Методические рекомендации к обучению леворуких детей на музыкальных инструментах
Методические рекомендации к обучению леворуких детей на музыкальных инструментах
Потребность художественного и эстетического развития данной группы детей должна реализовываться в рамках государственного дополнтительного образования. Это подразумевает выявление оптимальных музыкально - педагогических условий обучения леворуких детей на основе анализа и прогнозирования их музыкального развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к обучению леворуких детей на музыкальных инструментах»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П.ОКТЯБРЬСКИЙ
РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические рекомендации к обучению леворуких детей на музыкальных инструментах
Составитель:
Шувалов Михаил Александровичпреподаватель I квалификационной категории
МОУ ДОД ДШИ п.Октябрьский
2018 г
Система дополнительного образования в современных социокультурных условиях является одной из наиболее востребованных и актуальных для учащихся образовательных школ. Музыкальное образование в этой системе должно быть доступно и комфортно для всех категорий учеников, в том числе и для леворуких детей. Исследования психологов показывают, что восприятие музыки и музыкальное развитие праворуких и леворуких учеников отличается. Поэтому в музыкальном обучении леворуких детей необходимо учитывать их природные особенности и отводить особую роль выравниванию так называемых «инструментальных движений» - области, за которую отвечает левое полушарие, вспомогательное у левшей.
Формально леворукость считается единичным явлением, но практика свидетельствует о постоянном увеличении числа учеников с этой особенностью, тем более что в настоящее время нет тенденции их переучивания. В современном мире вместе с показателями по скрытой леворукости насчитывается до 20% леворуких детей, и это дает основание изучить вопрос о соответствии содержания музыкально-педагогического процесса и возможностей этих обучающихся. В действительности практически весь инструментальный репертуар написан для праворуких исполнителей, а в процессе исполнения ведущая роль принадлежит правой руке. Писать, рисовать, и даже сочинять музыку леворукий ребенок может при помощи ведущей руки, но в музыкально-исполнительской практике левше приходится приспосабливаться к несвойственной для него нагрузке. Поэтому требуется разработка специальных рекомендаций для эффективного обучения леворуких детей игре на музыкальных инструментах.
Потребность эстетического и художественного развития данной группы детей должна реализовываться в рамках государственного дополнительного образования. Это подразумевает выявление оптимальных музыкально-педагогических условий обучения леворуких детей на основе анализа и прогнозирования их музыкального развития. Речь идет об отличительных особенностях восприятия музыки, инструментального обучения, развития художественного потенциала личности ученика в целом. Музыкальное обучение и развитие леворукого ребенка - это определенная педагогическая проблема не только потому, что у левшей особые способности. Леворукие дети адаптируются к школе труднее, чем остальные. Высокий уровень тревожности сочетается у них с возбудимостью и впечатлительностью. Данные исследователей говорят о том, что психическое здоровье левшей нуждается в усиленном внимании, также эти дети часто попадают в группу риска школьной дезадаптации, школьного стресса. Согласно когнитивной теории психологического стресса, он наступает в том случае, когда человек считает, что обстоятельства предъявляют ему слишком высокие, значительно превышающие его ресурсы, требования и ставят под угрозу его благополучие (Л. Первин, О. Джонс). Следовательно, от учителя требуется особый контроль за сохранением психологического здоровья и комфорта леворуких детей в процессе музыкального обучения. Леворукость - не дефект, а особенность.
В начале обучения важно узнать, какая сторона тела ученика является ведущей. Делать это надо очень тактично, не обязательно об этом спрашивать прямо, так как многие родители относятся к подобным вопросам крайне настороженно, видя в левшевстве ущербность. Определить левшевство можно через определенные задания. Например, через запись нот, прохлопывание мелодии, разнообразные игры. Манера держать ручку также может подсказать учителю, что перед ним ученик со скрытым или явным левшевством. Поэтому для успешного музыкального обучения детей этой группы должны быть продуманы методические рекомендации, репертуар и последовательность прохождения индивидуальной программы. Руководство темпом изучения инструментального репертуара и музыкального развития ученика должно осуществляться на основе природных данных ребенка, что особенно актуально в отношении леворуких учащихся. В дополнительном образовании возможна дифференциация обучения левшей. Эти дети требует специального педагогического внимания, так как по мнению психологов при одинаковых условиях обучения леворуких и праворуких учеников результат их обучения - разный. В разработке педагогических условий музыкального развития левшей важно учитывать их природные качества, которые проявляются в соприкосновении и коммуникации с окружающим социумом.
Дифференциация и индивидуализация музыкального развития леворуких детей позволит им преодолеть трудности в обучении, полнее реализовать свой личностный потенциал, творческие способности, повысить коммуникабельность, самоутвердиться не только в коллективе школы, но и в праворуком социуме.Творческий подход в освоении инструмента - главный стимул обучения левшей. Подбор мелодии, игра в ансамбле, - все это помогает реализовать леворуким детям внутреннюю потребность личного творчества. Констатирующий эксперимент выявил, что у группы детей с явной и скрытой леворукостью существуют серьезные проблемы в обучении музыке: плохая координация инструментальных движений, замедленный темп освоения индивидуальной программы, боязнь сцены, наибольшее количество учеников бросивших музыкальное образование В тоже время, среди детей, у которых наблюдалось минимальное преимущество правой руки, было много учеников с врожденными музыкальными способностями. Леворукие дети более ранимы, чем остальные ученики. Левшам нельзя напоминать о том, что у них что-то не получается по причине их леворукости. На уроке с ними надо стараться вообще не затрагивать тему леворукости хотя бы до подросткового возраста, а если у ребенка скрытое левшевство, то можно не говорить с ним об этом вообще. Эффективность музыкального развития леворукого ребенка зависит от соблюдения следующих педагогических условий: а) срок начала обучения музыке ( на год позже или на год раньше по сравнению общеобразовательной школой); б) выбор инструмента с учетом, что леворуким детям легче учиться на щипковых инструментах, труднее - на струнно-смычковых, в)педагогическая профилактика отказа леворуких детей от занятий музыкой из-за трудной адаптации к обучению; г) организация учебного процесса с точки зрения природосообразности, педагогической целесообразности и психологической комфортности. Особое значение в работе с левшами приобретает закрепление полученных знаний, базирующееся на цикличности обучения, развитии самоконтроля и творческой деятельности: в особенности субъективной интерпретации и сочинении музыки, участия в концертах и т.д. Процесс музыкального развития леворуких учеников надо строить поэтапно.
I этап — подготовительный (диагностический). Его характерной особенностью является выраженное желание ребенка учиться музыке.
Задачи учителя на I этапе Диагностика характерных психофизиологических особенностей учащегося; определение путей индивидуального подхода к нему, формирование доверительных отношений между учителем и учеником, между учителем и родителями. Выбор инструмента в соответствии с потребностями ребенка, учитывая желание ученика, но в то же время помнить, что легче всего левшам учиться на щипковых инструментах. Сложнее - на струнно-смычковых.
Педагогические условия эффективного музыкального развития: начало обучения музыке не должно совпадать с началом обучении в общеобразовательной школе - оно должно начинаться на год-два раньше или позже; учитель должен учитывать психофизиологические особенности левшей, что определяет индивидуальный подход и щадящую нагрузку в процессе обучения
II этап - начальный (адаптационный), 1-3 класс, 6-9 лет. Характерной особенностью является затрудненная координация игровых движений ученика, которая сохраняется на протяжении всего этапа.
Задачи учителя на II этапе: последовательная адаптация леворукого ученика к занятиям музыкой: к коллективу преподавателей, учеников, расписанию уроков и другим учебным дисциплинам; помощь левше в освоении игровых приемов — при этом учитель должен заменить четкие названия направления сторон другими ориентировками; необходима также координация инструментального обучения, с обучением по другим дисциплинам; особое внимание должно быть уделено тщательной подготовке левши к выступлениям на сцене.
Педагогические условия эффективного музыкального развития: бережное отношение к ученику; комплексное изучение нового материала во взаимосвязи с уже известной темой; индивидуальная программа не должна резко усложняться, а освоенные игровые движения следует многократно отрабатывать и повторять в процессе обучения.
III этап - средний (критический), 4-5 классы, 10-12 лет. Характерной особенностью является частое отставание левшей в учебе из-за тяжелой адаптации к учебному процессу и освоению инструментальной техники на предыдущем этапе. Именно на III этапе дети часто уходят из школы.
Задачи учителя: Четкий контроль за дозировкой учебного материала, уровня его сложности; укрепление контактов учителя с родителями левши и учителями по смежным предметам; преодоление технических трудностей под наблюдением учителя в классе, а не дома – самостоятельно. Привлечение левшей к ансамблевому музицированию, как компенсаторной форме развития инструментальной техники, стимулирования интереса к обучению.
Педагогические условия эффективного музыкального развития: недопущение нервозной обстановки в обучении; деликатность, корректность в общении с леворукими детьми: нельзя напоминать ученику, что многие проблемы его инструментального обучения обусловлены леворукостью.
IV этап - накопление музыкального опыта и практических инструментальных навыков игры. 6-8 классы, 13-14 лет. Характерная особенность: стремление ученика к самостоятельности, поиск своего пути и способов самореализации в искусстве.
Задачи учителя: систематический возврат к основам исполнительской техники, ее закрепление на новом уровне; развитие способности к музыкальному самовыражению, инициативе, самостоятельности; дифференцированный подбор учебного репертуара, способствующего показу исполнительских достижений левши с лучшей стороны. Так, у левшей хорошо получаются произведения либо с однообразными (а не смешанными) штрихами, либо с четким разнохарактерным строением, где есть возможность для переключения внимания.
Педагогические условия эффективного музыкального развития: повышение требовательности; проявление устойчивого интереса к музыкальной индивидуальности левши; организация сборных концертов, которые не требуют высокой техничности и исполнительской выносливости, где бы левши могли проявить себя как солисты, так и в ансамбле.
V этап - завершающий (констатирующий успешность обучения). Характерная его особенность - самостоятельная музыкально-исполнительская и музыкально-творческая деятельность левшей (после завершения курса музыкального обучения в учреждении дополнительного образования).
Задачи учителя: ориентация левши на домашнее музицирование, открытые выступления, участие в фестивалях, поездках, связанных с исполнительской деятельностью; сохранение лидерской роли учителя как наставника и советчика; стимулирование непрерывности музыкально-творческого развития левшей, при необходимости - оказание посильной методической помощи.
Педагогические условия эффективного музыкального развития: ориентация на перспективу музыкального развития: использование новых форм исполнительской и творческой работы, обусловленных конкретной программой музыкальной деятельности; стимулирование домашнего музицирования как социокультурной ценности во время учебы в школе и после ее окончания.Динамика музыкального развития леворуких детей показывает, что овладение исполнительскими навыками в той мере, которая характерна для праворуких сверстников, приходит к ним в возрасте 13-14 лет. До этого времени идет накопление музыкальных впечатлений, знаний, умений, навыков. На первых этапах учителю может показаться, что ребенку тяжело и бесполезно учиться. Такая позиция наставника часто приводит к отказу леворуких детей от занятий музыкой. Но, если педагоги будут знать, что замедленный процесс накопления учебной информации характерен для музыкального развития левшей на начальных этапах обучения, учителя увидят перспективу развития этих детей. На IV и V этапах леворукие ученики успешно реализуют поэтапно накопленные знания и умения, их музыкальное развитие заметно прогрессирует.
Исследование познавательных процессов (А.Р. Лурия, П.Я.Гальперин, С.Л. Кобылицкая, С.Беляева-Экземплярская, А.Н.Сизанов, А.В.Бакушинский, К.Маховер, Дж. Бук показало, что леворуким ученикам легче осваивать репертуар, где используются однообразные штриховые варианты, труднее - где исполнительская техника построена на смешанных штрихах. Ученикам тяжело дается штрих legato, особенно в младших классах, они долго осваивают новые аппликатурные и штриховые варианты. Дети-левши стабильно исполняют музыку с четкой последовательностью частей (например: вариации, трехчастная форма), где им удобно переключить мышление и игровой аппарат на другую по характеру музыку. Выступать на сцене для них легче в составе ансамбля (желательно не играя ведущую партию), или в сборном концерте, который не требует большой исполнительской выносливости. Исследование выявило, что, несмотря на трудности в инструментальном обучении, среди левшей много профессиональных музыкантов, в том числе играющих и на классических инструментах
Начиная обучение со второго этапа надо формировать у ученика целостное представление о конечном варианте исполнения музыки: объяснять, какого качества должен быть профессиональный звук, как бегло могут работать пальцы левой и правой руки, Это нужно для того, чтобы последующие, более подробные объяснения казались леворукому ученику повторением уже известного ему материала. Часто леворукие дети боятся всего нового, так как они не уверены в себе и чувствуют, что могут не справиться с поставленной задачей. При повторении материала ребёнок сам будет подстраивать свои движения под сформированное в его сознании представление о требуемом звучании инструмента.
Важно с первых уроков показать ученику, как может звучать его инструмент, каким способом извлекаются звуки из гитары. Необходимо показывать звуковые и технические приемы, которые предстоит освоить ученику, на инструменте. Принцип формирования целостного представления об исполнении, принцип опережения представления над умением должен сохраняться весь период в обучения левши.
Пальцевые движения (пальцевая моторика) у левшей вырабатываются через представление о звуке, а не через объяснение, каким это движение должно быть. Все инструменты созданы для правшей, и левши, согласно своей природе, должны выполнять все движения наоборот. Сенсорная координация - самая сложная область исполнительской техники без которой трудно в дальнейшем рассчитывать на хороший результат. Ученик-левша выравнивает игровое движение только подключив образное мышление: думая о продолжительности фразы, качестве звука, красочности и образности исполнения. Говорить ученику только о ровном счете и точном выполнении полярных динамических оттенков - значит тормозить его пальцевую технику.. Леворукие ученики позже других детей начинают контролировать пальцевые ощущения одновременно в двух руках.Процесс контроля пальцевых движений в руках торопить нельзя, иначе ребёнок будет нервничать. Надо изначально рассчитывать, что левши долго вырабатывают управляемость пальцев. Поэтому строить индивидуальный план освоения инструмента надо исходя из этих реальностей.
Владение кистями рук при игре на гитаре является одним из самых сложных элементов в обучении левшей. Ученики очень долго не могут почувствовать нужную форму кистей, часто их "склеивают" с предплечьем, после чего кисти делаются неуправляемыми. Как и с пальцевыми ощущениями, здесь помогает время и задания, основанные на различных упражнениях, воображении ребёнка. Свобода кистей рук в должной степени может вообще не появиться у левшей. Ученики-левши, которые не стремятся продолжить музыкальное образование, мало работают над тем, чтобы свобода кистей, выработанная на уроке, превратилась в устойчивый навык. Это, наверное, связано с тем, что они не могут по-настоящему ощутить, что такое свободные кисти рук при игре на инструментах, созданных для праворуких исполнителей. Однако очень часто даже таким ученикам удается извлекать качественный, выразительный звук. У левшей из-за понимания того, что они не полностью владеют своими руками на инструменте, хорошо развивается внутренний слух и контроль за качеством звука, в то время как ученики с лучшей координацией могут играть с различными призвуками по причине невнимательности.
Леворуких учеников нельзя торопить по программе в младших и средних классах, иногда даже и в старших классах педагоги вынуждены давать заниженную программу по специальности. Лучше дать ребенку произведения меньшей сложности и предотвратить его уход из музыкального образования из-за непосильной для него нагрузки. Детей целесообразнее учить игре, исходя из профессиональных исполнительских приемов, для того, чтобы впоследствии не переучивать. Для левшей переучивание ведет к потере ориентиров в игровых навыках, поэтому для них очень важно изначальное получение знаний в том виде, в котором они будут использовать их в старших классах. Посадка гитариста, прикосновение к инструменту, форма пальцев обеих рук, качество звука - все должно быть подчинено задаче исполнительского роста музыканта. Леворуких учеников надо сразу учить грамотными приемами игры, чтобы впоследствии им не надо было переучиваться, так как подобное переучивание для них может обернуться стрессом. Леворукие ученики хорошо перенимают гитарную технику, играя в ансамбле. В ансамбле все партии дети играют одними штрихами и одной аппликатурой. Играя в группе детей, левша лучше запоминает приемы игры, штрихи, лучше осваивает позиции. Уровень сложности в партиях по ансамблю - разный. Это помогает леворуким ученикам быть в коллективе сверстников даже в том случае, когда они отстают по специальности.
Данные исследователей говорят о том, что для левшей больше подходит деятельность нерегламентированная, требующая проявления инициативы и интуиции. Художественное образование может помочь леворуким детям ярко развить их лучшие личностные качества. Поэтому для успешного музыкального обучения детей этой группы должны быть продуманы методические рекомендации, репертуар и последовательность прохождения индивидуальной программы. Руководство темпом изучения инструментального репертуара и музыкального развития ученика должно осуществляться на основе природных данных ребенка, что особенно актуально в отношении леворуких учащихся.
Литература
Вестник Международного совета по музыкально-художественному образованию (к 100-летию Д.Б. Кабалевского) /Отв. за выпуск: Е.Д.Критская, М.С.Красильникова.-М., 2004.- 100с.
Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания (Сборник научных статей). Редакция: И.А. Жбанкова, О.И. Радомская, ред.-составитель Л.Г. Савенкова, М.: Институт художественного образования РАО, 2003.- 273с.
Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя/ Составитель И.В.Пигарева. Ответственный редактор Г.П.Сергеева.-М., 2004.-192с.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. — М.: ТЦ Сфера, 2002. 102с.