. Ответить на вопросы.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое рентабельность?

2. Каковы показатели рентабельности?

3. Какие факторы влияют на уровень рентабельности?

4. Как определяется рентабельность отдельных видов продукции?


Рекомендуемая литература:

1 Чечевицына Л.Н. Экономика организации: уч. пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

2 Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д.Грибов, В.П.Грузинов, В.А. Кузьменко. – М.: КНОРУС, 2016


Задание 4. Решить задачи

Цель работы: закрепление практических умений по расчету основных показателей эффективности работы предприятия

Примеры решения задач

Пример 1

Сравнить рентабельность продукции за три квартала и указать наиболее рентабельный квартал деятельности на основе следующих данных:

Показатель

Кварталы года

I

II

III

1Кол-во выпущенной продукции, шт.

1500

2000

1800

2 Цена 1 изделия, руб.

60

60

60

3 Себестоимость 1 изделия, руб.

50

52

48

Решение:

1 Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли к себестоимости продукции:

Rпрод. = П/С * 100%

2 Определим выручку от реализации продукции за все кварталы:

Вр = Z * Vтп

Вр(I кв.) = 1500 шт. * 60 руб. = 90 тыс.руб.

Вр(II кв.) = 2000 шт. * 60 руб. = 120 тыс.руб.

Вр(III кв.) = 1800 шт. * 60 руб. = 108 тыс.руб.

3 Себестоимость товарного выпуска:

С = Сед.пр. * Vтп

С(I кв.) = 1500 шт. * 50 руб. = 75 тыс.руб.

С(II кв.) = 2000 шт. * 52 руб. = 104 тыс.руб.

С(III кв.) =1800 шт. * 48 руб. = 86,4 тыс.руб.

4 Прибыль от реализации продукции:

Пр = Вр – С

Пр (I кв.) = 90 тыс.руб.- 75 тыс.руб. = 15 тыс.руб.

Пр (II кв.) = 120 тыс.руб.- 104 тыс.руб. = 16 тыс.руб.

Пр (III кв.) = 108 тыс.руб. – 86,4 тыс.руб. = 21, тыс.руб.

  1. Рентабельность продукции по кварталам:

Rпрод(I кв.) = 15 тыс.руб./ 75 тыс.руб. * 100% = 20%

Rпрод(II кв.) = 16 тыс.руб./ 104 тыс.руб. * 100% = 15,4%

Rпрод(III кв.) = 21,6 тыс.руб./ 86,4 тыс.руб. * 100% = 25%

Таким образом, наиболее эффективным является выпуск продукции в III квартале.


Задачи для самостоятельного решения

Задача №1

Определить балансовую прибыль и уровень общей рентабельности, если:

- годовой объем реализации - 1270 тыс. руб.,

- себестоимость реализации -824 тыс. руб.,

- внереализационные доходы -11,8 тыс. руб.,

- внереализационные расходы 1,9 тыс. руб.,

- среднегодовая стоимость основных фондов 1092 тыс. руб.,

- стоимость оборотных средств – 430 тыс. руб.

Задача № 2

Предприятие выпускает кровельное покрытие.

Себестоимость изготовления 1 м2 покрытия – 110 руб. приемлемая для производства рентабельность – 25 % к затратам. Ежемесячный объем производства 9000 м2.

Определить чистую прибыль от реализации продукции и себестоимость продукции.

Задача №3

Производственная себестоимость продукции предприятия – 250 тыс.руб. Рыночная цена товара -495 тыс.руб., розничная надбавка к цене -25%, наценка сбытовой организации -10%, НДС – 18%.

Определить прибыль предприятия и рентабельность продукции.

Задача № 4

На предприятии АТП за отчетный период было реализовано по прямым поставкам 1000 ед. изделий по цене 9 тыс. руб. за единицу, а себестоимость единицы продукции составила 8,2 тыс. руб.

В плановом периоде предусматривается увеличить объем производства в соответствии с заключенными договорами до 1300 ед. по цене 9,5 тыс. руб. и снизить себестоимость производства изделий до 8,1 тыс. руб. за единицу продукции.

Определить прибыль от реализации изделий в отчетном и плановом периоде. Как и за счет, каких факторов, прибыль изменится в плановом периоде?

Задача № 5

Определить финансовый результат деятельности автотранспортного предприятия в отчетном периоде, если:

 выручка от реализации выполненных работ составила 75000 тыс. руб., включая НДС;

 затраты на производство реализованной продукции – 40000 тыс. руб.;

 выручка от реализации основных средств, включая НДС – 320 тыс. руб.;

 балансовая стоимость реализованных основных средств 480 тыс. руб.,

 внереализационные доходы (без НДС) составили 290 тыс. р.;

 внереализационные расходы – 250 тыс. р.;

 операционные доходы (без НДС) – 76 тыс. р.;

 операционные расходы – 78 тыс. р.


ТЕМА 1.5 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Задание 1. Выполнить практическое задание «Изучение запросов и поведения потребителей услуг».

Цель работы: Проведение маркетингового исследования рынка автотранспортных услуг.

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал по вопросу маркетинговых исследований, используя рекомендуемую литературу и интернет - источники;

2. Изучить ситуацию на рынке автотранспортных услуг г. Читы и Забайкальского края путем анализа данных официальных источников, публикаций, статистических справочников размещаемых в СМИ и глобальной сети «Интернет»

3. Обработать результаты и подготовить сообщение.

Методические рекомендации

Маркетинговое исследование – это сбор, обработка и анализ информации для принятия маркетинговых решений.

Кабинетные исследования проводятся на основе анализа вторичных данных. Вторичные данные – это данные официальных источников, публикаций, статистических справочников, т.е. информация, которая была собрана кем-то для своих целей. И она может быть полезна для решения данной конкретной маркетинговой проблемы. Цель таких исследований – получить информацию об основных тенденциях и процессах, имеющих место на рынке.


Рекомендуемая литература:

1 Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник/ И.С. Туревский. – М.: ИНФРА, 2017,288 с.

2 Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2017. – 496 с.

3 Лукина А.В. Маркетинг. – М.: Форум - ИНФРА-М, 2016.


Задание 2. Составить конспект по вопросам:

- Реклама. Назначение рекламы, ее классификация.

- Требования к рекламе.

- Виды рекламы. Эффективность рекламы разных видов

Цель работы: Изучить основные виды рекламы и требования, предъявляемые к ней.

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет – источники;

2. Подготовить конспект;

3. Ответить на вопросы;

Вопросы для самопроверки

1. Какие средства рекламы вы знаете?

2. Дайте характеристику различных средств рекламы.

3. Приведите примеры рекламных кампаний с использованием различных средств рекламы.

4 Использование рекламы в Чите и Забайкальском крае. Приведите примеры.

Рекомендуемая литература:

1 Чечевицына Л.Н. Экономика организации: уч. пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

2 Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д.Грибов, В.П.Грузинов, В.А. Кузьменко. – М.: КНОРУС, 2016

3 Лукина А.В. Маркетинг. – М.: Форум - ИНФРА-М, 2017.


ТЕМА 1.6 ПЛАНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Задание 1. Разработать бизнес-план АТП (СТО)

Цель работы: Освоение методики бизнес - планирования

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал по вопросу бизнес – планирования.

2. Собрать исходные данные для разработки бизнес-плана.

3. Разработать основные разделы бизнес плана.

Структура бизнес-плана

- Резюме

- Общая характеристика предприятия, продукции

- Анализ рынков и основных конкурентов

- Производственный план

- План маркетинга

- Организационный план

- План по рискам

- Финансовый план

Цель резюме – в сжатой форме представить основные идей бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание и заинтересованность потенциального партнера, инвестора и кредитора.

Описание проекта (резюме) может включать следующую информацию: - цель и задачи бизнес-плана;

- описание предприятия, его специализацию и предысторию развития предприятия;

- краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими способностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал;

- преимущества продукции (услуг) предприятия на рынке и в отрасли;

- ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние;

- долгосрочную и краткосрочную стратегии предприятия, возможности роста производства и доходов, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;

- описание ситуации на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству;

- потребности в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, порядок возврата заемных средств;

- какие риски могут ожидать предприятие и каков их уровень;

- экономическое обоснование и эффективность проекта.

Общая характеристика предприятия, отрасли, продукция

Характеристика предприятия включает следующие сведения: - полное и сокращенное наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес предприятия, банковские реквизиты; - инициатора проекта;

- организационно-правовую форму предприятия; • размер уставного капитала; - учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале; - характеристики менеджеров высшего звена управления

- основной вид деятельности предприятия;

- формулировку миссии предприятия;

- оценку сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.

Описание продукта (услуги) предприятия производится с позиций потребителя, обосновывается необходимость совершенствования продукта (услуги). О продукте (услуге) приводятся следующие сведения: область применения; какую потребность удовлетворяет; второстепенные области применения; показатели.

Рекомендуемая литература:

1 Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник/ И.С. Туревский. – М.: ИНФРА, 2017,288 с.

2 Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2017. – 496 с.

3 Лукина А.В. Маркетинг. – М.: Форум - ИНФРА-М, 2015.


Задание 2. Составить конспект по вопросам:

- Методика расчета затрат и потребностей в автошинах.

- Организационно-технические мероприятия по экономии топлива, смазочных материалов и других ресурсов.

Цель работы: Изучение методики расчета нормативов по основным видам товарно-материальных ценностей.

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет – источники;

2. Подготовить конспект;

3. Ответить на вопросы.

Вопросы для самопроверки

1. Как рассчитывают нормативы по основным видам товарно-материальных ценностей на автотранспорте?

2. Какие факторы определяют эксплуатационный расход топлива?

3. Каким образом нормируется расход смазочных материалов?

4. Какие основные методы ресурсосбережения, используемы на АТП, вам известны?

5. Какие показатели характеризуют эффективность использования оборотных средств на предприятии?

Рекомендуемая литература:

1 Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник/ И.С. Туревский. – М.: ИНФРА, 2017,288 с.

2 Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2017. – 496 с.

3 Чечевицына Л.Н. Экономика организации: уч. пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

4 Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д.Грибов, В.П.Грузинов, В.А. Кузьменко. – М.: КНОРУС, 2016


ТЕМА 1.7 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТ

Задание 1. Составить конспект по вопросам

- Формы и методы обслуживания клиентов на СТОА.

- Качество автосервиса и его продукции.

- Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества;

- Конкурентоспособность автосервиса и ценовая политика.

Цель работы: Изучение факторов, оказывающих влияние на качество услуг автосервиса.

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет – источники;

2. Подготовить конспект или сообщение;

3. Ответить на вопросы.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое сертификация продукции и услуг?

2. Назовите показатели качества.

3. В чем отличие качества от конкурентоспособности продукции?


Рекомендуемая литература:

1 Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник/ И.С. Туревский. – М.: ИНФРА, 2017,288 с.

2 Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2017. – 496 с.

3 Чечевицына Л.Н. Экономика организации: уч. пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

4 Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д.Грибов, В.П.Грузинов, В.А. Кузьменко. – М.: КНОРУС, 2016


ТЕМА 1.8 БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ

Задание 1. Выполнить практическое задание «Составление структурных схем экологической безопасности и противопожарных правил при производстве ТО и текущего ремонта автомобилей»

Цель работы: Изучение методики составления структурных схем для проведения инструктажей по охране труда.

Алгоритм выполнения работы:

1. На предприятиях разрабатывается методика проведения инструктажей по охране труда. Её оформление предусматривает составление структурных схем проведения инструктажей, в которых наглядным образом представлены организационные вопросы проведения. На схеме 1 показан пример составления такой формы.

2. Составить структурную схему первичного инструктажа по образцу, показанному в шаблоне (схема 1).

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается смысл проведения инструктажей по охране труда?

2. Перечислите виды инструктажей

3. Для чего составляются структурные схемы инструктажей?

4. Какая документация используется для регистрации инструктажей?

Схема 1 -Структурная схема проведения вводного инструктажа



Курсовое проектирование

Цель работы: Оформление курсовой работы и приложений, подготовка презентации к защите курсовой работы.


ТЕМА 1.9 УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Задание 1. Выполнить практическое задание «Распределение функциональных обязанностей и построение организационной структуры управления производственным участком»

Цель работы: формирование навыков построения организационных структур управления.

Методические рекомендации:

Организационное планирование включает следующие этапы:

1. Деление организации по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности

2. Установление соотношения полномочий различных должностей

3. Определение должностных обязанностей

При проектировании организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом требовалось выполнить следующие условия: · решение одних и тех же вопросов не должно находится в ведение разных подразделений; · все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений; · на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении. В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед фирмой задач, проектирование структуры базируется на стратегических планах организации. Согласно классической теории организации, структура предприятия должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования. Процесс формирования организационной структуры Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям Волкова К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, 2002 - 275 с.: Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы. Разработка состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно - целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру. Регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

Рекомендуемая литература:

1 Казначевская Г.В. Менеджмент: учебник/ Г.В. Казначевская. – М.: КНОРУС, 2016. – 240 с.

2 Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие/ А.Я. Кибанов. – М.: КНОРУС, 2015. – 202 с.

3 Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: учебное пособие/ В.В.Лукашевич.- М.: КНОРУС, 2017.- 240 с.

4 Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие/ А.А.Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 252 с,


Задание 2. Выполнить практическое задание Построение «Дерева целей».

Цель работы: формирование навыков планирования собственной деятельности.

Алгоритм выполнения работы:

1.Ознакомитьься с методическими рекомендациями

2. Построить дерево целей, используя предложенную ниже схему.

Методические рекомендации

Одной из технологий как стратегического, так и тактического планирования является программно-целевое планирование. Оно заключается в том, что при разработке целевой программы определяются ее состав, основные направления деятельности и подпрограммы. После этого формируются цели и задачи основных и обеспечивающих подпрограмм. Затем последовательно по иерархическим уровням формируется дерево целей. Например, построение программы по четырехуровневому принципу предусматривает: программу в целом (генеральные цели). Подпрограммы, блоки мероприятий, отдельные мероприятия (нижний уровень дерева целей). Каждое мероприятие должно соответствовать целям более высокого иерархического уровня и быть материально подкрепленным. Для каждого мероприятия должны быть определены затраты и ожидаемый результат.

В 1957 году американский учёный Рассел Линкольн Акофф предложил методику построения дерева целей. С того времени и до сегодняшнего дня эта методика не утратила популярности и активно используется при планировании задач менеджерами и бизнесменами.

Метод дерева целей считается одним из наиболее эффективных методов планирования задач. Этот метод включает в себя все общие принципы планирования, простые и лёгкие для изучения. По сути, это граф, отражающий план решения той или иной задачи.

  • Дерево целей имеет стандартную структуру. «Стволом» дерева целей является главная проблема, для которой требуется найти решение.

  • «Ветки» — это задачи второго, третьего, четвёртого и так далее уровней.

При планировании решения задачи, как правило, используют графическое изображение дерева. В таком изображении дерево имеет перевёрнутый вид, где «ствол» представляет собой вершину графа и находится на самом верху. А из неё, вершины, растут стремления последующих уровней, образуя крону.

Графическое изображение задач в таком виде помогает человеку чётко продумать план достижения намеченного. Изобразив свои планы в виде графа, человек видит, с какими проблемами он столкнется, и какие дополнительные ресурсы ему потребуются, чтобы достичь задуманного.

Также по графу приблизительно оценивается срок достижения целей. При таком представлении решения проблемы, становятся видны связи и зависимости одних задач от других. Сегодня методом дерева целей пользуются в научном прогнозировании менеджеры при ведении проектов, а также для планирования личных вопросов.

Принципы построения

В менеджменте приняты следующие принципы построения дерева целей:

  • Учитывайте потребности и ресурсы

Постановка цели предполагает, что есть некоторая проблема, которую необходимо решить. Как правило, задачи, требующие планирования, решить сходу невозможно. Потому что они достаточно сложные и требуют комплексного подхода к решению.

Бывает так, что поставленная задача не может быть решена, потому что не хватает ресурсов для её решения. Или нет возможности оценить наличие ресурсов, так как проблема слишком большая. В этом случае дерево целей хороший вариант для анализа ситуации. Учитывайте потребности и ресурсы, которые есть в вашем распоряжении, при построении дерева целей.

  • Конкретизируйте

Используя в планировании дерево целей, формулируйте задачи конкретно. Учитывайте, что они должны быть конечными. Опишите параметры, по которым в итоге можно будет определить выполнена она или нет. Также необходимо установить время, которое нужно для выполнения поставленной задачи.

  • Разбейте постановку на этапы

Рационально будет ставить задачи в несколько этапов. Первым этапом ставится генеральная цель. Затем для её выполнения ищутся и анализируются ресурсы. После чего, как правило, понадобится поставить подцели. Аналогично для реализации подцелей тоже ищутся ресурсы.

Таким образом, продолжается разворачивание главной задачи, пока не будет продумана вся схема её решения. Задачи уточняются и проясняются до тех пор, пока это необходимо.

  • Совместимость

Подцели должны быть достаточными для решения главного замысла, то есть если достигаются все подцели, то это приводит к решению главной задачи. Не должно получиться так, что при выполнении всех подцелей, для решения главной задачи потребуются дополнительные действия или ресурсы. Если получается так, то это говорит о том, что дерево целей было построено неверно.

  • Соответствие структуре предприятия

Если деревом целей пользуются для организации работы бизнеса или предприятия, то структура его должна соответствовать структуре предприятия. Таким образом, чтобы каждый отдел или подразделение достигали своих стремлений, что в дальнейшем должно привести к достижению общего замысла предприятия. Это наиболее удобное построение дерева целей для систем, состоящих из нескольких элементов или предприятий.

  • Метод декомпозиции

При построении дерева целей часто используют метод декомпозиции. Суть этого метода в том, чтобы произвести разбиение главной цели высшего уровня на частные подцели. Или же в обратном порядке, из подцелей составляется план достижения замысла высшего уровня. Для решения конкретной проблемы всегда стоит выбирать вариант создания дерева целей максимально подходящий и оптимально использующий ресурсы.

Планировать свою деятельность при помощи графа очень удобно. Это наглядный инструмент, позволяющий увидеть, каким образом взаимодействуют задачи и ресурсы для их решения.

При помощи такого построения легко обнаруживаются недостающие ресурсы и появляются новые задачи, которые необходимо решить для восполнения не хватающих ресурсов.

Также при графическом изображении становится видно взаимодействия целей между собой, их зависимость друг от друга, влияние выполнения той или иной задачи на вышестоящие, её значимость в общем результате.

Граф удобно использовать не только при ведении бизнеса или планировании рабочих вопросов. Он легко трансформируется для решения личных вопросов, таких как учёба, финансы, саморазвитие и другие.


Задание 3. Составить конспект по вопросам:

-Деловой этикет.

-Тактика делового общения.

- Организация проведения деловых совещаний и переговоров»

Цель работы: Изучение основ делового общения

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет – источники;

2. Подготовить конспект или реферат;

3. Ответить на вопросы.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте некоторые этические нормы и принципы делового общения.

2. Какова связь этики и этикета деловых отношений?

3. Для чего необходимо анализировать прошедшие переговоры?

Рекомендуемая литература:

1 Казначевская Г.В. Менеджмент: учебник/ Г.В. Казначевская. – М.: КНОРУС, 2016. – 240 с.

2 Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие/ А.Я. Кибанов. – М.: КНОРУС, 2015. – 202 с.

3 Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: учебное пособие/ В.В.Лукашевич.- М.: КНОРУС, 2017.- 240 с.

4 Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие/ А.А.Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 252 с,


Задание 4. Составить конспект по вопросам:

-Повышение квалификации персонала.

- Методы и формы обучения персонала.

Цель работы:

Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет – источники;

2. Подготовить конспект или сообщение;

3. Ответить на вопросы.


Вопросы для самопроверки

1. Почему необходимо постоянное развитие и обучение персонала в современных условиях?

2. Как осуществляется процесс профессионального обучения?

3. Каковы основные виды и методы обучения?

4. каковы преимущества и недостатки обучения на рабочем месте и с отрывом от производства?

Рекомендуемая литература:

1 Казначевская Г.В. Менеджмент: учебник/ Г.В. Казначевская. – М.: КНОРУС, 2016. – 240 с.

2 Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие/ А.Я. Кибанов. – М.: КНОРУС, 2015. – 202 с.

3 Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: учебное пособие/ В.В.Лукашевич.- М.: КНОРУС, 2017.- 240 с.

4 Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие/ А.А.Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 252 с,


ТЕМА 1.10 ТЕХНИЧЕСКАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Цель работы: Выполнить практическое задание «Документальное оформление работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: технологические карты, заказ-наряд, контрольный талон, листок учета. Заполнение документации при приемке и выдаче автомобиля на СТОА».

Задание 1. Ответить на вопросы, используя приведенный теоретический материал

Теоретические основы документооборота на предприятии

Вопрос

Ответ

1 Классификация документов, используемых для организации и учета СТО


2 В каких случаях составляют первичные документы?


3 Перечислить первичные документы станции техобслуживания а/м


4 Применение сводных документов


5 Какой документ является основанием для открытия заказа?


6 Назначение и оформление заявки на проведение техобслуживания и техремонта автомобилей


7 Назначение и оформление журнала предварительной записи на ТО и ТР.


8 Назначение и порядок оформления заказа-наряда.


9 Назначение и порядок оформления заказа-квитанции


10 Назначение и порядок оформления приемосдаточного акта


11 На основании каких документов оформляются графики загрузки участков СТО?


12 Назначение и порядок оформления счета-фактуры



Задание 2. Составить первичную документацию по ремонту:

  1. Заявку на проведение техобслуживания и ремонта

  2. Заказ-наряд.

  3. Счет-фактуру.

18 февраля 2016 года Иванов И.И. обратился к услугам авто сервисной мастерской по поводу поломки автомобиля ВАЗ 2131 Гос. номер С265МК75RUS, дата выпуска 25.07.2005 г. Пробег 4000 км. кузов №1095625 двигатель №1143910.

В процессе диагностики автомобиля были выявлены дефекты, и рекомендован ремонт в следующем объеме:

Исходные данные для составления первичной документации

№ пп

Необходимые услуги

Сумма ремонта, руб.

1

Замена сцепления

2500

2

Замена 1-го амортизатора

900

3

Замена ремня генератора

400

Итого


Алгоритм выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу и интернет - источники

2. Ответить на вопросы

3. Выполнить практическое задание

Методические рекомендации

В соответствии с положением о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, документы, используемые для организации и учета СТО, подразделяют на первичные и сводные.

Первичные документы составляют при совершении хозяйственных операций, например, при передаче автомобиля заказчиком на СТО, при получении запасных частей и т.п.

Сводные документы в основном отчетные, являются сводкой нескольких первичных документов, обобщающей и группирующей их показатели для сокращения количества записей и систематизации отчета, например, при получении отчета расхода запасных частей.

Основанием для открытия заказа служит заявка на проведение ТО и Р, которая находится у мастера - приемщика (инженера - технолога по работе с клиентами) и мастера подготовки производства. Она заполняется приемщиком в 3-х экземплярах, один из которых прилагается к производственному заказу - наряду для дальнейшей передачи в бухгалтерию. В заявке оформляется заказ на ТО и Р, в ней же указывается причина отказа.

Журнал предварительной записи на ТО и Р находится у мастера -приемщика и ведется им в одном экземпляре. В начале текущей смены диспетчер заполняет 2 - ой экземпляр, который используется в качестве диспетчерской карты. Диспетчер в журнале отмечает линией срок выполнения работ: начало и конец линии соответствуют началу и окончанию работ.

Журнал предварительной записи для выполнения кузовных и окрасочных работ находится у мастера подготовки производства и ведется в одном экземпляре.

Заказ - наряд является бланком строгой отчетности, находится у оператора (мастера - приемщика), печатается через копирку в 4-х экземплярах. Продолжение заказ - наряда (оборотная сторона) применяется, если в заказ - наряде недостаточно места для перечисления работ и материальных ценностей, а также в случае необходимости выполнения дополнительных работ.

Заказ - квитанция оформляется на основании заказ - наряда, находится в подотчете у мастера - приемщика, заполняется в 3-х экземплярах, первый из которых остается в кассе и прикладывается к кассовому отчету, второй передается в производство, третий заказчику.

Приемосдаточный акт находится у мастера - приемщика и мастера подготовки производства. Заполняется в 2-х экземплярах, первый из которых прикладывается к заказ - наряду, второй находится у заказчика.

На основании заказ - нарядов и приемосдаточных актов составляются суточные и месячные графики загрузки участков СТО.

Документом, сопровождающей совершение сделки купли-продажи, оказания услуг и т.п. является счет-фактура. В ней указываются банковские реквизиты юридических лиц обоих сторон, описывается род выполненных работ. Оформляется в 2-х экземплярах, где указывают стоимость и выделяют сумму НДС.



Рисунок - Документооборот на СТО

1. Заявка на ТО и Р;

2. Журнал предварительной записи на ТО и Р;

3. Заказ – наряд;

4. Заказ – квитанция;

5. Приемо-сдаточный акт;

6. Чек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная документация:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ).

2. Гражданский кодекс РФ (с изм., внесенными Федеральным законом от24.07.2008 г. № 161-ФЗ).

4. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»(ред. от 01.01.2011 г.).

5. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 01.07.2011 г.).

6. Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности» (банкротстве).

7. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Основные источники:

1 Герасимова Е.Б. Управление качеством: учебное пособие / Е.Б.Герасимова, Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин; под ред. Б.И.Герасимова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017.- 217 с.

2 Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П.Грузинов, В.А. Кузьменко. – М.: КНОРУС,2016.- 416 с.

3 Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). Практикум: учебное пособие / В.Д. Грибов. – М.: КНОРУС,2017.- 196 с.

4 Грибов В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга: учебное пособие / В.Д. Грибов. – М.: КНОРУС,2016.- 224 с.

5 Казначевская Г.В. Менеджмент: учебник/ Г.В. Казначевская. – М.: КНОРУС, 2016. – 240 с.

6 Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие/ А.Я. Кибанов. – М.: КНОРУС, 2015. – 202 с.

7 Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник/ И.С. Туревский. – М.: ИНФРА, 2017,288 с.

8 Чечевицына Л.Н., Экономика организации/ Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова – Ростов н/Д: Феникс, 2016

Дополнительные источники:

1 Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: учебное пособие/ В.В.Лукашевич.- М.: КНОРУС, 2017.- 240 с.

2 Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие/ А.А.Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 252 с,

3 Экономика отрасли (автотранспорт)

4 Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Напхоненко Н.В. Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2017.-496 с.

Интернет-ресурсы

  1. ИКТ Портал «интернет ресурсы» - http://www.ict.edu.ru

  2. Ассоциация автосервисов России - http://www.as-avtoservice.ru

  3. Консультант Плюс - http://www.consultant.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рябкова Мария Константиновна

Дата: 22.05.2019

Номер свидетельства: 511782


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства