kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "Социально-культурная интеграция детей средствами АРТ-терапии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-терапия - эффективное средство социокультурной реабилитации и адаптации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Социально-культурная интеграция детей средствами АРТ-терапии"»

Методическая рекомендация

«Социо-культурная интеграция детей средствами арт-терапии»


Арт-терапия - эффективное средство социокультурной реабилитации и адаптации, т. к. в самой природе искусства лежат безграничные возможности развития способностей человека. Термин арт-терапия в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье средствами художественной деятельности.

Арт-терапия – одно из самых интересных направлений работы. Сегодня эта методика имеет многочисленные формы и вариации, ее используют в работе как психологи так и педагоги.

Как терапевтический метод, арт-терапия появилась в середине прошлого века. Но арт-терапия используется многими людьми самостоятельно, а не только как метод коррекции эмоциональных состояний, тех или иных отклонений в психике и поведении. Многие считают это занятие своим хобби, занимаясь арт-терапией в домашних условиях.

Так что же это – арт-терапия? Стихийный творческий процесс или целенаправленное решение проблем посредством искусства? В чем же сущность арт-терапии?

Арт-терапия – это исцеление творчеством.

Через творческую самореализацию арт-терапия позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение. Этот метод позволяет установить связь между сознательной сферой человека и его подсознанием.

Считается, что в процессе занятий творчеством находят выход эмоции и чувства человека, его жизненные ценности и ориентиры, а также неосознаваемые психические состояния.

Термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хилл. Он же сформулировал определение и основные положения арт-терапии.

Целью метода является - создание условий для творческого самовыражения личности, обретения человеком гармонии с собой и с миром.

Задачи метода:

- углубленная диагностика личности клиента;

- помочь человеку осознать проблему и выразить свои переживания с помощью той или иной техники;

- помочь справиться с фобиями и паническими атаками;

- помочь человеку узнать свои личностные особенности и научить их использовать;

- совместно определить причину подавленности,, личностной тревожности;

- повышать самооценку индивида;

- научить человека прорабатывать негативные эмоции, формировать его стрессоустойчивость через освоение релаксационных техник;

- формировать у человека эффективные модели поведения;

- способствовать гармонизации взаимоотношений с окружающими, коллегами, членами семьи;

- развивать социально полезные черты личности клиента;

- развивать креативность и умение нестандартно мыслить;

- формировать эстетический вкус.


Задачи арт-терапии определяются запросом клиента.

Основная задача арт-терапии в работе с детьми с помощью искусства и творчества – научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие, опираясь на игровую форму деятельности.

Примеры задач арт-терапии показывают масштабность этого направления. Этим обусловлено появление различных видов арт-терапии.


Виды арт-терапии:

Изотерапия. К этому виду относятся все техники, которые связаны с рисованием. В процессе создания рисунка находит выход собственное «Я». При анализе законченных иллюстраций психологи большое внимание уделяют цветовой гамме. Например, если человек в подавленном эмоциональном состоянии раскрашивает мандалу, то он бессознательно выберет для нее темные синие и зеленые оттенки. Если аналогичное задание будет выполнять гиперактивный ребенок, то в рисунке будут преобладать красный, оранжевый и желтый оттенки. К данному направлению относятся проективные рисуночные психологические тесты. Например, если у ребенка конфликт с кем-то из родственников, то он «забудет» нарисовать этого члена семьи на своем листе.

Глинотерапия. По определению психотерапевтов, глина – это лучший материал для арт-терапии, который открывает глубины бессознательной сферы психики. Когда человек лепит фигурки из глины, он прорабатывает свои проблемы. Лепка повышает уверенность в себе, развивает творческие способности, учит человека идти на компромисс в споре, помогает забыть обиды и наладить отношения с близкими.


Песочная арт-терапия как метод релаксации. Основная цель песочной арт-терапии заключается в организации общения детей с использованием игрушечных персонажей. В ходе занятий в песочнице дети учатся сотрудничать, общаться, открыто говорить о своих эмоциях, решать конфликтные ситуации.


Бумагопластика, квилинг, оригами, аппликация. Эти виды творчества задействуют нервные окончания, находящиеся в кончиках пальцев. Такие занятия оказывают положительное действие на нервную систему, помогают нормализовать эмоциональный фон.


Сказкотерапия. С помощью этого метода психологи устраняют негативные поведенческие реакции у детей, формируют у них эффективную систему ценностей. Детям нравится отождествлять себя с положительными героями сказок. они легко перенимают модель поведения положительного героя, описанную в литературном произведении.


Куклотерапия. Манипуляции с куклами развивают самосознание, способствуют сохранению психологического здоровья детей, позволяют им быстрее усвоить принципы и нормы социального взаимодействия.


Музыкотерапия. Методика используется с целью оптимизации эмоционального фона. Педагог рекомендует к прослушиванию определенные музыкальные композиции, а затем происходит обсуждение. Задает обучающемуся вопросы: «Какие эмоции вызвала музыка?», «Какие образы возникали во время звучания музыкального произведения?», «Какие изменения были отмечены в теле: появилось ощущение тепла, расслабленности? Или напротив мышцы находились в напряженном состоянии?» Ответы обучающегося позволяют специалисту понять причины проблем и определить способы их устранения. Вариантом музыкотерапии является самостоятельная игра человека на том или ином музыкальном инструменте. Специалисты в области арт-терапии используют интересное задание: вовлекают в рисование музыки. Это простое упражнение помогает взрослым и детям выразить чувства и переживания на бумаге, а затем проанализировать их с помощью психолога.


Танцевально-двигательная терапия. Это вид импрессивной арт-терапии. Танец позволяет человеку лучше осознать границы собственного тела, а также научиться чувствовать социальные границы в общении. Танцевальные упражнения в арт-терапии позволяют человеку повысить самооценку, научиться эффективным жестам, улучшить понимание невербалики в процессе общения, избавиться от внутриличностных комплексов.


Фототерапия. Эта методика помогает решать психологические проблемы. Для работы можно использовать готовые фотокарточки или же предложить сделать снимки самостоятельно. На занятиях обучающиеся составляют рассказы по фото, делают коллажи. Эти формы работы способствуют личностному росту.


Библиотерапия и кинотерапия. Эти техники арт-терапии используются при работе со взрослыми. В этих направлениях педагог предлагает ознакомиться с поучительной книгой или фильмом, а затем организует обсуждение произведения или кинокартины.


Метафорические карты. Данная техника основана на ассоциациях. Она помогает сделать правильный выбор, найти нестандартное решение, всесторонне проанализировав трудную ситуацию.


Психодрама. Понятие психодрамы в арт-терапии связано с исполнением той или иной социальной роли. Технология представляет собой проигрывание проблемных ситуаций. Методика эффективна при коррекции проблем социализации, устранении закомплексованности, а также при работе с психическими отклонениями. Однако некоторые практикующие психологи считают, что психодрама не относится к разновидностям арт-терапии.


Есть еще так называемая пассивная арт-терапия – это созерцание предметов искусства (картин, декоративно-прикладного творчества), в результате чего человек получает эстетическое удовольствие.


Те или иные техники и упражнения арт-терапии педагог выбирает с учетом возраста обучающегося и его запроса.


Показания для проведения терапии искусством

Как работает арт-терапия? Считается, что такое направление психокоррекции как арт-терапия эффективно при решении следующих проблем:

  • возрастные кризисы;

  • отставание ребенка в психическом или речевом развитии;

  • депрессия, преобладание пониженного тонуса и плохого настроения;

  • эмоциональное выгорание, стресспсихотравма;

  • синдром хронической усталости;

  • низкая самооценка, наличие внутриличностных комплексов, негативное самовосприятие;

  • повышенная тревожность;

  • неустойчивость психики;

  • психоэмоциональные проблемы;

  • различные фобии, панические атаки;

  • трудности в общении с членами семьи, друзьями, коллегами, конфликтность, раздражительность, импульсивность;

  • патологическая ревность;

  • вынужденное одиночество, длительная социальная изоляция;

  • трудности социализации и др.


Особенности использования арт-терапии с детьми разного возраста

Для дошкольников

Выбирая методы арт-терапии в работе с детьми, педагогу следует учитывать особенности психологии дошкольников. Простыми словами можно сказать, что арт-терапия с дошкольниками – это такой вид деятельности, в котором ребенок проявляется себя и свои способности.

Коррекционные задачи с этой возрастной категорией обучающихся успешно решаются в ходе изобразительной деятельности, в процессе организации работы детей с песком или глиной, а также средствами сказкотерапии.

В период дошкольного детства арт-терапия – это инновационный метод развития мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы. В ходе таких занятий у детей формируются коммуникативные навыки и умение сотрудничать.

Арт-технологии применяются при организации курсов подготовки старших дошкольников к школьному обучению. Эта методика эффективна при работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Для младших школьников

Поступление в школу связано с глобальной перестройкой всего организма. Первоклашкам трудно адаптироваться к смене ведущего вида деятельности, выдерживать большие интеллектуальные нагрузки. Избежать стресса в период адаптации помогает такая техника арт-терапии, как раскраски-антистресс.

Занимаясь раскрашиванием, ребенок не только дает волю эмоциям, но и получает эстетическое удовольствие. Кроме того, раскрашивание мелких деталей – это прекрасная тренировка для мышц руки, произвольности и мелкой моторики. Если тематика рисунка подобрана с учетом интересов ребенка, то при работе с ним у ребенка формируется мотивация достижения: он старается выполнить работу аккуратно, потому что ему важен не только процесс, но и результат.

На протяжении всего обучения в начальных классах арт-терапия для детей может применяться как метод профилактики девиантного поведения. Для педагога- психолога эта технология является экспресс-диагностикой детско-родительских отношений, психоэмоционального состояния ребенка, а также социально-психологического климата детского коллектива.

Для подростков

Термин «арт-терапия» впервые был использован в статьях о коррекции девиантного поведения. Сегодня эта методика, позволяющая самореализоваться, активно используется специалистами кризисных центров при работе с трудными подростками. Посещение курсов арт-терапии помогает юношам и девушкам:

  • определить жизненные цели и приоритеты;

  • победить застенчивость;

  • повысить самооценку;

  • научиться общаться с противоположным полом.

Для взрослых

Как метод психологической коррекции арт-терапия используется в работе и со взрослыми. Эту методику мы можем применить когда необходимо:

  • выйти из состояния затянувшейся грусти;

  • простить близкого человека;

  • проработать негативные эмоции (страх, гнев, стыд);

  • вылечить невроз;

  • повысить самооценку;

  • научиться принимать судьбоносные решения;

  • улучшить отношения с окружающими;

  • предупредить возникновение эмоционального выгорания.


Организация занятий по арт-терапии

В зависимости от возраста участников, продолжительность занятия обычно составляет один – два учебных часа. Занятие арт-терапией обычно делится на 2 части (теоретическую и практическую), что дает возможность человеку расширить свои знания о той или иной проблеме, а затем погрузиться в творческий процесс.

Группы для творческих занятий могут быть следующих типов:

  • студийные (в этом случае работа организуется по типу кружкового объединения, где участники не только занимаются созданием уникальных произведений искусства в разных техниках, но и изучают теоретические основы арт-терапии);

  • открытые (это группы, к работе в которых желающие могут присоединиться в любой момент);

  • закрытые (это тематические группы, где занятия проходят с постоянным составом участников на протяжении всего курса работы).

Для занятий педагогу нужно просторное помещение, материалы и инструменты для создания шедевров. Руководителю творческого процесса нужно тщательно продумать рабочее место для каждого участника.

Во время занятий руководитель творческой студии создает максимально комфортную для участников атмосферу. Для этого можно использовать аудиозаписи со звуками природы, теплые источники искусственного освещения.


Этапы занятия


Обязательными этапами занятия являются:

  1. Вводный этап, на котором педагог устанавливает контакт с участниками, настраивает детей на предстоящую деятельность, сообщает группе цели данной встречи, предлагает на выбор техники работы.


  1. Этап непосредственного творчества. На данном этапе участники группы погружаются в атмосферу творчества. Прислушиваясь к себе, своим внутренним ощущениям, они заняты процессом создания шедевра в той или иной технике. Педагог поддерживает обратную связь с группой через вопросы, разрешение проблемных ситуаций, комментирование отдельных моментов.


  1. Этап обсуждения процесса и результата работы. На данном этапе участники демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, задают вопросы педагогу или же отвечают на его вопросы. Педагог в индивидуальном порядке дает рекомендации каждому участнику, подводит итог занятия.


А. Хилл утверждал, что педагог при организации занятий по арт-терапии должен соблюдать следующие принципы:


  1. Принцип субъективного отношения. Педагог должен относиться к каждому участнику сессии как к активному субъекту, как к личности. В ходе творческого процесса каждый участник группы является творцом, поэтому неуместно говорить об ошибках в рисунке или поделке. Педагог не навязывает обучающимся свое видение и свои идеи. Он всего лишь помогает детям познавать самих себя. Метод арт-терапии заключается в создании уникальных работ, неповторимых образов, отражающих индивидуальность каждого участника группы.


  1. Принцип активности. Педагог стимулирует инициативность и активность участников. Для того, чтобы у педагога была возможность помочь ребенку разобраться с собственными эмоциями и чувствами, нужно, чтобы клиент активно принимал участие в творческой деятельности.


  1. Принцип чувственной наглядности. Данный принцип предписывает педагогу создать на занятии такие условия для творчества, в которых были бы задействованы все анализаторные системы.


  1. Принцип обратной связи. Важным этапом занятий является обсуждение процесса и результата творческого погружения. В ходе группового обсуждения педагог анализирует результативность данного занятия, отмечает динамику в эмоциональном состоянии участников группы, планирует дальнейшую работу с участниками.


Примеры упражнений по арт-терапии

Для лучшего понимания арт-терапии как метода психокоррекции, приведу примеры нескольких упражнений.


Упражнение «Дорога жизни».

Цель упражнения – коррекция жизненных установок личности. Я прошу вас нарисовать дорогу жизни. Для этого требуется вспомнить свои достижения и неудачи, взлеты и падения. На рисунке эти ключевые моменты нужно обязательно обозначить.

По окончании работы ответьте на следующие вопросы:

  • Вам нравится эта дорога?

  • Хочется продолжить путешествие по этому маршруту?

  • Возникает желание свернуть с этого пути? Если да, то почему?

А сейчас дополните эту дорогу теми элементами, которые ждут вас за поворотом. Так мы пришли к целеполаганию и определению целей на ближайшее будущее.


Упражнение «Притча».

Цель этого упражнения – мотивация человека к деятельности, стимулирование активности, самопрограммирование на успех. Это упражнение можно сделать самостоятельно дома. Необходимо взять текст любимой притчи или доброй сказки. В течение 3 минут нужно ее читать и выписывать в столбик те слова из текста, которые находят в душе эмоциональный положительный отклик. По истечению времени, отведенного на работу с текстом, из получившегося списка нужно выбрать 5-7 самых ярких слов и составить из них фразу, которая станет жизненным девизом на ближайшее время.


Преимущества и недостатки

Чем полезна арт-терапия? Преимущества арт-терапии:

  • с точки зрения возрастной психологии, метод является универсальным;

  • метод безопасен в использовании;

  • есть возможность применения методики в домашних условиях;

  • это прекрасный инструмент для проработки как негативных переживаний, так и позитивных эмоций;

  • для людей с заниженной самооценкой несомненным плюсом арт-терапии является обретение уверенности в себе;

  • методика позволяет отчаявшимся людям вновь обрести смысл жизни, научиться жить в гармонии с собой, приносить окружающим пользу;

  • метод является эффективным при купировании немотивированной агрессии;

  • интересным и исцеляющим в арт-занятиях является не только процесс создания работы, но и результат – законченное произведение искусства.

Упражнения и техники арт-терапии приносят огромную пользу, но критики данного подхода отмечают, что у арт-терапии есть и недостатки: эта технология работы абсолютно неприменима к консервативным личностям и скептикам!


Заключение


Исцеление творчеством – это относительно новое направление работы психологов и педагогов. Эту технологию специалисты используют как самостоятельный метод психокоррекционного воздействия. Также элементы арт-методик могут применяться педагогами в ходе организации образовательно-воспитательного процесса.

Это перспективное направление стремительно расширяется: появляются новые техники работы, требующие использования нетрадиционных материалов.


Занятия арт-терапией развивают: внимание, память, восприятие, мышление, познавательный интерес, любознательность, развитие творческих способностей.


Воспитывают: коммуникативные навыки, умение выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, находить выход из конфликтных ситуаций. Самоорганизацию, самоконтроь, самостоятельность, настойчивость, выдержку.

Формируют положительноую самооценку, уверенность в себе, активную жизненную позицию, умение адаптироваться к новым условиям, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыбалкина Наталья Александровна

Дата: 13.09.2022

Номер свидетельства: 612909


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства